Экономический рост: содержание, значимость, факторы вляния, критерии оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 04:03, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение экономического роста, как элемента макроэкономики. Объяснение его сущность и смысла. Задачами моей работы является: во-первых необходимость понять, каким образом определяется экономический рост и в чём его значение; во-вторых объяснить динамику экономического роста; в-третьих рассмотреть факторы экономического роста. Затем на основании вышесказанного мы выявим модели экономического роста, роль государственного содействия экономического роста.

Файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 159.44 Кб (Скачать файл)

Отставание менее одного процентного пункта сложилось в  производстве потребительских товаров (137,1 процента против 137,9-143,8 процента по Программе), в том числе продовольственных (соответственно 138,5 процента и 138,6-143,8 процента).

По итогам четырех лет  пятилетки достигнуты прогнозные показатели, предусмотренные Программой в 2006-2009 гг. по следующим показателям: инвестиции в основной капитал – 206 процентов  к уровню 2005 года (по Программе в  диапазоне 171,1-182,6 процента); объем внешней  торговли товарами и услугами соответственно – 153,2 процента (139,5-144,7 процента); реальные денежные доходы населения – 152,1 процента (136-141,8 процента);реальная заработная плата –140,1 процента (138,6-143,8 процента); розничный товарооборот – 165,5 процента (143,1-149,1 процента); платные услуги населению – 144,8 процента (139,9-145,1 процента); снижение энергоемкости ВВП – 23,3 процента (21,9-25,2 процента); ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования – 19,7 млн. кв. м. (17,8-19,8 млн. кв. м.).

Важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 год, утвержденные Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 595, превышают значения прогнозных показателей на 2010 по Программе. При этом безусловное выполнение в 2010 году установленных параметров прогноза призвано обеспечить успешное завершение пятилетки.

Ключевым аспектом обеспечения  дальнейшего экономического роста  является улучшение финансового  положения предприятий и повышения  их конкурентоспособности. Для этого  предлагается снизить налоговое  давление на фонд заработной платы  за счет отмены чрезвычайного налога и отчислений в государственный  фонд содействия занятости. Уровень  инфляции в 2007 году планируется снизить  до 6%-8%. Ставку рефинансирования к концу  года уменьшить до 7%-9%, что позволит снизить стоимость кредитных  ресурсов до 10%-12% годовых.

С ростом экономики повышается и оптимизм нации. Данное утверждение  с полным основанием относится и  к Беларуси. 10-процентный прирост  ВВП — "супер-показатель" для  ее новейшей истории. Еще более успешной можно признать политику доходов  — реальная заработная плата за полгода возросла на 20,5%.

Вместе с тем высокая  динамика основных макроэкономических показателей привела к феномену завышенных возможностей. Дефицитный цемент, например, продается по спекулятивным  ценам, которые на 70% выше обычных (и  это при инфляции всего 3,1% за полгода) — пример, вызывающий сомнение в  стабильности ценовых соотношений. Пока лишь для тех, кто столкнулся с данной проблемой.

Что скрывается за этими и другими парадоксами роста?

Рост цен на нефть и  нефтепродукты активизировал их экспорт из Беларуси, стимулировал развитие собственной экономики, отраслевую (реальный сектор) и денежную динамику. Особенно быстро прирастают инвестиции. Следовательно, в среднесрочной  перспективе есть шансы на продолжение роста.

Смещение экспорта в пользу энергетических товаров дарит надежду  на преодоление последствий кризисных лет. Но есть и новая данность.

В ситуации внешних ценовых  шоков мы столкнулись с превышением  импорта над экспортом. Только за российскую нефть дополнительно  с начала года стали платить более 1 млрд. долларов. Хотя и приобрели  ее значительно больше. Пока российское правительство не тормозит переработку  нефти в Беларуси, но может это сделать, нас и не спрашивая.

