Экономические последствия вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – проследить возможные последствия присоединения России к ВТО.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить основные функции и задачи ВТО и ее роль в мировой экономике
Проанализировать основные этапы вступления России во Всемирную Торговую Организацию
Обозначить основные плюсы и минусы от вступления России в ВТО
Ознакомиться с существующими по этому вопросу разногласиями
Определить основные последствия для России в случае вступления в ВТО

Содержание работы

Введение 3
1. Общие положения о Всемирной Торговой Организации 5
1.1 Определение, история возникновения и задачи ВТО 5
1.2 Цели и принципы ВТО 13
2.Вступление России в ВТО. 16
2.1 Цели и задачи вступления в ВТО 16
2.2 Значение и негативные последствия в ВТО для России 17
3. Проблемы вступления в ВТО 26
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Приложения 35

Файлы: 1 файл

Economicheskie posledstviya vsupleniya rossii v vto.docx

— 73.97 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, вступая в ВТО, Россия принимает  на себя и обязательство соблюдать  жесткие правила поведения. Если Россия не будет выполнять этих правил, будет нарушать дисциплину организации, то такого несговорчивого партнера в рамках ВТО фактически ожидает торговая война со всем торговым сообществом.

По условиям вступления в ВТО в ответ на открытие для ее товаров зарубежных рынков Россия должна будет шире открыть  внутренний рынок для импорта. При  этом понятно, что большая часть  выпускаемой в России продукции  конкуренции с зарубежной не выдержит. Это будет означать дальнейший спад в промышленности, сельском хозяйстве, что может привести к сворачиванию многих предприятий. Вместе с тем  понятно, что только защитой рынка  производство не вытащить. Здесь необходим  целый комплекс мер - изменение налоговой системы, создание предпосылок для предложения дешевого кредита для развития производства, меры повышения конкурентоспособности отечественного производителя, стимулирование экспорта и т.п. Кроме того, поскольку после создания ВТО предметом регулирования в мировом масштабе стали и услуги, рынок услуг тоже должен быть либерализован. А здесь позиции отечественных компаний еще слабее. Следовательно, напрашивается вывод о необходимости разработки комплекса протекционистских мер, направленных на поддержку собственных производителей. Однако в этом вопросе мы не всегда остаемся последовательными. С одной стороны, постоянные изменения импортного тарифа свидетельствуют об ужесточении режима поставок. Благодаря усилиям лоббистов от некоторых отраслей уровень таможенных платежей на определенные товары стал в несколько раз превышать контрактные цены. На первый взгляд может показаться, что защита внутреннему рынку обеспечена. Но с другой стороны - практика предоставления льгот практически не разрушила. Закономерным итогом такой политики стало то, что российские товары стали стремительно замещаться иностранными, а в крупных городах этот процесс практически завершился. Поэтому многие российские экономисты сейчас утверждают, что защиты внутреннего рынка в данный момент нет вообще - он полностью открыт для зарубежной продукции. Но поскольку импортный тариф и сейчас не выполняет свою защитную функцию, то дальнейшее его снижение может иметь поистине катастрофические последствия для российской промышленности.

Трудные проблемы встают, в частности, перед  российским сельским хозяйством, традиционно  держащимся «на плаву», благодаря  бюджетным вливаниям. В соответствии с условиями соглашений "Уругвайского раунда", эти вливания будет необходимо сократить.

Между тем  существует мнение, что в условиях экономического кризиса следует  устанавливать жесткие ограничения  для иностранной продукции с  тем, чтобы дать собственным предприятиям возможность модернизировать производство, наладить выпуск конкурентоспособной  продукции. В этой связи задача заключается  в том, чтобы найти тот самый  правильный баланс, который с одной  стороны, обеспечивал бы доступ на внутренний рынок импортных товаров с  тем, чтобы поддерживалась нормальная конкуренция, а с другой - чтобы она не превращалась в фактор разрушительного свойства для тех или иных отраслей хозяйства.

Выигрыш от вступления России в ВТО может  не оправдать ожиданий по целому ряду причин. Российская экономика находится  сегодня в таком состоянии, что  не может без большого ущерба для  себя осуществлять принципы свободной  торговли с другими странами. В  условиях падения производства в  промышленности, сельском хозяйстве  и других отраслях, причиной которого является, в том числе нехватка сырья и материалов, предприятия-производители  все больше ориентируются на экспорт. При этом потребности страны все  более покрываются за счет импорта. Россия, находясь, по широкому признанию, в разгаре собственной “Великой депрессии”, сохраняет средний уровень импортного тарифа в 9% (вдвое меньше, чем в Китае) и практически не использует средства нетарифной защиты национального товаропроизводителя в условиях, когда доля импортных товаров на внутреннем рынке в целом превысила 50%, а по отдельным отраслям достигла 90%. Такая тенденция консервирует динамику все большего отставания России от других стран.

