Экономические последствия вступления России в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – проследить возможные последствия присоединения России к ВТО.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить основные функции и задачи ВТО и ее роль в мировой экономике
Проанализировать основные этапы вступления России во Всемирную Торговую Организацию
Обозначить основные плюсы и минусы от вступления России в ВТО
Ознакомиться с существующими по этому вопросу разногласиями
Определить основные последствия для России в случае вступления в ВТО

Содержание работы

Введение 3
1. Общие положения о Всемирной Торговой Организации 5
1.1 Определение, история возникновения и задачи ВТО 5
1.2 Цели и принципы ВТО 13
2.Вступление России в ВТО. 16
2.1 Цели и задачи вступления в ВТО 16
2.2 Значение и негативные последствия в ВТО для России 17
3. Проблемы вступления в ВТО 26
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Приложения 35

Файлы: 1 файл

Economicheskie posledstviya vsupleniya rossii v vto.docx

— 73.97 Кб (Скачать файл)

Шестая  конференция министров стран  членов ВТО (Гонконг, декабрь2005 г.) не смогла завершить переговоры даже по этой скромной повестке дня. В итоге было принято решение продолжить переговоры по этим вопросам в 2007 году и намечены отдельные вопросы, по которым может быть достигнут компромисс.[8,c. 213]

Главная задача ВТО – содействовать  беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.[9c. 136]

В настоящее время считают, что  мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.

1) огтсутствие дискриминации в торговле.

Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.

2) снижение торговых (протекционистских) барьеров.

Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения  зарубежных товаров на внутренний рынок  какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.

3) стабильность и предсказуемость условий торговли.

Иностранные компании, инвесторы и  правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и  нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.

4) стимулирование соревновательности в международной торговле.

Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие  как экспортные субсидии (помощь государства  фирмам-экспортерам), использование  демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.

5) льготы в международной торговле для менее развитых государств.

Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для  втягивания в мировое хозяйство  слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.

В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.[5c. 68].

 

 

1.2 Цели и принципы  всемирной торговой организации

 

Важнейшие принципы ВТО в области регулирования  международной торговли и торговой политики следующие.

Принцип наибольшего благоприятствования  или принцип недискриминации. Этот принцип требует, чтобы любое преимущество, привилегия, льгота или иммунитет, предоставленные любой страной-участницей любому продукту, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, были распространены немедленно и безусловно на аналогичный продукт, происходящий из или предназначенный для всех других стран-участниц (ст. I ГАТТ-1994). Режим наибольшего благоприятствования носит безусловный характер, и страны, вступившие в ВТО, обязаны применять данную статью в ее полном объеме. Это означает, что если в ходе двусторонних переговоров Договаривающаяся сторона предоставляет другой стороне тарифные льготы, то такие же льготы в принципе имеют право требовать все остальные Договаривающиеся стороны, т.е. ни одна страна не должна предоставлять особые торговые преимущества другой стране или применять в отношении нее дискриминационный подход.

Принцип национального режима. Данный принцип  устанавливает, что страны-участницы  должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю (ст. III).

Принцип зашиты национальной промышленности. Предполагается, что через импортные  тарифы в интересах развития национальной промышленности страна может осуществлять защиту, основанную только на таможенных тарифах, а не на иных торгово-политических мерах, включая количественные ограничения (квоты), стандарты и др. (ст. ХI - ХVI ч. II). В ст. Ч1 говорится, что «ни одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий и других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов».

Принцип создания устойчивой основы торговли. Обеспечивается обязательностью соблюдения тарифных уровней, согласованных Договаривающимися сторонами. Это предполагает, что тарифы должны сокращаться посредством многосторонних переговоров и не могут повышаться впоследствии (ст. II ч. I).

