Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:28, курсовая работа
Целью дипломного проекта является исследование теоретических и практических аспектов формирования стратегии развития персонала организации.
В соответствии с данной целью, задачами дипломного проекта являются:
рассмотрение теоретических основ формирования стратегии развития персонала организации;
исследование стратегического управления персоналом;
рассмотрение основных стратегий управления человеческими ресурсами организации;
проведение анализа результатов производственно-хозяйственной деятельности ООО «СГ-Консалт»;
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.2. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ 20
1.3. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ 29
2. ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ ООО «СГ-КОНСАЛТ» 49
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ООО «СГ-КОНСАЛТ» 49
2.2. АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА ТЕКУЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 54
2.3. АНАЛИЗ ПРОЦЕДУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 61
2.4. ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ ООО «СГ-КОНСАЛТ» 72
3. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ ООО «СГ-КОНСАЛТ» 82
3.1. МОДЕРНИЗАЦИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 82
3.2. РАЗРАБОТКА КАДРОВОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА 92
3.3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 111
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 115
Доказательством последнего тезиса являются и данные о прямом предпочтении различных средств стимулирования анкетируемыми сотрудниками консалтинговых фирм.
Для выявления данного отношения анкетируемым предлагался следующий вопрос:
Предположим, что Вам в качестве поощрения за хорошую работу предложили бы альтернативные варианты поощрения. Выберите, какой вариант представляет для Вас наибольший интерес?
премия в размере полугодовой оплаты (27%);
повышение оплаты на 1/4 (46%);
повышение в должности, без повышения оплаты (27%).
Как видим, в данном случае число респондентов, избравших как наиболее предпочтительный метод стимулирования метод, не связанный с материальным стимулированием, превышает четверть персонала фирмы, причем особенно высок данный процент в приложении к сотрудникам возрастной категории 20-25 лет (в этом случае он достигает 38%). В то же время, выбор большинством сотрудников не разового материального стимулирования, а стимулирования, которое является в полной мере выгодным только при условии ориентации на длительное сотрудничество с данной фирмой, также может быть воспринят как доказательство того, что материальные средства стимулирования в приложении к персоналу консалтинговых фирм должны дополняться средствами стимулирования моральной и карьерной сферы.
Интересные данные были получены также и по характеристикам, отражающим семейное положение сотрудников консалтинговых фирм и их половую принадлежность.
Так, с одной стороны, подавляющее число сотрудников данных фирм являлись мужчинами (85%), что позволят сделать вывод о сложившемся в консалтинговой сфере стереотипе.
С другой стороны, семейное положение сотрудников консалтинговых фирм не характеризовалось выраженным предпочтением какого-либо одного положения.
Так, на вопрос о семейном положении анкетируемые ответили следующим образом:
не состою в браке (34%);
состою в браке, но детей не имею (16%);
состою в браке и имею детей (50%).
Интересно, что в данном случае отсутствовала и какая-либо корреляция между семейным положением и возрастной категорией анкетируемых - показатели по различным возрастным категориям оказались крайне близки и статистически однородны.
Несмотря на это, сам факт наличия 50% сотрудников, имеющих детей, позволяет говорить о некоторых дополнительных условиях работы с персоналом. Так, с одной стороны, как правило, семейные сотрудники, имеющие детей, склонны к более стабильной трудовой деятельности, реже меняют место работы, однако с другой стороны - они имеют меньшие возможности к работе только на долговременную перспективу - необходимым моментом становится обеспечение определенного стабильного уровня дохода в настоящем.
Несколько отличными от ожидаемых оказались результаты в отношении образовательного квалификационного уровня персонала консалтинговых фирм, действующих на российском рынке.
С одной стороны, подавляющее число сотрудников имели одно российское высшее образование (70%), а еще 15% - несколько высших образований (только 15% оказались имеющими лишь среднее образование, что примерно соответствует уже упоминавшемуся разграничению сотрудников на специалистов и “обслуживающий персонал”).
С другой стороны, среди анкетируемых лишь 2% сотрудников оказались имеющими ученую степень (в странах Запада наличие у консультанта степени доктора является весьма распространенным, а наличие такой степени у старших сотрудников консалтинговых фирм - почти обязательным).
