Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 12:19, курсовая работа
Цель курсового исследования состоит в том, является выявление тенденции становления форм и методов территориального управления жилищно-коммунального хозяйства.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть структуру ЖКХ;
- определить её состояние;
- проанализировать доходы и расходы ЖКХ;
- раскрыть роль жилищных субсидий и дотаций.
Введение……………………………………………………………..…………….3
1. Теоретические вопросы управления жилищно-коммунальной сферой на территории РФ………………………………………………………………….…5
1.1. Жилищно-коммунальное хозяйство: его структура и его продукт….5
1.2. Состояние сферы жилищно-коммунального хозяйства…………………………………………………………………………12
2. Финансовое состояние организаций жилищно-коммунального хозяйства…………………………………………………………………………15
2.1. Доходы и расходы жилищно-коммунального хозяйства…………..15
2.2. Роль жилищных субсидий и дотаций………………………………..16
Практическая часть…………………………………………………...…………21
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………………...37
Анализируя практику развития частного сектора в отраслях материального производства в ходе приватизации 90-х годов, следует постараться избавиться от тех ошибок, которые были сделаны тогда, а именно: передача государственного имущества, отсутствие экономико-правового механизма, обеспечивавшего повышение эффективности предприятий и организаций ЖКХ, соответствие интересов общественных и частных. Необходимость государственного управленйя этих процессов весьма актуальна, так как здесь затрагиваются интересы всего населения страны, значительная часть которого находится за чертой бедности. 4
1.2. Состояние сферы жилищно-коммунального хозяйства
Жилищно-коммунальное хозяйство муниципальных образований в настоящее время функционирует неэффективно и находится в неустойчивом состоянии.
Управление инфраструктурой ЖКХ (локальных естественных монополий) осуществляется административным способом.
Отсутствуют экономически обоснованные и не подверженные политическим изменениям программы социально – экономического развития муниципальных образований и комплексные программы реформирования ЖКХ.
Отсутствует информационная среда для муниципалитетов (базы данных в городе разнесены по разным федеральными ведомствами).
Законодательная сфера
Финансовое обеспечение сферы ЖКХ.
Бюджет на 2011 год подтверждает стратегию государства в части резкого сокращения затрат Федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство.
В системе формирования межбюджетных отношение и бюджетов муниципальных образований не просчитана и не обеспечена стоимость затрат муниципалитетов на ЖКХ и ЖКУ.
Снижено перекрестное субсидирование, но сохраняется на достаточно высоком уровне. В некоторых регионах в тарифах заложен трехкратный перекос. Устранить перекрестное субсидирование реально в пределах 5-ти лет.
Инвестиционная привлекательнос
Отсутствует прогнозируемость изменения тарифов. Тарифная политика подвержена политическим ситуациям. Формирование тарифа осуществляется по реальным затратам, что не способствует снижению затрат, применению энергоэффективных технологий и повышению уровня менеджмента.
Наличие дебиторской и кредиторской задолженностей варьируются в зависимости от региона. В наличии регионы, где задолженность ликвидирована. В части регионов увеличение задолженностей – остановлена. Но во многих регионов данный вопрос не решен - не решена проблема реструктуризации долгов. Зачастую процесс нарастания задолженности стимулируется крупными монополиями с целью получения имущества сферы ЖКХ за долги.
Энерго-, ресурсосбережение
Рынок энергосберегающих технологий сформирован, на нем существует жесткая конкуренция как российских, так и зарубежных фирм.
Отсутствуют экономически обоснованные программы энергосбережения, реализация которых является основным источником средств для модернизации ЖКХ.
Отсутствует прогрессивная шкала по тарифом при использовании энергоресурсов сверх нормативов.
Жилищный сектор
Вновь строящееся жилье недоступно для населения со средним уровнем дохода. Практически отсутствует строительство жилья для малоимущих слоев населения, решения проблем ветхого жилья и жилья для военнослужащих.
Управление жилищным фондом в основном осуществляется муниципальными предприятиями. В большинстве районов сохраняются дотационные механизмы содержания жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. Только 6% населения объединены в различные формы самоуправления граждан в жилищной сфере, что реально позволяет создать условия для каждого проживающего, контролировать и влиять на качество обслуживания, экономить ресурсы и снижать свои затраты на их оплату. Т.е. рынок потребителя, способного защищать свои интересы, еще не сформирован.