Итак, наши успехи могут быть ограничены извне страны. В этом — особая причина опасений за них. Второй момент — 10-процентный прирост  ВВП в этом году в стоимостном выражении равен примерно 45% прироста стоимости импорта. Пока ситуацию удается уравновесить 25-процентным приростом экспорта.

Еще один парадокс — дальнейшая раскрутка доходов и внутреннего  рынка. Так с начала года примерно на 1/10 возросла производительность труда. Но заработная плата в нарушение  экономических пропорций росла в 2 раза быстрее.

Что-то нас толкает вперед в стимулировании этих процессов. Возможно, пример России. Но она имеет беспрецедентные  внешние доходы. "Нефтедоллары" дают возможность российскому правительству  в соответствии со своими национальными  программами ввести такие зарплаты, как 500 долларов для обычной медсестры, а для врача — около 1000 долларов.

Что делать при этом нам? Стимулировать внутренние источники  роста. Например, ввести на доходы "плоский" налог с 10-процентной ставкой. Подталкивает к этому и то обстоятельство, что  мы в последние годы как бы имитируем  налоговую политику в отношении  домашних хозяйств и физических лиц. Большинство просто не понимает, какие  налоги и в каком размере надо платить. Зато это хорошо знают и  вынуждены делать бухгалтеры, армия которых превышает полмиллиона.

Второй способ стимулировать  доходы — упразднить налог на прибыль. С воодушевлением воспринятый социал-демократически настроенным электоратом, он был  введен в XIX веке, когда пролетариат западных стран сражался против алчной буржуазии. У нас же нет ни социал-демократии (в прямом и переносном смысле слова), ни капиталистов, которых надо обуздать. А если так, то самое время упразднить этот налог для частных и государственных предприятий. Тем более, что государственные составляют 3/4 от общего экономического потенциала республики и реально решают вопросы наполнения ее бюджета. Сняв налог на прибыль, мы увеличиваем: 1) возможности повышения доходов занятых на предприятиях (и что принципиально важно — без специальных мер государственной политики доходов); 2) инвестиционный потенциал товаропроизводителей, которые весьма нуждаются в техническом обновлении.

Конечно, прежде надо сбалансировать фискальную политику, пойти на рационализацию бюджета — снизить расходные  части за счет ряда статей, в т.ч. инвестиционных и социальных.

Надо понимать, что для  обеспечения такого роста придется отказаться от самоуспокоенности и  нежелания что-либо менять в сложившемся  механизме хозяйствования. Есть повод для активной работы на волне подъема, для реструктуризации и перемен. Пока даже рост товарных запасов в легкой промышленности и машиностроении не вынуждает задуматься о необходимости "инструментальных" операций.

Фактором успешного развития страны может быть и повышение  диверсификации экспорта, и расширение возможностей работы разных секторов малого и среднего бизнеса. Те же россияне, например, сейчас создают мощную венчурную  компанию, призванную реализовать новый  тип технологической и инвестиционной политики. Такой проект можно заимствовать и нам. Даже работать на опережение.

Особое поле внимания —  цены и затраты, которые в условиях роста ВВП сопровождают экономические  потоки. Мы "зажали" цены и ждем, что все нормализуется само по себе. Их всплеск на тот же цемент показывает, что можно очень быстро и неожиданно для оптимистов регулируемого  рынка вернуться к экономике "двух траков".

Еще одна цена экономического роста в любой стране — усиление социальной и экономической дифференциации. Наблюдается она и у нас: в  республике все больше новых роскошных  автомобилей, престижных домов и  коттеджей.

С другой стороны, есть категории  населения, материальное положение  которого, мягко говоря, "нестабильно". Основная часть пенсионеров "крутится" на 100-долларовую пенсию и вынуждена  искать приработки и заработки. Конечно, есть и тысячи таких, у которых  пенсии выше зарплаты университетских  профессоров, и это также "болезнь".

