Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 00:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ состояния молочного подкомплекса РБ и рассмотрение показателей экономической эффективности производства молока и путей ее повышения на примере СПК «Новые Горяны».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать организационно – экономическую характеристику СПК «Новые Горяны»;
2. Освоить методику расчета показателей эффективности производства молока;
3. Оценить состояние молочного подкомплекса в современных условиях на примере СПК «Новые Горяны»;
4. Определить организационно-экономические факторы повышения производства молока.
Введение
1. Организационно-экономическая характеристика хозяйства СПК “Новые горяны”
1.1 Ресурсный потенциал СПК “Новые Горяны”
1.2 Результаты производства СПК “Новые Горяны”
1.3 Показатели эффективности производства в СПК “Новые Горяны”
1.4 Реализация продукции и финансовый результат в СПК “Новые Горяны”
2. Экономика производства молока в республике Беларусь
2.1 Общая характеристика молочного комплекса Республики Беларусь
2.2 Роль, значение и организационная структура молочного подкомплекса
2.3 Организационные формы кооперации по производству и переработке молока
2.4 Пути повышения себестоимости производства молока
3. Экономика проиводства молока в СПК “Новые горяны”
3.1 Анализ затрат на производство молочной продукции в СПК “Новые Горяны”
3.2 Экономика производства молока в СПК “Новые Горяны”
3.3 Пути снижения себестоимости и повышения рентабельности производства молока
Заключение
Список использованной литературы
Данные о денежной выручке СПК «Новые Горяны» представлены на рисунке (1.3.2). При анализе данной диаграммы видим, что возрастают все показатели, однако показатель денежной выручки от растениеводства в период с 2008 по 2009 понизился на 4 млн.руб, что свидетельствует о том, что растениеводческая отрасль на данном промежутке времени имела определённые недостатки в производстве. На 2009 год показатель составил в растениеводстве 919 млн. руб., а в животноводстве 3140 млн. руб.
Анализируя данную диаграмму, заметим, что показатель себестоимости молока в период с 2007 по 2008 возрастает на 186 тыс.руб/ц, а с 2008 по 2009 идет спад на 32 тыс.руб/ц. Показатель себестоимости прироста КРС все время возрастает в огромных масштабах, так и 2007 по 2009 он вырос на 3604 тыс.руб/ц . На 2009 год показатель молока составил 630 тыс. руб/ц, а прирост КРС 9547 тыс. руб/ц.
Таким
образом, показатель производства валовой
продукции на 2746 млн. руб и составляет
5995 млн. руб. Показатель производства валовой
продукции на одного среднегодового
работника к 2009 году составило 37006173
руб./чел, это на 17066173 руб./чел больше,
чем в 2007 году. Показатель денежной
выручки от реализации продукции, работ
и услуг в 2009 году составил 7889 млн.
руб, это на 3085 млн. руб больше, чем
в 2007 году. Также выросли показатели
основных видов продукции
1.4
Реализация продукции и
СПК “Новые Горяны”
Данные
реализации продукции и финансовый
результат приведенные в
Таблица 1.1.4 - Реализация продукции и финансовый результат СПК “Новые Горяны”
Наименование показателей
Алгоритм
решения
Единица
измерения
Годы
2009 г.
в % к 2007 и 2008:
2007
2008
2009
2007
2008
1.Финансовый
результат от реализации
ГО Ф № 7 – АПК
гр. 4,5
(5,6)
млн.руб.
156
-293
-9
6
3255
- растениеводства
млн.руб.
-48
-31
-108
44
29
- животноводства
млн.руб.
235
196
122
52
62
2.
Полная себестоимость
млн. руб.
2935
1764
4114
169
244
3.Уровень рентабельности, всего
%
6,4
-16,6
-0,22
-7
16
в том числе:
- в отрасли растениеводства
%
-9,91
-3,2
-10,5
1
7
- в отрасли животноводства
%
9,7
7,4
4,04
-6
-3
Показатели полной себестоимости проданной продукции за анализируемый период с 2007 года по 2008 год упала на 1171 млн. руб, а за период с 2008 года по 2009 год возросла на 2350 млн. руб, т.е. за период с 2007 по 2009 года полная себестоимость проданной продукции возросла на 1179 млн. руб. На 2009 год показатель составил 4114 млн. руб.
Таким образом, показатель полной себестоимости проданной продукции вырос на 1179 млн. руб и составляет 4114 млн. руб. Показатель финансового результата от реализации продукции уменьшается на период с 2007 по 2008 года на 449 млн. руб и составил -293 млн. руб, на период с 2008 по 2009 года показатель увеличился на 284 млн. руб и составляет -9 млн. руб. Показатель уровня рентабельности уменьшается на период с 2007 по 2008 года на 23%, на период с 2008 по 2009 года показатель увеличился на 16%.
2.
Экономика производства в
2.1
Общая характеристика
Молочный
комплекс является из важнейших элементов
АПК нашей страны. Значительное место
молочного комплекса
1. Молочное скотоводство .
2. Молочную и маслосыродельную промышленность.
3. Реализация молока и молочной продукции.
4.
Производственную
5. Социальную инфраструктуру.