Многие  отечественные экономисты высказывают  опасения, что либерализация тарифно-таможенных условий может пойти только в  одностороннем порядке - для импорта  в Россию. Действительно, мировой  рынок уже давно поделен, и  молодым российским компаниям просто не остается места на нем. К тому же в России после семи лет структурных  реформ практически не осталось компаний, которые хоть в какой-то степени  способны конкурировать даже на внутреннем рынке с мировыми монстрами. Исключение составляют разве что естественные монополии, такие, как “Газпром”  и РАО “ЕЭС России”. Поскольку Россия стала полноправным участником ВТО, ей придется открыть свои внутренние рынки для товаров западных компаний, а это в нынешних условиях может оказаться губительным для российской промышленности.

Сегодня в широком обращении находятся  оценки, согласно которым членство России в ВТО связывается с  улучшением доступа на внешние рынки  для конкурентных видов продукции  на сумму 1-4 млрд. долл. ежегодно. Однако если брать во внимание стоимостной  объем российского экспорта (в  январе-июне 1998 г. он составил 35,4 млрд. долл.), то получается, что расширение доступа нашей продукции на рынки других стран реально имеет значение лишь для 5% нашего экспорта. Основная же часть российского экспорта (42,4% - январь-июнь 1998 г.), представленная энергоносителями и сырьевыми товарами, не испытывает каких-либо торгово-политических трудностей и в настоящее время, без вступления России в ВТО. Главные ограничители здесь - возможности по увеличению добычи и пропускная способность транспортных систем. Снижение же пошлин на эти категории товаров, многие из которых на внешних рынках облагаются невысокими импортными сборами или вообще свободны от них, даст минимальный эффект.

По словам первого заместителя министра внешних  экономических связей и торговли Г. Габунии, “в ВТО нам нет нужды  вступать, если мы и дальше хотим  экспортировать только нефть и газ”. Поэтому Россия, чтобы не быть в  будущем исключительно сырьевым придатком и рынком сбыта для  индустриально развитых стран, пытается изменить структуру экспорта, и вынуждена  искать механизмы преодоления торговых преград.

Особую  проблему представляет приведение российского  законодательства в соответствие с  нормами ВТО и будущими обязательствами  России в связи с ее присоединением. Более половины (!) действующих сегодня  федеральных экономических законов  не соответствуют нормам ВТО. Предстоят  кардинальные изменения ряда федеральных  законов, прежде всего о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности, корпоративного, налогового, бюджетного законодательства, десятка других законов  и подзаконных актов, формирование новых правовых норм. Наиболее сложной  и чувствительной сферой российского  законодательства, связанной с присоединением к ВТО, является региональное законодательство, поскольку в настоящее время  отсутствуют законодательные акты о разделении компетенций и ответственности  между Федерацией и регионами  в сфере внешней торговли.

Процедура присоединения к ВТО предусматривает  обязательное закрепление на многие группы товаров принятого этой организацией уровня таможенных ставок, которые  зачастую существенно ниже (в среднем  почти в три раза) действующих  в России. По отдельным группам  товаров предусмотрено так называемое связывание пошлин - фиксирование их на определенном уровне с обязательством не превышать его в течение определенного времени. Правила ВТО требуют, чтобы входящие в нее страны с переходной экономикой, к числу которых пока относится Россия, “связывали” до 98 процентов товарных позиций. Помимо ставок таможенных пошлин “связыванию” подлежат также налоги и таможенные сборы. Очевидно, что подобные меры способны нанести серьезный удар не только по бюджету, но и по отечественному товаропроизводителю, который даже при нынешнем высоком уровне барьеров в ряде отраслей (автомобилестроение, легкая промышленность) с трудом противостоит более конкурентному импорту.

Получение Россией выгод из присоединения  к ВТО далеко небезусловно и по другой причине. Известная поправка “Джексона-Вэника”, принятая в 70-е  годы в США к закону о торговле и запрещающая применять в  отношении группы стран, включая  Россию, недискриминационный торговый режим, сохраняет свое действие и  поныне. И хотя в 1994 г. статус России был несколько изменен, в соответствии с этой поправкой, Россия не может рассчитывать на безоговорочное предоставление ей режима наибольшего благоприятствования. Отменить ее может лишь конгресс США, который пока делать это не намерен.

