Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:22, курсовая работа
Цель работы – на основе исследования особенностей экономического роста в республике раскрыть проблемы и перспективы экономического роста в Беларуси.
Экономический рост - долгосрочная тенденция увеличения реального объема выпуска, соответствующего состоянию полной занятости. Экономический рост - центральная задача всех государств, решение которой входит в одну из четырех целей макроэкономической политики.
Введение.......................................................................................................................3
1 Экономический рост: понятие, показатели, факторы...........................................4
1.1 Понятие экономического роста и показатели, его характеризующие...........4
1.2 Факторы экономического роста и его типы...................................................9
1.3 Теоретические модели экономического роста..............................................12
1.3.1 Неокейнсианские модели (Домара, Харрода)..........................................12
1.3.2 Неоклассические модели (Кобба-Дугласа, Солоу).................................19
2 Особенности экономического роста в Республике Беларусь.............................26
3 Проблемы и перспективы экономического роста в Беларуси............................34
Заключение.................................................................................................................38
Список использованных источников.......................................................................40
Данные таблицы 4 показали, что рост денежной массы значительно превысил рост национальной экономики. Следует отметить, что наибольший прирост денежной массы сопряжен с ростом инфляции в экономике. Способами регулирования денежной массы выступает ставка рефинансирования Национального банка и норма обязательных резервов. Из таблицы 4 очевидно, что рост ставки рефинансирования обусловлен увеличением количества денег в экономике, а размер ставки рефинансирования за анализируемый период колебался от 120 % в 1999 г. до 10 % в 2006-2007 гг. В 2011 г. отмечается рост ставки рефинансирования до 45 %.
Соответственно, уровень нормы обязательных резервов, начиная с 2007 г. последовательно снижался с 21 % до 6 % в 2010 г., а затем в 2011 г. вырос до 7,5 %.
Следует отметить, что рост экономики обеспечивался при постоянном отрицательном сальдо счета текущих операций (кроме 2005 г.). При этом с 2007 г. отмечается резкое ухудшение результатов внешней торговли, т.е. отрицательное сальдо счета текущих операций в 2008 г. составило почти 5 млрд. долл., за 2009 г. – уже 6,2 млрд. долл., а за 2010 г. – 8,3 млрд. долл. Резкая девальвация белорусского рубля в 2011 г. привела к снижению отрицательного сальдо в этом периоде до 2,2 млрд. долл. США.
Таким образом, проведенный анализ показал, что в экономике республики отмечается четкий цикл спада в период 1991 – 1995 гг., затем поступательный рост экономики.
Начиная с 1996 г. в Беларуси наблюдается устойчивый экономический рост.
На динамику роста валового внутреннего продукта активно влияют потребление домашних хозяйств и внешний спрос, менее заметно воздействие инвестиционного спроса.
Условия перехода к социально ориентированной рыночной экономике требуют создания новой модели экономического роста, учитывающей общемировые закономерности и национальные факторы развития. Такая модель должна обеспечить высокую экономическую эффективность, социальную направленность, восприимчивость к научно-техническому прогрессу, интегрированность в мировое хозяйство.
В переходный период предстоит преодолеть те негативные черты, которые были свойственны административно-командной системе. Прежде всего, необходим отказ от преимущественно экстенсивного типа экономического роста в пользу интенсивного, поскольку сохранение прежнего затратного характера производства приведет к истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, увеличению технологического отставания от развитых стран мира, обнищанию населения [5, с.109].
Следует стремиться к достижению не столько высоких темпов, сколько высокого качества экономического роста. Негативной чертой административно-командной системы, как известно, было не отсутствие последнего, а его низкое качество.
Актуальна проблема перевода экономики на рыночные условия хозяйствования, которые стимулировали бы инновационный процесс.
Следует отметить, что в 2008-2011 гг. в экономике наблюдаются тенденции, которые могут привести к спаду. К ним можно отнести следующие: рост отрицательного сальдо внешней торговли, резкая девальвация национальной денежной единицы, резкое увеличение широкой денежной массы и инфляции, рост внешнего долга экономики. На первом этапе эти меры могут привести к кратковременному росту ВВП, затем без мер структурной перестройки экономики, модернизации производственной сферы, ввода новых производственных мощностей добиться дальнейшего роста экономики будет сложно.
Составная часть национальной модели экономического роста — промышленная политика, основными приоритетами которой в переходный период являются [2, с.267]:
- рост объемов производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой эффективностью использования производственных ресурсов;
- развитие наукоемких отраслей с высокими технологиями;
- расширение производства конкурентоспособной продукции;
- энерго- и ресурсосбережение;
- обеспечение занятости населения.
Для переходной экономики важное значение имеют повышение качества трудовых ресурсов и отечественного менеджмента, научных исследований, усиление связи науки с производством, обеспечение высокой скорости распространения технологических инноваций.
3 Проблемы и перспективы экономического роста в Беларуси
Для оптимизации экономического роста в отечественной экономике необходимы существенные инвестиционные вливания в производство, которые в условиях научно-технического прогресса и стихийного рыночного механизма функционирования экономики приобретут колебательные движения. Экономический цикл станет механизмом саморегулирования, а кризисы будут выполнять роль качественного структурного фактора обновления основного капитала.
Данные таблицы 2 показывают, что в последнее время для обеспечения устойчивых темпов экономического роста требуется еще более существенный рост инвестиций.
