Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:05, курсовая работа
Цель настоящей работы – проследить возможные последствия присоединения России к ВТО.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить основные функции и задачи ВТО и ее роль в мировой экономике
Проанализировать основные этапы вступления России во Всемирную Торговую Организацию
Обозначить основные плюсы и минусы от вступления России в ВТО
Ознакомиться с существующими по этому вопросу разногласиями
Определить основные последствия для России в случае вступления в ВТО
Введение 3
1. Общие положения о Всемирной Торговой Организации 5
1.1 Определение, история возникновения и задачи ВТО 5
1.2 Цели и принципы ВТО 13
2.Вступление России в ВТО. 16
2.1 Цели и задачи вступления в ВТО 16
2.2 Значение и негативные последствия в ВТО для России 17
3. Проблемы вступления в ВТО 26
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Приложения 35
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Факультет УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Национальная экономика и
ее государственное регулирование
на тему: Экономические последствия вступления России в ВТО
Работа выполнена
студентом 3 курса,
ПИвГМУ -3 группы,
очной формы обучения,
специальности прикладная
информатика в ГМУ
Любимов Роман Владимирович
Научный руководитель –
к.э.н., доцент Александрова Н.В.
Чебоксары 2012
Содержание
Введение 3
1. Общие
положения о Всемирной
1.1 Определение,
история возникновения и
1.2 Цели и принципы ВТО 13
2.Вступление России в ВТО. 16
2.1 Цели и задачи вступления в ВТО 16
2.2 Значение и негативные последствия в ВТО для России 17
3. Проблемы вступления в ВТО 26
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Приложения 35
ВВЕДЕНИЕ
Вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) является предметом активных дискуссий, в которых участвуют как сторонники данного мероприятия, так и открытые противники. Почему же это явление порождает две совершенно противоположенные позиции? Ответ на этот вопрос таится в сути самого вступления в ВТО, в его объективных преимуществах и недостатках непосредственно для российской экономики.
Внешняя торговля в настоящее время является одним из важнейших секторов российской экономики, так как именно она определяет динамику многих макроэкономических параметров. И задача правительства в этой связи — создать условия для дальнейшего развития внешнеэкономических связей и их эффективного использования в целях повышения конкурентоспособности экономики и уровня жизни населения. В свою очередь, стратегическим направлением внешнеторговой политики России является интеграция страны в мировое экономическое сообщество.
Факт участия России во Всемирной Торговой Организации предполагает многие преимущества, такие как доступ российской продукции на иностранные рынки, четкая регуляция торговых отношений, создание благоприятного климата для иностранных инвестиций, приведение законодательной системы в соответствие с нормами ВТО, повышение конкурентоспособности российской продукции и т.д. Все эти изменения требуют времени.
Цель настоящей работы – проследить возможные последствия присоединения России к ВТО.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Общие положения о всемирной торговой организации
1.1 Определение и история возникновения и задачи Всемирной торговой организации
Всеми́рная торго́вая организа́ция (ВТО; англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC), исп. Organización Mundial del Comercio) — международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.
ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986—1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раунды). К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар.
Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария. Глава ВТО (генеральный директор) — Паскаль Лами. На 24 августа 2012 года в ВТО состояло 157 стран. Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен.
Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию об условиях труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников конкурентным преимуществом) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, которые утверждали, что такие меры только ухудшат благосостояние работников в связи с сокращением числа рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности [18].
Всемирная
торговая организация (ВТО) была основана
в 1995 году. Она является продолжателем
Генерального соглашения о тарифах
и торговле (ГАТТ), заключенного сразу
после Второй мировой войны.
В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей
ГАТТ. Эта система, призванная регулировать
мировую торговлю через механизм сдерживания
односторонних действий, просуществовала
почти 50 лет и доказала свою действенность
в качестве правовой основы многостороннего
товарообмена. Годы после Второй мировой
войны были отмечены исключительным ростом
мировой торговли. Рост экспорта товаров
составлял в среднем 6% в год. Общий объем
торговли в 1997 году превзошел в 14 раз уровень
1950 года.
Система развивалась в процессе проведения
в рамках ГАТТ серий торговых переговоров
(раундов). На первых раундах в основном
обсуждались вопросы сокращения тарифов,
но позднее переговоры охватили другие
области, такие как антидемпинг и нетарифные
меры. Последний раунд – 1986-1994гг., т.н. “Уругвайский
раунд”, - привел к созданию ВТО, которая
значительно расширила сферу действия
ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами
и торговые аспекты прав интеллектуальной
собственности. Таким образом, механизм
ГАТТ был усовершенствован и адаптирован
к современному этапу развития торговли.
Кроме того, система ГАТТ, фактически будучи
международной организацией, формально
таковой не являлась.[7,32]
Учреждение ВТО 1 января 1995 года ознаменовало коренную реформу международной системы начавшуюся в первые годы после Второй Мировой Войны. Кроме того оно вернуло к жизни – хотя и в усеченной форме – неудавшуюся попытку создать международную организацию по торговле и занятости в качестве специализированного учреждения ООН. Устав МТО был разработан в 1946-1948 годах и его IV глава была принята на временной основе по названием – Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) – вместе с созданием других новых международных организаций, занимающихся вопросами международного экономического сотрудничества, к которым относятся, финансовые учреждения Бреттонвудской системы, которые сейчас известны как Всемирный банк и Международный валютный фонд.
