Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 05:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление проблем и перспектив развития отношений между ЕС и Россией и нахождение путей решения проблем.
ВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………………..….3
Глава I: УСТРОЙСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………………………….5
1.1. Состав Европейского Союза и цели его создания …….…………………..5
1.2. Институты Европейского Союза…………………………………………….7
1.3.Организационные аспекты ЕС……………………………………………….8
1.4. Место и роль ЕС в мировой экономике…………………………………….9
Глава II: АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И ЕС………………………………………………………………………………...15
2.1.Торговые отношения между Россией и ЕС………………………………..15
2.2.Потоки инвестиций между Россией и странами ЕС………………………17
2.3.Международная кооперация производства России и стран ЕС…………..21
2.4.Исследовательское и технологическое сотрудничество России и ЕС…...22
2.5. Факторы, влияющие на экономические отношения России и ЕС……….25
Глава III: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА………………..27
3.1.Проблемы экономических отношений России и ЕС……………………....27
3.2.Перспективы экономических отношений России в ЕС...............................31
Заключение………………………………………………………………….……37
Список использованной литературы………………………………………...…38
2.4.Исследовательское и технологическое сотрудничество России и ЕС
Евросоюз, добиваясь построения общества, основанного на знаниях,
ставит своей целью укрепление и оптимизацию связей между научными исследованиями и инновациями, а также поддержку малого и
среднего предпринимательства в области науки и инноваций. Каковы же те основные направления, в рамках которых наше сотрудничество в этой
сфере может принести взаимно выгодные результаты?
Есть все основания утверждать, что складывающаяся ситуация способ-
ствует такому сотрудничеству. Еще на стокгольмском саммите Россия–ЕС глава Еврокомиссии Баррозу вручил президенту России Медведеву пред-ложения по программе, которую стороны назвали «Партнерство для модер-низации». Конкретный вариант соответствующей программы был детально обсужден на саммите Россия — ЕС в Ростове на Дону, состоявшемся в июне 2010 г. В результате обсуждения был принят документ, в котором предусматривалось, что приоритетными направлениями сотрудничества станут, в частности, защита прав интеллектуальной собственности, транс-порт, энергоэффективность, космос.
Как известно, этому предшествовало длительное накопление позитив-
ного опыта взаимодействия
в научно-технологической
В 1991 г. началась реализация программы Евросоюза «TACIS», предусматривающей техническую помощь государствам СНГ, в том числе и России. В ее рамках было реализовано 4 научно-технологических проекта.
В 1992 г. в Москве начал работу Международный научно-технический
центр (МНТЦ). За время его существования более 60 тыс. российских
ученых и специалистов
из 765 научно-исследовательских
т.ч. занимавшихся прежде оборонной тематикой, получили финансовую
поддержку, открывшую перед
ними возможность участия в
в международное сообщество. Некоторые из них успешно реализуются
и ныне.
В 1993 г. Россия стала членом Европейской программы научно-технического сотрудничества в области высоких технологий и инноваций —«EUREKA».
-В 2002–2006 гг., участвуя в 6-й рамочной программе ЕС, Россия опередила остальные третьи страны как по количеству задействованных в ней ученых, так и по объему полученного от ЕС финансирования. О результатах сотрудничества в рамках текущей 7-й рамочной программы Евросоюза на 2007–2013 гг. говорить пока рано.
-В 2006 г. стартовала
программа научных и
«Erasmus Mundus Partnership». В настоящее время по этой программе в странах Евросоюза проходят обучение, преподают или занимаются исследованиями около 1,5 тыс. российских ученых и студентов.
Россия и ЕС начали проводить скоординированные конкурсы, в ходе которых совместно выбирают проекты по тематике, представляющей общий интерес. С российской стороны соорганизаторами конкурсов могут выступать Минобрнауки и Минпромторг, госкорпорация «Росатом», а со стороны ЕС — Еврокомиссия. Финансирование осуществляется совместно на деньги европейской 7-й рамочной программы и российской Федеральной целевой программы.
Один из примеров т акого сотрудничества «EU–RU.NET» (Европа — Россия. Наноэлектронные технологии) — совместный проект ЕС и России по разработке стратегии развития, прогнозированию и стимулированию международного сотрудничества в области наноэлектронных технологий. Проект является подпрограммой целевой программы Европейской комиссии по исследованиям и техническому развитию до 2013 г.
В текущем российско-европейском научном сотрудничестве пока все
еще доминируют непосредственные контакты исследовательских структур, как правило, не обусловленные межгосударственными договоренностями, хотя примеры последних, безусловно, существуют, причем оказываясь наиболее успешными.
С 1990 г. Европейское космическое агентство поддерживает тесные контакты с российскими специалистами в этой области. Еще несколько лет назад Россия и ЕС подписали положение о диалоге в области космоса. В нем зафиксированы все глобальные проекты, которые Россия намерена осуществить с ЕС. Это сотрудничество в разработках и постройке спутников дистанционного зондирования Земли, космических аппаратов связи, научных программ, сотрудничество при строительстве российского стартового комплекса под запуски ракет-носителей «Союз-2» с космодрома во Французской Гвиане. Данный космодром расположен близко к экватору. Поэтому оттуда на геостационарные орбиты проще запускать спутники связи, которые коммерчески интересны многим странам или отдельным
корпорациям.
