Экономика производства молока в республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ состояния молочного подкомплекса РБ и рассмотрение показателей экономической эффективности производства молока и путей ее повышения на примере СПК «Новые Горяны».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать организационно – экономическую характеристику СПК «Новые Горяны»;
2. Освоить методику расчета показателей эффективности производства молока;
3. Оценить состояние молочного подкомплекса в современных условиях на примере СПК «Новые Горяны»;
4. Определить организационно-экономические факторы повышения производства молока.

Содержание работы

Введение
1. Организационно-экономическая характеристика хозяйства СПК “Новые горяны”
1.1 Ресурсный потенциал СПК “Новые Горяны”
1.2 Результаты производства СПК “Новые Горяны”
1.3 Показатели эффективности производства в СПК “Новые Горяны”
1.4 Реализация продукции и финансовый результат в СПК “Новые Горяны”
2. Экономика производства молока в республике Беларусь
2.1 Общая характеристика молочного комплекса Республики Беларусь
2.2 Роль, значение и организационная структура молочного подкомплекса
2.3 Организационные формы кооперации по производству и переработке молока
2.4 Пути повышения себестоимости производства молока
3. Экономика проиводства молока в СПК “Новые горяны”
3.1 Анализ затрат на производство молочной продукции в СПК “Новые Горяны”
3.2 Экономика производства молока в СПК “Новые Горяны”
3.3 Пути снижения себестоимости и повышения рентабельности производства молока
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

1.docx

— 45.92 Кб (Скачать файл)

 

Данные  о денежной выручке СПК «Новые Горяны» представлены на рисунке (1.3.2). При анализе данной диаграммы  видим, что возрастают все показатели, однако показатель денежной выручки  от растениеводства в период с 2008 по 2009 понизился на 4 млн.руб, что  свидетельствует о том, что растениеводческая  отрасль на данном промежутке времени  имела определённые недостатки в  производстве. На 2009 год показатель составил в растениеводстве 919 млн. руб., а в животноводстве 3140 млн. руб.

 

Анализируя  данную диаграмму, заметим, что показатель себестоимости молока в период с 2007 по 2008 возрастает на 186 тыс.руб/ц, а  с 2008 по 2009 идет спад на 32 тыс.руб/ц. Показатель себестоимости прироста КРС все  время возрастает в огромных масштабах, так и 2007 по 2009 он вырос на 3604 тыс.руб/ц . На 2009 год показатель молока составил 630 тыс. руб/ц, а прирост КРС 9547 тыс. руб/ц.

 

Таким образом, показатель производства валовой  продукции на 2746 млн. руб и составляет 5995 млн. руб. Показатель производства валовой  продукции на одного среднегодового работника к 2009 году составило 37006173 руб./чел, это на 17066173 руб./чел больше, чем в 2007 году. Показатель денежной выручки от реализации продукции, работ  и услуг в 2009 году составил 7889 млн. руб, это на 3085 млн. руб больше, чем  в 2007 году. Также выросли показатели основных видов продукции растениеводства  и животноводства.

1.4 Реализация продукции и финансовый  результат в 

  СПК “Новые Горяны”

Данные  реализации продукции и финансовый результат приведенные в таблице 1.1.4. Эта система показателей позволяет  дать общую оценку финансов СПК “Новые Горяны”.

Таблица 1.1.4 - Реализация продукции и финансовый результат СПК “Новые Горяны”

Наименование  показателей 

Алгоритм

 

решения 

Единица

 

измерения 

Годы 

2009 г.

 

в % к 2007 и 2008:

 

2007 

2008 

2009 

2007 

2008

 

1.Финансовый  результат от реализации продукции,  всего 

ГО  Ф № 7 – АПК

 

гр. 4,5

 

(5,6) 

млн.руб. 

156 

-293 

-9 

3255

 

- растениеводства 

 

 

млн.руб. 

-48 

-31 

-108 

44 

29

 

- животноводства 

 

 

млн.руб. 

235 

196 

122 

52 

62

 

2. Полная себестоимость проданной  продукции. 

 

 

млн. руб. 

2935 

1764 

4114 

169 

244

 

3.Уровень  рентабельности, всего 

 

 

6,4 

-16,6 

-0,22 

-7 

16

 

в том числе:

 

- в отрасли растениеводства 

 

 

-9,91 

-3,2 

-10,5 

7

 

- в отрасли животноводства 

 

 

9,7 

7,4 

4,04 

-6 

-3

 

 

 

 

Показатели  полной себестоимости проданной  продукции за анализируемый период с 2007 года по 2008 год упала на 1171 млн. руб, а за период с 2008 года по 2009 год  возросла на 2350 млн. руб, т.е. за период с 2007 по 2009 года полная себестоимость  проданной продукции возросла на 1179 млн. руб. На 2009 год показатель составил 4114 млн. руб.

