Экономика отрасли: торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявить направления управления на предприятиях торговли. В соответствии со стратегической целью научного исследования и для ее достижения необходимо решить следующие основные задачи:
- определить место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования;
- раскрыть этапы развития инфраструктуры торговли;
- обозначить роль и виды менеджмента в торговле;
- выявить особенности управления на предприятиях торговли.

Файлы: 1 файл

экономика торговля.doc

— 292.00 Кб (Скачать файл)

Субъектами  управления выступают в итоге  управленцы и управляющие структуры, реально управляющие хозяйственными (экономическими) объектами – имуществом и персоналом торговых организаций.

Природа функций  менеджмента преимущественно социально-экономическая, но управленческие процессы происходят и в биологической природе.

В целом область  деятельности, называемая менеджментом торговли, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены  в трех основных группах:

- общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

- управление  структурой организации (ее создание, предмет деятельности, правовые  формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

- конкретные  области управления в торговле (маркетинг, НИОКР, кадры, финансы,  основные и оборотные фонды).

Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления торговлей. 

Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для  формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

Общие функции  десятилетиями выделяются по этапам (стадиям) управления. К ним  относятся:

- прогнозирование  и планирование (начиная с общих  бизнес-планов, замыслов);

- организация  работы;

- мотивация;

- координация  и регулирование;

- контроль, учет, анализ.

Конкретные  функции управления торговлей нередко  связаны с технологиями торговли, но обычно они включают:

- перспективное  и текущее экономическое и  социальное планирование (если организация уже создана);

- организация  работ по стандартизации (с учетом  международных стандартов);

- учет и отчетность;

- экономический  анализ;

- техническая  подготовка деятельности торговой  организации;

- организация  процесса торговли;

- управление  технологическими процессами торговли;

- оперативное  управление торговлей;

- метрологическое  обеспечение;

- технологический  контроль и испытания товаров  и услуг;

- рекламации  организации и покупателей;

- организация  работы с кадрами;

- организация  труда и заработной платы;

- материально-техническое  снабжение, закупки;

- капитальное  строительство и ремонты;

- финансовая  деятельность11.

Общие функции управления организацией состоят в ее создании и структуризации, организации деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете и анализе результатов деятельности. 
Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой организации и основными сферами ее деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг).

Если с торговой организацией связано производство (хлебокомбинат – хлебный магазин; молочный комбинат – молочный магазин; и т.п.) эта организация отчасти решает и задачи производственного менеджмента (издержки, цены) и планирования производства продукции в связи с возможностями сбыта. 

К задачам управления производством относят:

- выбор технологического  процесса;

- планирование  программы производства;

- планирование  последовательности производства (оперативное  планирование);

- формирование  производственных систем (систем  оборудования);

- содержание  и эксплуатация оборудования;

- организация  материально-технического снабжения.

Если под  производственным понимать и торговый процесс, то все эти функции имеются  и в торговом процессе.

При управлении НИОКР (инновациями) реализуются следующие конкретные функции управления:

- организация  инновационного процесса;

- выбор и  реализация стратегии НИОКР;

- оптимальное  распределение ресурсов на НИОКР;

- внедрение  результатов НИОКР;

- защита результатов  НИОКР.

Реализация  функций в области маркетинга включает:

- организацию  сбора и обработки маркетинговой  информации;

- выбор целевых  рынков и их сегментирование;

- применение  маркетинговых решений по продукту;

- выбор и  взаимодействие с каналами товародвижения;

- продвижение  товара;

- выбор и  реализация ценовой политики;

- планирование  и анализ эффективности маркетинговой  деятельности.

Финансовое  управление организацией включает функции:

- приобретение  финансовых средств;

- использование  финансовых средств;

- управление  ликвидностью;

- структурирование  капитала и имущества;

- управление  платежными средствами и проведение  платежного оборота;

- финансовое  планирование и финансовый контроль.

Таким образом, конкретные функции управления организацией можно рассматривать как системные  компоненты ее менеджмента. 

