Экономические проблемы реформирования агропромышленного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов реформирования агропромышленного комплекса Республики Беларусь.
Для достижения названной цели в исследовании необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие, сущность и задачи АПК, а также его состав и структуру;
2. рассмотреть преобразования АПК;
3. проанализировать направления реформирования АПК на перспективу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 5
1.1. Понятие, сущность и задачи агропромышленного комплекса 5
1.2. Состав и структура агропромышленного комплекса 6
1.3. Агропромышленный комплекс Республики Беларусь 11
2. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА 16
2.1. Сущность аграрной реформы на современном этапе 16
2.2. Анализ деятельности АПК Республики Беларусь 18
3. НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ АПК РЕСПУБЛИКИ 24 БЕЛАРУСЬ НА ПЕРСПЕКТИВУ
3.1. Опыт зарубежных стран в реформировании АПК 24
3.2. Направления реформирования АПК Республики Беларусь на 27 перспективу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 40

Файлы: 1 файл

APK.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

· кормовой;

· текстильный;

· кожевенный;

· меховой и др.

АПК Республики Беларусь имеет  свою инфраструктуру, которая включает в себя организации и предприятия, обслуживающие АПК. По своему целевому назначению инфраструктура, как целостная система, делится на производственную и социальную.

Производственная инфраструктура включает систему материально-технического обслуживания (электро-, газо-, водоснабжение), систему материально-технического снабжения и заготовок сельскохозяйственной продукции.

Задачей производственной инфраструктуры является обеспечение нормального  функционирования сельскохозяйственных предприятий, освобождение от несвойственных их организаций и сосредоточение их усилий на основной деятельности.

Социальную инфраструктуру образуют дошкольные учреждения, просвещение, образование, наука, учреждения здравоохранения, охрана окружающей среды, ЖКХ, предприятия  торговли, общепита и т.д.

 

    1. Агропромышленный комплекс Республики Беларусь

 

Структура АПК  РБ:

Производственная  сфера -95-96%, в т.ч:

* с/х (земледелие, животноводство)  -57,8%;

* лесное х-во  – 3,6 %;

* перерабатывающие  отрасли – 21-22% (пищевая – 19,2%, легкая промышленность – 0,2%, мукомольная, комбикормовая – 2,3%); 
* отрасли, производящие средства производства – 12-13 % (тракторостроение – 9%, пр-во минеральных удобрений – 3,4%, с/х строительство – 3,4%, другие – 0,7%). 
Обслуживающая сфера – 4-4%, в т.ч: 
* транспорт – 0,8%; 
* заготовки – 0,9%; 
* торговля – 0,1 %; 
* МТС и сбыт – 1,5 %.

Народнохозяйственный  комплекс страны представляет собой  открытую целостную социально-экономическую  систему, состоящую из органически  взаимосвязанных структурообразующих  элементов, функционирование каждого из которых взаимно обуславливает развитие, как отдельных элементов, так и всей системы в целом. Открытость такой системы проявляется, прежде всего, в том, что существенное влияние на ее функционирование оказывает не только внутренняя, но и внешняя по отношению к ней среда.

Агропромышленный  комплекс до настоящего времени остается экономически и социально значимой сферой народного хозяйства Республики Беларусь, вследствие этого проблемы развития национального АПК и, более узко, сельского хозяйства являются темой, актуальной для научных исследований. В последние годы в сельском хозяйстве Беларуси происходят значительные структурные изменения. Приняты и реализуются Государственные отраслевые программы, согласно которым усиливаются концентрация, специализация и интенсификация производства определенных видов продукции на уровне отдельных хозяйств, районов, областей и республики в целом. Проводится работа по оптимизации отраслевой структуры и территориального размещения сельскохозяйственного производства в увязке с предприятиями перерабатывающей промышленности. Согласно Государственной программе возрождения и развития села на 2011-2015 гг., помимо прочего, предполагается:

· усовершенствовать  специализацию и обеспечить развитие отраслей сельскохозяйственного производства;

· создать устойчивые сырьевые зоны для перерабатывающей промышленности;

· увеличить  совокупный объем валовой продукции  и обеспечить повышение рентабельности сельскохозяйственного производства.

Агропромышленный  комплекс Беларуси является одним из ведущих секторов народного хозяйства, на долю которого 4,1% валового внутреннего продукта и 9,6% численности работников.

К началу 90-х  годов по производству продукции  сельского хозяйства Беларусь занимала одно из первых мест не только в бывшем Советском Союзе, но и среди многих развитых стран Европы.