Крайне интересными с точки зрения разработки методик эффективного управления персоналом, явились ответы на следующую группу вопросов анкеты:
Проводите ли Вы время отдыха (свободные вечера, выходные дни, отпуск) со своими коллегами по работе и как часто?
часто отдыхаю в компании с друзьями по работе (30%);
иногда отдыхаю с коллегами по работе (40%);
никогда не отдыхаю с коллегами по работе (30%).
Как Вы оценили бы свои отношения с большинством коллег, с которыми Вам приходится постоянно и непосредственно работать?
как близкие дружеские (10%);
как отношения хороших знакомых (40%);
как доброжелательные, но чисто деловые (40%);
как напряженные (10%);
как откровенно недоброжелательные (0).
Важно ли для Вас мнение коллег по вопросам, которые не относятся к работе?
да, очень важно (10%);
важно, но не слишком (40%);
важно только в отдельных редких случаях (40%);
совершенно неважно (10%).
С одной стороны, совпадение значение ответов на два последних вопроса (разнесенных в анкете) демонстрирует в данном случае наличие сформированной системы отношений в коллективах и наличие четко осознаваемой индивидуумами иерархии отношений в рамках коллектива. С другой стороны, по представленным данным можно судить о существующей групповой структуре персонала консалтинговых фирм - так, как минимум 10% персонала можно с уверенностью квалифицировать как членов первичных групп, причем именно к этому положению тяготеет еще 40% персонала (такое положение характерно для формирования первичных групп внутри вторичных, функциональных).
Следует отметить, что учитывая высокое значение индивидуальности в данной сфере деятельности, роль индивидуальной квалификации, интеллекта, умения работать, отнесение половины персонала к категориям членов первичных групп или групп, приближающихся к первичным по уровню личной связанности, является крайне высоким показателем - в этом случае любое управленческое решение, принимаемое руководством должно быть ориентировано на обязательность ответной групповой, а не индивидуальной реакции, что в условиях уже указанной низкой зависимости сотрудников от конкретной консалтинговой фирмы означает практически полную невозможность использования жестких методов давления на персонал.
С другой стороны, такое положение означает возможность оказания эффективного управляющего влияния на персонал путем воздействия на лидеров неформальных групп, сложившихся в коллективе, а равно и путем стимулирования общей доброжелательной, дружеской атмосферы внутри коллектива (система неформального управляющего воздействия).
Не менее важный материал для анализа возможных методов управления представляется и другим блоком вопросов:
Как Вы оценили бы свою рабочую нагрузку?
как недостаточную (0%);
как нормальную (70%);
как завышенную, но допустимую (20%);
как чрезмерно завышенную (10).
Достаточно ли Вам времени, которое Вы проводите вам остается помимо того времени, которое Вы посвящаете работе?
достаточно (0%);
в целом, да, за исключением отдельных периодов (40%);
недостаточно (55%);
настолько недостаточно, что это создает проблемы вне работы (5%).
Как Вы относитесь к сверхурочной работе?
положительно (10%);
положительно, если она дополнительно оплачивается (30%);
отрицательно (60%).
Как видим, даже при условии оценки рабочей нагрузки как нормальной, большинство сотрудников указывает на существование проблемы недостаточности свободного времени, причем для 60% даже существование дополнительной оплаты не может изменить негативного отношения к сверхурочной работе.
С другой стороны, процент сотрудников, которые положительно относятся к сверхурочной работе при условии ее дополнительной оплаты, а также считают, что свободного времени им как правило, хватает, также достаточно велик (30-40%).
В данных условиях, с одной стороны, возрастает роль мер стимулирования, включающих в себя предоставление дополнительных дней отдыха, организации отдыха сотрудников, а с другой - растут требования к избирательности в ходе осуществления распределения обязанностей между сотрудниками фирмы - если в случае верного распределения эффективным средством управления становится материальное стимулирование, то в противном случае оно станет малоэффективным, приведет (особенно в условиях отмеченной ранее групповой реакции) к возникновению конфликта между персоналом и руководством.