 

2.2 Современная  система взглядов на управление 

 

В теории менеджмента  используется достаточное число  терминов, отражающих участие людей  в общественном производстве: трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, человеческий фактор, организационное поведение, организация труда, управление персоналом, кадровая политика, коллектив, команда, социальное развитие, человеческие отношения и др. Выделяя в качестве стержневого объекта человека, они раскрывают различные аспекты проблемы управления персоналом и подходы к ее решению.

Технологии  управления – это апробиванные последовательности действий менеджера, ныне с поддержкой технических средств-систем управления (включая АСУ), которые обеспечивают наибольший эффект деятельности менеджера12

Нередко достаточно дать для успеха дела устное (или письменное) распоряжение по мобильному телефону или компьютеру, чем вывешивать на доске приказов письменное распоряжение или – тем более – искать с подчиненным личной встречи для определения ему конкретного задания. Понятно, что к мобильному телефону или компьютеру нельзя свести все современные технологии управления.

Эффективность технологий управления торговлей зависит  от эффективности технологий осуществления  тех или иных функций организаций  торговли13. Успеха можно достигать как  на основе применения типовых технологических подходов в управлении процессами предприятия, так и за счет новых технологий, неплохо представленных в современных торговых организациях типа «Лента», «Пятерочка» и т.п.

Исходной основой  повышения эффективности деятельности организаций торговли является внедрение процессного подхода в управлении ими и перевод их организационной системы на режим современной технологизации и внедрения менеджмента качества. Есть и немало эффективных частных технологий. Например, как эффективная технология управления ассортиментом в розничной торговле выступает Категорийный менеджмент  (управление категориями товаров).

Построение  эффективной дистрибуции для  производителя все более зависит  от "сближения" с ритейлором (продавцом) и объединения усилий по продвижению товара. 

Знание и  понимание современных технологий, используемых в розничной торговле, — одно из условий эффективного сотрудничества и действенный способ улучшить свои экономические показатели. Не по разные стороны, а вместе с покупателем (консультируя любую покупку) и лицом к покупателю — этот девиз уже реализован успешными производителями и ритейлорами14.

Западными экспертами показана существующая во всем мире зависимость  между уровнем развития менеджмента на предприятиях (в том числе и менеджмента качества) и уровнем объемов реализации (выработкой) на одного сотрудника. В свою очередь, последний показатель коррелирует (взаимосвязан) со средним уровнем заработной платы на предприятии. Разумеется, есть отклонения от вида деятельности предприятия, но в целом зависимость достаточно четкая.

Ведущие мировые  предприятия и организации торговли находятся на четвертом уровне и  выше, и соответственно выработка  на одного сотрудника может составлять сотни тысяч долларов в год. Большинство европейских производственных компаний (и успешные российские) характеризуются выработкой на сотрудника десятки тысяч долларов в год и соответствуют второму-третьему уровням.

Большинство же российских компаний сейчас находится  на первом или даже нулевом уровне управления, что соответствует производительности труда до 10 тысяч долларов в год с соответствующей средней зарплатой. 
Все более привлекательны для торговли эффективные технологии качества. 
Фактически, если выполняется требование ИСО 9000, согласно которому необходимо рассматривать предприятие как сеть процессов. Технологии управления отчасти отражают  бизнес-модели торговой организации, подробно представляющие организацию такой, какая она есть. При этом необходимо распределить ответственность, полномочия и ресурсы за операции бизнес - процессов.

На основании  такого измерения уровня можно достаточно точно наметить план внедрения технологий управления. Первоочередными задачами такого плана будут являться задачи по развитию процессов недостаточного уровня, то есть по внедрению более совершенных технологий выполнения этих процессов. 

