Экономический рост Республики Беларусь и его проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

В данной работе можно определить следующие цели:
1. Рассмотрение сущностей, механизмов функционирования ВТО;
2. Определение "плюсов" и "минусов" вступления Республики Беларусь в ВТО.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические предпосылки возникновения ВТО;
2. Рассмотреть принципы действия ВТО;
3. Изучить правовые основы ВТО;
4. Изучить последствия для продовольственной системы и сельского хозяйства Беларуси при вступлении в ВТО.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………….................................................................3
1. Историческая и правовая основы ВТО………………………………….5
1.1. ГАТТ, переговоры в рамках ГАТТ………………..…………………….5
1.2. Правовые основы ВТО…………………………….……………………..9
1.3. Принципы ВТО…………………………………………………………..13
2. Аспекты присоединения Беларуси к ВТО……………………………...16
2.1. Экономическая политика РБ при вступлении в ВТО………………….16
2.2. Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей Беларуси..19
2.3. Последствия для РБ при вступлении в ВТО……………………………21
2.4. Последние преобразования на пути к вступлению в ВТО……….……26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…..35

Файлы: 1 файл

gotovaya_kursovaya.docx

— 70.85 Кб (Скачать файл)

В июне 2010 г. состоялся визит в г. Минск делегации Секретариата ВТО во главе с Председателем Рабочей группы ВТО по присоединению Беларуси  Бозкуртом Араном. В рамках данного визита был предметно рассмотрен вопрос относительно дальнейших шагов по присоединению Беларуси к ВТО, достигнута договоренность о представлении Беларусью странам-членам ВТО дополнительного пакета информационных материалов о внешнеторговом и экономическом законодательстве.

В августе — сентябре 2010 г. белорусской стороной были представлены в ВТО следующие материалы

• информационный документ, описывающий изменения в экономическом законодательстве, затрагивающие условия деятельности участников внешнеэкономической деятельности и инвесторов на территории Республики Беларусь;

•  тексты нормативных правовых актов Республики Беларусь на английском языке.

19 мая 2011 г. подписан Договор о  функционировании Таможенного союза  в рамках многосторонней торговой  системы. Договор ратифицирован  государствами-членами Таможенного  союза (в Республике Беларусь  – Законом Республики Беларусь  от 11 ноября 2011 г. № 310-З). С учетом  положений Договора в ходе  дальнейших переговоров по присоединению  Республики Беларусь будут учитываться  обязательства Российской Федерации  перед ВТО.

4 апреля 2012 г. проведено заседание  Межведомственной комиссии по  вопросам присоединения Республики  Беларусь к ВТО. В ходе данного  заседания рассмотрены вопросы  межведомственного взаимодействия  по тематике ВТО, последствия  для Беларуси присоединения к  ВТО Российской Федерации, вопросы  подготовки документов в рамках  двустороннего и многостороннего  форматов переговоров.

11 мая 2012 г. в Минске состоялись  консультации с представителями  Министерства экономического развития  Российской Федерации, в ходе  которых были рассмотрены вопросы, связанные с присоединением России  к ВТО, имплементацией российских  обязательств перед ВТО в рамках  Таможенного союза и ЕЭП, продвижения  процесса присоединения Республики  Беларусь к ВТО.

Постановлением Совета Министров от 23 августа 2012 года №782 утверждена новая редакция Положения о Межведомственной комиссии по вопросам присоединения Республики Беларусь к ВТО, которая предусматривает закрепление ответственности по схеме «блок вопросов на переговорах с ВТО – положения соглашений ВТО – ответственные госорганы». Основной целью данного проекта постановления является совершенствование работы на межведомственном уровне для активизации работы по вступлению Беларуси в ВТО.

Обновленная версия Сводного отчета по присоединению Беларуси к ВТО распространена Секретариатом ВТО среди членов Рабочей группы в ноябре 2012 г. В декабре 2012 г. новым Председателем Рабочей группы был назначен Представитель Турции при ВТО г-н Селим Кунералп.

Переговоры по доступу на рынки товаров и услуг проводятся на двусторонней основе с заинтересованными странами-членами Рабочей группы. В ходе переговоров по доступу на рынок товаров согласовываются максимальные ставки таможенного тарифа, которые присоединяющаяся страна не сможет превышать после вступления в ВТО. Переговоры по доступу на рынок услуг проводятся с целью определить максимальные уровни ограничений по доступу на рынок и изъятий из национального режима для иностранных услуг и поставщиков услуг, которые нельзя будет превышать после вступления в ВТО.

В 1998–1999 гг. белорусская сторона подготовила первоначальные предложения к переговорам по доступу на рынки товаров и услуг, которые позже уточнялись по мере продвижения в переговорном процессе.  
        К настоящему времени проведено 29 раундов двусторонних переговоров со странами – членами Рабочей группы.

