Экономический рост в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:22, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – на основе исследования особенностей экономического роста в республике раскрыть проблемы и перспективы экономического роста в Беларуси.
Экономический рост - долгосрочная тенденция увеличения реального объема выпуска, соответствующего состоянию полной занятости. Экономический рост - центральная задача всех государств, решение которой входит в одну из четырех целей макроэкономической политики.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................................3
1 Экономический рост: понятие, показатели, факторы...........................................4
1.1 Понятие экономического роста и показатели, его характеризующие...........4
1.2 Факторы экономического роста и его типы...................................................9
1.3 Теоретические модели экономического роста..............................................12
1.3.1 Неокейнсианские модели (Домара, Харрода)..........................................12
1.3.2 Неоклассические модели (Кобба-Дугласа, Солоу).................................19
2 Особенности экономического роста в Республике Беларусь.............................26
3 Проблемы и перспективы экономического роста в Беларуси............................34
Заключение.................................................................................................................38
Список использованных источников.......................................................................40

Файлы: 1 файл

Экономический рост в РБ.docx

— 145.49 Кб (Скачать файл)

 

Данные таблицы 4 показали, что рост денежной массы значительно  превысил рост национальной экономики. Следует отметить, что наибольший прирост денежной массы сопряжен с ростом инфляции в экономике. Способами регулирования денежной массы выступает ставка рефинансирования Национального банка и норма обязательных резервов. Из таблицы 4 очевидно, что рост ставки рефинансирования обусловлен увеличением количества денег в экономике, а размер ставки рефинансирования за анализируемый период колебался от 120 % в 1999 г. до 10 % в 2006-2007 гг. В 2011 г. отмечается рост ставки рефинансирования до 45 %.

Соответственно, уровень  нормы обязательных резервов, начиная  с 2007 г. последовательно снижался с 21 % до 6 % в 2010 г., а затем в 2011 г. вырос  до 7,5 %.

Следует отметить, что рост экономики обеспечивался при  постоянном отрицательном сальдо счета  текущих операций (кроме 2005 г.). При этом с 2007 г. отмечается резкое ухудшение результатов внешней торговли, т.е. отрицательное сальдо счета текущих операций в 2008 г. составило почти 5 млрд. долл., за 2009 г. – уже 6,2 млрд. долл., а за 2010 г. – 8,3 млрд. долл. Резкая девальвация белорусского рубля в 2011 г. привела к снижению отрицательного сальдо в этом периоде до 2,2 млрд. долл. США.

Таким образом, проведенный  анализ показал, что в экономике  республики отмечается четкий цикл спада в период 1991 – 1995 гг., затем поступательный рост экономики.

Начиная с 1996 г. в Беларуси наблюдается устойчивый экономический рост.

На динамику роста валового внутреннего продукта активно влияют потребление домашних хозяйств и внешний спрос, менее заметно воздействие инвестиционного спроса.

Условия перехода к социально  ориентированной рыночной экономике требуют создания новой модели экономического роста, учитывающей общемировые закономерности и национальные факторы развития. Такая модель должна обеспечить высокую экономическую эффективность, социальную направленность, восприимчивость к научно-техническому прогрессу, интегрированность в мировое хозяйство.

В переходный период предстоит  преодолеть те негативные черты, которые были свойственны административно-командной системе. Прежде всего, необходим отказ от преимущественно экстенсивного типа экономического роста в пользу интенсивного, поскольку сохранение прежнего затратного характера производства приведет к истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, увеличению технологического отставания от развитых стран мира, обнищанию населения [5, с.109].

Следует стремиться к достижению не столько высоких темпов, сколько высокого качества экономического роста. Негативной чертой административно-командной системы, как известно, было не отсутствие последнего, а его низкое качество.

Актуальна проблема перевода экономики на рыночные условия хозяйствования, которые стимулировали бы инновационный процесс.