Молочный комплекс – это система взаимосвязанных производств в которую входят:
1. С/х предприятия.
2. Фермерские хозяйства.
3. Личные подсобные хозяйства.
4. Молочные заводы.
5.
Предприятия розничной
Таким
образом, молочный подкомплекс —
достаточно сложная организационно-
2.2
Роль, значение и организационная
структура молочного
Молочно-продуктовый,
или молочный, подкомплекс является
одним из важнейших элементов
продуктовой структуры аграрно-
Значительное место молочного подкомплекса определено высокой ценностью его конечной продукции в структуре питания населения республики. Молоко по пищевым достоинствам занимает первое место среди всех животноводческих продуктов. Являясь источником полезных веществ широкого спектра действия в рационе человека, оно легко переваривается и хорошо усваивается организмом. Потребление молочных продуктов нельзя исключить или существенно сократить. Научно обоснованная норма потребления молока и молокопродуктов составляет 380 кг на душу населения в год, из них цельного молока — 120 кг; обезжиренного — 6,8; творога — 8; сыра и брынзы — 6,6; сметаны — 5,8; сливочного масла — 6 кг. Рациональная норма потребления молока и молокопродуктов, разработанная с учетом сложностей экологической ситуации в республике после катастрофы на Чернобыльской АЭС, составляет 403 кг на душу населения в год.
В структуре товарной продукции молочыо-продуктового подкомплекса на долю производителей сырья — сельскохозяйственных организаций приходится 78 %, перерабатывающих предприятий — 22 % . В структуре валовой продукции молоко-перерабатывающих предприятий на долю цельномолочной продукции приходится 31 %, масла — 59, сыра — 8,4 %.
Молочное скотоводство дает свыше 25 % валовой продукции сельского хозяйства Беларуси. В структуре товарной продукции животноводства сельхозкооперативов и госхозов Беларуси на долю молочного скотоводства приходится свыше 15 % . В этой отрасли сконцентрировано 20 % основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения и 1/3 фондов животноводства, соответственно 33 и 50 % трудовых ресурсов. Дойное стадо потребляет около 36 % всех кормов, расходуемых в животноводстве, в том числе 24 % — концентрированных [19].
В
общем поголовье условного
Наряду
с обеспечением населения республики
молочной продукцией молочно-продуктовый
подкомплекс Беларуси является основным
поставщиком молодняка для
Молочный подкомплекс имеет значительный удельный вес в АПК. Он включает в себя:
- молочное скотоводство;
- кормопроизводство;
- молочную и маслосыродельную промышленность;
-
производственную
- реализацию молока и молочных продуктов;
- социальную инфраструктуру [18].
Молочный
подкомплекс — достаточно сложная
организационно-экономическая
Основным ядром молочного подкомплекса, объединяющим взаимосвязанные отрасли, участвующие в процессе производства и обмена конечной продукции, является животноводческая отрасль. Все существующие структурные формирования — многоотраслевые, производящие как животноводческую, так и растениеводческую продукцию. В ближайшей перспективе, даже при достижении стабилизации в экономике, ожидать широкого развития узкой специализации в молочном скотоводстве неправомерно по причине недостаточного развития материально-технической базы отрасли. Существующие и новые формы хозяйствования в молочном скотоводстве будут функционировать в основном на старых производственных фондах, созданных в прошлые годы в сельхозорганизациях в виде крупных объектов.
Основными производителями и поставщиками молока на потребительский рынок в ближайшее время и в будущем в республике останутся высокотоварные фермы сельхозпредприятий. На их долю приходится 60 % общего объема производства молока, на личные подсобные (ЛПХ) и фермерские хозяйства — 40 % [16].
По мере становления рыночных отношений и реформирования хозяйств высокотоварные молочные фермы хозяйств смогут преобразоваться в самостоятельные структуры рыночного типа, которые затем могут реорганизовываться в производственно-сбытовые объединения, акционерные общества, производственные кооперативы, товарищества, ассоциации и т.п. Развитие фермерства по причине его маломощности существенных коррективов в эти процессы не внесет.
Республика Беларусь обладает экспортным потенциалом животноводческих продуктов. В предкризисные годы более 30 % закупаемого в республике молока и молочных продуктов вывозилось за пределы Беларуси. В общесоюзные рыночные фонды поставки молока из Беларуси составляли 8 % . В связи с рядом причин общекризисного характера начиная с 1990 г. сократились объемы производства и закупок молочных продуктов и соответственно — их экспортные поставки. Однако в последние четыре года резко возросли производство и закупки молока. Импорт молочных продуктов занимает незначительный удельный вес. Импортировать в республику целесообразно лишь ассортиментный минимум молочных продуктов (сыры, детское питание и т.д.) [6].
Главными импортерами молока и молочной продукции являются Туркменистан, Россия, Узбекистан и Азербайджан (доля каждого из государств составляет от 15 до 20 % в общем объеме импорта).
Таким
образом, выход на мировой рынок
требует разработки и осуществления
соответствующей стратегии
2.3
Организационные формы
Изучение
зарубежного и отечественного опыта
совершенствования
Информация о работе Экономика производства молока в республике Беларусь