Экономика фарфоро-фаянсовой отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:12, доклад

Описание работы

Тема нашей работы – «Экономика фарфоро-фаянсовой отрасли». Актуальность исследований в данной области заключается в том, что в последнее время фарфоро-фаянсовые изделия пользуются растущим спросом, как в Российской Федерации, так и за ее пределами, поэтому изучение опыта экономики в фарфоро-фаянсовой отрасли представляет не только научный, но и практический интерес.
Цель данной работы – дать характеристику экономики фарфоро-фаянсовой отрасли.
Для достижения поставленной цели, мы поставили перед собой ряд задач:

Содержание работы

Введение
1. Место отрасли и её продукции в экономике страны.
2. Объемы производства, номенклатура – натуральные показатели, численность занятых.
3. Наличие иностранных фирм и их доля в конкретной отрасли.
4. Монополизации, цены, издержки, конкуренция, конкурентоспособность, объемы реализации
5. НТП и инновации в отрасли
6. Главные субъекты отрасли и их перспективы
7. Кадровое обеспечение и развитие на будущее
8. Инфраструктура отрасли
9. Варианты инвестиций в отрасль, в её сырьевые ресурсы, науку
10. Государственное регулирование и стимулирование
11. Резервы конкурентоспособности

Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  (ДГТУ)

Кафедра «Экономика и менеджмент» 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад

На тему:

«Экономика фарфоро-фаянсовой отрасли»

по дисциплине

«Экономика отрасли» 
 
 

Выполнили:     _______________________

                                                                                      Группа ______

Руководитель:     _______________________. 
 
 
 
 
 

Ростов - на - Дону

20__г. 
 
 
 
 

        Содержание. 
 

Введение

    1. Место отрасли и её продукции в экономике страны.
    2. Объемы производства, номенклатура – натуральные показатели, численность занятых.
    3. Наличие иностранных фирм и их доля в конкретной отрасли.
    4. Монополизации, цены, издержки, конкуренция, конкурентоспособность, объемы реализации

      5.    НТП и инновации в отрасли

      6.    Главные субъекты отрасли и  их перспективы

      7.    Кадровое обеспечение и развитие  на будущее

      8.    Инфраструктура отрасли

      9.    Варианты инвестиций в отрасль, в её сырьевые ресурсы, науку

      10.  Государственное регулирование  и стимулирование

      11.  Резервы конкурентоспособности 

Заключение

Список используемой литературы 
 

 

      Введение. 

      Тема  нашей работы – «Экономика фарфоро-фаянсовой отрасли». Актуальность исследований в данной области заключается в том, что в последнее время фарфоро-фаянсовые изделия пользуются растущим спросом, как в Российской Федерации, так и за ее пределами, поэтому изучение опыта экономики в фарфоро-фаянсовой отрасли  представляет не только научный, но и практический интерес.

      Цель  данной работы – дать характеристику экономики фарфоро-фаянсовой отрасли.

      Для достижения поставленной цели, мы поставили перед собой ряд задач:

      1. Представить место отрасли и её продукции в экономике страны;

      2. Охарактеризовать объемы производства, номенклатуру, натуральные показатели отрасли;

      3. Представить историю развития фаянса;

      4. Рассмотреть инфраструктуру отрасли, её перспективы;

      5. Охарактеризовать ассортимент фарфоро-фаянсовых изделий в настоящее время и место отрасли на мировом рынке.

      В фарфоро-фаянсовой промышленности России был накоплен значительный промышленный и научно-технический потенциал. Однако, за время перехода к рыночной экономике, характеризовавшееся кризисом практически во всех отраслях промышленности, отрасль существенно сдала свои позиции.

      Возрождение фарфоро-фаянсовой промышленности требует всестороннего анализа  проблем, связанных с повышением эффективности производства отдельных  предприятий промышленности. В условиях рынка, обостряющейся конкуренции, повышение эффективности производства - решающий фактор увеличения прибыли предприятий.