Колхозы и совхозы  располагали развитым производственным потенциалом. В составе машинно-тракторного  парка  насчитывалось 47,3 тыс. тракторов и 12 тыс. зерноуборочных комбайнов, 25,1 тыс. грузовых автомобилей. В расчете на гектар пашни минеральных удобрений внесено 313 килограммов против 283 килограммов, органических удобрений - соответственно 10,3 и 9,1 тонны. В социальную сферу в среднем за 1986-1990 гг. направлялось около 30% капитальных вложений, или почти 700 млн. долларов в год. Ежегодно сельчане получали около тысячи квартир. Рентабельность сельского хозяйства достигла более 40%, что позволило практически всем хозяйствам вести расширенное производство.

В настоящее  время сельскохозяйственная продукция  и продовольствие составляют примерно 10% общего экспорта по республике. Основная часть (более 85%) реализуется в страны СНГ, в том числе в Россию - почти 80%, другие страны - до 15%. К популярным экспортным товарам отечественного сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности относятся молоко и молочные продукты, мясные продукты, мясные изделия, консервы, льноволокно и картофель. Ввозятся в Беларусь преимущественно растительное масло, сахар, пшеница, тропические и субтропические фрукты.

Сельскохозяйственные  земли в Республике занимают 44,9%, из них пашня - 30% общей площади. На душу населения приходится 0,9 га сельхозземель, в том числе 0,6 га пашни. Наиболее плодородными являются суглинистые почвы, занимающие 25,7% площади пашни. Также неплохими агрономическими свойствами обладают супесчаные почвы, подстилаемые суглинками. В сельскохозяйственных предприятиях 29,2% земель мелиорировано, из них осушено 28,2%, орошается 1,1%.

Более 26% пашни  республики в разной степени завалунено и около 8% подвержено эрозии, что  отрицательно сказывается на производительной способности пахотных земель. Но, несмотря на различия в уровне эффективного плодородия почв, в каждом хозяйстве и районе имеются большие резервы улучшения качества пахотных земель.

Сейчас экономика  Беларуси находится на стыке двух систем. В этих условиях требуется противостоять интервенции датированного продовольствия из стран СНГ.

Необходимо  защитить национальный рынок республики. С полной уверенностью можно утверждать, что аграрный сектор Беларуси после  его глубокой реконструкции, становления  механизмов рыночного регулирования, привлечения необходимых инвестиций уже в обозримом будущем станет в один ряд с экономически развитыми странами.

Таким образом, государство уделяет большое  внимание развитию аграрного сектора  страны, при этом стоит задача именно качественного его развития, а не только наращивания количественных параметров. Исследование возможностей такого развития связано с проблемами структурных изменений в воспроизводственной, региональной, отраслевой структуре агропромышленного производства, а также изменений самих институциональных структур-предприятий и норм их взаимодействия. Изучение причин, последствий и тенденций структурных сдвигов позволит выявить возможности развития агропромышленного комплекса страны. Государственные усилия, направленные на стимулирование экономического развития, при их научном обосновании могут ускорить объективные процессы структурной динамики.

В структуре  производственных ресурсов сельского  хозяйства выделяют агрегированные категории ресурсов - труд, землю  и капитал. Общая площадь сельскохозяйственных угодий за исследуемое десятилетие сократилась почти на 5%. Данная тенденция, с одной стороны, отражает сокращение земельных ресурсов аграрного производства, но, с другой стороны, если вызвана выведением малопродуктивных земель из оборота и оптимизацией сельскохозяйственного землепользования, может служить и фактором повышения эффективности хозяйствования. Объем капитальных ресурсов сельскохозяйственного производства страны снижался в течение исследуемого периода. Основной капитал в физическом выражении сократился за десятилетие более чем на 6% .

При этом степень  износа основных фондов сельскохозяйственного  производства возросла с 38,5% (на конец 1995 г.) до 77% (на 2011 г). В структуре основных фондов наиболее изношена их активная часть - машины, оборудование и транспортные средства (более 80% на конец исследуемого периода). Интенсивная динамика в исследуемом периоде наблюдалась по трудовым ресурсам аграрного сектора. Число занятых в сельском хозяйстве за 1994-2011 гг. сократилось почти в два раза (в 2011 г. число занятых в сельском хозяйстве составило 450,4 тыс. чел.), а их доля от всех занятых в экономике снизилась с 19 до 9,7%.