Раунды ГАТТ:
1. Токийский раунд - первая попытка реформы системы международной торговли. В Токийском раунде, который проходил с 1973 по 1979 г., участвовали 102 страны. Этот раунд продолжил усилия ГАТТ, направленные на постепенное снижение тарифов. Среди достигнутых результатов можно назвать снижение в среднем на одну треть таможенных пошлин на промышленные изделия, в результате чего средняя величина ставок таможенных пошлин на промышленные изделия снизилась до 4.7 процента. Снижение тарифов, проходившее постепенно в течение восьми лет, включало в себя элемент гармонизации, в результате чего наиболее высокие тарифы снижались в большей степени, чем низкие тарифы. Однако, снижение тарифов было вскоре нивелировано ростом цен и изменением валютных курсов.
По другим направлениям результаты Токийского раунда были более значительны. Этот раунд ознаменовался поворотом усилий к модернизации правил торговли. В результате переговоров был достигнут ряд новых соглашений. Некоторые из этих соглашений были связаны с условиями применения ряда действующих правил ГАТТ, другие же охватывали совершенно новые направления. К этим соглашениям присоединились прежде всего промышленно развитые страны и часть развивающихся государств. Соглашения были достигнуты по таким вопросам, как:
2. Уругвайский раунд. От ГАТТ к ВТО. это Восьмой раунд многосторонних торговых переговоров, официально открывшийся в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) в сентябре 1986 года, поэтому и получил название «Уругвайский раунд». Это были самые широкие по числу участников и по кругу вопросов переговоры в истории ГАТТ. В переговорах принимало участие рекордно высокое число государств – 125. Правительство Советского Союза обратилось к Конференции министров с просьбой о включении СССР в число участников переговоров. Однако негативная позиция США помешала этому. Переговоры охватывали 15 групп вопросов. Цель этих переговоров, как она была сформулирована в Декларации министров стран-участниц ГАТТ, заключалась в либерализации и развитии международной торговли; укреплении роли ГАТТ; в улучшении международной торговой системы, основанной на принципах ГАТТ; в увеличении доли мировой торговли, ведущейся на основе согласованной обязательной многосторонней дисциплины. Переговоры широко развернулись в таких областях как международная торговля сельскохозяйственными и текстильными товарами, субсидирование, применение технических и санитарно-ветеринарных норм и в других областях, которые раньше находились на периферии деятельности ГАТТ. Центр тяжести переговоров сместился в сферу модернизации правовых основ международной торговли. Это обстоятельство составляло одну из особенностей Уругвайского раунда. В ходе Раунда различными переговорными группами было проведено более 500 официальных заседаний и значительно большее количество – неофициальных. Рабочие группы рассмотрели более 1500 предложений и рабочих документов, выдвинутых участвовавшими странами. Переговоры неоднократно заходили в тупик. Первоначально предполагалось завершить Раунд в декабре 1990 года в Брюсселе. Из-за острых разногласий между участниками это оказалось невозможным. Впервые контуры будущего пакета договоренностей Уругвайского раунда были очерчены комплектом документов, представленным в декабре 1991 года. Однако понадобилось еще два года, чтобы снять основные разногласия и достигнуть компромисса по основным вопросам. Технически переговоры завершились 15 декабря 1993 года в Женеве (Швейцария). Однако понадобилось еще четыре месяца для того, чтобы собрать заключительную сессию Комитета по торговым переговорам на уровне министров стран-участниц переговоров (Марракеш, Марокко 12-15 апреля 1994 года), которая официально приняла документы Раунда и завершила его (Заключительный акт, Марракеш, 15.04.1994).
Основной итог Уругвайского раунда – учреждение Всемирной торговой организации (ВТО), которая начала действовать с 1.1.1995 года и принятие пакета правовых документов, положения которых являлись обязательными для всех членов ВТО. Эти документы заложили правовую основу современной международной торговой системы.
ГАТТ прекратило свое самостоятельное существование и под названием ГАТТ-1994 стало важнейшей составной частью Всемирной торговой организации.
3. Доха раунд. Реализация соглашений Уругвайского раунда в области снижения барьеров в торговле товарами и услугами была рассчитана на 5 лет. Кроме того, многие соглашения ВТО содержали так называемую «встроенную повестку переговоров», по вопросам, которые не были решены в ходе Уругвайского раунда. Всё это вместе с появлением новых проблем в сфере международной торговли, поставило вопрос об открытии нового раунда многосторонних торговых переговоров, первого в рамках ВТО. Попытка открыть новый раунд была сделана на министерской конференции ВТО в Сиэтле (ноябрь 1999 г.) однако сопротивление развивающихся стран, недовольных предложенной программой новых переговоров эту попытку сорвало. В ноябре 2001 года Четвертая конференция министров-стран членов ВТО собравшаяся в столице государства Катар – Дохе достигла компромисса по программе переговоров и открыла новый раунд переговоров. Согласие развивающихся стран на это было получено после того, как развитые государства согласились более полно учитывать интересы этой группы государств и в частности более широко использовать принцип так называемого дифференцированного и более льготного режима в торговле товарами и услугами и сократить поддержку сельского хозяйства.
Предполагалось
сделать новый раунд
Однако, Пятая конференция министров ВТО (Канкун, Мексика, сентябрь 2003 г.) закончилась полным провалом. Предпринимавшиеся попытки преодолеть разногласия успеха не имели.
В 2004 году в Женеве в рамках Генерального Совета ВТО, действовавшего в качестве комитета по торговым переговорам, продолжились неформальные переговоры и консультации. Они завершились принятием Генеральным Советом так называемого Рамочного Соглашения (решение Генерального Совета ВТО от 1 августа 2004 года). Оно определило рамки, структуру и направление переговоров в четырёх ключевых областях: сельское хозяйство, доступ на рынки сельскохозяйственных товаров, услуги и вопросы развития, к которым на основе явного консенсуса была добавлена группа вопросов по упрощению процедур в торговле.
Информация о работе Экономические последствия вступления России в ВТО