Экономические проблемы реформирования агропромышленного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов реформирования агропромышленного комплекса Республики Беларусь.
Для достижения названной цели в исследовании необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие, сущность и задачи АПК, а также его состав и структуру;
2. рассмотреть преобразования АПК;
3. проанализировать направления реформирования АПК на перспективу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 5
1.1. Понятие, сущность и задачи агропромышленного комплекса 5
1.2. Состав и структура агропромышленного комплекса 6
1.3. Агропромышленный комплекс Республики Беларусь 11
2. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА 16
2.1. Сущность аграрной реформы на современном этапе 16
2.2. Анализ деятельности АПК Республики Беларусь 18
3. НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ АПК РЕСПУБЛИКИ 24 БЕЛАРУСЬ НА ПЕРСПЕКТИВУ
3.1. Опыт зарубежных стран в реформировании АПК 24
3.2. Направления реформирования АПК Республики Беларусь на 27 перспективу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 40

Файлы: 1 файл

APK.doc

— 276.50 Кб (Скачать файл)

 

 

3.2 Направления  реформирования АПК Республики  Беларусь на перспективу

 

За период проводимых реформ после 1991 г. в сельском хозяйстве  произошли значительные структурные  изменения. При снижении доли животноводства удельный вес растениеводства в  валовой продукции сельского  хозяйства вырос с 36% в 1990 г. до 56% в 2011 г. Увеличилась доля частного сектора в производстве продукции (в 2011 г. она составила 56,6%).

Согласно Кодексу  Республики Беларусь «О земле» собственность  на землю выступает в государственной  и частной форме. Основная часть  сельскохозяйственных земель находится в государственной собственности. Колхозы, совхозы, другие юридические лица, а так же фермерские хозяйства права собственности на землю не имеют. Хозяйства пользуются землей безвозмездно на основании установленного законом неограниченного права пользования.

Целью развития агропромышленного комплекса в  долгосрочной перспективе является формирование эффективного конкурентоспособного, устойчивого и экологически безопасного  агропромышленного производства, которое  соответствовало бы мировому уровню и обеспечивало бы продовольственную безопасность страны. Всего на развитие агропромышленного комплекса в 2011 г. было выделено 4813,78 млрд. рублей.

Основной проблемой  сельского хозяйства является неэффективное  производство: рентабельность продукции, реализованной сельскохозяйственными организациями в 2011 г. составила 6%, в том числе молока – 12,1% продукции крупного рогатого скота на выращивании и откорме - минус 32,3%. С убытком закончили 2011 год 16 сельхозпредприятия или 1% организаций системы Минсельхозпрода.

В перспективе  развитие аграрных отношений будет  ориентировано на крупное и среднее  товарное производство в сочетании  с мелким частным хозяйством.

Приоритетным  направлением институциональных преобразований в АПК, призванным преодолеть существующую разобщенность товаропроизводителей и объединить их экономические интересы, должно стать развитие кооперации и интеграции на базе предприятий по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, создание продуктовых специализированных и многоотраслевых агропромышленных формирований в виде аграрно-промышленных групп, холдингов, ассоциаций, в состав которых могут входить и финансовые структуры, которые в ряде случаев могут создаваться самими участниками. Эти организации должны стать стержнем организационной структуры АПК и охватить большинство фермерских хозяйств.

Агрохолдинг – это группа юридических лиц, осуществляющая сельскохозяйственную деятельность и деятельность по реализации сельхозпродукции. Иными словами, агрохолдинг – это холдинговая компания, которая занимается производством продуктов питания, т.е. обеспечением населения продовольствием. В 2011 г. в Беларуси работало 46 агрохолдингов.

На основе кооперации и интеграции намечается преодолеть существующую разобщенность товаропроизводителей, объединить их экономические интересы.

Развитие интеграции будет способствовать концентрации материальных, трудовых и финансовых ресурсов на производстве конечной продукции, повышению эффективности использования  ресурсного потенциала соучредителей, снижению издержек производства и повышению конкурентоспособности продукции. Для создания надежных основ устойчивого развития агропромышленного производства необходимо ускорить формирование рыночной производственно-сбытовой инфраструктуры. Важным стратегическим направлением должно стать создание сети обслуживающих кооперативов для всех категорий хозяйств (всего на развитие бытового обслуживания населения в 2011 г. выделено 10,48 млрд. руб., а в 2013 – 16,94 млрд. руб.). Широкое развитие получит торгово-закупочная и сбытовая кооперация (на развитие торговли в 2011 г. было выделено 1,8 млрд. руб., в 2013 г. планируется выделить 0,8 млрд. руб.). Параллельно с преобразованием организаций АПК в структуры рыночного типа необходимо совершенствовать систему управления. Главной функцией Министерства сельского хозяйства и продовольствия должно быть государственное регулирование - прогнозирование и координация отраслей АПК; развитие сельских территорий; регулирование использования природных ресурсов в сельском хозяйстве; мониторинг аграрного законодательства и участие в разработке нормативно-правовых документов и др.[22]

