Экономический рост Республики Беларусь и его проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

В данной работе можно определить следующие цели:
1. Рассмотрение сущностей, механизмов функционирования ВТО;
2. Определение "плюсов" и "минусов" вступления Республики Беларусь в ВТО.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические предпосылки возникновения ВТО;
2. Рассмотреть принципы действия ВТО;
3. Изучить правовые основы ВТО;
4. Изучить последствия для продовольственной системы и сельского хозяйства Беларуси при вступлении в ВТО.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………….................................................................3
1. Историческая и правовая основы ВТО………………………………….5
1.1. ГАТТ, переговоры в рамках ГАТТ………………..…………………….5
1.2. Правовые основы ВТО…………………………….……………………..9
1.3. Принципы ВТО…………………………………………………………..13
2. Аспекты присоединения Беларуси к ВТО……………………………...16
2.1. Экономическая политика РБ при вступлении в ВТО………………….16
2.2. Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей Беларуси..19
2.3. Последствия для РБ при вступлении в ВТО……………………………21
2.4. Последние преобразования на пути к вступлению в ВТО……….……26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…..35

Файлы: 1 файл

gotovaya_kursovaya.docx

— 70.85 Кб (Скачать файл)

ВТО отличается от ГАТТ не только тем, что в ней представлено больше государств-членов, чем в ГАТТ (140), но и более широкими масштабами  торгово-политической деятельности, в которой она задействована. ГАТТ действовало исключительно в сфере торговли товарами; ВТО охватывает торговлю товарами, услугами и "идеями", то есть интеллектуальную собственность. ВТО располагается в Женеве, Швейцария. [4, с.42-44]

Правовой основой ВТО являются: Генеральное соглашение по тарифам и торговле-1994 (ГАТТ-1994) (General Agreement on Tariffs and Trade-1994), включающее ряд новых соглашений, договоренностей и решений, а также Генеральное соглашение по торговле услугами - ГАТС (General Agreement on Trade in Services). Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности - ТРИПС (Agreement on Trade-Related Aspects on Intellectual Property Rights — TRIP'S). Подробнее рассмотрим каждый из аспектов.

1. Генеральное соглашение но тарифам к торговле — 1994 (ГАТТ-1994). В результате реализации всего комплекса соглашений и договоренностей "Уругвайского раунда" произошла существенная перестройка ГАТТ, в результате которой появился новый ГАТТ, получивший название "ГАТТ-1994". Он состоит из прежнего соглашения и всех новых договоренностей. Так частично пересмотрены и усовершенствованы восемь статей ГАТТ.

Генеральное соглашение по торговле услугами - ГАТС (General Agreement on Trade in Services). Генеральное соглашение по торговле услугами — ГАТС (General Agreement on Trade in Services — GATS) является вторым главным приложением к Соглашению об образовании ВТО. Оно содержит важнейшие принципы, которые составляют основу регулирования международной    торговли    услугами.    Это    Соглашение    впервые    создало    механизм международной торговли услугами.

ГАТС состоит из трех основных блоков. В первом блоке излагаются взаимные обязательства стран-членов в сфере торговли услугами. Второй и третий блоки Соглашения включают соответственно списки начальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг и приложения о специальном статусе отдельных секторов услуг (в частности, финансовых услуг и телекоммуникаций). [9, с.3]

В ГАТС дается толкование таких терминов, как "меры", "торговля услугами", "поставка услуг" (Статья I). Термин "меры" предполагает действия центральных, региональных и местных властей, а также неправительственных учреждений, через которые осуществляется юрисдикция правительств.

Таким образом, согласно ГАТС, торговлю услугами входят не только услуги, перемещающиеся через границу страны, но и услуги, производимые и потребляемые иностранными физическими и юридическими лицами в пределах национальной территории каждой страны-участницы. Это означает, что ГАТС предусматривает предоставление иностранным производителям и поставщикам услуг в пределах национальной территории тех же условий в отношении мер, регулирующих поставку (производство) услуг, что и местным поставщикам и производителям. Такое положение распространяется только на участников ГАТС.

В число основных обязательств стран-членов  входит взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования и национального режима в отношении поставщиков услуг, а также ряд специфических исключений из РНБ с обязательством не применять их более 
10 лет и их периодического 5-летнего рассмотрения для возможной отмены. К другим существенным общим обязательствам относятся необходимость публикации международных соглашений, законов, правил и административных распоряжений, затрагивающих поставку 
услуг, и создание справочной службы, которая будет предоставлять требуемую информацию.

