Экономический анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности.

Файлы: 1 файл

Финансовый анализе_Гаврилова.docx

— 133.42 Кб (Скачать файл)

Прирост средней величины текущих активов свидетельствует о том, что у предприятия достаточно текущих активов для обеспечения текущей деятельности, так как имеется излишек в размере 25234 тыс.руб.

Однако продолжительность оборота текущих активов на конец года увеличилась на 70 дней. Данный факт будет свидетельствовать о возможном дефиците средств для обеспечения основной деятельности в тех же объемах. В таком случае организации необходимо привлекать краткосрочный кредит банка – на пополнение оборотных средств.

 

 

    1. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ

 

 

    1. Анализ динамики и структуры выручки от реализации продукции и факторов ее изменения

Для анализа динамики показателей выручки от реализации используют величины этого показателя, полученные в отчетном и предыдущем году, а также рассчитывают показатели по периодам времени внутри года.

Плановый объем реализации продукции включает:

1) реализацию продукции, работ, услуг на сторону;

2) реализацию продукции, работ, услуг своему капитальному  строительству;

3) реализацию продукции, работ, услуг своим непроизводственным  хозяйствам;

4) капитальный ремонт  собственного оборудования;

5) капитальный ремонт  собственных транспортных средств.

Плановый объем реализации продукции рассчитывается по формуле:

ВРпл = Он + ТПпл – Ок,

где ВРпл – плановый объем реализованной продукции;

Он – ожидаемый остаток нереализованной продукции с прошлого периода;

ТПпл – плановый объем производства товарной продукции;

Ок – остаток нереализованной продукции на конец отчетного периода.

Анализ выручки от реализации продукции необходимо начинать с изучения ее динамики и структуры. При этом используют данные Ф. № 0710002 «Отчет о прибылях и убытках» и Ф. № 071000 «Приложение к балансу».

Факторная модель выручки от реализации имеет следующий вид:

ВР = Пр.п + Zпол = Пр.п + МЗ + А + ЗП + Осоц + z,

где: Пр.п – прибыль от реализации продукции;

Zпол – полная себестоимость выпущенной и реализованной продукции, включая управленческие и коммерческие расходы;

МЗ – стоимость материальных затрат;

А – амортизация;

ЗП – заработная плата;

Осоц – отчисления на социальное страхование;

z – прочие затраты.

Для анализа динамики и структуры выручки от реализации продукции построим таблицу 2.10.

Таблица 2.10. Для анализа динамики и структуры выручки от реализации продукции

 

на 31.12.2011

на 31.12.2012

Изменения (+/-)

Показатели

Тыс.руб.

Уд.вес

Тыс.руб.

Уд.вес

Тыс.руб.

Уд.вес

Прибыль от продаж

37890

19,13%

40359

15,33%

2469

-3,80%

Полная себестоимость произведённой и реализованной продукции

160129

80,87%

222864

84,67%

62735

3,80%

Материальные затраты

19263

9,73%

23941

9,10%

4678

-0,63%

Амортизация основных средств

6422

3,24%

10550

4,01%

4128

0,76%

ФОР

85900

43,38%

129873

49,34%

43973

5,96%

Отчисления на социальное страхование

23654

11,95%

28000

10,64%

4346

-1,31%

Прочие затраты

24890

12,57%

30500

11,59%

5610

-0,98%

Итого выручка от реализации продукции

198019

100,00%

263223

100,00%

65204

х




 

 

Согласно полученным данным выручка от реализации продукции на конец года увеличилась на 65 204 тыс.руб. и составила 263223 тыс.руб. Данное изменение обусловлено ростом следующих факторов:

  • Полной себестоимости на 62735 тыс.руб.;
  • Прибыли от продаж на 2469 тыс.руб.

Для анализа данного показателя используют три факторные модели:

1) ВР = О0 + ТП1 – Впр – Пот – О1,

где ВР – объем реализованной продукции без НДС и акцизов;

О0 – остаток нереализованной продукции на начало отчетного периода;

ТП1 – фактический объем производства ТП;

Впр – прочее выбытие продукции;

О1 – остаток нереализованной продукции на конец отчетного периода;

Пот – продукция отгруженная, но не оплаченная в отчетном периоде;

Факторный анализ выручки в зависимости от второй группы проводится балансовым методом.

 

Таблица 2.11. Факторный анализ выручки от реализации продукции балансовым методом

Показатели

на 31.12.2011

на 31.12.2012

Влияние факторов

Тыс.руб.