По мнению наиболее радикальных протекционистов, если российская внешнеторговая политика будет ориентирована на выполнение требований ВТО, то это необратимо направит страну по характерному для большинства  государств “третьего мира” зависимому пути развития в роли сырьевого придатка, приведет к консервации ее технологической  “второсортности” и общей стагнации. В целом критики, призывавшие не спешить со вступлением в ВТО, в качестве аргумента выдвигали довод о том, что выгоды от присоединения к этой организации проявятся лишь через несколько лет, в то время как платить за этот шаг придется уже сейчас.[14,c.231]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы вступления в всемирную торговую организацию

 

Всемирная торговая организация (ВТО) является наследницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) – многостороннего межправительственного договора, действовавшего с 1948 г. В общей сложности по линии ГАТТ состоялось семь переговорных раундов, в рамках которых участники договаривались об очередном снижении тарифов. В ходе наиболее продолжительного Уругвайского раунда (1986-1994 гг.) условия ГАТТ были распространены на сельское хозяйство, торговлю услугами и торговые аспекты интеллектуальной собственности. Таким образом, международное регулирование мировой торговли поднялось на новый качественный уровень.

Успех был  закреплен созданием Всемирной  торговой организации в г. Марракеш весной 1994 г. В уставе ВТО (принят 15 апреля 1994 г.) она определяет себя «как более интегрированную, более жизнеспособную и многостороннюю торговую систему», которая обеспечивает общие институциональные рамки для отношений между ее членами по вопросам, относящимся к данному соглашению и связанным с ним правовым документам. Кода это целесообразно, ВТО сотрудничает с Международным валютным фондом и Всемирным банком.

В настоящее  время продолжается новый раунд  переговоров. Его участники обсуждают проблемы дальнейшей либерализации торговли сельскохозяйственной продукцией, а также в сферах услуг, торговли электронными товарами, инвестиционной и в области охраны окружающей среды. Рассматриваются вопросы региональных группировок и некоторые другие. В дополнение к 149 странам – членам ВТО в очереди на вступление в нее стоят около трех десятков стран, самой крупной из которых является Россия.

Сегодня ВТО  играет ключевую роль в регулировании  международного внешнеторгового оборота. Ее цель – обеспечение свободного трансграничного перемещения товаров и услуг в условиях прозрачности и предсказуемости норм регулирования.

Характер  действующих в ВТО многосторонних договоренностей позволяет надеяться, что, став полноправным их участником, Россия может рассчитывать на определенные выгоды. Она получит более широкий доступ на мировой рынок, избежит дискриминации при продажах своих товаров. При этом наша страна не утратит права защищать внутренний рынок и интересы отечественных товаропроизводителей, но будет обязана осуществлять эту защиту цивилизованными методами, принятыми в международном сообществе. Членство в ВТО, с одной стороны, обеспечит России такие выгоды, как вхождение в глобальную торговлю и мировое хозяйство, а с другой – чревато определенными осложнениями: усилением конкуренции на внутреннем рынке, ростом неконтролируемости экспорта и импорта. Согласно оценкам Всемирного банка, общий размер финансовой выгоды России от вступления в ВТО может составить в среднесрочной перспективе 19 млрд., а в долгосрочной – 64 млрд. долл. в год.

Все чаще представители  экспертного сообщества доказывают, что участие России в процессах  глобализации дает ей шанс быстрее  приобщиться к высшим достижениям мировой науки и техники и перейти к более эффективному использованию трудовых и материальных ресурсов.

Однако слишком  быстрое следование экономическим  моделям глобализации без должного учета собственного опыта современных рыночных отношений таит в себе опасность высоких издержек. В частности, повышение внутренних цен на энергоносители приведет к росту цен на отечественную продукцию и снижению ее конкурентоспособности на мировых рынках. Россия лишится одного из важнейших преимуществ страны, располагающей крупными запасами углеводородного сырья, ведь данный фактор можно было бы использовать для поддержки отечественных производителей, особенно занятых в сельском хозяйстве. Рост цен на нефтепродукты ограничивает возможности аграриев применять современную высокопроизводительную технику. Адаптация к рыночным условиям предполагает государственную поддержку структурной перестройки, эффективного территориального размещения сельскохозяйственного производства, развития продовольственного рынка, а также помощь хозяйствам, работающим в экстремальных климатических условиях.

Государственная поддержка проявляется в проведении протекционистской политики по отношению к сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также к только встающим «на ноги» перерабатывающим отраслям. Она требуется до тех пор, пока их продукция не будет соответствовать определенным стандартам качества и не окажется конкурентоспособной на внешних рынках.

Из многочисленных дискуссий следует, что вступление в ВТО было необходимо, так как, прежде всего, принесет выгоды населению: цены на импортные товары снизятся, станут несколько дешевле товары, производимые из импортных материалов. Усилится конкурентная борьба за потребителя, в результате повысится качество товаров и услуг. Таким образом, вступление России в ВТО может способствовать укреплению ее экономической безопасности.

Информация о работе Экономические последствия вступления России в ВТО