Принцип содействия справедливойконкуренции. Речь идет о решении вопросов субсидий и демпинга. В антидемпинговом кодексе ГАТТ содержатся правила, используемые правительствами с целью реагирования на демпинг, осуществляемый на их внутреннем рынке заграничными конкурентами. В ВТО может быть поставлен вопрос о наличии экспортных и внутренних субсидий и об использовании компенсационных пошлин с целью уменьшения негативных последствий субсидий. Необходимость многостороннего регулирования в данной сфере обусловлена прежде всего тем, что субсидирование производства и экспорта продукции обеспечивает экспортерам определенные преимущества в конкурентной борьбе на мировом рынке. Применение таких мер одной страной вызывает ответную реакцию со стороны других стран, которым, по их мнению, наносится ущерб. Это приводит к взаимным обвинениям в недобросовестной конкуренции, введению так называемых компенсационных мер. Отсюда стремление ВТО не допустить ведение «войны субсидий» и использование компенсационных мер в протекционистских целях (ст. XVI ч. 11).

Общее запрещение количественных ограничений импорта. Такие ограничения до сих пор оказывают влияние на торговлю сельскохозяйственными товарами, текстилем, сталью и некоторыми другими товарами. Исключение составляют случаи применения количественных ограничений в целях защиты платежного баланса (ст. ХII ч. 11) и предотвращения утечки запасов иностранной валюты, вызванной спросом на импортные товары в связи с развитием внутреннего производства (ст. ХVIII ч. II).

Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах. В данном случае предусматриваются  «изъятия» и применение «защитной  оговорки». «Изъятия» (ст. ХХV ч. 111) означают возможность отмены конкретных обязательств в рамках ВТО, если это вызвано  экономическими или торговыми обстоятельствами. «Защитная оговорка» (ст. ХIХ ч. 111) предполагает возможность установления ограничений на импорт или временную отмену тарифных уступок в отношении товаров, которые импортируются в увеличивающихся количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб конкурирующим национальным производителям.

Принцип региональных торговых договоренностей, в рамках которых группа стран соглашается ликвидировать или снизить барьеры в отношении друг друга. Это допускается в качестве исключения из общего правила режима наибольшего благоприятствования при условии соблюдения определенных жестких критериев (ст. ХХIV ч. III). Предусматривается, что региональные торговые группировки могут выступать как таможенный союз или зона свободной торговли. В обоих случаях пошлины и другие барьеры практически во всей торговле между странами группировки должны быть ликвидированы. В зоне свободной торговли каждая страна-член проводит свою собственную внешнеторговую политику, включая установление тарифов в отношении третьих стран. [16]

 

2. Вступление России во Всемирную торговую организацию

2.1 Цели и задачи вступления в всемирную торговую организацию

 

Членами Всемирной торговой организации  являются уже 157 стран мира, включая Россию, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО.

 Важнейшей  причиной, побудившей Россию к  присоединению к ВТО, является  ее желание стать, наконец,  равноправным торговым партнером  на мировом рынке. Та неимоверно  сложная и громоздкая система  двусторонних соглашений, которая  была создана Советским Союзом, в нынешних условиях возросшей  интернационализации мирохозяйственных  связей и взаимозависимости национальных  экономик далеко не всегда  способна защищать экономические  интересы России.[10,c. 78]

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к  ВТО.

Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

выход на многостороннюю правовую базу для осуществления  торговых операций национальными экспортерами и импортерами;

международно-правовую защиту, гарантируемую принципами и  нормами ВТО, включая такие важные положения, как режим наибольшего  благоприятствования, благодаря которому Россия сможет использовать постоянно  снижающиеся тарифы других стран-членов ВТО, и национальный режим для  товаров и услуг, экспортируемых и импортируемых российскими  компаниями, защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных  внутренних налогов, акцизов, таможенных сборов;

возможность легализации системы защиты своей  национальной экономики в рамках ВТО;

защиту  от использования так называемых технических барьеров в торговле (технические и др. нормы и стандарты, правила сертификации и т.п.)[6,c.184]

Получение лучших и недискриминационных условий  для доступа российской продукции  на иностранные рынки;

Доступ  к международному механизму разрешения торговых споров;

Создание  более благоприятного климата для  иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы  в соответствие с нормами ВТО;

Расширение  возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере.