 

Таким образом, показатель полной себестоимости  проданной продукции вырос на 1179 млн. руб и составляет 4114 млн. руб. Показатель финансового результата от реализации продукции уменьшается  на период с 2007 по 2008 года на 449 млн. руб  и составил -293 млн. руб, на период с 2008 по 2009 года показатель увеличился на 284 млн. руб и составляет -9 млн. руб. Показатель уровня рентабельности уменьшается  на период с 2007 по 2008 года на 23%, на период с 2008 по 2009 года показатель увеличился на 16%.

 

2. Экономика производства в Республике  Беларусь

2.1 Общая характеристика молочного  комплекса Республики Беларусь

 

 

 

Молочный  комплекс является из важнейших элементов  АПК нашей страны. Значительное место  молочного комплекса определенно  высокой ценности его конечной продукции  в структуру питания населения  Республики. Молоко по пищевым достоинствам занимает первое место среди всех животноводческих продуктов и является источником многих полезных веществ  для человека. Научно обоснованная норма потребления молока и молочных продуктов составляет 380 кг на душу населения в год, из них молока – 120 кг, творога – 8 кг, сыра – 7 кг и  т. д. Молочное скотоводство дает свыше 25% валовой продукции с/х страны. На ряду с обеспечением населения, продукцией молочный комплекс является поставщиком  молодняка для откорма КРС. Молочный комплекс занимает значительный удельный вес АПК и включает в себя:

 

1.                Молочное скотоводство .

 

2.                Молочную и маслосыродельную  промышленность.

 

3.                Реализация молока и молочной  продукции.

 

4.                Производственную инфраструктуру.

 

5.                Социальную инфраструктуру.

 

Молочный  комплекс – это система взаимосвязанных  производств в которую входят:

 

1.                С/х предприятия.

 

2.                Фермерские хозяйства.

 

3.                Личные подсобные хозяйства.

 

4.                Молочные заводы.

 

5.                Предприятия розничной торговли  и общественного питания [1].

 

Таким образом, молочный подкомплекс —  достаточно сложная организационно-экономическая  система взаимосвязанных производств  и подотраслей сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, торговли и обслуживающих отраслей, объединяющим признаком которых является единый конечный продукт — молоко и молочные продукты [17].

 

 

2.2 Роль, значение и организационная  структура молочного подкомплекса  Республики Беларусь

 

 

 

Молочно-продуктовый, или молочный, подкомплекс является одним из важнейших элементов  продуктовой структуры аграрно-промышленного  комплекса Республики Беларусь.

 

Значительное  место молочного подкомплекса определено высокой ценностью его конечной продукции в структуре питания  населения республики. Молоко по пищевым  достоинствам занимает первое место  среди всех животноводческих продуктов. Являясь источником полезных веществ  широкого спектра действия в рационе  человека, оно легко переваривается и хорошо усваивается организмом. Потребление молочных продуктов  нельзя исключить или существенно  сократить. Научно обоснованная норма  потребления молока и молокопродуктов  составляет 380 кг на душу населения  в год, из них цельного молока — 120 кг; обезжиренного — 6,8; творога — 8; сыра и брынзы — 6,6; сметаны — 5,8; сливочного масла — 6 кг. Рациональная норма потребления молока и молокопродуктов, разработанная с учетом сложностей экологической ситуации в республике после катастрофы на Чернобыльской  АЭС, составляет 403 кг на душу населения  в год.

 

В структуре товарной продукции молочыо-продуктового подкомплекса на долю производителей сырья — сельскохозяйственных организаций  приходится 78 %, перерабатывающих предприятий  — 22 % . В структуре валовой продукции  молоко-перерабатывающих предприятий  на долю цельномолочной продукции приходится 31 %, масла — 59, сыра — 8,4 %.

 

Молочное  скотоводство дает свыше 25 % валовой  продукции сельского хозяйства  Беларуси. В структуре товарной продукции  животноводства сельхозкооперативов  и госхозов Беларуси на долю молочного  скотоводства приходится свыше 15 % . В  этой отрасли сконцентрировано 20 % основных производственных фондов сельскохозяйственного  назначения и 1/3 фондов животноводства, соответственно 33 и 50 % трудовых ресурсов. Дойное стадо потребляет около 36 % всех кормов, расходуемых в животноводстве, в том числе 24 % — концентрированных [19].

