Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 21:51, курсовая работа
В данной работе можно определить следующие цели:
1. Рассмотрение сущностей, механизмов функционирования ВТО;
2. Определение "плюсов" и "минусов" вступления Республики Беларусь в ВТО.
В связи с этим можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические предпосылки возникновения ВТО;
2. Рассмотреть принципы действия ВТО;
3. Изучить правовые основы ВТО;
4. Изучить последствия для продовольственной системы и сельского хозяйства Беларуси при вступлении в ВТО.
ВВЕДЕНИЕ…………………………….................................................................3
1. Историческая и правовая основы ВТО………………………………….5
1.1. ГАТТ, переговоры в рамках ГАТТ………………..…………………….5
1.2. Правовые основы ВТО…………………………….……………………..9
1.3. Принципы ВТО…………………………………………………………..13
2. Аспекты присоединения Беларуси к ВТО……………………………...16
2.1. Экономическая политика РБ при вступлении в ВТО………………….16
2.2. Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей Беларуси..19
2.3. Последствия для РБ при вступлении в ВТО……………………………21
2.4. Последние преобразования на пути к вступлению в ВТО……….……26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…..35
Реформирование отношений собственности будет направлено на улучшение структуры государственного имущества, на совершенствование системы управления этим имуществом, и обеспечение долгосрочной и эффективной работы реформируемых предприятий.
В сфере ценообразования необходимо продолжить разработку нормативной базы по дальнейшей либерализации ценообразования.
В заключение необходимо отметить, что Правительством Беларуси разработана и утверждена Программа мер по приведению законодательства Республики Беларусь в соответствии с требованиями Всемирной торговой организации, с учетом Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», принятого 25 ноября 2004 г. № 347-З, и положений, зафиксированных в международных договорах Республики Беларусь.
2.2. Поддержка сельскохозяйственных производителей Беларуси
Главной целью государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в Беларуси является содействие наиболее оптимальному использованию ресурсов производства – сельскохозяйственного капитала, земли, рабочей силы и управленческого капитала. Поэтому основным критерием ведения переговоров по вступлению Беларуси во Всемирную торговую организацию в области сельского хозяйства является принятие обязательств и условий, которые позволили бы республике осуществлять эффективную внутреннюю и внешнюю агропродовольственную политику.
Государство оказывает поддержку сельскому хозяйству в большинстве стран мира. Однако если правительства стран Запада часто тратят средства из бюджета на то, чтобы ограничить производство сельскохозяйственной продукции, то правительство Беларуси старается не допустить снижения объемов производства при помощи сложной системы субсидирования. Каждый год из государственного бюджета выделяются средства в размере 3-4 % от ВВП (10-12 % расходов консолидированного бюджета) на поддержку сельскохозяйственных предприятий. Идет постоянное увеличение средств, направляемых в сельское хозяйство.
Однако если сравнивать этот показатель с уровнем поддержки наших основных торговых партнеров среди стран вне СНГ – Европейский союз, то становится очевидно, что уровень государственной поддержки этих стран значительно выше и находится в пределах 40% от стоимости валовой продукции. В каждый евро произведенной европейским фермером продукции вложено около 40 евроцентов государственной поддержки.[1, с.16-19]
На переговорах по вступлению в ВТО Беларусь практически согласовала свою позицию по внутренней поддержке сельского хозяйства. В соответствии с договоренностями Беларуси со времени вступления в ВТО в течение шестилетнего периода необходимо будет сократить на 20% поддержку, относящуюся к мерам «желтой корзины» и на 36% - экспортные субсидии.
Рассматривая приоритетные направления финансирования сельского хозяйства, предусмотренные Государственной программой возрождения села на 2010-2015 гг., можно утверждать, что некоторые из них оказывают влияние на объем производства продукции, и, следовательно, не соответствуют требованиям ВТО:
В то же время, средства, направляемые на реализацию таких программ как: известкование почв; государственная программа «Мелиорация»; государственная программа «Племдело»; семеноводство; ветеринарные мероприятия; страхование урожая сельскохозяйственных культур, животных и птицы, соответствуют требованиям ВТО и относятся к мерам «желтой» и «зеленой корзины».