Чтобы увеличить экономический рост, Запад использует два различных варианта экономической политики государства:
1) Сведение к минимуму созданных государством препятствий для экономического роста.
2) Поощрение государством расходов на НИОКР с помощью соответствующего налогового режима.
В нашей стране, наоборот, уровень предприятий, так или иначе контролируемых государством, очень велик. К ним относятся практически все ключевые предприятия страны.
С другой стороны, правительство республики предпринимает шаги по снижении уровня налогообложения предприятий, активно реализующих инвестиционную или инновационную политику, ориентированных на экспорт продукции. К таким предприятиям относятся, например, резиденты СЭЗ, Парка высоких технологий.
Для Беларуси ключевой вопрос сегодня – не только сохранение, но и динамичное развитие образования. Прежде образование рассматривалось в качестве придатка государственной экономики, и не случайно его называли "кузницей кадров". Сегодня если мы создаем многоукладную экономику, то речь следует вести и о многоукладности в системе образования, что предлагает множественность организационных, финансовых форм и систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Такой подход обуславливается не только рыночной идеологией, но и объективными причинами [10, с.344]:
Безусловно, в экономике должны осуществляться системные реформы, должна меняться экономическая структура общества.
Белорусская экономика, будучи глубоко вовлеченной в мировое хозяйство, естественно, попадает во все большую зависимость от состояния мировой конъюнктуры и национальных экономик, их глобализации и поэтому заинтересована не только в международной финансовой и экономической стабильности, но внимательно следит за происходящими в мире переменами.
На экономическое развитие Республики Беларусь в 2011 году ключевое влияние оказало обострение внешних дисбалансов в начале года, что стало следствием сохранения высокого внутреннего спроса в условиях воздействия ряда неблагоприятных внешних факторов, включая увеличение цены импорта природного газа.
Сформировавшиеся
При этом привлечение иностранного капитала частным сектором экономики в 2011 году значительно сократилось и было замещено операциями органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования. Величина валового внешнего долга существенно выросла, превысив порог экономической безопасности.
Произошедшие в течение 2011 года девальвация белорусского рубля и рост цен снизили уровень жизни населения, замедлилась их потребительская активность.
При этом увеличение кредитной
задолженности населения
Следует отметить, что в 2008-2011
гг. в экономике наблюдаются
Текущее пятилетие (2011–2015 годы), по мнению Правительства, должно стать важным этапом в дальнейшем совершенствовании белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики.
Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы – рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Для ее достижения предусматривается повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7–1,76 раза. Основной для этого станет рост ВВП, производительности труда, объемов производства продукции сельского хозяйства, промышленности, инвестиций в основной капитал за пятилетие, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию рабочих мест [14].
Для достижения главной цели необходимо решение следующих задач:
- формирование условий для развития человеческого потенциала на основе роста реальных доходов и улучшения комфортности жизни населения, усиления роли семьи, повышения уровня здравоохранения, культуры и качества образования граждан;
- модернизация организационно-экономических механизмов и институтов, создание благоприятных условий для реализации предпринимательской инициативы субъектов хозяйствования;
- усиление мотивации к эффективной работе и повышение ответственности работников за результаты и качество своего труда;
-формирование эффективной инновационной системы;
- совершенствование структуры экономики на основе приоритетного развития ресурсосберегающих, наукоемких и высокотехнологичных производств с высокой долей добавленной стоимости и прогрессивных видов услуг;
- активизация инвестиционных процессов и стимулирование притока в страну прямых иностранных инвестиций;
- развитие интеграционных связей, в первую очередь в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства, СНГ;
- повышение эффективности внешнеэкономической деятельности и обеспечение сбалансированности экономики, выход на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2015 году;
- обеспечение энергетической безопасности страны.
Реализация поставленных целей и задач будет достигнута на основе всестороннего использования потенциала сильного государства, концепция которого успешно претворяется в жизнь в нашей стране. Именно государство выступит гарантом защиты частной собственности, инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований.
Ключевая задача пятилетия – формирование нового облика белорусской экономики за счет создания принципиально новых производств, предприятий и отраслей, производящих экспортоориентированную, высокотехнологичную продукцию, в том числе в стратегическом партнерстве с передовыми мировыми компаниями. В этих целях будет создан благоприятный бизнес-климат для отечественных и иностранных инвесторов, что позволит провести структурные преобразования экономики, увеличить выпуск конкурентоспособной инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью, повысить доходы предприятий, граждан и государства.
Развитие национальной экономики основывается на новых знаниях и технологиях. В этих целях предусматривается формирование национальной инновационной системы. На новую правовую основу будет поставлен процесс коммерциализации результатов исследований и научных разработок. Дальнейшее развитие получит система создания, оборота и охраны прав интеллектуальной собственности. Реализация предусмотренных мер позволит сформировать эффективную национальную инновационную систему, быстро и результативно внедрять передовые достижения науки в производство, что станет основой устойчивого экономического роста, повышения уровня и качества жизни в стране.
Необходимо предоставить людям возможность иметь достойную оплату труда и пользоваться услугами высокого качества как в городах, так и в малых городских поселениях, а также в сельских населенных пунктах.
Это позволит равномерно улучшать уровень и качество жизни населения независимо от места жительства.
В предстоящей пятилетке