Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявить направления управления на предприятиях торговли. В соответствии со стратегической целью научного исследования и для ее достижения необходимо решить следующие основные задачи:
- определить место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования;
- раскрыть этапы развития инфраструктуры торговли;
- обозначить роль и виды менеджмента в торговле;
- выявить особенности управления на предприятиях торговли.
Введение
Торговля является важнейшей сферой жизнеобеспечения, способом улучшения качества жизни населения.
Торговля выступает
Торговля взаимосвязана как с отдельными отраслями, так и со всей экономикой страны и Саратовской области в целях достижения рыночного соответствия объемов, структуры и качества товарного предложения требуемым объему, структуре и качеству потребительского спроса.
Особая роль и социальная значимость торговли выражается в том, что она является главным источником поступления денежных средств и потому оказывает решающее влияние на обеспечение устойчивости поступательного развития экономики, укрепление финансовой стабильности и пополнения бюджета Саратовской области.
От результатов деятельности торговой отрасли зависит степень удовлетворения платежеспособного спроса населения на потребительские товары и услуги. Поступления в бюджет Саратовской области создают экономические условия для развития важнейших социальных сфер - образования, здравоохранения, культуры, спорта.
В результате реформирования экономики Российской Федерации и Саратовской области за последние пятнадцать лет в торговле объективно начали формироваться предпосылки цивилизованных рыночных отношений.
Рыночные преобразования в торговой деятельности обеспечили развитие потребительского рынка с достаточно высоким уровнем насыщения товарами, преобладанием свободной купли - продажи. Динамика объемов и структуры реализованных товаров приобретает все более устойчивый характер. Упразднены торги, тресты, на смену товарно - распределительной системе пришла свободная деятельность предпринимателей (в негосударственном секторе в настоящее время формируется 94,7% оборота розничной торговли). Организации торговли и общественного питания получили хозяйственно - финансовую самостоятельность и перешли на рыночную модель функционирования.
Как ни в одной из других отраслей экономики области в торговле созрела конкурентная среда, сложились разнообразный ассортимент предлагаемых потребительских товаров и услуг и самая высокая предпринимательская и инвестиционная активность. Здесь реально апробированы меры организационно - экономического и нормативно - правового характера, направленные на согласование объемов, структуры и качества товарного предложения и потребительского спроса. Как ни одна другая отраслевая система торговля оказывает наиболее сильное влияние на формирование и рост доходной части бюджета страны.
Целью курсовой работы является выявить направления управления на предприятиях торговли. В соответствии со стратегической целью научного исследования и для ее достижения необходимо решить следующие основные задачи:
- определить место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования;
- раскрыть этапы развития инфраструктуры торговли;
- обозначить роль и виды менеджмента в торговле;
- выявить особенности управления на предприятиях торговли.
1. Анализ состояния и развития торговой отрасли в Российской Федерации
1.1 Место отрасли торговли в национальном хозяйстве: сущность и классификация
Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в розничной торговле до кризиса 2010г. показывало незначительную динамику в сторону увеличения доли последних. Но кризис замедлил данную тенденцию, и соотношение между данными группами товаров в 2010 году вернулось на уровень 2000–2005 годов и составило 46% продовольственных товаров к 54% непродовольственных.
2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Рисунок 1. Товарная структура сектора торговли РФ в 2004-2010гг.
При этом в товарной структуре непродовольственной торговли наблюдается некоторая тенденция к снижению доли продаж, приходящейся на текстильные изделия, медицинские препараты (Рис. 1). В 2010 году доля продаж, приходящаяся на одежду, обувь и аксессуары оставила 22%, в то время как в 2004 году на этот сектор приходилось 34% продаж. Относительно стабильной остаётся доля продаж бытовой техники и электроники (5-6% от оборота), а так же легковых автомобилей (15% от оборота), а доли продаж всех остальных групп непродовольственных товаров соответственно увеличиваются.
