Экономический анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности.

Файлы: 1 файл

Финансовый анализе_Гаврилова.docx

— 133.42 Кб (Скачать файл)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тихоокеанский Государственный университет»

 

Кафедра финансов, кредита и бухгалтерского учета

 

Специальность 080105.65 «Финансы и кредит»

 

 

 

КУРСОВАЯ работа

по дисциплине «Финансовый анализ»

2 ВАРИАНТ

 

 

Выполнил: студент  ФК(б)зу - 12

№ з/к11041030202

Фамилия Сымбина

Имя Алина

Отчество Андреевна

Проверил: Файдушенко В.А.

 

 

Хабаровск 2014 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

  1. Формирование и использование прибыли на предприятиях России

 

 

    1. Прибыль организации: экономическое содержание, функции, виды и факторы роста

Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности.

В мировой финансовой практике сформировались два устойчивых подхода к пониманию роли прибыли в жизни предприятия.

1. Сторонники англо - американской финансовой школы утверждают, что любое предприятие создается для производства прибыли. Цель деятельности – максимизация прибыли, вернее не столько прибыли, сколько акционерной собственности. Этот подход своего рода «фирменный знак» современной англо - американской школы, получившей признание во многих странах мира.

2. Сущность второго подхода  можно выразить знаменитой формулой  немецких финансистов о роли  прибыли в жизнедеятельности  предприятия: «Прибыль необходима  как воздух, которым мы дышим. Но было бы ужасно работать  только во имя прибыли, как  ужасно было бы жить только  для того, чтобы дышать».

В экономической литературе встречаются различные определения, интерпретации, представления данной экономической категории. Два из них можно назвать базовыми: экономический и бухгалтерский подходы к определению прибыли.

В соответствии с экономическим подходом прибыль - это прирост капитала собственников, имеющий место в отчетном периоде, т.е. общая величина выручки организации за вычетом внешних и внутренних издержек.

Приведенное определение выглядит весьма привлекательно, сложность состоит лишь в том, как его наполнить количественно, т.е. как рассчитать прибыль. Экономическую прибыль можно исчислить на основе рыночных оценок капитала, либо по данным ликвидационных балансов на начало и конец отчетного периода.

Более обоснованным и реалистичным представляется бухгалтерский подход к определению прибыли, согласно которому прибыль – положительная разница между доходами организации, принимаемыми как приращение совокупной стоимостной оценки ее активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников и ее расходами, понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов, за исключением результатов операций, связанных с преднамеренным изменением этого капитала.

Поскольку понятия доходов и расходов могут быть определены как по существу, так и количественно, приведенное определение представляется более приемлемым для практического использования.

Различия между бухгалтерским и экономическим определениями:

1. В бухгалтерском походе  четко идентифицируются элементы  прибыли, т. е. виды доходов и расходов и ведется их обособленный учет. Кроме того, существует объективная информационная база для расчета конечного финансового показателя.

2. Экономический подход  не делает различия между реализованными  и нереализованными доходами. Например, рыночная цена некоторых активов предприятия выросла и в рамках экономического подхода предприятие получило прибыль. С точки зрения бухгалтерского похода собственник предприятия признавать такую прибыль не спешит по многим причинам. По мнению бухгалтера, прибыль будет иметь место только тогда, когда актив (например, здание) будет действительно продано по высокой цене.

Согласно бухгалтерскому подходу «расходы всегда очевидны, а доходы всегда сомнительны» или «лучше раньше признать расходы, чем позже и лучше позже признать доходы, чем раньше». Вместе с тем экономический подход полезен для понимания сущности прибыли, бухгалтерский – для понимания логики и порядка ее практического исчисления.

Рассматривая прибыль как экономическую категорию, необходимо выделить выполняемые ею функции.

В экономической литературе выделяют следующие функции прибыли:

1. Оценочная (мера эффективности  общественного производства) – т.е. прибыль характеризуют экономический  результат, полученный предприятием. Поскольку прибыль является универсальным  показателем, то для оценки конкретных  сторон эффективности производства  применяется система абсолютных  и относительных показателей.

2. Стимулирующая, заключается в том, что прибыль – основной внутренний источник финансирования расширения и развития производства. Т.е. стимулирует нововведения, выпуск новой продукции, снижение издержек производства.

3. Распределительная, т.е. позволяет  распределять ограниченные ресурсы  среди альтернативных видов продукции, тем самым увеличить размеры  доходов предприятия и государства.

В соответствии со ст. 247 главы 25 части II Налогового кодека Российской Федерации прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

 

    1. Виды прибыли организации

Финансовые результаты деятельности организации характеризуют показатели прибыли.

Виды прибыли.

Выделяют четыре вида прибыли:

  1. валовая прибыль – это финансовый результат (эффект) от основной деятельности, включающий в себя коммерческие и управленческие расходы организации;
  2. прибыль от продаж (прибыль от реализации продукции) – это финансовый результат (эффект) от основной деятельности, то есть разница между выручкой от реализации продукции и полной себестоимостью произведённой и реализованной продукции;
  3. прибыль до налогообложения – это финансовый результат (эффект) от основной, финансовой и инвестиционной деятельности организации;
  4. чистая (нераспределённая) прибыль – это чистый финансовый результат (эффект) за вычетом налога на прибыль и других аналогичных платежей.