Основным результатом стало подписание итоговых протоколов о завершении двусторонних переговоров по доступу на рынок с 10-ю членами ВТО: Молдовой, Китаем, Кубой, Арменией, Кыргызстаном, Турцией, Болгарией, Индией, Панамой, Доминиканской Республикой. Кроме того, с Китаем впервые в истории Беларуси подписан Меморандум о взаимопонимании, предусматривающий взаимное признание статуса страны с рыночной экономикой. С рядом других стран существенно сближены позиции относительно будущих обязательств Республики Беларусь по доступу на рынки товаров и услуг. Удалось сузить и конкретизировать объем тех запросных требований стран-членов ВТО, которые для Беларуси являются заведомо неприемлемыми.

Переговоры по государственной поддержке сельского хозяйства проводятся в формате специальных многосторонних заседаний, на которых стороны должны зафиксировать на основании базового периода максимальный уровень поддержки сельского хозяйства, оказываемой в Республике Беларусь посредством всех применяемых инструментов, с их разбивкой по «корзинам».

 В ходе двух последних заседаний (1 октября 2004 г. и 23 мая 2005 г.) удалось согласовать с членами ВТО временные параметры базового периода для расчета максимального уровня государственной поддержки, а именно 1997–1999 гг. включительно. Таким образом, переговоры по сельскому хозяйству выведены на стадию уточнения объемов субсидирования в рамках конкретных государственных программ и классификации таких программ по «зеленой» (не подлежащей сокращению) и «желтой» (подлежащей сокращению) корзинам.

В июне 2011 г. странам-членам ВТО направлен обновленный План нормотворческих работ по приведению национального законодательства Республики Беларусь в соответствие с правилами и принципами ВТО. 
Рабочая группа по присоединению Республики Беларусь к Всемирной торговой организации. Состав:

1

Австралия

22

Молдова

2

Армения

23

Монголия

3

Бразилия

24

Нигерия

4

Вьетнам

25

Норвегия

5

Гаити

26

Панама

6

Грузия

27

Парагвай

7

Гондурас

28

Республика Корея

8

Доминиканская Республика

29

Россия

9

Европейский союз

30

Саудовская Аравия

10

Египет

31

США

11

Индия

32

Таджикистан

12

Исландия

33

Тайланд

13

Канада

34

Турция

14

Китай

35

Украина

15

Китайский Тайбэй (Тайвань)

36

Хорватия

16

Колумбия

37

Швейцария

17

Коста-Рика

38

Шри-Ланка

18

Куда

39

Эквадор

19

Кыргыстан

40

Эль-Сальвадор

20

Малайзия

41

Япония

21

Мексика

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что Республика Беларусь еще не готова к вступлению во Всемирную торговую организацию. Необходимо провести еще объемную и кропотливую работу в данной сфере.  Во избежание негативных последствий вступления Беларуси в ВТО, для увеличения эффективности деятельности сельского хозяйства и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции необходимо, прежде всего, продолжить процесс реформирования сельского хозяйства связанный техническим и технологическим переоснащением организаций, разработки и использования экспортной стратегии с ориентацией на высокие технологии в соответствии с требованиями ВТО.

В республике последовательно приводится законодательство в соответствие с международными нормами. Нормативная база Беларуси в определенной степени уже соответствует нормам ВТО, в т.ч. в таких важнейших сферах, как ценовая политика, государственная поддержка сельского хозяйства, налогообложение, льготы, субсидии и др. Беларусь перешла на применение гармонизированной тарифной системы и международных методов таможенной оценки товаров.

Переговорщики шаг за шагом согласовывают условия членства в организации, отстаивают приемлемые для страны условия переходного периода.  Им удалось, в частности, достигнуть понимания странами-членами ВТО аргументов белорусской стороны, направленных на применение гибкого подхода к обязательствам Беларуси по сокращению субсидирования сельского хозяйства. В ходе переговорного процесса республика отстаивает предложенные предельные максимальные уровни ввозных пошлин, условий доступа иностранных поставщиков на белорусский рынок услуг, право на государственную поддержку сельского хозяйства и субсидирование экспорта сельскохозяйственной продукции на приемлемом для страны уровне, стремится обеспечить защиту химической продукции и не получить антидемпинговые процедуры по целому ряду товаров. Более конкретно переговоры ведутся по следующим направлениям:

