Экономика отрасли: торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявить направления управления на предприятиях торговли. В соответствии со стратегической целью научного исследования и для ее достижения необходимо решить следующие основные задачи:
- определить место торговой сферы экономики в системе рыночного хозяйствования;
- раскрыть этапы развития инфраструктуры торговли;
- обозначить роль и виды менеджмента в торговле;
- выявить особенности управления на предприятиях торговли.

Файлы: 1 файл

экономика торговля.doc

— 292.00 Кб (Скачать файл)

Угроза достаточному уровню конкуренции. Россия в данный момент отличается значительным недостатком торговых площадей современных форматов. В ряде населенных пунктов современные форматы не представлены вовсе или представлены одной или двумя компаниями. Причем во многих случаях вход на этот рынок для федеральных или межрегиональных розничных сетей и, соответственно, развитие современных форматов ограничен протекционизмом местных властей, которые защищают региональными сети от конкуренции нерыночными методами (отказ в предоставлении площадей, затягивание разрешений и т.д.).

Такое развитие событий может привести к слабому уровню конкуренции на некоторых локальных рынках, что создает угрозу завышения розничных цен и ухудшения условий поставок для производителей, по сравнению с конкурентно-равновесными.

 

 

 

1.2 Основные этапы развития отрасли торговли и её динамика

В нашей стране в дореформенный период ведущей  формой торговли товарами народного  потребления была государственная  торговля, которая обслуживала преимущественно  городское население. Доля государственной  торговли в розничном товарообороте страны составляла 70 %. Ее вели ряд торговых систем: республиканские министерства торговли, ОРСы (отделы рабочего снабжения) и ПРОДСНАБы некоторых отраслей промышленности, транспорта, строительства.

Экономика строилась  по законам прямого распределения, регулирования, без эффективных обратных связей по всей совокупности параметров народного хозяйства.

Торговли как  отрасли рыночной экономики в  стране не существовало. Господствующей точкой зрения было то, что закон  спроса и предложения в нашей  экономике не действует, его просто нет, он «побежден» законом планомерного, пропорционального развития народного хозяйства.

Вместе с  тем в условиях рыночной экономики  торговле принадлежит важная роль связующего звена между производством и  потреблением. Формирование рынка потребителя, усиление конкуренции, трудности в сбыте продукции вынуждают фирмы большое внимание уделять изучение конъюнктуры рынка. Это неизбежно приводит к усилению роли торговли и придают ей соответствующих функций.

Сектор розничной  торговли проходит следующие этапы развития:

Стадия формирования. В  России формирование розничного сектора  началось с принятием Указа Президента РФ от 29 января 1992 года № 65 «О свободе торговли». Для этого этапа характерно:

- наличие большого количества мелких независимых игроков, преобладание небольших магазинов, «павильонов», «киосков», «рынков»

-   высокая степень ассиметрии информации в отношениях розничный продавец/поставщик и розничный продавец/покупатель

- низкое качество розничного предложения (под розничным предложением понимается набор потребительских характеристик магазина: цена, широта ассортимента, качество продуктов, уровень сервиса, планировка магазина, местоположение магазина, наличие специализированных прилавков, уровень чистоты, наличие парковки, часы работы магазина и пр.)

-  низкая эффективность процессов розничного сектора и смежных отраслей.

Стадия быстрого роста. В  России этот этап начался с 2000-х гг., когда начали работу первые сетевые  розничные компании, и в настоящее  время розничный сектор находится  на этом этапе развития. Для этого этапа характерно4:

- экстенсивное развитие компаний, развитие компаний за счет территориального распространения, открытия новых магазинов;

-   консолидация отрасли, появление сетевых игроков;

- дифференциация форматов, ориентированных на различные потребительские группы;

-  неравномерность территориального распространения современных форматов, так называемый период «снятия сливок»;

- в регионах с относительно высоким уровнем благосостояния населения и высокой плотностью населения наблюдается рост конкуренции, снижение степени ассиметрии информации, улучшение розничного предложения;

-  завышенные розничные цены, что характерно для периода «снятия сливок»;

-  низкая эффективность процессов розничного сектора и смежных отраслей5.