В перспективе государственная поддержка
отечественного агропромышленного комплекса
должна быть нацелена в основном на развитие
рыночной инфраструктуры, укрепления
науки и образования, расширение информационно-
Республика Беларусь не остается в стороне от общемировых процессов развития экономических связей и поддерживает торговые отношения со 146 государствами. Белорусская продукция поставляется на рынки 108 стран, импорт осуществляется из 129. Министерство иностранных дел (МИД) Республики Беларусь в свое время сообщал, что Беларусь, не являясь членом ВТО, ежегодно теряет до 300 млн. долл. США. В лидерах по числу ограничений оказались белорусские химические волокна, калийные удобрения. Ряд ближайших к республике стран ввели ограничения на белорусские известь и цемент.
В этой ситуации назрела необходимость поиска путей преодоления искусственно созданного положения ограничений в торговле, что и продиктовало включение страны в переговорный процесс по вступлению в ВТО, который начался в декабре 1992 г. В последующие годы страна сознательно не форсировала переговоры, чтобы не принимать на себя дополнительные обязательства. Однако теперь, когда ускорился процесс вступлении в ВТО России, Беларусь оказалась перед выбором: продолжить тщательное обсуждение условии вступления в организацию пли найти пути активизации переговоров. В случае удачного завершения переговоров по вступлению в ВТО Российской Федерации — нашего главного торгового партнера, Республика Беларусь будет втянута в многостороннюю торговую систему, не имея значительных прав для защиты своих экономических интересом, оставаясь вне данной организации.[13, с.20-30]
К преимуществам вступления Беларуси во Всемирную торговую организацию, как правило, относят:
После вступления в ВТО более 100 государств-членов ВТО будут обязаны на взаимной основе предоставить Республике Беларусь режим наибольшего благоприятствования. Республика получит право требовать устранения дискриминационных мер ограничения белорусского экспорта (количественных ограничений, антидемпинговых, компенсационных, защитных мер), применяемых крупнейшими государствами в торговле с Беларусью. Участие в ВТО поможет оградить отечественных экспортеров от протекционистских действий ряда стран, которые осуществляются под предлогом борьбы с демпингом.
Участие в ВТО будет способствовать созданию в Беларуси предсказуемой торговой и инвестиционной среды, привлечению капиталовложений, стимулированию отечественных товаропроизводителей выпускать конкурентоспособную продукцию.
Отдавая должное ВТО и открывающимся возможностям в условиях членства Беларуси в этой организации, нельзя не отметить, что в последнее время стали высказываться сомнения в том, что дальнейшее расширение ВТО это единственно правильный путь развития мирохозяйственных связей, что, возможно, и ВТО, как целый ряд империй мира, может не выдержать испытаний временем и рухнет, обремененная своей глобальностью. Провозгласив принцип равных условий в торговле для всех стран, на практике ВТО оказалась не в состоянии его реализовать.
Особого внимания к себе требуют сложности, которые могут подстерегать отечественных товаропроизводителей в условиях членства страны в этой организации. И главное будет заключаться в том, что, получив доступ на внешние рынки, нам предстоит пойти на открытие своих, что, несомненно, вызовет обострение конкуренции и на внутреннем рынке, связанное с приходом зарубежных товаропроизводителей. При этом нельзя забывать о сложности предстоящей задачи изменения уровня конкурентоспособности продукции в условиях отсутствия достаточных финансовых ресурсов для технического переоснащения предприятий. Ряд экспертов, в противовес мнению, что вступление в ВТО побудит руководящие кадры к качественно новому уровню организации производства и технического переоснащения считают, что если в настоящее время все предприятия СНГ перевести на европейские нормы, то 80% их разорится, а их место на рынке будет полностью захвачено западными фирмами.[10, с.52-53]
Тезис о том, что вступление Беларуси в ВТО и дальнейшая либерализация доступа на внутренний рынок импортной продукции за счет снижения таможенных тарифов принесут выгоды прежде всего населению (цены на импортные товары и услуги снизятся, станут дешевле товары из импортного сырья, усилится конкурентная борьба за потребителя, в результате которой повысится качество товаров и услуг) теоретически является совершенно справедливым. Однако, как показывает практика, в Беларуси эти предположения не подтверждаются, несмотря на значительный рост импорта всех основных видов сельскохозяйственного сырья и продовольствия.
В целях предотвращения негативных последствий либерализации внешнеторгового режима для Беларуси крайне важно повысить уровни связывания пошлин на чувствительные к импорту товары, разработать комплекс мер, направленных на повышение эффективное использования государственной финансовой поддержки сельского хозяйства, используемой для повышения конкурентоспособности отечественной продукции и обеспечения продовольственной безопасности.
