Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 21:51, курсовая работа
В данной работе можно определить следующие цели:
1. Рассмотрение сущностей, механизмов функционирования ВТО;
2. Определение "плюсов" и "минусов" вступления Республики Беларусь в ВТО.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические предпосылки возникновения ВТО;
2. Рассмотреть принципы действия ВТО;
3. Изучить правовые основы ВТО;
4. Изучить последствия для продовольственной системы и сельского хозяйства Беларуси при вступлении в ВТО.
ВВЕДЕНИЕ…………………………….................................................................3
1. Историческая и правовая основы ВТО………………………………….5
1.1. ГАТТ, переговоры в рамках ГАТТ………………..…………………….5
1.2. Правовые основы ВТО…………………………….……………………..9
1.3. Принципы ВТО…………………………………………………………..13
2. Аспекты присоединения Беларуси к ВТО……………………………...16
2.1. Экономическая политика РБ при вступлении в ВТО………………….16
2.2. Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей Беларуси..19
2.3. Последствия для РБ при вступлении в ВТО……………………………21
2.4. Последние преобразования на пути к вступлению в ВТО……….……26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…..35
Кафедра экономической теории
Дата регистрации работы в деканате ________________ №________
Дата регистрации работы на кафедре ________________ №________
Дата регистрации работы на кафедре (повт.) ________________ №________
|
Резолюция рецензента ______________________________ Резолюция рецензента ______________________________ Результат защиты ___________________(баллов) ______________(дата)________( |
по курсу: Макроэкономика
По теме: Экономический рост Республики Беларусь и его проблемы
Студентка 1 курса (НИСПО),
экономического факультета
специальность «Экономика и
организация
на предприятии»
Гродно, 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………...........
2.4. Последние
преобразования на пути к
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…..35
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития ни одна страна не может являться полноценным участником международных экономических отношений без членства во Всемирной торговой организации.
Современная экономика интегрирует в мировую торговлю, развивается мировой рынок и каждая страна стремиться занять свою нишу в международных экономических отношениях. Сегодня все больше именно экономический потенциал страны, степень ее экономического развития определяют положение этой страны в мире, благосостояние граждан, взаимоотношения с другими странами.
Выбор этой темы объясняется тем, что в последнее время активизировались переговоры по присоединению Республики Беларусь к ВТО. Необходимо углублено изучить данную организацию, ее структуру, функции и, особенно, роль в международной торговле. Именно значимостью этой организации для мировой экономики и определяет актуальность выбранной темы.
В данной работе можно определить следующие цели:
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
Первая глава работы посвящается историческим предпосылкам возникновения ВТО и его принципам.
Во второй главе будут рассмотрены перспективы вступления РБ в Всемирную торговую организацию.
Для написания данной курсовой работы использовались монограммы, печатные периодические издания, книги, статьи, официальные сайты ВТО в интернете. Среди отечественных исследователей выделяются своими работами С.Михневич, В.В.Волосатов, Л.С.Жабко.
1. ИСТОРИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ОСНОВЫ ВТО
1.1. ГАТТ, переговоры в рамках ГАТТ
ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифами и торговле) был образован на временном основании после Второй мировой войны вслед за другими новыми международными организациями, имеющими целью способствовать экономическому сотрудничеству.
Изначально в ГАТТ входили 23 страны. Устав ГАТТ должен был не только установить определенный порядок международной торговли, но, также, и содержал правила в отношении трудовых соглашений, ограничительных методов бизнеса.
Функциями ГАТТ являлись:
3. урегулирование споров.
ГАТТ основывалось на следующих принципах:
Несмотря на временный характер, ГАТТ остался единственным инструментом, управляющим международной торговлей с 1948 по 1995 год, когда было учреждено ВТО. [7]
Наибольший прогресс в либерализации международной торговли был достигнут в ходе международных торговых переговоров или "торговых раундов", которые проводились под эгидой ГАТТ. Последним и самым продолжительным из них был Уругвайский раунд.
Хотя торговые раунды зачастую носили затяжной характер, тем не менее, они являли собой комплексный подход к торговым переговорам. Во-первых, торговый раунд позволяет участникам получить гарантированные преимущества по широкому кругу вопросов. Во-вторых, уступки, на которые бывает необходимо пойти тем или иным странам, зачастую нелегко обосновать дома по соображениям внутренней политики, но эти же самые уступки принимаются более охотно, если они представлены в одном контексте или "пакете" с осязаемыми политическими и экономическими выгодами. В-третьих, развивающиеся страны и другие менее влиятельные участники переговоров имеют больше шансов повлиять на международную систему в контексте раунда, чем если бы над всем довлели двусторонние отношения между основными торговыми державами.
Таблица 1. Торговые раунды ГАТТ
Год |
Место проведения |
Обсуждавшиеся вопросы |
Число стран-участников |
1947 |
Женева |
Тарифы |
23 |
1949 |
Аннеси |
Тарифы |
13 |
1951 |
Торкве |
Тарифы |
38 |
1956 |
Женева |
Тарифы |
26 |
1960-1967 |
Женева (раунд Диллона) |
Тарифы |
26 |
1973-1979 |
Женева (раунд Кеннеди) |
Тарифы и антидемпинговые меры |
62 |
1973-1979 |
Женева (Токийский раунд) |
Тарифы, нетарифные меры |
102 |
1986-1993 |
Женева (Уругвайский раунд) |
Тарифы, нетарифные меры, сельское хозяйство, права интеллектуальной собственности, |
123 |
Кратко рассмотрим некоторые раунды.