Тпр, %

Остаток нереализованной продукции на начало года, О0

6835

7020

185

2,71%

Объем производства товарной продукции, ТП

198204

264828

66624

33,61%

Выручка от продаж, ВР

198019

263223

65204

32,93%

Остаток нереализованной продукции на конец года, Ок

7020

8625

1605

22,86%


 

 

ВР0 = О0 + ТП1 – О1 = 6835 + 198204 – 7020 = 198019

ВР1 = О0 + ТП1 – О1 = 7020 + 264828 – 8625 = 263223

Из таблицы видно, что выручка от продажи продукции к концу года увеличилась на 65204 тыс.руб. ( на 32,93%) и составила 263223 тыс.руб. объем произведенной товарной продукции прирос на 66624 тыс.руб.(на 33,61%) и составил 264828 тыс.руб.

Общее влияние факторов составило:

∆ВР = 66624 – 1605 – 185 = 65204 тыс.руб.

2) ВР = p × q;

где p – среднеоптовые цены единицы реализованной продукции;

q – объем реализованной  продукции;

 

Факторный анализ данной модели проведем методом абсолютных и относительных величин.

Показатель

на 31.12.2011

на 31.12.2012

Изменени

 

+/-

Индекс роста, %

Прирост, %

Среднеоптовая цена реализации, тыс.руб.

0,3

0,33

0,03

110,00%

10,00%

Объем реализации в натуральных измерителях., ед.

660063

797645

137582

120,84%

20,84%

ВР. тыс.руб.

198019

263223

65204

132,93%

32,93%





Таблица 2.12. Исходные данные для проведения анализа

Таблица 2.12. Исходные данные для проведения анализа

 

Способ абсолютных разниц:

ВР(p) = 0,03*660063 = 19802 тыс.руб.

ВР (q) = 137582*0,33= 45402 тыс.руб.

Итого: 19802 + 45402 = 65204 тыс.руб.

Таким образом, увеличение объема продаж на 137582 шт. или на 20,84% привело к увеличению выручки на 65204 т.руб. Увеличение цены на 0,03 тыс.руб. оказало так же положительное влияние на изменения выручки от продаж.

Способ относительных величин:

ВР (p) = ВРпред*p%/100 = 198019*10%/100 = 19802

ВР (q)= (ВР пред+ ВР(p))*q%/100 = (198019+19802)*20,84/100 = 45402

Расчет данным методом полностью подтверждает расчеты, проведенные способом абсолютных разниц.

 

3) ВР = Об × kоб,

Об – средний остаток оборотных средств по балансу;

kоб – коэффициент оборачиваемости оборотных средств.

Факторный анализ данной модели проведем способом цепных подстановок.

Таблица 2.13. – Факторный анализ выручки от реализации способом цепных подстановок

Показатель

На 31.12.2011

На 31.12.2012

ВР, тыс.руб

198019

263223

Средний остаток оборотных средств, Об

69626

94860

Коб, Коб=ВР/Об

2,844

2,774


 

 

ВРпред= 69626*2,844 = 198019 тыс.руб.

ВР усл = 94860*2,844= 269782 тыс.руб.

ВРфакт = 94860*2,774 = 263223 тыс.руб.

ВРоб=ВРусл-ВРпред = 269782 – 198019 = 71763 тыс.руб.

ВР коб = ВРфакт-ВРусл= 263223 – 269782 = -6559 тыс.руб.

Общее влияние двух факторов оказалось положительным и составило: 71763 - 6559= 65204 тыс.руб.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что выручка увеличивается. На данное увеличение оказывают влияние следующие факторы:

- увеличение объема производства, как в денежном, так и в натуральном выражении;

- увеличение средних остатков  оборотных средств.

 

 

    1. Анализ прибыли от продаж

Финансовые результаты деятельности организации характеризуют показатели прибыли.

Виды прибыли. Выделяют четыре вида прибыли: валовая прибыль – это финансовый результат (эффект) от основной деятельности, включающий в себя коммерческие и управленческие расходы организации; прибыль от продаж (прибыль от реализации продукции) – это финансовый результат (эффект) от основной деятельности, то есть разница между выручкой от реализации продукции и полной себестоимостью произведённой и реализованной продукции; прибыль до налогообложения – это финансовый результат (эффект) от основной, финансовой и инвестиционной деятельности организации; чистая (нераспределённая) прибыль – это чистый финансовый результат (эффект) за вычетом налога на прибыль и других аналогичных платежей.