      В связи с этим развитие теории и  практики повышения эффективности  производства приобретает не только теоретическое, но и практическое значение. Нерешенность многих проблем в области методологии и практики оценки эффективности производства в новых экономических условиях, а также насущная необходимость повышения эффективности производства в фарфоро-фаянсовой промышленности

      Информационную  базу исследования составили законы Российской Федерации, официальные статистические данные РФ, публикации в научной литературе; оперативные данные предприятий фарфоро-фаянсовой промышленности России.

      Объект  исследования - фарфоро-фаянсовая промышленность как экономическая система и организационно-экономические условия ее функционирования и развития.  
 

    1. Место отрасли  и её продукции в экономике  страны.
 

      Фарфоро-фаянсовая  промышленность в отраслевой структуре  промышленного производства составляет 0,9%. На двух основных предприятиях отрасли: ООО "Туймазинский фарфоровый завод" и ООО "Октябрьский завод фарфоровых изделий" - занято свыше 5000 человек. В структуре уставного капитала большинства предприятий отрасли преобладает частный капитал физических и юридических лиц. Государственная доля Республики Башкортостан имеется в ОАО "Красноусольский стекольный завод" (60% уставного капитала) и ОАО "Салаватстекло" (спецправо "золотая акция").

      С 1990 по 2000 год экономическая ситуация в отрасли характеризовалась  непрерывным сокращением объемов производства, связанным с общей экономической ситуацией в России (высокая инфляция, практика бартерных взаиморасчетов, конкуренция на рынке товаров народного потребления с товарами из Турции, Китая, Юго-Восточной Азии, снижение платежеспособности и спроса, рост взаимных долгов и неплатежей, в том числе в бюджет, и т.д.). Объем промышленного производства в отрасли к 2000 году сократился в 2 раза и составил 47,7% к уровню 1990 года. Оказавшись в тяжелом финансово-экономическом положении, часть предприятий была признана несостоятельными (банкротами).

      С 2000 года в отрасли наблюдаются  стабилизация экономической ситуации и некоторый рост промышленного  производства: индекс физического объема в 2000 году составил 129,6%, в 2001 году - 113,2%.

      Несмотря  на указанные положительные тенденции, конкурентоспособность продукции отрасли в целом остается низкой, что объясняется высокой степенью моральной и физической (до 50%) изношенности основных фондов и, как следствие, ограниченностью технологических возможностей предприятий.

      Инвестиционная  деятельность в отрасли осуществляется за счет собственных средств предприятий  и направлена в основном на замену устаревшего оборудования, не обеспечивая  таким образом инновационных  потребностей отрасли: начиная с 1990 года средний процент обновления основных фондов практически равен среднему проценту их выбытия, оставаясь при этом на самом низком уровне - менее 1% в год, по сравнению с другими отраслями промышленности. Этим объясняется определенное снижение (1 - 1,5% в год) отраслевого индекса физического объема в 2002 - 2003 годах.

      С начала 2004 года в работе отрасли  наметилась стабилизация. В течение  года был увеличен выпуск всех видов  стекла. Возобновлено производство посуды на ООО "Туймазинский фарфоровый завод" и ООО "Октябрьский завод фарфоровых изделий". По состоянию на 31 декабря 2004 года выпущено 4,5 млн. предметов фарфоро-фаянсовой посуды, что в 2,3 раза больше, чем за 2003 год.

      При уровне средней заработной платы  ниже среднего соответствующего значения по промышленности на 16% отрасль в данный момент в целом характеризуется положительной рентабельностью, а также устойчивой тенденцией снижения затрат (3 - 4% в год) и роста объемов производства (2,5 - 3% в месяц к аналогичным периодам 2003 года).

      Общий годовой объем продаж в сегменте фарфоро-фаянсовых изделий 2,01 млн. руб. 
 

    1. Объемы  производства, номенклатура – натуральные  показатели, численность занятых.
 

    Согласно  готовому маркетинговому исследованию, проведенному консалтинговой компанией  «АМИКО», объем производства фарфорово-фаянсовых изделий в России составил в 2010 году около 78 млн. изделий в натуральном выражении.

