Экономические отношения России и ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 05:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление проблем и перспектив развития отношений между ЕС и Россией и нахождение путей решения проблем.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ……………………………………………..……………………..….3
Глава I: УСТРОЙСТВО ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………………………….5
1.1. Состав Европейского Союза и цели его создания …….…………………..5
1.2. Институты Европейского Союза…………………………………………….7
1.3.Организационные аспекты ЕС……………………………………………….8
1.4. Место и роль ЕС в мировой экономике…………………………………….9
Глава II: АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И ЕС………………………………………………………………………………...15
2.1.Торговые отношения между Россией и ЕС………………………………..15
2.2.Потоки инвестиций между Россией и странами ЕС………………………17
2.3.Международная кооперация производства России и стран ЕС…………..21
2.4.Исследовательское и технологическое сотрудничество России и ЕС…...22
2.5. Факторы, влияющие на экономические отношения России и ЕС……….25
Глава III: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА………………..27
3.1.Проблемы экономических отношений России и ЕС……………………....27
3.2.Перспективы экономических отношений России в ЕС...............................31
Заключение………………………………………………………………….……37
Список использованной литературы………………………………………...…38

Файлы: 1 файл

курсовая 3 .docx

— 109.31 Кб (Скачать файл)

 

2.4.Исследовательское и технологическое сотрудничество России и ЕС

Евросоюз, добиваясь построения общества, основанного на знаниях,

ставит своей целью  укрепление и оптимизацию связей между научными исследованиями и  инновациями, а также поддержку  малого и

среднего предпринимательства  в области науки и инноваций. Каковы же те основные направления, в рамках которых наше сотрудничество в этой

сфере может принести взаимно  выгодные результаты?

Есть все основания  утверждать, что складывающаяся ситуация способ-

ствует такому сотрудничеству. Еще на стокгольмском саммите  Россия–ЕС глава Еврокомиссии Баррозу вручил президенту России Медведеву пред-ложения по программе, которую стороны назвали «Партнерство для модер-низации». Конкретный вариант соответствующей программы был детально обсужден на саммите Россия — ЕС в Ростове на Дону, состоявшемся в июне 2010 г. В результате обсуждения был принят документ, в котором предусматривалось, что приоритетными направлениями сотрудничества станут, в частности, защита прав интеллектуальной собственности, транс-порт, энергоэффективность, космос.

Как известно, этому предшествовало длительное накопление позитив-

ного опыта взаимодействия в научно-технологической сфере. Каковы же основные вехи уже пройденного пути14.

         В 1991 г. началась реализация программы Евросоюза «TACIS», предусматривающей техническую помощь государствам СНГ, в том числе и России. В ее рамках было реализовано 4 научно-технологических проекта.

          В 1992 г. в Москве начал работу Международный научно-технический

центр (МНТЦ). За время его  существования более 60 тыс. российских

ученых и специалистов из 765 научно-исследовательских институтов, в

т.ч. занимавшихся прежде оборонной  тематикой, получили финансовую

поддержку, открывшую перед  ними возможность участия в разнообразных  научных контактах и обменах. Были разработаны также программы, открывавшие возможность интеграции российских исследователей

в международное сообщество. Некоторые из них успешно реализуются

и ныне.

             В 1993 г. Россия стала членом Европейской программы научно-технического сотрудничества в области высоких технологий и инноваций —«EUREKA».

         -В 2002–2006 гг., участвуя в 6-й рамочной программе ЕС, Россия опередила остальные третьи страны как по количеству задействованных в ней ученых, так и по объему полученного от ЕС финансирования. О результатах сотрудничества в рамках текущей 7-й рамочной программы Евросоюза на 2007–2013 гг. говорить пока рано.

-В 2006 г. стартовала  программа научных и студенческих  обменов

«Erasmus Mundus Partnership». В настоящее  время по этой программе в странах Евросоюза проходят обучение, преподают или занимаются исследованиями около 1,5 тыс. российских ученых и студентов.

         

Россия и ЕС начали проводить  скоординированные конкурсы, в ходе которых совместно выбирают проекты по тематике, представляющей общий интерес. С российской стороны соорганизаторами конкурсов могут выступать Минобрнауки и Минпромторг, госкорпорация «Росатом», а со стороны ЕС — Еврокомиссия. Финансирование осуществляется совместно на деньги европейской 7-й рамочной программы и российской Федеральной целевой программы.

Один из примеров т акого  сотрудничества «EU–RU.NET» (Европа — Россия. Наноэлектронные технологии) — совместный проект ЕС и России по разработке стратегии развития, прогнозированию и стимулированию международного сотрудничества в области наноэлектронных технологий. Проект является подпрограммой целевой программы Европейской комиссии по исследованиям и техническому развитию до 2013 г.