Чаще всего под производительностью труда в секторе понимают отношение добавленной стоимости или выручки, создаваемой отраслью, к численности занятых в секторе. По добавленной стоимости на занятого сектор торговли стоит на 4-м месте в рейтинге отраслей экономики РФ с производительностью 622 тыс. рублей на занятого, уступая лишь таким отраслям и секторам, как добывающая промышленность (с производительностью в 2010 году в 3 230 тыс. рублей на занятого), финансы и операции с недвижимостью (934 тыс. рублей на занятого), транспорт и связь (627 тыс. рублей на занятого).
Производительность труда по обороту на занятого в секторе розничной торговли, с 2004 года росла примерно на 4% в год (в ценах 2010 г.) и в 2010 году составила 1 487 тыс. рублей. При сравнении этого показателя в РФ с аналогичным показателем в других странах, выявляется ещё нереализованный потенциал его увеличения до 5 раз.
Низкий уровень производительности свидетельствует о недостаточной эффективности российской торговли. Эта ситуация обусловлена, в первую очередь, недостаточной степенью консолидации отрасли, недостаточным проникновением современных форматов, недостаточным использованием современных технологий.
Сравнение оборота розничной торговли на душу населения (по паритету покупательной способности) в РФ и других странах показывает аналогичную картину (Рис. 2). В 2010 году оборот розничной торговли на душу населения составил 98 тыс. рублей, в то время как в США в 2010 году он составлял 245 тыс. рублей, а в Бельгии 173 тыс. рублей. При этом, поскольку занятость в отрасли торговли в РФ росла, а общее количество населения сокращалось, этот показатель рос более быстрыми темпами, чем производительность: начиная с 2004 года среднегодовые темпы роста составили 7% (в ценах 2010 года).
Рисунок 2. Оборот розничной торговли на душу населения в 2010 году
Структура каналов продаж меняется в сторону современных форматов и удаленных каналов торговли, но отставание по этим показателям от развитых стран еще велико. Низкая доля продаж, приходящаяся на современные каналы торговли, отмечается одной из проблем сектора торговли в РФ большинством участников сектора, представителями потребительских организаций и регулирующих органов1. Недостаточный уровень развития современных каналов торговли приводит к недостаточно высокому качеству обслуживания населения, более узкому ассортименту, недостаточной прозрачности сектора и, соответственно, низкой собираемости налогов.
Кроме этого Россия также отличается недостаточным развитием удалённых каналов продаж. Например, доля продаж через Интернет в 2010 году в России была в 2,4 раз ниже, чем в США, где она оставила 3,3% оборота розничной торговли. Лидером в доле продаж через вендинговые автоматы является Япония, где этот показатель равен 2,9%, например, в США этот показатель равен всего 0,4%, а в России 0,07% оборота розничной торговли в 2010 г. Продажи через каталоги, телемагазины, продажи на дому и другие удалённые каналы продаж составляют, как правило, лишь небольшие проценты от оборота розничной торговли. В Германии, например, на эти каналы приходится 3,6% продаж, в США 3,4%, в России – 1,3%.
Рисунок 7. Доля розничной торговли, приходящаяся на Интернет и вендинг
Слабое развитие удаленных каналов торговли, с одной стороны, отмечается участниками отрасли, как положительный фактор, так как подобные каналы зачастую характеризуются низкой прозрачностью операций. С другой стороны, именно удаленные каналы торговли являются успешной альтернативой традиционным розничным точкам на удаленных и мало привлекательных для торгового бизнеса территориях. Потому недостаточное развитие удаленных каналов торговли является одним из факторов низкой географической доступности товаров для населения РФ. Кроме того, удаленным каналам нет необходимости поддерживать дорогостоящую торговую инфраструктуру, содержать персонал торгового зала, платить высокий арендные ставки, поэтому часто цены в таких каналах ниже, чем в «физических» магазинных.
Потребительская кооперация России — важнейшая социальная структура, обеспечивающая сельское население товарами, закупающая излишки сельхозпродукции у владельцев подворий, развивающая производство, переработку, бытовые услуги. Система потребительской кооперации России насчитывает более 175 лет истории, обладает огромными традициями и большим человеческим потенциалом.