Хозяйственное управление на уровне предприятия должно осуществляться самостоятельно его  управленческим аппаратом, исходя из целей  и задач товаропроизводителей. Приоритетным направлением развития сельского хозяйства становится интенсификация производства на основе модернизации производственно-технической базы и внедрения достижений научно-технического прогресса (в 2011 г. на это было выделено 4900 млрд. руб., в 2013 г. планируется выделить 5 млрд. руб.). Необходимо обеспечить переход на новые технологии, способные снизить производственную нагрузку на природную среду. Системно-комплексное переоснащение отрасли высокопроизводительными машинами и агрегатами нового поколения обеспечит значительный рост производительности труда и экономию материальных ресурсов, что будет способствовать сохранению биологического равновесия.

Для снижения антропогенного воздействия на окружающую среду  интенсификация аграрного производства должна быть адаптивной, биоориентируемой и не вызывать противоречий между человеком и природой. С целью предотвращения загрязнения земель балластными веществами и повышения экономической эффективности минеральных удобрений необходимо перейти на выпуск комплексных, концентрированных по действующему веществу минеральных удобрений (на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в 2011 г. был выделен 1 млрд. рублей).

Учитывая, что  животноводческие комплексы строились  в 60-70-е годы прошлого века, а оборудование и технологии морально и физически устарели, следует провести их технико-технологическую реконструкцию, оснастив прогрессивными, экологически чистыми технологиями. Зональная, региональная, внутрихозяйственная специализация и размещение сельскохозяйственного производства по территории страны должны отвечать сложившемуся производственно-экономическому и природному потенциалу. Необходим переход на ландшафтно-адаптивную систему земледелия, базирующуюся на максимальном учете региональных и локальных почвенно-климатических условий.

С целью интенсификации сельскохозяйственного производства одним из направлений научно-технического прогресса должно стать применение биотехнологий. В животноводстве намечается выведение новых пород, типов, линий, гибридов и кроссов животных. Большое внимание будет уделено развитию генно-инженерных биотехнологий с целью селекции новых сортов сельскохозяйственных культур. Высокие интенсивные и адаптивные биотехнологии позволят вести безопасное сельское хозяйство, как для окружающей среды, так и для потребителей продовольствия.

Техническое и  технологическое переоснащение  сельского хозяйства требует  значительных финансовых ресурсов. Основными  мерами по активизации инвестиционной деятельности станут:

* повышение  платежеспособности предприятий,  увеличение собственных источников  финансирования;

* расширение  системы лизинговых операций  как в рамках государственного  финансирования, так и за счет  возможностей организаций перерабатывающих  и обслуживающих отраслей АПК,  вовлеченных в интеграционные  процессы и заинтересованных  в закреплении своих поставщиков сырья (сырьевых зон);

* привлечение  иностранных инвестиций и свободных  средств граждан при реализации  предпринимательской деятельности;

* сохранение  централизованной государственной  поддержки.

Активизации инвестиционной деятельности будет способствовать также развитие ипотечного кредитования с включением в финансовый оборот земельных ресурсов под жестким контролем государства. Предусматриваются новые подходы к социальному развитию села. В стратегическом плане село рассматривается не только как агропромышленная сфера, но и как социально-территориальная подсистема, выполняющая широкий спектр народнохозяйственных функций (демографических, культурных, рекреационных, природоохранных и др.).

В сельской местности  необходимо создать условия жизни  близкие по качественному содержанию к городским. Сельские жители должны иметь благоустроенное жилье и равный с городскими жителями доступ к учреждениям здравоохранения, образования, торговли, бытового обслуживания. За 2011-2015 гг. планируется построить 20 тыс. домов для обеспечения жильём работников сх организаций (но на строительство жилья нужно выделить 6,2 трлн. руб.); также обеспечивается доступность сельским жителям медицинской помощи на всех региональных уровнях; будут реализовываться дополнительные меры по закреплению медицинских кадров в сельской местности (на развитие здравоохранения было выделено в 2011 г.11,05 млрд. руб., в 2013 г. планируется выделить 21,62 млрд. руб.). Также предусматривается проведение комплекса мероприятий в целях создания благоприятных условий функционирования учреждений образования, расположенных в агрогородках и др. сельских населенных пунктах (в 2011 г. на развитие образования было выделено 50,45 млрд. руб., в 2013 – 203,34 млрд. руб.).