Стадия замедления роста. Ожидается, что в этот этап российский розничный сектор вступит  через 5-10 лет, по оценкам экспертов. Для этого этапа характерно:

- равномерное территориальное распространение современных форматов;

- исчерпание возможностей модели роста прибыли за счет роста масштаба бизнеса;

-  рост уровня консолидации отрасли;

-  реобладание современных форматов;

-  рост эффективности процессов;

-  высокий уровень розничного предложения;

-  высокий уровень конкуренции;

-  замедление роста розничных цен;

-  стадия зрелости. Для этого этапа характерно:

-  рост прибыли за счет повышения эффективности бизнес-процессов, снижения издержек, повышения инновационного уровня бизнеса.

Развитие товаропроводящих каналов, развитие крупных сетевых  розничных компаний дают значительный импульс развития производителям, т.к. появляются расширенные возможности продаж при территориальном распространении современных форматов, совершенствуются технологии розничных продаж, в связи с чем также увеличиваются объемы продаж, централизуются и упрощаются логистические процессы продаж и поставок в магазины, что снижает издержки производителей. Поставщики, в свою очередь, вынуждены искать механизмы снижения собственных издержек, повышать инновационный уровень бизнеса для того, чтобы выиграть конкуренцию и сохранить уровень рентабельности, достаточный для развития бизнеса.

Рисунок  4. Этапы развития сектора розничной торговли

 

На этапе  формирования и начального развития сектор розничной торговли РФ не подвергался  существенному регулированию, что с одной стороны, поддерживало высокие темпы роста, а с другой – сдерживало ожидаемые положительные эффекты для потребителей и государства. Регуляторная политика привела к ряду как положительных, так и отрицательных эффектов для самой отрасли, потребителей и государства. Так, например, отсутствие жёсткого регулирования, с одной стороны, способствовало высокой инвестиционной привлекательности и быстрым темпам развития отрасли, а с другой, привело к возникновению высоких входных барьеров на региональные рынки, выраженных в протекционистских мерах со стороны администраций регионов, и отсутствию развитой инфраструктуры6.

Для потребителей основным положительным фактором стало  существенное увеличение количества форматов современной торговли, которые позволили снизить цены (по сравнению с традиционными форматами) и повысить качество обслуживания. Однако, с другой стороны, высокая неравномерность развития сектора привела к сильной диспропорции в обеспеченности торговыми площадями, современными форматами, уровне цен между различными регионами. А хаотичная застройка муниципальных образований привела к таким проблемам, как ухудшение исторического облика городов и снижение транспортно-пропускной способности.

Негативным  эффектом также стала высокая  доля «серого» сектора торговли, которая, по оценкам различных экспертов, может достигать от 20 до 50% для отдельных категорий товаров.

В своем развитии сектор оптовой торговли проходит несколько  стадий развития. Стадия становления  характеризуется малым размером розничных компаний, что делает оптовиков и дистрибьюторов критически значимыми, поскольку они обеспечивают эффект масштаба в системе. На этапе роста появляются первые крупные розничные сети и производители, которые работают напрямую друг с другом. Рынок посредников постепенно сужается. На стадии зрелости розничная торговля консолидируется, на долю посредников остаются узкие продуктовые ниши, а также малые и отдаленные населенные пункты и малый торговый бизнес. На стадии насыщения крупные розничные сети или производители охватывают большинство регионов, посредники уходят с рынка или меняют бизнес-модель.

 

Рисунок  5. Этапы развития оптовой торговли

В настоящее  время российский сектор оптовой  торговли, также как и розница, находится на стадии роста. Ожидается, что с развитием сектора розничной торговли и производства, розничные и производственные компании, укрупняясь, будут развивать собственные подразделения, занимающиеся дистрибуцией. При этом компании оптового сектора будут либо интегрироваться в розницу, либо фокусироваться на логистических услугах, работе с малыми компаниями (производственными и розничными), нишевым ассортиментом или удаленными территориями7.