Следует отметить, что в 2008-2011 гг. в экономике наблюдаются тенденции, которые могут привести к спаду. К ним можно отнести следующие: рост отрицательного сальдо внешней торговли, резкая девальвация национальной денежной единицы, резкое увеличение широкой денежной массы и инфляции, рост внешнего долга экономики. На первом этапе эти меры могут привести к кратковременному росту ВВП, затем без мер структурной перестройки экономики, модернизации производственной сферы, ввода новых производственных мощностей добиться дальнейшего роста экономики будет сложно.

Составная часть национальной модели экономического роста  — промышленная политика, основными приоритетами которой в переходный период являются [2, с.267]:

- рост объемов производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой эффективностью использования производственных ресурсов;

- развитие наукоемких отраслей с высокими технологиями;

- расширение производства конкурентоспособной продукции;

- энерго- и ресурсосбережение;

- обеспечение занятости населения.

Для переходной экономики  важное значение имеют повышение качества трудовых ресурсов и отечественного менеджмента, научных исследований, усиление связи науки с производством, обеспечение высокой скорости распространения технологических инноваций.

 

 

 

3 Проблемы и перспективы экономического роста в Беларуси

 

Для оптимизации экономического роста в отечественной экономике необходимы существенные инвестиционные вливания в производство, которые в условиях научно-технического прогресса и стихийного рыночного механизма функционирования экономики приобретут колебательные движения. Экономический цикл станет механизмом саморегулирования, а кризисы будут выполнять роль качественного структурного фактора обновления основного капитала.

Данные таблицы 2 показывают, что в последнее время для  обеспечения устойчивых темпов экономического роста требуется еще более  существенный рост инвестиций.

Чтобы увеличить экономический  рост, Запад использует два различных  варианта экономической политики государства:

1) Сведение к минимуму созданных государством препятствий для экономического роста.

2) Поощрение государством расходов на НИОКР с помощью соответствующего налогового режима.

В нашей стране, наоборот, уровень  предприятий, так или иначе контролируемых государством, очень велик. К ним относятся практически все ключевые предприятия страны.

С другой стороны, правительство республики предпринимает шаги по снижении уровня налогообложения предприятий, активно реализующих инвестиционную или инновационную политику, ориентированных на экспорт продукции. К таким предприятиям относятся, например, резиденты СЭЗ, Парка высоких технологий.

Для Беларуси ключевой вопрос сегодня  – не только сохранение, но и динамичное развитие образования. Прежде образование рассматривалось в качестве придатка государственной экономики, и не случайно его называли "кузницей кадров". Сегодня если мы создаем многоукладную экономику, то речь следует вести и о многоукладности в системе образования, что предлагает множественность организационных, финансовых форм и систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Такой подход обуславливается не только рыночной идеологией, но и объективными причинами [10, с.344]:

  • сложностью экономической ситуации и снижением государственных расходов на образование;
  • разрушением накопленного ранее материально-технического потенциала в сфере образования, его износ;
  • низкими ставками заработной платы профессорско-преподавательского состава, что вызывает отток высокопрофессиональных кадров из сферы образования в другие сферы национального хозяйства и за рубеж;
  • непрестижностью труда педагогов высшей школы и, как результат этого, отсутствием притока молодых кадров в сферу образования.

Безусловно, в экономике должны осуществляться системные реформы, должна меняться экономическая структура  общества.

Белорусская экономика, будучи глубоко вовлеченной в мировое хозяйство, естественно, попадает во все большую зависимость от состояния мировой конъюнктуры и национальных экономик, их глобализации и поэтому заинтересована не только в международной финансовой и экономической стабильности, но внимательно следит за происходящими в мире переменами.

На экономическое развитие Республики Беларусь в 2011 году ключевое влияние оказало обострение внешних дисбалансов в начале года, что стало следствием сохранения высокого внутреннего спроса в условиях воздействия ряда неблагоприятных внешних факторов, включая увеличение цены импорта природного газа.

Сформировавшиеся внешнеэкономические  дисбалансы привели к развитию нестабильности на внутреннем валютном и депозитном рынках, значительному снижению курса национальной валюты и ускорению инфляционных процессов.

При этом привлечение иностранного капитала частным сектором экономики в 2011 году значительно сократилось и было замещено операциями органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования. Величина валового внешнего долга существенно выросла, превысив порог экономической безопасности.