Третья часть ГАТС устанавливает направление, по которому члены ВТО будут взаимно осуществлять либерализацию торговли услугами. Прежде всего речь идет о составлении каждой страной списка специфических обязательств в том или ином секторе услуг по каждому из четырех видов поставок в отношении как доступа на внутренний рынок, так и предоставления национального режима. В списках обязательств предусматриваются две колонки оговорок: одна — для разного рода количественных ограничений (например, числа иностранных поставщиков услуг, суммы их операций, максимального уровня финансового иностранного участия), а другая — для исключений из национального режима.

В четвертой части ГАТС говорится о последующих мероприятиях по либерализации торговли услугами. Имеется в виду, что через каждые 5 лет члены ВТО на основе взаимности будут вести переговоры с целью постепенного расширения национальных списков специфических обязательств и частичного отзыва ранее сделанных изъятий.

Пятая часть Соглашения регулирует организационные вопросы - порядок проведения консультаций, разрешения споров, создания и функционирования органов управления, сотрудничества с другими международными учреждениями.

Шестая часть содержит заключительные положения, в частности о применяемых в соглашении терминах.

ГАТС имеет ряд приложений, уточняющих рамки достигнутого согласия в отношении либерализации в отдельных секторах.

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности - ТРИПС (Agreement on Trade-Related Aspects on Intellectual Property Rights — TRIP'S).

К основным положениям Соглашения относятся:

  • защита патентов в течение 20 лет независимо от того, где они были введены и является ли продукция, выпускаемая на основе этих патентов, импортируемой или производится внутри страны;
  • авторское право в каждом отдельном случае защищается по крайней мере в течение 50 лет;
  • авторы компьютерных программ и кинофильмов, а также исполнители и продюсеры звукозаписей и радиовещательных программ наделяются исключительными правами;
  • торговые марки и географические идентификации, особенно важные для европейских производителей вин, получают более надежную защиту; разработки в области полупроводниковых приборов имеют защиту в течение 10 лет; впервые коммерческая тайна защищается от неправомочного раскрытия.

Соглашение обязывает его членов принять национальные законы, которые позволяли бы эффективно защищать права интеллектуальной собственности как иностранцев, так и собственных граждан. [7]

Устанавливаются общие рамки переходного периода для приведения своих национальных законодательств в соответствии с правилами: 1 год — для промышленно развитых стран; 5 лет — для развивающихся стран; 11 лет — для наименее развитых стран.

 

1.3. Принципы ВТО

 

 Важнейшие принципы  ВТО в области регулирования  международной торговли и торговой политики следующие. [5]

Принцип наибольшего благоприятствования или принцип недискриминации. Этот принцип требует, чтобы любое преимущество, привилегия, льгота или иммунитет, предоставленные любой страной-участницей любому продукту, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, были распространены немедленно и, безусловно, на аналогичный продукт, происходящий из или предназначенный для всех других стран-участниц. Режим наибольшего благоприятствования носит безусловный характер и страны, вступившие в ВТО, обязаны применять данную статью в ее полном объеме.

Принцип национального режима. Данный принцип устанавливает, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних' налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю (ст. III).

Принцип зашиты национальной промышленности. Предполагается, что через импортные тарифы в интересах развития национальной промышленности страна может осуществлять защиту, основанную только на таможенных тарифах, а не на иных торгово-политических мерах, включая количественные ограничения (квоты), стандарты и др. (ст. XI—XVI ч. II). В ст. VI говорится, что "ни одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий и других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов".

Принцип создания устойчивой основы торговли. Обеспечивается обязательностью соблюдения тарифных уровней, согласованных Договаривающимися сторонами. Это предполагает, что тарифы должны сокращаться посредством многосторонних переговоров и не могут повышаться впоследствии.

Принцип содействия справедливой конкуренции. Речь идет о решении, вопросов субсидий и демпинга. В антидемпинговом кодексе ГАТТ содержаться правила, используемые правительствами с целью реагирования на демпинг, осуществляемый на их внутреннем рынке заграничными конкурентами. В ВТО может быть поставлен вопрос о наличии экспортных и внутренних субсидий и об использовании компенсационных пошлин с целью уменьшения негативных последствий субсидий. Необходимость многостороннего регулирования в данной сфере обусловлена прежде всего тем, что субсидирование производства и экспорта продукции обеспечивает экспортерам определенные преимущества в конкурентной борьбе на мировом рынке. Применение таких мер одной страной вызывает ответную реакцию со стороны других стран, которым, по их мнению, наносится ущерб. Это приводит к взаимным обвинениям в недобросовестной конкуренции, введению так называемых компенсационных мер. Отсюда стремление ВТО не допустить ведение "войны субсидий" и использование компенсационных мер в протекционистских целях.

Общее запрещение количественных ограничений импорта. Такие ограничения до сих пор оказывают   влияние   на  торговлю   сельскохозяйственными   товарами,   текстилем,   сталью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АСПЕКТЫ  ПРИСОЕДИНЕНИЯ БЕЛАРУСИ К ВТО

 

2.1. Экономическая политика РБ при вступлении в ВТО

 

Присоединение Беларуси к Всемирной торговой организации рассматривается как важнейший этап интеграции в мировую экономику, который предоставит стране необходимый инструментарий для защиты и продвижения национальных интересов в рамках системы международной торговли.