Таким образом, можно говорить о том, что сектор торговли РФ в последние годы демонстрировал активный рост. С 2005 по 2010 годы выручка организаций отрасли торговли, без учёта индивидуальных предпринимателей, демонстрировала один из самых высоких темпов роста, который составил 7%, уступая только сектору строительства, сектору производства и распределению электроэнергии, газа и воды и обрабатывающим производствам, темпы роста которых составили 10,9%, 8,3% и 7,4%, соответственно.

При этом оборот оптовой торговли показывал более  высокие темпы роста, чем темпы  роста оборота розничной торговли. Среднегодовые темпы роста с 2000 г. оборота оптовой торговли составляли 10% в год, в то время как розничной – только 7% в ценах 2010 г. Объёмы оборота секторов торговли в 2010 году достигли показателя в 32 146 млрд. руб. для оптовой торговли и 13 915 млрд. руб. – для розничной.

Общее количество хозяйствующих субъектов сектора  торговли в 2010 году достигло 2 082 тыс. единиц. Вклад сектора экономики в ВВП РФ так же оставался достаточно стабильным на протяжении последних лет и в 2010 году составил около 21%. При этом занятость в отрасли торговли увеличивалась с 9,9 млн. человек в 2004 году до 12,1 млн. человек в 2010 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности  управления на предприятиях торговли

2.1 Функции управления

Деятельность любой  организации требует управления, без которого невозможно не только ее эффективное функционирование и развитие, но и само существование. Более того, управление организацией предопределяет отношение к ней со стороны других организаций и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны интересы множества людей, как в самой организации, так и за ее пределами.

В условиях рыночных отношений меняются взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному риску8.

Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.

Управление есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности.

Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.

Управление  торговлей основывается на общих принципах системы управления производством. Функции управления относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие. В функциях управления раскрывается содержание управления как процесса, отражается вид управленческой деятельности, должностные обязанности, закрепленные за определенным структурным подразделением или работником, назначение конкретного органа управления.

Общий менеджмент торговли определяет общие подходы к управлению торговыми предприятиями. Эти подходы существенно конкретизируются и развиваются различными видами функционального менеджмента (организационного, финансового, коммерческого, операционного, информационного, стратегического, кадрового, проектов и т.п.). Принципиальны для менеджеров торговли и знания маркетинга сбыта (чаще маркетинга розничной торговли, но нельзя забывать о роли и привлекательности оптовой торговли).

Менеджмент (управление) в  целом, включая и торговлю, состоит  из трех аспектов (отвечая на вопросы)9:

- "Кто" управляет  "кем";

- "Как" осуществляется  управление и "как" оно  влияет на управляемых;

- "Чем" осуществляется  управление. 

В деятельности любого торгового предприятия следует  выделить цели и ограничения. Они  выполняют следующие основные задачи в управлении:

- сопоставление  существующего состояния с желаемым;

- руководящие  требования к действиям;

- критерии принятия  решений;

- инструменты контроля.

Сущность торгового  менеджмента – прежде всего –  состоит в том, что это процесс  управления всеми основными аспектами  деятельности торгового предприятия  в системе торговли и экономики  в целом. Содержанием этого менеджмента  – по сути – является  формирование наиболее рациональных управленческих решений по вопросам развития конкретного торгового предприятия, координация различных направлений деятельности торговых организаций с целью обеспечения высокой эффективности конечных результатов этой деятельности.

Субъектом управления организацией торговли являются собственник  и непосредственно связанные  с ним менеджеры. Объектами управления – в первую очередь, персонал и  – затем - имущество организации. Менеджмент предполагает управление (руководство) людьми, поэтому если менеджер управляет лишь имуществом организации, то в реальности он является оператором, продавцом и т.п. В системах объект – субъект управления возможны переходы, когда управляющий (руководящий) становится управляемым (подчиненным) и т.д10

Информация о работе Экономика отрасли: торговля