1) Валовая прибыль: ВП = ВР - С 

2) Прибыль от реализации  продукции (от продаж): Прп = ВР - Zпол 

3) Прибыль до налогообложения  Пдо = Прп + Дпр – Рпр, где:

Рпр - прочие расходы

Дпр - прочие доходы

С – производственная себестоимость

4) Чистая прибыль ЧП = Пдо + ОНА – ОНО – НП, где:

ОНА – отложенные налоговые активы

ОНО – отложенные налоговые обязательства

НП – налог на прибыль

Известно, что не вся чистая прибыль остается в распоряжении предприятия, так как за счет чистой прибыли оплачиваются следующие расходы:

- штрафные санкции за  нарушение санитарных норм и  правил, за сокрытие налогооблагаемой  прибыли и другие аналогичные  платежи;

- проценты по кредитам  и займам сверх нормы, относимой  на себестоимость;

- штрафные санкции, за  нарушение санитарных норм и  правил охраны окружающей среды.

Оставшаяся прибыль может быть распределена по фондам предприятия или может остаться не распределенной, в этом случае чистая прибыль будет равна нераспределенной прибыли.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая часть увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления, вторая – характеризует долю прибыли, используемую на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, неиспользованной на увеличение имущества, имеет резервное значение и может быть использован в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

Нераспределенная прибыль в широком смысле – как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

Распределение и использование прибыли акционерных обществ имеют свои особенности, обусловленные организационно - правовой формой этих предприятий.

Таблица 1.1. Факторы роста прибыли

Факторы

Пояснения

1.Объем продаж

При высоком удельном весе постоянных расходов в себестоимости продукции рост объема реализации приведет к еще большему росту прибыли за счет снижения доли постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции.

2. Рост цен

В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора.

3.Снижение 

Себестоимости        

В практике предпринимательской деятельности применяются различные способы снижения себестоимости

.

Безусловно используются такие приемы как экономия топливно

-

сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение

доли амортизационных отчислений в себестоимости, сокращение

административных расходов и т.п. Однако следует иметь в виду, что уменьшение себестоимости имеет свой предел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции. То же относится и к административным и коммерческим расходам, которые невозможно свести к нулю, поскольку без них предприятие нормально функционировать не сможет и продукция реализовываться не будет.

4.Обновление 

ассортимента и

номенклатуры

выпускаемой

продукции

Прибыль в рыночной экономике – движущая сила обновления как производственных фондов, так и выпускаемой продукции.

Характерно проявление этой силы в концепции "жизненного

цикла" продукции.


 

 

 

1.2. Методы планирования прибыли

Важное место в финансовом планировании занимает этап планирования прибыли. Эта часть планирования использует все параметры бизнес - плана и является решающей в определении финансового результата от всей деятельности предприятия. Подходы к планированию прибыли зависят от параметров производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Нужно изучить наиболее существенные взаимосвязи в экономике предприятия и понять их влияние на величину прибыли. Это поможет глубже понять факторы, влияющие на рост прибыли.

В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений.

В планировании прибыли используются следующие методы:

1. Метод прямого счета 

2. Аналитический метод 

3. Метод планирования  прибыли на основе операционного анализа.

 

 

 

Метод прямого счета.

Прямой счет основан на том, что количество реализуемой продукции (объем продаж) по каждой номенклатурной позиции умножают последовательно на цены реализации и на себестоимость каждой единицы.

Разность между суммами обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет планируемый объем прибыли. По несравнимой продукции себестоимость каждой единицы должна определяться по плановым единичным калькуляциям.

При этом используют формулу:

Ппл = В – З или Ппл = Пнп + Птп – Пкп,

Где Ппл – плановая прибыль

Врп – выручка от реализации продукции (в ценах)

З – полная себестоимость реализуемой продукции, которая включает в себя себестоимость проданных товаров, коммерческие и управленческие расходы;

Пнп, Пкп – соответственно прибыль в остатках ГП на начало и конец планового периода;

Птп – прибыль товарной продукции планового года, определяемая исходя из плана производства по развернутой номенклатуре, плановых калькуляций по каждому изделию, смет управленческих и коммерческих расходов.

Прямой счет методически чрезвычайно прост, но при большом количестве наименований продукции трудоемкость его значительно возрастает. Расчет требует:

определения ассортимента по всем позициям номенклатуры;

составления калькуляций по всем изделиям сравнимой продукции;

исчисления плановой себестоимости и договорных цен по несравнимой продукции, что в свою очередь предполагает разработку сметы производства по всем ее элементам; 
установления цен реализации выпускаемой продукции.

Большим недостатком метода является то, что он не позволяет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде.

Аналитический метод

Он находит применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также служит как дополнение к прямому методу, для проверки. Аналитический метод применяют приукрупненном (перспективном) планировании, а также на стадии составления предварительных расчетов для бизнес - плана.

Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в предстоящем году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом.

Информация о работе Экономический анализ