Информационные технологии
Практически отсутствует информационное обеспечение принятия решений на уровне муниципальных образований.
Бюджетный кодекс не предусматривает затраты на информационные технологии. Информация как предмет хозяйственного оборота отсутствует. 5
2. Финансовое состояние организаций жилищно-коммунального хозяйства
2.1. Доходы и расходы жилищно-коммунального хозяйства
Доходы жилищно-коммунального
Так как доходы жилищно-коммунального хозяйства не возмещают расходов, в плане ежегодно предусматривается дотация из прибыли образующейся от основной деятельности. Это обязывает каждого руководителя экономно расходовать средства на эксплоатацию жилищно-коммунального хозяйства, мобилизовывать источники, повышающие его доходность, и принимать все необходимые меры к бережливому использованию утвержденных по плану средств.
Расходы и доходы жилищно-
Разность между фактическими расходами и доходами жилищно-коммунального хозяйства ежемесячно списывается строительными организациями, на балансе которых учитывается жилищно-коммунальное хозяйство. Накладные расходы для включения в себестоимость строительных и монтажных работ и продукции подсобных и вспомогательных производств.
Ввиду того, что в нашей стране
установлена низкая квартирная плата,
доходы жилищно-коммунального
Аналогично этому в балансе доходов и расходов прямо не показывают расходы и доходы жилищно-коммунального хозяйства. В нем отражен только финансовый результат этого вида деятельности: прибыль или убыток.
2.2. Роль жилищных субсидий и дотаций
Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей, выплаты пособий по безработице).
Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума и его трудовой мотивации.
При доминирующей роли заработной платы в формировании общей суммы доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.
Приоритетным направлением проведения социальных реформ является переход к более эффективной модели – модели адресной социальной политики, реализуемой с учетом реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей и ориентированной на поддержку наиболее социально уязвимых групп населения.
Такой переход осуществляется с помощью программы субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, которая является первой в России адресной программой социальной поддержки населения. Причем это не поддержка только малоимущих семей, а поддержка низкодоходных (в том числе и малоимущих) семей. Вчера семья имела хорошие доходы, купила машину, импортную бытовую технику, а, возможно, и квартиру. Сегодня по каким-то обстоятельствам, например, смерти кормильца, потери работы, болезни ребенка, из-за которой мать вынуждена оставить работу, семья лишилась большей части доходов. Если в ближайшее время семье не удалось исправить свое материальное положение, то она обращается в службу субсидий за поддержкой. Размер субсидии будет зависеть только от существующего на настоящее время дохода семьи, а не от ее бывших доходов или наличия хорошей квартиры, машины и так далее.
Адресная программа субсидий
на оплату жилья и коммунальных услуг
является достаточно гибким механизмом
социальной поддержки граждан. По сравнению
с предоставлением мер
Семьи воспринимают жилищную
субсидию не широко – как материальную
поддержку семьи вообще, а узко,
непосредственно – как
У группы семей с самыми
низкими доходами и, соответственно,
с наибольшими размерами
Система жилищных субсидий призвана если не полностью устранить, то в значительной степени сгладить отрицательные последствия реформы. В ходе процесса увеличения доли собственных расходов семьи в затратах на жилищно-коммунальные услуги система жилищных субсидий способна выполнять несколько важных функций:
Способность к выполнению этих функций определяет уровень социальной эффективности системы жилищных субсидий, которая определяется рядом ее существенных параметров:
Массовое поведение потребителей по обращению за субсидиями определяется большим числом факторов, это процесс вероятностный, поэтому его следует описывать эконометрическими зависимостями, а не проводить простые арифметические расчеты, как это делается практически повсеместно. Эконометрический анализ, проведенный для ряда городов, показал, что главным, существенным и статистически значимым фактором обращаемости за субсидиями является их значимость для семейного бюджета, измеряемая средним уровнем субсидии, а также его отношением к среднему доходу. Это еще раз показывает высокую чувствительность российских потребителей жилищно-коммунальных услуг к изменению тарифов.
Многие из граждан, имеющих право на субсидии, не обращаются за ними просто по причине небольшого размера положенной им суммы. При отношении «расход на жилищно-коммунальные услуги/средний доход» близком 6% и при максимально допустимой доле собственных расходов на жилищно-коммунальные услуги 22% право на субсидии получают примерно 30-35% домохозяйств, но пользуются им не более 13-20%.10
Информация о работе Экономика планирования городского хозяйства