Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 17:49, контрольная работа
11)Объективные основы, принципы и особенности ВЭД РБ?
22)Проблемы стратегии и тактики экономической реформы промышленного комплекса (ПК) РБ.
23)Какими способами, методами, механизмами следует осуществлять реформирование экономики ПК РБ в настоящее время?
28)Назовите основные направления государственной поддержки малого предпринимательства.
43)Современное состояние кредитных организаций РБ
59)Личное подсобное хозяйство
Контрольная работа №1
Экономика РБ
Вопросы:
11)Объективные основы, принципы и особенности ВЭД РБ?
22)Проблемы стратегии и тактики экономической реформы промышленного комплекса (ПК) РБ.
23)Какими способами, методами, механизмами следует осуществлять реформирование экономики ПК РБ в настоящее время?
28)Назовите основные направления государственной поддержки малого предпринимательства.
43)Современное состояние кредитных организаций РБ
59)Личное подсобное хозяйство
Вопрос 11.
Внешнеэкономическая деятельность становится важным фактором развития и функционирования экономики всех стран и регионов. Существует объективная основа усиления воздействия этого фактора и на экономику нашей республики. Со стороны производительных сил она заключается:
• в углублении международного разделения труда и развитии производственной кооперации;
• в укреплении экономической целостности мира;
• в интернационализации национальных хозяйств;
• в необходимости объединения усилий всех стран для решения глобальных проблем человечества;
• в развитии региональных интеграционных экономических группировок.
Со стороны производственных
отношений объективная
• политической волей лидеров страны и государственных структур, направленной на всемерную интеграцию России в мировую экономику;
• устранением крайне жесткой централизации ВЭД, предоставлением широких полномочий субъектам Федерации, в частности, в сфере экономики, внешних связей;
• перенесением центра тяжести во ВЭД со специализированных органов на уровне федеральных (ранее союзных) министерств и ведомств и их структур на уровень первичных структурных звеньев экономики, т.е. фирм, акционерных обществ.
Определимся в некоторых понятиях. Установление внешнеэкономических отношений (связей) республики представляется как результат ее внешнеэкономической деятельности. Всю совокупность мирохозяйственных отношений принято обозначать как международные экономические отношения (МЭО). Однако, с точки зрения каждой отдельной страны (или ее части), они проявляются как внешнеэкономические отношения (ВЭО). МЭО включают в себя следующие основные формы:
• международная торговля, охватывающая торговлю товарами, услугами;
• международное движение факторов производства, а именно, капиталов, рабочей силы, технологий;
• международная торговля финансовыми инструментами (валютой, ценными бумагами, кредитами).
В целом в мировом
хозяйстве в стоимостной
В содержании и характере ВЭО находит
выражение внешнеэкономическая политика
(ВЭП) государства (или его территориально-
Конкретное наполнение ВЭО, т.е. их абсолютные и относительные масштабы, география, эффективность, динамика предопределены местом страны (территории) в международном разделении труда, общим состоянием экономики страны, ее участием или неучастием в международных экономических организациях, договорах, в региональных интеграционных группировках, статусом национальной валюты, ВЭП других государств и другими объективными и субъективными обстоятельствами.
Особенности РБ как субъекта МЭО заданы следующими благоприятными факторами:
• суверенитетом республики по широкому кругу ВЭД;
• политической и социально-экономической стабильностью;
• наличием концепции развития внешнеэкономических связей республики;
• богатыми природными ресурсами;
• благоприятной для ВЭО структурой республиканского хозяйственного комплекса, обладающего значительным экспортным потенциалом;
• наличием достаточно развитой производственной и непроизводственной инфраструктуры как общего, так и специального назначения;
• широкими потенциальными возможностями для привлечения иностранных инвестиций в различных формах.