Рисунок 3. Оборот розничной торговли организаций потребительской кооперации в 1990-2010 года в текущих ценах
Миссия потребительской кооперации в России – участие в развитии социальной инфраструктуры, в первую очередь, на селе, обеспечение стабильного развития потребительского рынка страны за счет удовлетворения потребностей и социальной защиты, повышения занятости населения, вовлекаемого в деятельность и обслуживаемого потребительской кооперацией, укрепление безопасности России в сфере продовольственного обеспечения.
В основе динамичного и стабильного развития потребительской кооперации лежит удовлетворение интересов основных вовлеченных групп:
- потребителей товаров и услуг – основы экономического развития (получение доступных и качественных товаров и услуг),
- работников потребительской кооперации – движущей силы системы потребительской кооперации (обеспечение достойного уровня жизни, условий труда, социального и пенсионного обеспечения, вознаграждения труда сообразно вложению собственных сил и средств),
- пайщиков – социальной основы потребительской кооперации (доступ к товарам и услугам потребительской кооперации на льготных условиях, целесообразность вложения средств в развитие потребительской кооперации).
Недостаточное внимание к интересам организаций потребительской кооперации с одной стороны и уверенность в возможности эффективного самостоятельного существования организаций потребительской кооперации вне единой системы с другой стороны приводят к возникновению и усилению дезинтеграционных процессов. Что может привести к полному исчезновению потребительской кооперации как единой системы и важного элемента социально-экономического механизма России.
Отсутствие аккумулированных источников финансирования развития перспективных и конкурентоспособных организаций, крупномасштабных проектов тормозит формирование конкурентных преимуществ.
Таким образом, из анализа текущего состояния сектора торговли в РФ можно заключить, что он представляет значительные возможности для дальнейшего роста и развития при условии обеспечения достаточной инвестиционной привлекательности. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием удаленных каналов продаж2.
Реализация этих возможностей приведет к большому количеству положительных эффектов для экономики и населения страны: росту эффективности сектора торговли и его поставщиков, росту географической и ценовой доступности товаров, увеличению ассортимента и качества сервиса в торговле, росту инвестиций, выручки торговых и производственных предприятий, росту налоговых поступлений, снижению доли контрафактной продукции, нарушений условий хранения, транспортировки и продажи товаров и др.
Успешной реализации этих возможностей может помешать ряд проблем, препятствующих развитию сектора торговли в России. Кроме того, существует ряд угроз, которые необходимо нивелировать для максимальной реализации потенциальных положительных эффектов.
Основные угрозы эффективному развитию отрасли – это:
- угроза малому и среднему бизнесу в торговле. В случае успешного решения основных проблем отрасли в России будут активно развиваться сетевые игроки и современные форматы торговли, что является, в целом, благом для потребителей. Однако, как показывает мировой опыт, развитие сетей ведет к сокращению как доли малых и средних предприятий на рынке, так и их общего количества. В то же самое время наличие достаточного количества малых и средних предприятий в торговле необходимо для сбалансированного развития экономики страны:
-во-первых, малые и средние предприятия в торговле необходимы для существования малых и средних предприятий в производстве. Последние часто не могут работать с сетевыми компаниями, поскольку не могут обеспечить необходимый объем и регулярность поставок, качество логистических услуг, маркировку товара и пр. Как показывает мировой опыт, малые предприятия в торговле в среднем реинвестируют в локальную экономику в 10 раз больше, чем крупные розничные сети, что отражает их больший объем закупок у малых локальных производителей
-во-вторых, малые и средние предприятия способствуют диверсификации и большей устойчивости экономики, обеспечивают больший уровень занятости по сравнению с сетевыми компаниями и способствуют развитию в стране предпринимательского класса
-в-третьих, малые и средние торговые предприятия создают необходимое потребителям разнообразие ассортимента. Сетевые игроки в силу своей экономической природы склонны работать со стандартизованным массовым ассортиментом, а специфическую нишевую продукцию часто можно приобрести только в предприятиях малого бизнеса.
Поэтому, притом, что для эффективного развития отрасли в РФ доля крупных игроков в розничной торговле должна серьезно увеличиться, необходимо следить, чтобы малый и средний бизнес в торговле сохранился в достаточном количестве и выросло его качество3.