В текущем российско-европейском  научном сотрудничестве пока все

еще доминируют непосредственные контакты исследовательских структур, как правило, не обусловленные межгосударственными договоренностями, хотя примеры последних, безусловно, существуют, причем оказываясь наиболее успешными.

С 1990 г. Европейское космическое  агентство поддерживает тесные контакты с российскими специалистами в этой области. Еще несколько лет назад Россия и ЕС подписали положение о диалоге в области космоса. В нем зафиксированы все глобальные проекты, которые Россия намерена осуществить с ЕС. Это сотрудничество в разработках и постройке спутников дистанционного зондирования Земли, космических аппаратов связи, научных программ, сотрудничество при строительстве российского стартового комплекса под запуски ракет-носителей «Союз-2» с космодрома во Французской Гвиане. Данный космодром расположен близко к экватору. Поэтому оттуда на геостационарные орбиты проще запускать спутники связи, которые коммерчески интересны многим странам или отдельным

корпорациям.

Таким образом, в космической  сфере сотрудничество России и ЕС

действительно происходит на равных: Россия экспортирует космическую технику и космические технологии, а страны ЕС выводят свою конкурен- тоспособность в этой сфере на мировой уровень. В частности, уже 15 лет насчитывается стратегическому партнерству российской и французской космических структур. Среди новых совместных российско-французских проектов — спутники связи «Ямал-400» для Газпрома, «Ямал-401», созданный с использованием компонентов полезной нагрузки, поставленных французской компанией «Thales Alenia Space». «Ямал-402», собранный на заводе «Thalas Alenia Space» в Каннах, позволяет предоставлять услуги фиксированной связи на территории России, СНГ, Европы, Ближнего Востока.

         В целом, в сложившейся ситуации — там, где Россия воспринимается

Европейским Союзом как равноправный партнер, сотрудничество приносит неплохие плоды. Тем не менее, при оценке ситуации важно проявлять реализм. Ожидать  благотворительности в столь  жизненно важных для постиндустриального общества сферах, как наука и образование, попросту непродуктивно. В силу объективных различий в нынешнем уровне развития науки в ЕС и в России, взаимная заинтересованность сторон в многоуров-невом и равноправном исследовательском сотрудничестве пока отсутствует. Отечественная наука как целостный организм интересовать европейцев сегодня не может. Она недофинансирована, недооснащена, стареет, а также, — в отличие от науки в ЕС, — до сих пор не имеет четкой концепции развития. Те же точки роста, которые, вопреки всему, существуют, уже вписались в логику международного сотрудничества чаще всего напрямую, вне контекстов межгосударственных договоренностей. При недостаточном финансировании и различии стартовых условий нет оснований ожидать вызревания действительно равноправного партнерства. Но это не снимает с повестки дня вопроса о перспективах и о значительном потенциале в сфере российско-европейского научно-технологического взаимодействия. Его реализация — вопрос времени и политической воли сторон.

 

2.5.Факторы, влияющие на процесс интеграции России и ЕС

Целый ряд объективных  факторов  способствует усилению взаимо- действия между Россией и ЕС. Первый фактор  лежит за пределами собственно экономических процессов и носит геополитической характер. Президент РФ В.В. Путин в 2007г. отметил, что «стабильная, процветающая и единая Европа отвечает нашим интересам».15Глава российского внешне-политического веломства С.В. Лавров детализировал эту позицию, и, в частности, в июле 2007г. он заявил: «Россия, как вы знаете, всегда позитив-но воспринимала расширение ЕС – в отличие от расширения НАТО».16

Второй  фактор – уже  сложившиеся российско-европейские  эконо-мические отношения. Как отметил Президент России Д.А. Медведев в конце 2009г.: «Между Россией и Евросоюзом, кто бы ни возглавлял Российскую Федерацию, всегда будут очень близкие, тесные отношения и, уверен, взаимовыгодные отношения, потому что мы естественные неизбеж-ные партнеры и между нами существуют очень разветвленные торгово-эконо-мические  отношения.17

Необходимо отметить что  после возможного присоединения  к ЕС Турции, Хорватии, Сербии, Черногории, Албании, Боснии и Герцеговины, Македонии  потенциальная доля ЕС может составить 60% внешней торговли России. В случае принятия в его члены в более  отдаленной перспективе стремящихся  туда Косово, Молдовы, Украины, Грузии при сохранении нынешних тенденций  эта доля может превысить 65%.

