Экономический рост: содержание, значимость, факторы вляния, критерии оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 04:03, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение экономического роста, как элемента макроэкономики. Объяснение его сущность и смысла. Задачами моей работы является: во-первых необходимость понять, каким образом определяется экономический рост и в чём его значение; во-вторых объяснить динамику экономического роста; в-третьих рассмотреть факторы экономического роста. Затем на основании вышесказанного мы выявим модели экономического роста, роль государственного содействия экономического роста.

Файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 159.44 Кб (Скачать файл)

Модель Р. Солоу  показывает, что постоянный экономический  рост в расчёте на душу населения  обусловлен технологическим прогрессом, а его, в свою очередь, стимулирует  государство в рамках научно-технической  политики.

Научно-техническая  политика – это совокупность государственных  мер, направленных на поощрение научно-технического прогресса и внедрение его  результатов в производство.

Научно-техническая  политика предполагает:

  1. Организацию государством стратегического научно-технического прогнозирования и программирования, разработку и реализацию среднесрочных программ в области новейших технологических разработок;
  2. Непосредственное финансирование и поведение государством фундаментальных и прикладных научных исследований;
  3. Установление временной монополии в использовании результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) посредством государственной патентной системы;
  4. Стимулирование затрат частных фирм на НИОКР посредством предоставления целевых бюджетных субсидий на конкретные проекты и программы, предоставление налоговых льгот и льготных кредитов научно-исследовательским организациям и фирмам, участвующим в инновационном процессе, гарантирования частных займов повышенного риска, используемых на финансирование НИОКР и практическую реализацию достижений научно-технического прогресса.
  5. Организационную помощь, финансовую поддержку и непосредственное участие со стороны государства в создании научно-производственных центров и центров подготовки высококвалифицированных инженерных и научных кадров, научно-технических консорциумов и научных парков;
  6. Государственную контрактную систему, создающую гарантированный рынок сбыта для новейшей наукоёмкой продукции;
  7. Межгосударственное взаимодействие, связанное с участием в международной технологической кооперации и научно-техническом сотрудничестве в рамках межправительственных программ развития науки и техники.

Главной задачей  научно-технической политики является комплексное развитие фундаментальных  и прикладных исследований, сокращение пути между научными разработками и  практической реализацией их результатов [1, c. 108-111].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ПРОБЛЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

За последние полтора  десятилетия страна доказала свою политическую и экономическую самостоятельность.

Подтверждением этому  является постоянный экономический  рост, обновление основных производственных фондов, повышение благосостояния нашего народа.

Среднегодовой темп экономического развития Беларуси в истекшей пятилетке  составил в среднем около 8 процентов  в год. Выше он только у двенадцати стран мира [6, c. 73-76].

За текущую пятилетку в экономику будет вложено 72 миллиарда долларов по сравнению с 20 миллиардами в прошлой.

Улучшены параметры качества экономического роста, производительность труда увеличена на 6,5%, рентабельность реализованной продукции в промышленности достигла 10,2%. Чистая прибыль промышленных организаций превысила Br3,5 трлн., что в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. В результате темп роста ВВП за 7 месяцев составил 107% к уровню прошлого года [7, c. 8-10].

Несмотря на ярко выраженную положительную динамику важнейших макроэкономических показателей, для экономики страны в настоящее время характерен ряд проблем. К числу важнейших из них обычно относят: неадекватные производству платежеспособный спрос, уровень и структуру производства домашних хозяйств, значительный удельный вес потребительских товаров импортного производства в конечном потреблении домашних хозяйств. Очевидно, что игнорирование потребления как важнейшего фактора экономического роста ограничивает возможности устойчивого экономического развития страны не только в настоящем, но и в будущем, учитывая мультипликационный эффект внутреннего спроса. В соответствии с параметрами социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., в ближайшее время в стране продолжится политика роста реальных доходов населения, что обусловит соответствующие изменения объёма и структуры конечного спроса и будет иметь первостепенное значение для экономического роста.