В Токийском раунде, который проходил с 1973 по 1979 г., участвовали 102 страны. На повестке этого раунда рассматривались вопросы, направленные на постепенное снижение тарифов. Среди достигнутых результатов можно назвать снижение в среднем на одну треть таможенных пошлин на девяти крупнейших мировых рынках. [4, с.40]
По другим направлениям, результаты Токийского раунда были неоднородны. Так, участники Токийского раунда не смогли решить фундаментальные проблемы торговли сельхозпродукцией и заключить новое соглашение о "защитных мерах" (импортных мерах чрезвычайного характера). Тем не менее, в результате переговоров, было достигнуты ряд соглашений о нетарифных мерах. Некоторые из этих соглашений были посвящены интерпретации действующих правил ГАТТ; другие же охватывали совершенно новые направления.
Однако ухудшение обстановки в сфере мировой торговли в начале 80-х годов привело к тому, что Генеральное соглашение перестало отражать реальности мировой торговли, как это было в 40-е годы.
Члены ГАТТ убедились в необходимости новых усилий для укрепления и дальнейшего развития системы международной торговли. Так начался Уругвайский раунд (1986-1994).
К концу раунда в нем участвовало 125 стран. Это самое крупное торговое соглашение в мире, касающееся практически всех групп товаров. Основные отличительные черты нового соглашения:
Тарифы: между странами-участницами ГАТТ была достигнута договоренность о снижении импортных таможенных пошлин в среднем на 36%.
Текстильные изделия: между странами-участницами достигнута договоренность о постепенной отмене системы импортных квот на текстильные изделия и предметы одежды, действовавшей на протяжении последних 20 лет. Квоты должны быть заменены тарифами, которые со временем должны быть снижены.
Сельское хозяйство: достигнута договоренность о сокращении к 2001 г. прямых экспортных субсидий на 36% по отношению к показателям, имевшим место в период между 1986 и 1990 г.г., а также о сокращении объемов экспорта субсидированных товаров. Также достигнуто соглашение о замене квот, импортных лицензий и др. ограничений на импорт, на таможенные тарифы, которые подлежат дальнейшему постепенному снижению.
Услуги: достигнута договоренность о разработке основных правил с тем, чтобы гарантировать предприятиям и организациям сферы услуг предоставление тех же условий деятельности за рубежом, какие они имеют в своих странах. В некоторых областях сферы услуг переговоры продолжаются.
Интеллектуальная собственность: достигнута договоренность об обеспечении защиты патентов, торговых марок и авторских прав и о введении в действие соответствующих законодательных и нормативных актов, а также об ограничении торговли поддельными произведениями творчества и поддельными изобретениями.
Инвестиции: достигнута договоренность об отказе от применения мер, ограничивающих или принуждающих осуществлять некоторые виды инвестиций, о предоставлении "национального режима" иностранным инвесторам, а также об отмене квот и других ограничений.
Субсидии: достигнута договоренность о повышении "предсказуемости" правил, регулирующих законное применение торговых субсидий, путем разделения всех субсидий на следующие три класса: запрещенные, дающие основание для принятия ответных мер, не дающие такого основания.
Демпинг: достигнута договоренность о разработке более подробных правил, устанавливающих временные ограничения на импорт для защиты внутренней промышленности от наплыва недобросовестно продаваемой импортной продукции (т.е. мер по защите внутренних производителей). Страны-члены ГАТТ договорились, что вводимые ими меры по защите внутренней экономики не будут действовать в течении 8 лет. Кроме того, они договорились о введении запрета на применение так называемых мер серой сферы, т.е. добровольных мер.
1.2. Правовые основы ВТО
Всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли.
ВТО была создана 1 января 1995 года. Правительства завершили "Уругвайский раунд" переговоров 15 декабря 1993 г., а в апреле 1994 г. Министры оказали политическую поддержку достигнутым в ходе этих переговоров результатам, подписав Заключительный Акт на конференции, которая состоялась в Марракеше, Марокко. "Марракешская Декларация" от 15 апреля 1994 г. подтвердила, что результаты Уругвайского раунда будут способствовать "укреплению мировой экономики и росту торговли, инвестиций, занятости и доходов во всем мире". ВТО представляет собой воплощение результатов Уругвайского раунда и явилась преемником Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).
Для проведения многосторонних переговоров в рамках "Уругвайского раунда" была создана довольно сложная организационная структура в составе: специального органа -Комитета по надзору - призванного наблюдать за выполнением взятых участниками на себя обязательств не вводить новые торговые ограничения, противоречащие ГАТТ; 15 переговорных рабочих групп - по таможенным тарифам; по нетарифным мерам, по тропическим товарам; по продукции, производимой на базе природных ресурсов; по текстилю и одежде; по сельскохозяйственным товарам; по субсидиям и компенсационным мерам; по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, включая торговлю поддельными товарами; по защитным оговоркам; по функционированию системы ГАТТ; по соглашениям и . договоренностям ММТП; по урегулированию споров; по торговле услугами.
Информация о работе Экономический рост Республики Беларусь и его проблемы