Таким образом, в космической сфере сотрудничество России и ЕС
действительно происходит на равных: Россия экспортирует космическую технику и космические технологии, а страны ЕС выводят свою конкурен- тоспособность в этой сфере на мировой уровень. В частности, уже 15 лет насчитывается стратегическому партнерству российской и французской космических структур. Среди новых совместных российско-французских проектов — спутники связи «Ямал-400» для Газпрома, «Ямал-401», созданный с использованием компонентов полезной нагрузки, поставленных французской компанией «Thales Alenia Space». «Ямал-402», собранный на заводе «Thalas Alenia Space» в Каннах, позволяет предоставлять услуги фиксированной связи на территории России, СНГ, Европы, Ближнего Востока.
В целом, в сложившейся ситуации — там, где Россия воспринимается
Европейским Союзом как равноправный партнер, сотрудничество приносит неплохие плоды. Тем не менее, при оценке ситуации важно проявлять реализм. Ожидать благотворительности в столь жизненно важных для постиндустриального общества сферах, как наука и образование, попросту непродуктивно. В силу объективных различий в нынешнем уровне развития науки в ЕС и в России, взаимная заинтересованность сторон в многоуров-невом и равноправном исследовательском сотрудничестве пока отсутствует. Отечественная наука как целостный организм интересовать европейцев сегодня не может. Она недофинансирована, недооснащена, стареет, а также, — в отличие от науки в ЕС, — до сих пор не имеет четкой концепции развития. Те же точки роста, которые, вопреки всему, существуют, уже вписались в логику международного сотрудничества чаще всего напрямую, вне контекстов межгосударственных договоренностей. При недостаточном финансировании и различии стартовых условий нет оснований ожидать вызревания действительно равноправного партнерства. Но это не снимает с повестки дня вопроса о перспективах и о значительном потенциале в сфере российско-европейского научно-технологического взаимодействия. Его реализация — вопрос времени и политической воли сторон.
2.5.Факторы, влияющие на процесс интеграции России и ЕС
Целый ряд объективных факторов способствует усилению взаимо- действия между Россией и ЕС. Первый фактор лежит за пределами собственно экономических процессов и носит геополитической характер. Президент РФ В.В. Путин в 2007г. отметил, что «стабильная, процветающая и единая Европа отвечает нашим интересам».15Глава российского внешне-политического веломства С.В. Лавров детализировал эту позицию, и, в частности, в июле 2007г. он заявил: «Россия, как вы знаете, всегда позитив-но воспринимала расширение ЕС – в отличие от расширения НАТО».16
Второй фактор – уже
сложившиеся российско-
Необходимо отметить что после возможного присоединения к ЕС Турции, Хорватии, Сербии, Черногории, Албании, Боснии и Герцеговины, Македонии потенциальная доля ЕС может составить 60% внешней торговли России. В случае принятия в его члены в более отдаленной перспективе стремящихся туда Косово, Молдовы, Украины, Грузии при сохранении нынешних тенденций эта доля может превысить 65%.
Третий фактор – необходимость общих подходов по преодолению разразившегося финансово-экономического кризиса, тем более что, по мнению академика РАН А.Дынкина, «пока существует очень приблизительное понимание причин и глубины этого кризиса». 18
Российские ученые внимательно анализируют позиции ЕС по вопросу нового Договора о стратегическом партнерстве (СПС-2). Сближению позиций России и ЕС в вопросе СПС-2 и разрешению существующих противоречий в торгово-экономическом сотрудничестве способствует проведение регулярных саммитов Россия-ЕС. На 22-м саммите, состоявшемся в ноябре 2008 г. В Ницце, Д.Медведев подчеркнул: «Товарооборот между Евросоюзом и Российской Федерацией растет. Это уже огромные суммы, и удельный вес всех торговых отношений с Евросоюзом в нашей стране составляет более 50 процентов – это сотни миллиардов евро. Мне кажется мы должны думать об этом, когда принимаем решения по всем основным направлениям сотрудничества. А ниши четыре общих пространства остаются: это свобода, безопасность и правосудие, экономическое пространство, внешняя безопасность, научные исследования и образование».19
ГЛАВА III: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
3.1. Проблемы экономических отношений России и ЕС
Становлению полноценного экономического сотрудничества между Россией и ЕС препятствует ряд факторов:
1) Коррупция в России, уровень которой неуклонно растет и которая в настоящее время достигла таких масштабов, что начала напрямую тормозить экономический рост страны. У многих возникнет вопрос: «А что насчет Европы? Там также воруют и о чём активно пишут СМИ». Но о том, что Россия по-прежнему остается одним из мировых "лидеров" в этом виде преступлений свидетельствует последнее исследование Всемирного банка, посвященное качеству государственного управления в 212 странах в 2008 году. Центральной темой исследования стала коррумпированность власти. В этой области, согласно результатам исследования показатель эффективности борьбы с коррупцией в России составил всего лишь 15%. В Великобритании 93% и Германии 93%.
По данным российского
Национального
Конечно, ни в одной
стране мира до конца победить
коррупцию нельзя. И как сказал
заместитель начальника
2) Неэффективная судебная
система, являющаяся сегодня
В качестве примеров
неэффективности можно
– затяжной характер судебных процессов
– коррумпированность
(за деньги некоторые могут
уходить от судебной
– отсутствие должного
внимания судов к
Интересно отметить, что
согласно статистике 30% россиян не
доверяет судебной системе, 38% считает,
что суд неэффективное
Решением данной проблемы,
на мой взгляд, является изменение
российскими судами своей
3) Глобальный финансовый и экономический кризис.
Проблемы:
– уменьшение количества инвесторов
– уменьшение поставок экспорта, импорта.
Результат: Уменьшение товарооборота.