АПК Беларуси является крупной межотраслевой подсистемой, объединяющей 9 отраслей народного  хозяйства - сельское хозяйство, пищевая промышленность, молочная, мясная, комбикормовая, легкая (в части переработки сельскохозяйственного сырья), тракторное машиностроение, строительство, материально-техническое обеспечение и агросервис.[4]

 

  1. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ АПК

 

2.1.Сущность аграрной реформы на современном этапе

 

Аграрная реформа - регулируемые государством процессы по совершенствованию системы производственных, хозяйственных, финансовых отношений  между государством (финансовой структурой), сельхозтоваропроизводителем, переработчиком, сферой реализации и потребителем, а также комплекс мер, направленный на повышение производительности и престижности труда, осуществление расширенного производства, решение социальных проблем тружеников села на основе использования достижений науки, передового практического опыта и развития технологий механизации ручного труда, производств переработки, упаковки, хранения и доставки потребителю сельскохозяйственной продукции.[5]

Реформирование  сельского хозяйства на современном  этапе направлено на переход к рыночной экономике. Непременные условия развития рыночных отношений - формирование многоукладной экономики, приватизация собственности в аграрном секторе. Многоукладность предполагает функционирование различных форм собственности и хозяйствования при условии максимального использования их ресурсного потенциала, эффективного ведения хозяйства и расширенного воспроизводства.

В результате аграрной реформы происходят принципиальные изменения производственных отношений, заключающиеся в переходе от административных методов хозяйствования к преимущественно экономическим, рыночным, в повышении самостоятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Таким образом, основной признак преобразований в  аграрной сфере несет в своем  содержании изменение организационно-правовых форм и экономических отношений хозяйствующих субъектов, направленных на упорядочение и взаимосвязь производственных, хозяйственных и финансовых отношений не только в сфере производства, но и в отношениях между производителем и потребителем через взаимосвязь цен, количество и качество продукции, а также сбыт.

Аграрная реформа  осуществляется в сложной социально-экономической  ситуации, для которой характерны инфляция, диспаритет цен в товарном обмене между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства, резкое сокращение государственной поддержки сельского хозяйства.

Цели аграрной реформы - обеспечение устойчивого  роста производства сельскохозяйственной продукции, повышение его экономической  эффективности, удовлетворение потребностей общества в качественных продуктах питания и улучшение социальных условий в сельской местности. Для достижения этих целей необходимо было повысить социальную активность крестьян, развить у них инициативу и предприимчивость на основе расширения хозяйственной самостоятельности, предоставления права самим распоряжаться землей, другими средствами производства, произведенной продукцией и вырученными денежными средствами.

Одним из основных направлений аграрной реформы является переход к многоукладной экономике в сельском хозяйстве, под которой следует понимать экономику, основанную на рациональном сочетании различных форм собственности и хозяйствования. Формы собственности и хозяйствования - понятия разнопорядковые, но не взаимоисключающие. Различные формы хозяйствования могут иметь одну и ту же форму собственности. Так, и в колхозах, и в товариществах с ограниченной ответственностью, и в кооперативах коллективно-долевая форма собственности.

Еще одно направление  аграрной реформы - приватизация III сферы АПК, включающая совокупность отраслей и предприятий, обеспечивающих заготовку, транспортировку, хранение, переработку сельскохозяйственного сырья, а также реализацию конечного продукта. Преобразования предприятий перерабатывающей промышленности, заготовок, хранения, материально-технического снабжения и обслуживания должны проводиться при непосредственном и активном участии сельских товаропроизводителей, так, чтобы они имели контрольный пакет акций (51 %) приватизируемых предприятий и могли влиять на прохождение сельскохозяйственной продукции по всей цепочке - от производителя до потребителя, участвовали в формировании и распределении прибыли. К сожалению, приватизация перерабатывающих предприятий и других предприятий III сферы была осуществлена по варианту, при котором контрольный пакет акций оставался у трудового коллектива (второй вариант приватизации). В результате в большинстве случаев сельские товаропроизводители были фактически отстранены от этого процесса.

Не менее  важными направлениями реформы  являются развитие рыночной инфраструктуры агропромышленного комплекса, формирование экономических условий функционирования АПК. Эти направления вовремя не были оценены должным образом. Предполагалось, что рынок сам будет регулировать спрос и предложение, взаимоотношения продавцов и покупателей. Централизованную систему закупок сельскохозяйственной продукции разрушили, а необходимые рыночные структуры созданы не были: нет продовольственных и зерновых бирж, маркетинговых центров, необходимой системы информации и т. д.

Одно из решающих направлений аграрной реформы - создание устойчивого экономического механизма, регулирующего взаимоотношения  государства с сельским товаропроизводителем через инвестиционную, ценовую, кредитную и налоговую политику.[6]

 

2.3. Анализ деятельности АПК Республики Беларусь

 

Для определения  дальнейших путей реформирования агропромышленного  комплекса Республики Беларусь целесообразно  проанализировать существующее состояние  и тенденции развития аграрного  сектора.

Информация о работе Экономические проблемы реформирования агропромышленного комплекса