Создание  условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной  продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг  и инвестиций на российский рынок. Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов. Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.[10,c.121].

 

2.2 Значение и негативные последствия в всемирной торговой организации для России

 

Членство  какого-либо государства в ВТО  является в настоящее время важнейшим  условием его интеграции в мировую  экономику, создания благоприятных  возможностей для наращивания своего экспорта.

Не будет  преувеличением сказать, что установленные  ВТО нормы являются, по сути дела, международным торговым законом. Находясь вне общего правового пространства, не будучи членом этой организации, любое  государство обрекает себя на положение  аутсайдера в международной торговле, ибо к нему не применяются общие  правила. Это побуждает присоединиться к ВТО, но одновременно надо принимать  и общие для его членов обязанности.

Для России доступ к вышеназванным преимуществам  членства ВТО является насущной необходимостью. В частности, потому, что весьма остро для нее сейчас стоит вопрос о защите своих экспортеров. На пути российских товаров установлены практически все виды ограничений, существующие в международной торговле. Эти ограничения распространяются практически на все - от вывоза минеральных удобрений до предоставления космических услуг [12,c. 88].

Кроме того, болезненным препятствием на пути российского  экспорта являются антидемпинговые  процедуры, количество которых в  последней время постоянно растет. При этом нередко они применяются  даже тогда, когда демпинга как такового нет, а низкие цены действительно отражают невысокие издержки производства. Яркий пример - ядерное топливо. Поскольку Россия здесь располагает наиболее совершенной технологией, ее ядерное топливо сейчас самое дешевое. Между тем США, стремясь защитить своих производителей, ввели антидемпинговую пошлину в размере 116,5 процента [11,c. 60].

Летом 1995 г. возникла угроза сокращения экспорта пушнины − традиционно являющейся важной статьей русского экспорта и даже предметом ее гордости. Страны ЕС приняли решение ввести с 1 января 1996 г. импортные ограничения на шкурки пушных зверей, добытых "негуманными" способами лова (и соответственно на изделия из них). Эта мера применяется в отношении мехов, экспортируемых из России, США и Канады. Между тем Россия меньше всех заслужила такое отношение. В отличие от двух других стран в России уже есть закон запрещающей использовать такие способы лова. Европа, в общем-то, признает, что в отношении России была допущена ошибка, но дать обратный ход запущенной машине антидемпинговых процедур не желает.

В целом  по числу антидемпинговых процедур, примененных против России, всех опережает  Европейский Союз (на его счету  их 15) и только из-за этого она теряет около 200 млн. долларов США. Далее идут США (7 процедур) В числе гонителей российских товаров - латиноамериканские страны, Южная Корея, Индия, Польша. В среднем размер антидемпинговых пошлин составляет 70-80 процентов, но в ряде случаев превышает 100.

Понятно, что, вступив в ВТО, Россия получила возможность на равных вести переговоры по торгово-политическим вопросам. Сейчас практически все важнейшие проблемы многостороннего торгового сотрудничества - установление таможенных тарифов, использование количественных ограничений, согласование механизма разрешения торговых споров, совершенствование общей торговой практики - все это делалось без влияния России. Мы пользовались всеми этими решениями ВТО на практике, но никак не влияли на их принятие.

Кроме того, Россия, будучи членом ВТО, получила возможность защититься от одностороннего произвола в применении тех или иных ограничительных мер, в частности, от растущего количества антидемпинговых расследований по отношению к российским экспортным товарам. Присоединение России к ВТО не означает, что Россия стремится к каким-то льготам, привилегиям, она хочет стать равноценным участником международной торговли.

В скорейшей  интеграции России в систему ВТО были заинтересованы также и наши торговые партнеры, поскольку внешнеторговый режим России остается нестабильным. Чем быстрее Россия войдет в ВТО, тем быстрее наступит здесь стабилизация. Такое положение подталкивало партнеров к тому, чтобы принять Россию в ВТО. Вышесказанное наглядно демонстрирует преимущества, которые дает членство в ВТО.

Информация о работе Экономические последствия вступления России в ВТО