Естественно, изложенным перечень проблем, рождаемых экономическим  ростом, не исчерпывается. Задержка на фазе активности при осуществлении  структурных и институциональных  преобразований более всего опасна, когда все в пользу необходимых  коррекций. Аналитика и экономические  исследования показывают, что белорусская  экономика подошла к той черте, когда изменения будут полезны и действенны.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы:

1. Экономический рост  можно определить как рост  реального ВНП или рост реального  ВНП на душу населения. Он  обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних  и международных социально-экономических проблем.

2. Экономический рост  определяется следующими факторами:  природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технологии.

3. При экстенсивном экономическом  росте достигается сокращение  уровня безработицы, достижения  полной занятости, которая позволяет  увеличить темпы роста. Но это  явление  временно, т.к. состояние  полной занятости не  может   восполняться  ежегодно и  на  следующий год темп роста будет такой же.

4. При экстенсивном типе  развития многие работнике не  являются высококвалифицированными.

5. Экстенсивный путь  развития  носит  застойный  характер, фактически  нет  технического  прогресса, морально и физически  изнашиваются производственные  основные фонды, снижается фондовооруженность работников.

6. Государство может играть  значительную роль в экономическом  росте при правильной налоговой  политике и политике инвестирования.

Рассмотрев  выше  изложенные  проблемы, мы  приходим

к выводу, что экстенсивный путь давно исчерпал себя. В условиях новых, еще развивающихся, экономических  отношениях он ведет только в тупик, не давая ни каких шансов на экономическое  возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста  и переводить народное хозяйство  на путь  интенсивного развития. Однако не следует забывать, что экстенсивный путь дал почву для рождения нового типа развития - интенсивного. Создав базис  для развития новых экономических  отношений, экстенсивный путь внес огромный вклад в развитие национального  хозяйства  всего  мира.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Макроэкономика: Учеб. пособие / Т. С. Алексеенко, Н. Ю. Дмитриева, Л. П.  Зенькова  и др.; Под. Ред. Л. П. Зеньковой– Мн.: Новое знание, 2002. – 244 с. – (Экономическое образование).
  2. Экономикс: Принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю: в 2-х т.: Пер. с англ. Т. 1. – М.: Туран, 1996. – 399 с.
  3. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник МГУ им. М.В.Ломоносова. – 6-е изд./ С.Ф. Серегина. – Москва. – 448 с.
  4. Вечканов, Г. С. Макроэкономика: учеб. / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. – СПб.: Питер, 2007.
  5. Ивашковский, С. Н. Макроэкономика : учеб./ С. Н. Ивашковский. – 2-е изд., испр., доп. – М. : Дело, 2002. – 472 с.
  6. Морова, А. П. Социальная составляющая качества экономического роста: теоретико-методологическая трактовка // Проблемы управления. – 2010. – Номер 1. - С.18-23.
  7. Рожковская, Е. А. Динамика и структура конечного потребления как фактора экономического роста // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2008. – Номер 1. – С. 4-17.
  8. Салаев, Г. А. Краткий комментарий к новым законодательным актам Республики Беларусь в области социально-экономического развития // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларуси. – 2010. – Номер 9. – С. 64-65.
  9. Селищев А. С. Макроэкономика: Учебн. пособие. – СПб.: Питер, 2000. – 448 с.
  10. Скворцова. Структурные и институциональные факторы экономического роста // Мировая экономика и международные отношения. – 2010. – Номер 3. – С. 73-81.
  11. Заико Л. Белорусской экономике грозит задержка на фазе активности // (http://naviny.by).
  12. В Беларуси сохраняется позитивная динамика экономического роста // (http://www.economy.gov.by).
  13. Миркин Я. М. Мнение Президента Республики Беларуси о социально-экономическом развитии // (http://www.belta.by).
  14. Основные положения социально-экономического развития на 2011-2015 года // (http://www.belisa.org.by).
  15. Президент Беларуси: динамика роста экономики должна быть обеспечена вне зависимости от цен на энергоносители // (http://naviny.by).

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономический рост: содержание, значимость, факторы вляния, критерии оценки