Далее рассмотрим возможные методы управления персоналом консалтинговых фирм и существующую практику управления персоналом фирм, действующих в России
Важным элементом системы управления персоналом является отбор сотрудников компании и система кадрового роста, предлагаемая компанией своим сотрудникам. Ранее уже указывались основные требования, предъявляемые консалтинговыми компаниями к новым молодым сотрудникам, однако произведением простого отбора на основании тестов или иного способа выяснения соответствия/несоответствия, эффективная система отбора не ограничивается.
Поскольку консалтинговые компании в силу специфики деятельности ориентированы на привлечение высококвалифицированных кадров, система отбора строится с использованием возможностей отбора среди выпускников элитных вузов страны - Финансовая Академия, МГУ, МГИМО, ВШЭ, ГАУ. Крайне важным моментом в данном случае является не только сам факт возможности производить отбор в профессиональной и социальной среде, где вероятность успешного выбора значительно выше, но и тот факт, что в данной среде создается и фиксируется желательный стереотип высокого статуса консалтинговых компаний, как потенциальных работодателей.
С другой стороны, практика консалтинговых компаний практически исключает привлечение руководящих, “старших” сотрудников со стороны - вся система замещения вакантных должностей построена на принципах роста сотрудников внутри компании. данный момент обусловлен с одной стороны тем, что именно возможности быстрого кадрового и профессионального роста (при высокой текучести перестановка происходит быстро) привлекают значительную часть сотрудников консалтинговых фирм, а с другой - тем, что существующая система стандартов, господствующая в высокоинтеллектуальных сферах деятельности, не допускает возможности эффективного и бесконфликтного управления со стороны человека, не обладающего доказанным интеллектуально-
Таким образом, в данных сферах управления можно отметить действие тех же ключевых факторов, воздействующих на всю систему управления персоналом консалтинговых фирм:
фактора опоры фирмы на высококвалифицированные кадры, требующего не только проведения строгого отбора данных кадров, но и создание им соответствующего социальным стандартам данной группы условий работы;
фактора высокой зависимости фирмы от специалистов, работающих в ней и низкой зависимости специалистов от фирмы;
фактора высокой текучести кадров;
фактора индивидуальной ценности каждого сотрудника (из этого следует необходимость индивидуального подбора средств управления);
фактора высокой роли групповых взаимодействий в рамках коллектива, развития неформальных систем коммуникации и управления.
В то же время, показательными моментами в сфере выработки методик управления персоналом консалтинговых фирм является также и то, что несмотря на необходимость присутствия материальных рычагов управления, материальные методы воздействия занимают не основное место в управленческом инструментарии - как показывают данные опроса, значительно большее суммарное значение имеют методы морального и карьерного плана.
Таким образом, по результатам теоретической главы можно сделать вывод, что результаты деятельности многих предприятий и накопленный опыт их работы с кадрами показывают, что формирование производственных коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности производства и конкурентоспособности продукции. Проблемы в области управления персоналом и повседневная работа с кадрами, по оценке специалистов, в ближайшей перспективе будут постоянно находиться в центре внимания руководства.
В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления развитием персоналом (формирование стратегий развития персонала), позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства.
Объектом исследования данной работы является организация Общество с ограниченной ответственностью «СГ-Консалт».
Фирменное наименование организации: ООО «СГ-Консалт», месторасположение организации: 42400, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Рябинина - 17, каб.3.
Общество с ограниченной ответственностью «СГ-Консалт» создано в соответствии с Федеральным законом №214 «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 28.12.95г.
В своей деятельности Общество руководствуется действующим законодательством, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Уставом.
Общество имеет: самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в кредитно-финансовых учреждениях как в рублях, так и в иностранной валюте, круглую печать и штампы со своим наименованием.
полное наименование на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью «СГ-Консалт»;
сокращенное наименование на русском языке: ООО «СГ-Консалт»;
фирменное наименование на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью «СГ-Консалт».
Учредителями Общества являются:
Самосудова Светлана Евгеньевна,
Филиппов Владимир Александрович,
Романов Сергей Евгеньевич,
Михеев Ярослав Николаевич.
Общество создавалось для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Информация о работе Экономический анализ деятельности организации