 

В общем поголовье условного крупного рогатого скота по сельхозорганизациям  Республики Беларусь коровы и нетели занимают 34 %. В целом молочно-продуктовый  подкомплекс производит 27 % конечной продукции АПК. В общем валовом  надое молока на внутрихозяйственные  нужды используется 15 %. Основная его  часть направляется на промышленную переработку, включая заводскую  пастеризацию и разлив для продажи.

 

Наряду  с обеспечением населения республики молочной продукцией молочно-продуктовый  подкомплекс Беларуси является основным поставщиком молодняка для доращивания  и откорма крупного рогатого скота. Молочное скотоводство поставляет для  растениеводческих отраслей ценное органическое удобрение — навоз. Свиноводство использует молоко для поросят раннего возраста [21].

 

Молочный  подкомплекс имеет значительный удельный вес в АПК. Он включает в  себя:

 

-                   молочное скотоводство;

 

-                   кормопроизводство;

 

-                   молочную и маслосыродельную  промышленность;

 

-                   производственную инфраструктуру;

 

-                   реализацию молока и молочных  продуктов;

 

-                   социальную инфраструктуру [18].

 

Молочный  подкомплекс — достаточно сложная  организационно-экономическая система  взаимосвязанных производств и  подотраслей сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, торговли и обслуживающих отраслей, объединяющим признаком которых является единый конечный продукт — молоко и молочные продукты. В него входят сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства, молочные заводы, мини-заводы (подсобные производства) сельскохозяйственных организаций, организации  розничной торговли и общественного  питания, зарождающиеся частные  фирмы [24].

 

Основным  ядром молочного подкомплекса, объединяющим взаимосвязанные отрасли, участвующие  в процессе производства и обмена конечной продукции, является животноводческая отрасль. Все существующие структурные  формирования — многоотраслевые, производящие как животноводческую, так и растениеводческую  продукцию. В ближайшей перспективе, даже при достижении стабилизации в  экономике, ожидать широкого развития узкой специализации в молочном скотоводстве неправомерно по причине  недостаточного развития материально-технической  базы отрасли. Существующие и новые  формы хозяйствования в молочном скотоводстве будут функционировать  в основном на старых производственных фондах, созданных в прошлые годы в сельхозорганизациях в виде крупных объектов.

 

Основными производителями и поставщиками молока на потребительский рынок  в ближайшее время и в будущем  в республике останутся высокотоварные фермы сельхозпредприятий. На их долю приходится 60 % общего объема производства молока, на личные подсобные (ЛПХ) и  фермерские хозяйства — 40 % [16].

 

По  мере становления рыночных отношений  и реформирования хозяйств высокотоварные молочные фермы хозяйств смогут преобразоваться  в самостоятельные структуры  рыночного типа, которые затем могут реорганизовываться в производственно-сбытовые объединения, акционерные общества, производственные кооперативы, товарищества, ассоциации и т.п. Развитие фермерства по причине его маломощности существенных коррективов в эти процессы не внесет.

 

Республика  Беларусь обладает экспортным потенциалом  животноводческих продуктов. В предкризисные  годы более 30 % закупаемого в республике молока и молочных продуктов вывозилось за пределы Беларуси. В общесоюзные  рыночные фонды поставки молока из Беларуси составляли 8 % . В связи  с рядом причин общекризисного характера  начиная с 1990 г. сократились объемы производства и закупок молочных продуктов и соответственно —  их экспортные поставки. Однако в последние  четыре года резко возросли производство и закупки молока. Импорт молочных продуктов занимает незначительный удельный вес. Импортировать в республику целесообразно лишь ассортиментный минимум молочных продуктов (сыры, детское  питание и т.д.) [6].

 

Главными  импортерами молока и молочной продукции  являются Туркменистан, Россия, Узбекистан и Азербайджан (доля каждого из государств составляет от 15 до 20 % в общем объеме импорта).

 

Таким образом, выход на мировой рынок  требует разработки и осуществления  соответствующей стратегии молочного  скотоводства. Это предполагает изучение внутренних и внешних рынков, требований к продукции, ее ассортименту, качеству, фасовке, упаковке, ценам и т.д.; учет возможностей и тактики потенциальных  конкурентов [2].

 

2.3 Организационные формы кооперации  по производству и переработке  молока

 

 

 

Изучение  зарубежного и отечественного опыта  совершенствования организационно-экономической  структуры АПК свидетельствует, что организационное разобщение предприятий молочной отрасли, отсутствие в большинстве случаев фирменной  торговли, наличие посредников увеличивают  затраты и снижают конкурентоспособность  субъектов хозяйствования молочного  подкомплекса [9].

Информация о работе Экономика производства молока в республике Беларусь