Третий фактор – необходимость  общих подходов по преодолению разразившегося финансово-экономического кризиса, тем  более что, по мнению академика РАН  А.Дынкина, «пока существует очень  приблизительное понимание причин и глубины этого кризиса». 18

Российские ученые внимательно  анализируют позиции ЕС по вопросу  нового Договора о стратегическом партнерстве (СПС-2). Сближению позиций России и ЕС в вопросе СПС-2 и разрешению существующих противоречий в торгово-экономическом  сотрудничестве способствует проведение регулярных саммитов Россия-ЕС. На 22-м  саммите, состоявшемся в ноябре 2008 г. В Ницце, Д.Медведев подчеркнул: «Товарооборот между Евросоюзом и Российской Федерацией растет. Это уже огромные суммы, и удельный вес всех торговых отношений с Евросоюзом в нашей стране составляет более 50 процентов – это сотни миллиардов евро. Мне кажется мы должны думать об этом, когда принимаем решения по всем основным направлениям сотрудничества. А ниши четыре общих пространства остаются: это свобода, безопасность и правосудие,  экономическое пространство, внешняя безопасность, научные исследования и образование».19

 

 

ГЛАВА III: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ОТНОШЕНИЙ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

3.1. Проблемы экономических отношений России и ЕС

Становлению полноценного экономического сотрудничества между Россией и ЕС препятствует ряд факторов:

1) Коррупция в России, уровень которой неуклонно растет и которая в настоящее время достигла таких масштабов, что начала напрямую тормозить экономический рост страны. У многих возникнет вопрос: «А что насчет Европы? Там также воруют и о чём активно пишут СМИ». Но о том, что Россия по-прежнему остается одним из мировых "лидеров" в этом виде преступлений свидетельствует последнее исследование Всемирного банка, посвященное качеству государственного управления в 212 странах в 2008 году. Центральной темой исследования стала коррумпированность власти. В этой области, согласно результатам исследования показатель эффективности борьбы с коррупцией в России составил всего лишь 15%. В Великобритании 93% и Германии 93%.

 По данным российского  Национального антикоррупционного  комитета, объем коррупции в России  варьируется от 240 до 300 миллиардов  долларов в год. Выводы были  сделаны на основе анализа  скрытых интервью респондентов, осведомленных о коррупционных  схемах в различных сферах  жизнедеятельности.

 Конечно, ни в одной  стране мира до конца победить  коррупцию нельзя. И как сказал  заместитель начальника аналитического  управления ФАС России, автор  серьезных исследований и книг, касающихся коррупции, Максим  Овчинников: «Её можно уменьшить,  смягчить и даже свести к  минимуму, как это сделали в  Сингапуре и Гонконге. Для этого  необходимо выбрать правильный  метод. Не ловить чиновников  и показательно сажать их, а  сделать так, чтобы дача взятки была в принципе невозможна».20

2) Неэффективная судебная  система, являющаяся сегодня не  средством защиты прав и законных  интересов, а оружием в корпоративных  войнах. В такой ситуации даже  хорошие законы (а большая часть  отечественного экономического  законодательства весьма высокого  качества) – неэффективны, поскольку не могут качественно исполняться и обеспечиваться судебной защитой. Не случайно президент РФ Д.Медведев упомянул реформу судебной системы в числе ключевых приоритетов своей программы.

 В качестве примеров  неэффективности можно выделить:

 – затяжной характер  судебных процессов

 – коррумпированность (за деньги некоторые могут  уходить от судебной ответственности)

 – отсутствие должного  внимания судов к восстановлению  справедливости. (Не будем сейчас  брать даже уголовную судебную  политику. Возьмем, например, дела  о защите чести и достоинства.  Журналист написал статью, которая  оклеветала человека. Пострадавшее  лицо обращается в суд, практика  которого сегодня следующая: суд  устанавливает, что информация  нарушает права гражданина и  обязует газету опубликовать  опровержение и выплатить компенсацию  за моральный ущерб. Компенсация  - три рубля, а опровержение - то, которое посчитает сделать газета. Что мы имеем. Три рубля ничего  не стоят, а опровержение - на  последней странице среди объявлений  о продаже девушек мелким шрифтом.  Это еще больше унижает человека, а теперь и суд, который таким  образом относится к восстановлению  справедливости. А если бы судебная  политика проводилась иным образом  - взыскания с газеты миллиона  долларов, а до этого опубликования  опровержения, которое должно было  составляться судом вместе со  сторонами, то не было бы  подобных ситуаций, связанных с  клеветой или «заказом».

 Интересно отметить, что  согласно статистике 30% россиян не  доверяет судебной системе, 38% считает,  что суд неэффективное средство  защиты прав гражданина, а 61% ничего  не знает о том, что с 2001 года в России идет судебная  реформа.

 Решением данной проблемы, на мой взгляд, является изменение  российскими судами своей политики.

3) Глобальный финансовый и экономический кризис.

 Проблемы:

 – уменьшение количества  инвесторов

 – уменьшение поставок  экспорта, импорта.

 Результат: Уменьшение  товарооборота.

Информация о работе Экономические отношения России и ЕС