Произошедшие в течение 2011 года девальвация белорусского рубля  и рост цен снизили уровень жизни населения, замедлилась их потребительская активность.

При этом увеличение кредитной  задолженности населения происходило  более низкими темпами, чем рост его доходов, что, в свою очередь, способствовало постепенному снижению уровня долговой нагрузки домашних хозяйств.

Следует отметить, что в 2008-2011 гг. в экономике наблюдаются тенденции, которые могут привести к спаду. К ним можно отнести следующие: рост отрицательного сальдо внешней торговли, резкая девальвация национальной денежной единицы, резкое увеличение широкой денежной массы и инфляции, рост внешнего долга экономики. На первом этапе эти меры могут привести к кратковременному росту ВВП, затем без мер структурной перестройки экономики, модернизации производственной сферы, ввода новых производственных мощностей добиться дальнейшего роста экономики будет сложно.

Текущее пятилетие (2011–2015 годы), по мнению Правительства, должно стать важным этапом в дальнейшем совершенствовании  белорусской модели социально ориентированной  рыночной экономики.

Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы – рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Для ее достижения предусматривается  повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7–1,76 раза. Основной для этого станет рост ВВП, производительности труда, объемов производства продукции сельского хозяйства, промышленности, инвестиций в основной капитал за пятилетие, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию рабочих мест [14]. 

Для достижения главной цели необходимо решение следующих задач:

- формирование условий для развития человеческого потенциала на основе роста реальных доходов и улучшения комфортности жизни населения, усиления роли семьи, повышения уровня здравоохранения, культуры и качества образования граждан;

- модернизация организационно-экономических механизмов и институтов, создание благоприятных условий для реализации предпринимательской инициативы субъектов хозяйствования;

- усиление мотивации к эффективной работе и повышение ответственности работников за результаты и качество своего труда;

-формирование эффективной инновационной системы;

- совершенствование структуры экономики на основе приоритетного развития ресурсосберегающих, наукоемких и высокотехнологичных производств с высокой долей добавленной стоимости и прогрессивных видов услуг;

- активизация инвестиционных процессов и стимулирование притока в страну прямых иностранных инвестиций;

- развитие интеграционных связей, в первую очередь в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства, СНГ;

- повышение эффективности внешнеэкономической деятельности и обеспечение сбалансированности экономики, выход на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2015 году;

- обеспечение энергетической безопасности страны.

Реализация поставленных целей  и задач будет достигнута на основе всестороннего использования потенциала сильного государства, концепция которого успешно претворяется в жизнь в нашей стране. Именно государство выступит гарантом защиты частной собственности, инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований.

Ключевая задача пятилетия – формирование нового облика белорусской экономики за счет создания принципиально новых производств, предприятий и отраслей, производящих экспортоориентированную, высокотехнологичную продукцию, в том числе в стратегическом партнерстве с передовыми мировыми компаниями. В этих целях будет создан благоприятный бизнес-климат для отечественных и иностранных инвесторов, что позволит провести структурные преобразования экономики, увеличить выпуск конкурентоспособной инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью, повысить доходы предприятий, граждан и государства.

Развитие национальной экономики  основывается на новых знаниях и  технологиях. В этих целях предусматривается формирование национальной инновационной системы. На новую правовую основу будет поставлен процесс коммерциализации результатов исследований и научных разработок. Дальнейшее развитие получит система создания, оборота и охраны прав интеллектуальной собственности. Реализация предусмотренных мер позволит сформировать эффективную национальную инновационную систему, быстро и результативно внедрять передовые достижения науки в производство, что станет основой устойчивого экономического роста, повышения уровня и качества жизни в стране.

Необходимо предоставить людям  возможность иметь достойную  оплату труда и пользоваться услугами высокого качества как в городах, так и в малых городских поселениях, а также в сельских населенных пунктах.

Это позволит равномерно улучшать уровень  и качество жизни населения независимо от места жительства.

В предстоящей пятилетке предусматривается  повышение уровня обеспеченности населения жильем, уменьшение количества граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Информация о работе Экономический рост в РБ