Процесс переговоров по присоединению Республики Беларусь к ВТО представляет собой комплекс мероприятий по адаптации внешнеторгового режима страны к правилам данной Организации. В настоящее время правительством республики проводится целенаправленная работа в данном направлении. [4, с.30]

В декабре 1992 г. Республика Беларусь получила статус наблюдателя при Генеральном соглашении по тарифам и торговле. В 1993 г. Беларусь направила в секретариат этой организации заявление о присоединении страны к ГАТТ. В этом же годе белорусская делегация выступила с докладом на сессии Совета представителей ГАТТ, где было принято положительное решение и создана рабочая группа государств-членов ГАТТ по присоединению Беларуси к данному Соглашению. Членами указанной Рабочей группы являются представители ЕС, США, Канады, Японии, Австралии, Швейцарии, Норвегии, Польши и Турции.

По анализу торгового режима Беларуси Рабочая группа стран-членов ВТО провела три раунда переговоров: в июне 1997 г., апреле 1998 г., феврале-марте 2001 г. На первом заседании Рабочей группы белорусской стороной

было заявлено о необходимости предоставления Беларуси переходного периода сроком на 5 лет по применению Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер. Обсуждались вопросы, касающиеся информации о внутренней поддержке сельского хозяйства. Первый раунд двухсторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг белорусской делегацией  проведен в мае 2000 г. с 15 членами ВТО. Во втором раунде двухсторонних переговоров, который проходил одновременно с третьим раундом многосторонних переговоров, приняли участие делегации 9 членов ВТО. В ходе данных переговоров были выдвинуты требования по приведению в соответствие с правилами ВТО законодательства Республики Беларусь, применения санитарных и фитосанитарных мер, механизмах функционирования конкретных программ внутренней поддержки сельского хозяйства. В рамках четвертого заседания Рабочей группы (январь 2003 г.) белорусская сторона провела очередной раунд двухсторонних переговоров по доступу на рынок с делегациями 10 стран-членов ВТО (Австралия, Болгария, ЕС, Куба, Латвия, Польша, США, Швейцария и Япония). [11, с.115]

Позиция Республики Беларусь при ведении переговоров о присоединении к ВТО в области сельского хозяйства сводится к следующему:

  1. Обязательства Беларуси в рамках ВТО должны позволить стране проводить взвешенную государственную агропродовольственную политику, исходя в первую очередь из интересов национального сельского хозяйства.   
  2. Обязательства о неприменении мер по субсидированию экспорта сельскохозяйственной продукции должны быть взяты белорусской стороной в том случае, если ВТО примет оптимальные для страны размеры внутренней государственной поддержки аграрного производства.
  3. Соглашения со странами-членами ВТО о неприменении максимальных ставок ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственную продукцию могут быть приняты белорусской стороной в том случае, если сохранится заявленный уровень государственной поддержки национального агропромышленного производства.

В связи с этим Правительством республики определен комплекс мер по приведению законодательства Беларуси в соответствие с требованиями ВТО.

Денежно-кредитная и налоговая политика. В области сельского хозяйства она является составной частью единой государственной политики страны. Однако ни одна отрасль народного хозяйства не испытывает такой потребности в кредитных ресурсах, как сельское хозяйство, кругооборот средств в котором имеет существенные особенности в связи со спецификой производства. В целях повышения  эффективного функционирования агропромышленного комплекса (АПК) Беларуси предусматривается перейти к планомерному, определенному законодательно по размерам и срокам, выделению кредитов на сезонные затраты производства под залог получаемой продукции и сезонные запасы товарно-материальных ценностей; расширить авансирование сельскохозяйственных организаций под  закупаемую в течение года сельскохозяйственную продукцию. Установить размер авансов до 50% стоимости закупаемой продукции.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь «О введении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции», значительная часть сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств перешли на уплату единого налога в размере 2% от валовой выручки. Переход на новую систему уплаты налогов позволяет упростить расчеты с финансовыми органами, избежать множественности расчетов и платежей.

Инвестиционная деятельность в сельском хозяйстве предполагает: повышение роли собственных источников сельскохозяйственных организаций (амортизационные отчисления) в восстановлении основных средств, доведение их до 65-70% в общем объеме капитальных вложений; увеличение объемов государственных и централизованных средств (республиканского и местного бюджетов) на инвестирование целевых программ; расширение системы лизинговых операций, способствующих техническому перевооружению сельского хозяйства. [15, с.67-70]

Информация о работе Экономический рост Республики Беларусь и его проблемы