Постановка  СМК на предприятии - сложный длительный процесс, требующий высокой квалификации консультантов. В зависимости от размеров организации, состояния дел на нем подготовительный период может продлиться от 6 до 12 месяцев. Его проводит, как правило, независимая консалтинговая компания группой экспертов-консультантов, при активном участии специалистов самого предприятия. По международным требованиям, сертифицирующие организации не имеют права заниматься подготовкой к сертификации.  
Совокупность процессов, связанных с организацией и технологией размещения, хранения и обеспечения доступа к разнородным накопленным машиночитаемым ресурсам фирмы, организации и/или отдельных пользователей ПК от момента их создания или получения до полного устаревания и ликвидации. Базовыми требованиями к информационным технологиям в торговле – к примеру - являются:

- оптимальное использование сред хранения;

- эффективное и простое администрирование;

- низкая стоимость приобретения и обслуживания;

- быстрое и надежное восстановление данных;

- независимое от среды хранение в файловой системе;

- быстрая реализация;

- автоматическое управление данными;

- оптимизация существующей инфраструктуры;

- защита будущих инвестиций;

- недорогое масштабирование.

Известный российский ученый в области менеджмента  Л. И. Евенко считает, что произошла  смена четырех концепций роли кадров. Рассмотрим их.

1. Использование  трудовых ресурсов (labour resources use) с конца XIX в. до 60-х гг. XX в. Вместо человека в производстве рассматривалась лишь его функция – труд, измеряемый затратами рабочего времени и зарплатой. На Западе эта концепция нашла отражение в марксизме и тейлоризме, а в СССР – в эксплуатации труда государством.

2. Управление  персоналом (personnel management). Научной основой  этой концепции, развивавшейся  с 30-х гг., была теория бюрократических  организаций, когда человек рассматривался  через формальную роль – должность,  а управление осуществлялось через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции).

3. Управление  человеческими ресурсами (human resource management). Человек стал рассматриваться  не как должность (элемент структуры), а как невозобновляемый ресурс  – элемент социальной организации в единстве трех основных компонентов (трудовой функции, социальных отношений, состояния работника). В российской практике эта концепция используется фрагментарно более 30 лет и в годы перестройки получила распространение в «активизации человеческого фактора».

4. Управление  человеком (human being management). В соответствии  с этой концепцией человек  – главный субъект организации  и особый объект управления, который  не может рассматриваться как  «ресурс». Исходя из желаний и  способностей человека должны строиться стратегия и структура организации. Основоположниками данной концепции считаются лидеры японского менеджмента К. Мацусита, А. Морита. Однако она тесно связана с концепцией всестороннего развития личности, созданной российскими философами (Л. А. Зеленов и др.)15.

Л. И. Евенко предложил  оригинальный подход к исследованию роли кадров в производстве на основе перечисленных выше четырех концепций, где проблема управления персоналом анализируется с точки зрения постулатов «человек как ресурс»  и «человек как субъект» управления. Вместе с тем современные взгляды на управление персоналом тесно связываются с управлением человеком с позиции теории человеческих отношений.

Английский  профессор С. Лиз отмечает семь стратегических направлений в работе с персоналом16:

1. Снижение удельного  веса заработной платы в себестоимости  продукции и оплаты труда работников. Из-за высокой оплаты труда  в высокоразвитых странах Европы  и Америки продукция многих  западных фирм стала неконкурентоспособной  по сравнению со странами юго-восточной Азии. Как выход предлагается разделить весь персонал на две группы: высококвалифицированных постоянных работников с социальными гарантиями и высокой оплатой труда («ядро»); малоквалифицированных сезонных работников без социальных гарантий и с низкой оплатой труда («периферию»). Однако эта модель годится не для всех предприятий.

2. Работники  – это ресурс, который необходимо  максимизировать. Признано, что единственным  источником долгосрочного преимущества  на рынке является знание способностей своих работников и максимизация их изобретательности, мотивации и человеческих отношений, а не «копирование» опыта лучших компаний..

3. Неразрывная  связь стратегии предприятия  и стратегии управления персоналом. В зависимости от типа компании  она может применять централизованную стратегию из единого центра (каскадная модель Чандлера) и децентрализованную стратегию, когда самостоятельные подразделения крупной компании проводят гибкий маркетинг на рынке (модели Портера и Фомбрука)17.

4. Развитие организационной культуры: общие цели, коллективные ценности, харизматические лидеры, жесткие позиции на рынке, контроль сотрудников с помощью социальных средств. Ставится задача достичь «экстраординарных результатов через деятельность ординарных людей».

Информация о работе Экономика отрасли: торговля