Сегодня реалии таковы, что не все отрасли и предприятия смогут удержать конкуренцию с зарубежными коллегами. Товаропроизводители, в условиях отсутствия достаточных финансовых ресурсов для технического переоснащения предприятий, не смогут резко повысить конкурентоспособность своей продукции и услуг и, тем самым, рискуют утратить и свои внутренние рынки. По этой же причине белорусским транспортникам также не просто будет составить серьезную конкуренцию крупнейшим иностранным перевозчикам. Аналогичная ситуация по целому ряду других видов услуг. Рассчитывать же на радикальное изменение инвестиционного климата и широкое иностранное инвестирование в экономику рискованно. Но более широкое распространение получает не приток инвестиций, необходимых для технического и технологического переоснащения предприятий, а приток товаров, завоевание внутреннего рынка государствами, вступившими в ВТО. Поэтому рассматриваемое вступление в ВТО с учетом как краткосрочной, так и долгосрочной перспективы развития государства и развития предприятий, является единственно верным. В краткосрочном плане наибольшую выгоду от вступления получат предприятия и отрасли, активно экспортирующие свою продукцию. Предоставленное им право выхода на мировые рынки, снятие квот и других ограничений, возможность защиты их интересов в условиях международной торговли, несомненно, положительно скажется на их дальнейшем развитии. Но для страны и народа весьма значимы и остальные производящие необходимую продукцию предприятия и обеспечивающие соответствующую занятость людей. Вопрос их сохранения и модернизации под запросы рынка является также весьма актуальным.
2.4. Последние преобразования на пути к вступлению в ВТО
С момента последнего формального заседания Рабочей группы белорусской стороной проведена значительная работа по дальнейшему приведению внешнеторгового законодательства и правоприменительной практики в соответствие с правилами ВТО. Республика Беларусь в 2005-2012 гг. представила на рассмотрение странам-членам ВТО более 15 информационных документов, подтверждающих соответствие национального законодательства требованиям ВТО (в т.ч. информацию об изменениях в экономическом и внешнеторговом законодательстве Республики Беларусь, информацию по вопросам таможенного администрирования, по процедурам импортного лицензирования, государственной поддержки сельского хозяйства, применения норм соглашения ВТО по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, обновленную редакцию Сводного отчета и др.).
9 июня 2009 г. в ходе заседания Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) главами правительств «тройки» ЕврАзЭС было согласовано и принято решение о вступлении во Всемирную торговую организацию единой таможенной территорией.
На заседаниях Комиссии Таможенного
союза 12 августа, 25 сентября и 11 декабря
2009 г. был рассмотрен вопрос об организации
переговорного процесса по присоединению
стран-участниц Таможенного союза к ВТО.
В
соответствии с решениями Комиссии Таможенного
союза:
• сформирована
единая переговорная делегация по вопросам
присоединения;
• утвержден график работы единой
переговорной делегации;
• утверждены директивы единой
переговорной делегации на проведение
переговоров по присоединению единой
таможенной территории Республики Беларусь,
Российской Федерации и Республики Казахстан
к ВТО.
С июня 2009 г. состоялась серия
консультаций единой переговорной делегации
со странами-членами ВТО, Секретариатом
ВТО, в ходе которых обсуждены подходы
по вопросу о присоединении стран Таможеного
союза к ВТО.
В январе 2010 г. состоялся визит
в г. Минск делегации ЕС во главе с заместителем
Генерального директора Генерального
директората по торговле П. Балашем, в
ходе которого сторонами был рассмотрен
вопрос относительно хода процесса присоединения
Беларуси к ВТО.
В апреле-мае 2010 г. белорусской стороной
были подготовлены и представлены обновленные
вопросники по вопросам внешнеторгового
режима республики: по процедурам импортного
лицензирования, по применению санитарных
и фитосанитарных мер, по техническим
барьерам в торговле, а также информация
о применяемой системе определения таможенной
стоимости товаров и ответы на вопросник
по применению Соглашения ВТО о торговых
аспектах прав на объекты интеллектуальной
собственности.
По запросу стран-членов ВТО
Беларусь, Казахстан и Россия подготовили
и 31 марта 2010 г. распространили среди членов
ВТО информационный документ, описывающий
механизмы и правовую базу функционирования
Таможенного союза.
Информация о работе Экономический рост Республики Беларусь и его проблемы