Для сохранения природной среды необходимо от концепции развития сельскохозяйственного производства перейти к концепции развития сельской местности. Все отрасли и сферы производственной деятельности должны быть увязаны с направлениями развития социальной инфраструктуры и природных ландшафтов, где агроценоз будет являться частью биоценоза.

В периоде (2011-2020 гг.) предусматривается выйти на устойчивое развитие АПК, обеспечив  рациональный уровень потребления  основных видов продукции и сформировать необходимый экспортный потенциал.

Усилия сельскохозяйственных производителей следует сконцентрировать на четком соблюдении технологий, что обеспечит высокие показатели производства и качества продукции, соответствующие мировому уровню и снизит антропогенную нагрузку на окружающую среду.[26]

Главная цель развития перерабатывающей промышленности - более полное и надежное обеспечение населения продуктами питания и достижение рациональных норм потребления рост экспорта продукции, укрепление продовольственной безопасности.

Несмотря на достигнутые позитивные сдвиги, в развитии отрасли существует ряд нерешенных проблем:

* низкая эффективность  функционирования производства;

* высокая степень  износа активной части основных  производственных фондов, превышающих  предельно-критический уровень (в 2011 г. износ активной части основных производственных фондов достиг 76–77%);

* недостаточная  обеспеченность предприятий сырьем;

* дефицит инвестиций  на модернизацию производственно-технической  базы;

* низкий уровень  потребления на душу населения  важнейших продуктов питания (мяса – 102 кг, молока – 698 кг, рыбы, овощей – 246 кг и яиц – 373 кг в 2011 г).

Развитие перерабатывающей промышленности должно быть ориентировано  на полное удовлетворение потребности  населения страны в продуктах  питания и увеличение экспортного  потенциала, снижение издержек, повышение эффективности производства наоснове внедрения ресурсосберегающих технологий, комплексного использования материально-сырьевых ресурсов.

В перспективе (до 2020 г.) необходимо обеспечить потребление  основных продуктов питания в  соответствии с рациональными нормами, увеличить объемы экспорта продукции.

Совершенствование структуры перерабатывающей промышленности предусматривается осуществлять за счет приоритетного развития экспортоориентированных (мясная, молочная, первичная обработка льна, картофелеперерабатывающая) и импортозамещающих (сахарная, масложировая, производство детского питания) отраслей. Предусматривается расширение ассортимента, освоение новых видов мясной, молочной, плодоовощной продукции, а также продуктов питания из картофеля.

К 2020 г. за счет собственного производства население  страны может быть полностью обеспечено мясо - и молокопродуктами, хлебопродуктами, картофелем, сахаром. Возрастет уровень  самообеспечения маслом растительным, рыбой и рыбопродуктами, однако из-за отсутствия прочной сырьевой базы достичь полного самообеспечения этими видами продукции проблематично. Перерабатывающая промышленность должна снизить негативное влияние на природу.

В агропромышленном комплексе в целях повышения  эффективности производства, получения экологически чистой продукции следует осуществить более широкое применение биологических и микробиологических средств защиты, безотвальной обработки пашни, и т.д. Предусматривается разработка эффективных способов и технических средств биологической защиты растений, электрофизических способов обеззараживания семян, механических и электрических способов борьбы с сорной растительностью; изыскание эффективных способов минимизации и безотходного применения химических веществ при протравливании семенного и посадочного материала.

Важное значение имеет внедрение пермакультурных  технологий в сельскохозяйственное производство с поддержанием оптимального баланса между животноводством  и растениеводством, рациональное использование  химических удобрений, постепенный отказ от использования пестицидов с переходом на биологические средства защиты растений, с сохранением биоразнообразия и восстановления естественного плодородия почв.[8]

Страна должна развивать сельское хозяйство за счет широкомасштабного освоения ресурсо- и энергосберегающих технологий, увеличения в энергобалансе доли местных энергоносителей, вторичных энергоресурсов предприятий, разработки и внедрения в сельскохозяйственное производство машин и оборудования, использующих энергию солнца, ветра, воды, низкопотенциального тепла земли и животных, озона-холода, биогаза и других возобновляемых источников.

Таким образом, можно сделать вывод, что на развитие агропромышленного комплекса влияют множество факторов, которые оказываю как положительное, так и негативное влияние.[12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В современных условиях под межотраслевым комплексом следует понимать совокупность форм взаимодействия между отраслями различных сфер материального производства и торговли, связанных общими признаками процессов производства и реализации готовой продукции.

Полная схема межотраслевого комплекса представляет собой следующие  виды коммерческой деятельности: добычу сырья, его переработку и реализацию, а также производство средств  производства для всех перечисленных процессов.

Информация о работе Экономические проблемы реформирования агропромышленного комплекса