Традиционно в экономической  литературе основным агрегированным индикатором  экономического роста рассматривается  увеличение  реального внутреннего валового продукта (ВВП), в том числе на душу населения, за определённый период времени. Поскольку ВВП представляет собой суммарную оценку текущего производства конечных товаров и услуг в границах страны за определённый период, его динамика формируется под воздействием факторов со стороны и спроса, и предложения. С учётом этого ВВП определяется, с одной стороны, расходами институциональных единиц на конечное потребление, валовое накопление и чистый экспорт, а с другой – производственными возможностями экономики страны, которые формируются в результате инвестиционной деятельности. В представленной главе рассматривается влияние динамики и структуры конечного потребления как важнейшего фактора роста ВВП со стороны спроса на темпы экономического развития страны.

В прошедшем пятилетии  работа всех органов управления, коллективов  и организаций была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы. Ежегодно на ее основе разрабатывались  прогнозы социально–экономического развития, денежно–кредитной и бюджетной  политики [8, c. 18-23].

Республика Беларусь последовательно  реализует избранную модель социально  ориентированной рыночной экономики.

Достигнуты высокие темпы  ее развития. Валовой внутренний продукт  в расчете на душу населения по паритету покупательной способности  увеличится за текущее пятилетие  почти на 70 процентов, а производительность труда на одного занятого в экономике  — с 19,2 тыс. долларов США в 2005 году до 26,2 тыс. долларов США в 2010 году.

В 2006 — 2010 годах в развитии экономики можно условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный).

В первые три года пятилетки  наблюдались высокие темпы роста: среднегодовые темпы прироста ВВП  составили 9,5 процента, продукции промышленности — 10,5, инвестиций в основной капитал  — 23,8, реальной заработной платы — 12,1 процента.

Мировой финансово–экономический  кризис оказал отрицательное влияние  на социально–экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы  в 2009 году относительно 2008 года (темпы  роста ВВП составили 100,2 процента, реальной заработной платы — 100,1 процента) и снижение промышленного производства (98 процентов к уровню 2008 года).

Особенно его негативные последствия проявились в 2009 году в  сфере внешнеэкономической деятельности республики: экспорт снизился до 67,1 процента к уровню 2008 года. Дефицит  достиг значительной для Беларуси величины в 11,4 процента от ВВП.

Валовой объем производства зерна за текущее пятилетие достиг 38 млн. тонн, что в 1,3 раза больше сбора  зерновых за 2001 — 2005 годы. Урожайность  зерновых культур устойчиво превышает  по стране 30 центнеров с гектара.

В результате, по последним  данным Программы развития ООН, по обобщающему  показателю уровня социально–экономического развития стран — индексу развития человеческого потенциала Беларусь заняла 68–е место из 182 государств, опередив все страны СНГ, и вошла  вместе с Россией и Казахстаном  в группу стран с высоким уровнем  развития человеческого потенциала.

Вместе с тем в ходе реализации Программы социально–экономического развития Республики Беларусь в истекшей пятилетке не удалось в полной мере решить ряд проблем, которые  оказывают сдерживающее влияние  на динамичное социально–экономическое  развитие страны. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики, выражающаяся в высокие импортоемкости, материалоемкости и энергоемкости выпускаемой продукции, относительно низкой производительности труда и, как следствие, недостаточной конкурентоспособности продукции отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается объем привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям. По–прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле.

Государственная политика в 2011 — 2015 годах будет направлена на решение указанных проблем и  преодоление ограничений экономического роста, что позволит обеспечить устойчивые темпы социально–экономического развития страны и существенное повышение  уровня благосостояния населения в  среднесрочной перспективе.

Экономика Республики Беларусь в значительной мере зависит от условий  и результатов внешней торговли. В 2009 году доля ее экспорта в ВВП  составила 50,7 процента (для сравнения: по данным 2007 года, этот показатель в  России составил 30 процентов, Польше — 40, Украине — 45, Германии — 47, Франции  — 27, Италии — 29 процентов).

Вместе с тем по объему производства ВВП на душу населения, оплате труда, материало– и энергоемкости производства, производительности труда Беларусь пока отстает от стран Европейского союза.