    Наибольший  объем фарфорово-фаянсовых изделий  производится в Южном ФО – 48,7 млн. изделий (около 62,4%). На втором месте  находится Центральный ФО с объемом  производства 24,8 млн. изделий или 31,8%.

    Объем производства фарфорово-фаянсовых  изделий в 2010 году снизился на 9% по отношению  к предыдущему периоду, в 2012 году ожидается рост объемов производства до 5%.

    В структуре импорта на изделия  из фарфора приходится 19,3%.

      Объем производства фарфорово-фаянсовых  изделий в 2010 году снизился на 9% по отношению  к предыдущему периоду, в 2012 году ожидается рост объемов производства до 5%.

      По  данным на начало 2002 г. изделия из фаянса, майолики и др. видов керамики в  Российской Федерации выпускают следующие товаропроизводители:

  1. «Промыслы. Вербилок» (Московская область). Фарфоровые изделия.
  2. Бронницкий завод фарфоровых изделий "Возрождение" (Новгородская область). Фарфоровые изделия (подглазурная и надглазурная роспись).
  3. Дмитровский фарфоровый завод (Московская область). Художественный фарфор с ручной росписью, декоративная скульптура.
  4. Дулевский фарфоровый завод (Московская область). Художественный фарфор с ручной росписью, декоративная скульптура.
  5. ЗАО "Алан" (Ставропольский край). Изделия из фарфора.
  6. ЗАО Кисловодский фарфор - "Феникс" (Ставропольский край). Изделия из фарфора.
  7. Кисловодская фабрика сувенирных изделий (Ставропольский край). Изделия из фарфора, рога (объемная резьба).
  8. Конаковский фаянсовый завод (Тверская область). Художественные изделия из фаянса и майолики.
  9. Производственное объединение "Гжель" (Московская область). Традиционный промысел, возник в XVIII в. Майоликовые изделия (роспись ангобами, цветными глазурями, роспись кобальтом), фарфоровые изделия (роспись кобальтом);
  10. Семикаракорский райпромкомбинат (Ростовская область). Фаянсовые изделия (надглазурная роспись). 
  11. Семикаракорское предприятие "Аксинья" (Ростовская область). Фаянсовые изделия с ажурными орнаментами, лепные скульптурные композиции.
  12. Сысертский завод керамических изделий (Свердловская область). Фарфоровые изделия (подглазурная, надглазурная роспись).
  13. Фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова (Ленинградская область). Художественный фарфор.
  14. Фирма "Турина Гора" (Алтайский край). Изделия из керамики, фаянсовые изделия, материал - белая майолика, фаянс, шамотные глины.
  15. Шевлягинский завод спецкерамики (Московская область). Фарфоровые изделия.
  16. ЗАО «Саракташский фаянс»
  17. ЗАО «Московский фарфоровый завод»
  18. ЗАО "Кировский стройфарфор"
  19. ОАО «Гнёздово»,
  20. ОАО "Кубаньфарфор"
 

Относительные масштабы госсектора России, %

Отрасли промышленности Доля  в общем объеме выпуска продукции Доля  в общей численности работников Доля  в полной балансовой стоимости основных фондов Интегральная  доля госсектора
стекольная  и фарфоро-фаянсовая 1,7 4,4 7,4 4,5

 
 
 
 

      Индексы цен производителей на отдельные  виды фарфорофаянсовых изделий по Российской Федерации в 2010-2011гг.   

на конец  периода, в % к декабрю предыдущего  года 

Наименование  2010г. 2011г.
Тарелки из керамики 106,4 109,0
Чашки с блюдцами из керамики 105,4 124,5
Изделия санитарно-технические из керамики 105,7 106,1
Умывальники из фаянса 106,2 109,6
Унитазы из фаянса 105,3 105,7
Бачки из фаянса смывные 106,0 105,3
Огнеупоры 107,8 111,1
Плитки  керамические глазурованные для внутренней облицовки стен 98,9 110,4
Плитки  керамические для полов 100,7 105,9
Кирпич  керамический неогнеупорный строительный 103,1 113,4
Черепица  кровельная керамическая 115,0

Информация о работе Экономика фарфоро-фаянсовой отрасли