  • объемы субсидий, направляемые на поддержку сельского хозяйства. При этом необходимо включить максимальное количество мер в «зеленую» и максимально увеличить размеры «желтой корзины», чтобы после планируемого сокращения ее объема финансирования ее величина осталась значительной;
  • базовый период. Целесообразно поставить вопрос о принятии в качестве базового периода тот период, в течение которого поддержка сельского хозяйства была на высоком уровне, а негативные экономические процессы (например, инфляция) - минимальными;
  • предоставление права на использование мер «специального и дифференцированного режимов», которые не подлежат обязательному сокращению;
  • правильный выбор в отношении валюты для расчета агрегированной меры поддержки (АМП) сельскохозяйственной продукции. Если принять во внимание предложение ВТО о принятии валюты для расчета АМП белорусский рубль, то при инфляции в 10% сумма, направляемая на субсидии, сократится;

- возможности получения для  сельского хозяйства Беларуси  статуса развивающейся страны, при чем по всем остальным позициям сохранить за ней статус развитого государства.

Наряду с обеспечением подготовки товаропроизводителей на повестку дня встает не менее важный вопрос обеспечения народнохозяйственного комплекса страны кадрами, способными на требуемом временем уровне работать в условиях членства в ВТО, знающих все условия и особенности функционирования этой организации, правила и условия движения товаров и услуг. Вполне возможно, что потребуется разработка и реализация государственной программы подготовки национальных кадров для работы в условиях членства в ВТО.

06.05.2013 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Закона  Республики  Беларусь  «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 25 ноября 2004 г. № 347-З
  2. Декрет Президента Республики Беларусь "О введении единого налога для производителей с/х продукции" от 23 апреля 2007 года
  3. Базылев, Н.И. Экономическая теория: учебное пособие. – 4-е изд., стер., - Минск: Книжный дом: Экоперспектива, 2005 г. – 637 с.
  4. Байгот, М. Последствия реализации доступа продовольственных и сельскохозяйственных товаров на внутренний рынок Беларуси//Агроэкономика: ежемес. информ. бюл. БелНИИ экон. и информ. АПК по вопросам рыночных отношений. – 2007 г. - №3. – С.9-12.
  5. Брыгадзін, Д.П. Сусветная гандлевая арганізація: стварэнне і прынцыпы функцыяніровання//  Беларускі гістарычны часопіс: Навукова-метод. Іп. Часопіс. – 2008 г. - №4. – С.40-45.
  6. Воробьева, А.А. Проблемы субсидирования сельского хозяйства в Республике Беларусь//Орган.-правовые аспекты реформирования АПК: материалы Международной научно-практической  конференции – Горки, 2005 г. – ч.1. – С.140-142
  7. Гусаков, Г. Регулирование ВТО внешней торговли продукции сельского хозяйства и продовольствием: правила и нормы/ Гос. научное учреждение «Институт экономики НАН Беларуси» - Минск: Белорусская наука, 2007 г. – 200 с.
  8. Дайнеко, А.Е. Аграрные аспекты вступления Республики Беларусь в ВТО//Учет, анализ и финансы в организациях АПК: состояние и пути совершенствования: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 165-летию БГСХА/УО «БГСХА». – Горки: БГСХА, 2006 г. – С.15-25.
  9. Ерохин, В. Современное развитие внешней торговли сельскохозяйственной продукции в системе ВТО//Международный сельскохозяйственный журнал: двухмес. науч.-произ. журн. – 2007  г. – №2. –  С.3-6. 
  10. Котковец, Н. Устойчивость аграрного рынка Беларуси в условиях экономической интеграции//Агроэкономика. Ежемес. информ. бюл. БелНИИ экон. и информ. АПК по вопр. рын. отнош. – 2006 г. - №9. – С.51-56.
  11. Метельский, А.И. Возможности вступления Республики Беларусь в ВТО//Вехи пройденного пути: кафедры факультета, научная деятельность: к 10-летию факультета предпринимательства и управления/БГАТУ. – Минск, 2006г. – С.115-122.
  12. Почекина, В. Беларусь и ВТО – модернизация отношений//Финансы. Учет. Аудит: науч.-практ. Журнал. – 2008 г. - №3 – С.29-32.
  13. Харитонов, Д.С. Присоединение к ВТО: последствия для продовольственной системы Беларуси// Социальные проблемы современного села в экономическом и социальном измерении: сборник научных статей Международной научно-практической конференции. – Горки, 2007 г. – С.253-255.
  14. Шилкина, Е.В. Приведение государственной поддержки национального сельского хозяйства в соответствии с требованиями ВТО//Вехи пройденного пути: кафедры факультета, научная деятельность: к 10-летию факультета предпринимательства и управления/БГАТУ. – Минск, 2006. – С.67-77.
  15. www.agris.ru/ICSAIS/WTO

Информация о работе Экономический рост Республики Беларусь и его проблемы