Учитывая высокую экспортную ориентированность белорусской  экономики, темпы ее роста будут  взаимосвязаны с динамикой развития стран — основных торговых партнеров: России, Германии, Китая, Венесуэлы, Украины, на долю которых приходится более  половины экспорта белорусских товаров.

По прогнозу МВФ, в 2011 — 2015 годах предусматривается увеличение ВВП в странах Европейского союза на 10,6 процента, России — на 24,4, Польше — 20,7, Нидерландах — 7,2, Германии — 9,4, Великобритании — 10,4, Украине — 28,8, Казахстане — на 31,5 процента.

Глобальный финансово-экономический  кризис, разразившийся в IY квартале 2008 и проявляющийся в течение всего 2009 года, который выразился в резком снижении деловой активности, внешнеторговых обменов и ужесточении условий доступа к кредитным ресурсам большинства стран мирового сообщества привел к негативным тенденциям в экономике Беларуси. К наиболее значимым, с точки зрения последствий, следует отнести: падение промышленного производства; резкое сокращение объемов внешней торговли, в том числе экспорта; существенное замедление динамики повышения уровня жизни населения, ухудшение финансовых результатов работы организаций реального сектора экономики.

Вместе с тем, сохранение в республике макроэкономической стабильности в условиях влияния последствий  мирового финансово-экономического кризиса  с выходом на объем валового внутреннего  продукта по результату 2009 года на уровне 100,2 процента к итогу 2008 года следует рассматривать позитивно.

Показатели важнейших  параметров социально-экономического развития Республики Беларусь, сложившиеся  по итогам 2009 года, стали отправными точками для решения задач  повышения эффективности национальной экономики и мобилизации всех имеющихся ресурсов, для успешного завершения пятилетки.

В таблице 3.1 представлены результаты выполнения основных показателей Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы (далее Программа) по годам.

 

 

Таблица 3.1 – Основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.

Показатели

Годы 

2010 год 

в процентах

к 2005 году

2006

2010

Валовой внутренний продукт*

107 – 108,5

108,5 – 110

146 – 155

Продукция промышленности*

106,5 – 108

108 – 109,5

143 – 151

Продукция сельского хозяйства

106 – 108

106,5 – 108

134 – 145

Инвестиции в основной капитал

113 – 114

111 – 112

165 – 175

Производство потребительских  товаров 

108 – 109

109 – 110

150 – 157

в том числе:

     

продовольственных

108,5 – 109,5

109 – 110

151 – 158

непродовольственных

107,5 – 108,5

109 – 110

150 – 157

Объем внешней торговли товарами и  услугами** – всего 

108,3 – 109,3

109,8 – 110,8

153 – 160

в том числе:

     

экспорта 

108,5 – 109,5

110 – 111

155 – 162

Импорта

108 – 109

109,5 – 110,5

151 – 158

Реальные денежные доходы населения

107 – 108,5

109,5 – 110,5

149 – 156

Реальная заработная плата

108 – 109

109,5 – 110

152 – 158

Розничный товарооборот

109 – 110,5

110 – 111

157 – 165

Платные услуги населению

108-109

110 – 111

154 – 161

Снижение энергоемкости  
валового внутреннего продукта

(-6) – (-7)

(-5,5) – (-7)

(-26) – (30,4)

Продолжение таблицы 3.1.

 

Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн. кв.метров

3,7 – 4,2

4,5 – 5

18 – 132

Дефицит республиканского бюджета, процентов  к ВВП

-1,5

-1,5

 



 

Отмеченные выше негативные проявления в экономическом развитии республики в 2009 году, обусловили отставание по итогам четырех лет пятилетки  от параметров Программы по объему валового внутреннего продукта – 131,7 процента к уровню 2005 года (по Программе  в диапазоне 134,8-140,5 процента), из-за заметного отставания по производству продукции сельского хозяйства  – 121,7 процента (126,2-134,2 процента) и продукции  промышленности – 131,2 процента (132,3-137,9 процента). Также не достигнуты параметры по экспорту товаров и услуг – 136,5 процента (140,5-145,7 процента) и импорту товаров и услуг 170,1 процента (не более 137,9-143,1 процента).

Информация о работе Экономический рост: содержание, значимость, факторы вляния, критерии оценки