1) Валовая прибыль: ВП = ВР - С 

2) Прибыль от реализации  продукции (от продаж):

Прп = ВР - Zпол

3) Прибыль до налогообложения Пдо = Прп + Дпр – Рпр,

где:

Рпр - прочие расходы

Д пр - прочие доходы

С – производственная себестоимость

4) Чистая прибыль ЧП = Пдо + ОНА – ОНО - НП

где:

ОНА – отложенные налоговые активы

ОНО – отложенные налоговые обязательства

НП – налог на прибыль

Известно, что не вся чистая прибыль остается в распоряжении предприятия, так как за счет чистой прибыли оплачиваются следующие расходы:

1) Выручка от рп отч. года в баз. ценах:

ВР1пер = q1 p0 .

2) Полная себестоимость  рп отч. периода в баз. затратах  на ед.

продукции:

Z1пер. = q1z0.

3) Баз. прибыль, рассчитанная  исходя из фактического объема  и ассортимента:

Попер. = ВР1пер. - Z1пер.

Таблица 2.14. Анализ вспомогательных показателей

Показатель

Базисный период

Фактический показатель, пересч.в цены и затраты базисного периода

Отчетный период

ВР (без Н)

198019

239294

263223

С/С-ть

160129

199411

222864

Прибыль от продаж

37890

39883

40359


 

 

4) kвр= ВР1пер./ВР0 = 239294/ 198019 = 1,2084

При наличии изменения объема реализации kвр должен быть kвр<1 или kвр >1, т.е не равен 1. А нашем примере kвр равен 1,2084 , следовательно объем продаж увеличился на 20,84%

Далее рассчитывают количественное влияние каждого фактора на величину Прп:

1) Влияние изменения выручки от реализации продукции

а) Пвд = Пох*kвр – По = Попер. - По= 39883 –37890=1993 тыс.руб.

б) Пвр = По(kвр – 1)= 37890*(1,2084-1)= 7896 тыс.руб.

2) Полная себестоимость 

Пz= Z1- Z1пер.= 222864 – 199411 = 23453 тыс.руб.

3) Продажная цена р.

Пр = ВР1 - ВР1пер.= 263223 – 239294 = 23929 тыс.руб.

4) Влияние структурных  сдвигов в ассортименте рп:

R1 = П1 / ВР1= 40359 / 263223 = 0,1533

R0 = П0 / ВР0= 37890 / 198019 =0,1913

R= R1 – R0=0,1913 – 0,1533 = 0,038

Пстр = (П0пер / ВР1пер – П0/ ВР0) *ВР1пер = (R0 пер– R0 ) *ВР1пер =

=(0,1515 – 0,1515)* 239294 = 0 тыс.руб.

 

Прпобщ = Пвр + Пс+ Пр+ Пстр

40359-37890 = 2860-35340+37499

2469=2469

Все результаты расчетов сведем в таблицу 2.14.

Таблица 2.15. Анализ причин изменения прибыли от продаж

Показатель

Влияние факторов

Абс.вел.

В % к Прп

В % к баз.периоду

ВР

1993

80,72%

5,25%

Полная с/с-ть

23453

949,89%

100,14%

Изменение цены

23929

969,18%

109,1%

Структурный сдвиг

0

0

0

Итого изменений

2469

100

6,5%


 

 

Прибыль от продаж в целом увеличилась на 2469 тыс.руб. или на 6,5% данное увеличение было обусловлено увеличением выручки от продаж на 1993 тыс.руб. увеличение продажной цены на 23929 тыс.руб.

Увеличение себестоимости привело к занижению прибыли от продажи на 23453 тыс.руб.

Рассматривая структуру прибыли от продажи продукции можно сделать вывод, что наибольшее влияние на ее изменение оказало изменение цены продаж (109,1%).

 

 

    1. Анализ прибыли до налогообложения

Прибыль до налогообложения в отчете о финансовых результатах можно рассчитать по следующей формуле:

Пдо = ВР – Zпол + Дпр – Рпр

То есть на прибыль до налогообложения влияют следующие факторы:

- выручка от реализации  продукции;

- полная себестоимость реализованной продукции;

- сумма прочих доходов;

- сумма прочих расходов;

Их влияние на прибыль до налогообложения нужно изучить во время проведения анализа. Анализ прибыли до налогообложения начинают с изучения динамики и структуры прибыли до налогообложения, при этом сравнивают отчетные данные с данными базисного периода, как по общей величине прибыли до налогообложения , так и по отдельным составляющим ее элементам.

Таблица 2.16. – Анализ динамики прибыли до налогообложения

Фактор-показатель

На 31.12.2011

На 31.12.2012

Изменения

В тыс.руб

В % к баз.пер.

Прибыль от продаж

37890

40359

2469

106,52%

Прочие доходы

3021

3165

144

104,77%

Прочие расходы

3289

1850

-1439

56,25%

Прибыль до налогообложения

37622

41674

4052

110,77%

Информация о работе Экономический анализ