• Существуют вместе с
тем как внешние, так и внутренние
объективные трудности в
• неопределенность перспектив политического и экономического развития России;
• нерешенность многих вопросов законодательного и организационного порядка в сфере ВЭД на федеральном уровне;
• географическая удаленность Башкортостана от своих внешнеэкономических партнеров, что при высоких транспортных тарифах ведет к большим расходам;
• ограниченность контингента
высококвалифицированных
Основные направления развития и совершенствования ВЭД республики занимают заметное место в ежегодных посланиях Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию РБ, В связи с корректировкой стратегии и тактики реформ в области внешнеэкономической деятельности в посланиях последних лет были определены следующие задачи:
• реализовать Концепцию внешнеэкономической деятельности республики, которая предполагает разработку целевой комплексной программы совершенствования форм и методов этой деятельности, их государственной поддержки;
• разработать долгосрочную стратегию по развитию экспортного потенциала;
• увеличить долю машиностроения
и приборостроения при
• привлекать отечественные и зарубежные капиталы для технического перевооружения экспортно-ориентированных производств;
• разработать программу всемерной государственной поддержки экспортеров;
• способствовать созданию негосударственной ассоциации экспортеров республики;
• поднять на качественно новый уровень таможенную службу республики;
• создать особую экономическую зону в Зауралье;
•изыскать дополнительные источники формирования валютных резервов республики;
• расширить сети торгово-промышленных представительств РБ в ряде зарубежных стран;
• расширить географию ВЭС республики.
Вопрос 22.
Для выбора эффективного курса и реализации реформ в ПК РБ требуется определить цели, стратегию и тактику реформирования экономики.
Стратегическая цель
экономической реформы в
Как известно, существуют
различные концепции и формы
рыночной экономики, имеющие разные
исторические корни и опыт. Отсюда
возникает первая проблема - по какому
пути следует идти при реформировании
экономики промышленного
Для реформирования экономики промышленного комплекса (ПК) РБ наиболее приемлемым на данном этапе является первый вариант по следующим причинам.
Во-первых, ПК РБ представляет собой народнохозяйственный комплекс, возникший на базе интеграции ценностей ряда отраслей и предметно-технологического разделения труда. Отраслевая структура ПК отражает соотношения, связи и пропорции между крупными группами отраслей материального производства: нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей, черной и цветной металлургии, машиностроения и металлообработки, лесной и деревообрабатывающей, легкой и пищевой, а также других отраслей.
В рамках ПК в процессе реформ появились различные субъекты (кооперативы, малые предприятия, акционерные общества) и структуры с разными формами собственности. Однако появление новых образований не уменьшает, а усиливает корпоративный дух ПК благодаря сохранению личного интереса предпринимателей и совместной промышленной деятельности. Более того, формирование и развитие новых структур способствуют углублению структурной модернизации и развитию конкуренции в ее цивилизованных формах.
В ходе реформы неизбежно
корректирование ее стратегии, особенно
в части перехода на рыночные отношения
и овладения рыночными
С 1998 г. устойчивый рост производства
отмечен в топливной
Однако сократилось производство в пищевой промышленности и в некоторых отраслях, производящих конечную продукцию для внутреннего рынка. В 1996 г. наблюдался значительный спад: в машиностроении, легкой и микробиологической промышленности, а в 1999-2001 гг. в некоторых из этих отраслей наблюдалось оживление.
Основными проблемами в целом по промышленности остаются:
1) структурная модернизация;
2) снижение издержек производства;
3) улучшение качества
и конкурентоспособности
В отраслевом разрезе эти проблемы еще более обостряются. Поэтому требуется решение ряда тактических задач реформы.
Реформирование структуры экономики такого гиганта, каким является промышленный комплекс, должно осуществляться поэтапно, системно. Это прежде всего обусловлено рядом причин объективного и субъективного характера. Среди них - износ основных фондов, уменьшение качественных природных ресурсов, инерция социального иждивенчества и психологически негативное отношение населения к радикальным переменам, ограниченность контингента лиц, способных к рыночному предпринимательству. Отсюда встают серьезные тактические проблемы реформирования экономики ПК. Они также носят как объективный, так и субъективный характер. Но в большей мере все же субъективный, так как связаны с просчетами в проведении промышленной политики, низкой результативностью мер в борьбе со спадом и инфляцией, монополизмом и расточительством. Все это, как известно, вызвало чрезмерно неоправданные издержки в процессе рыночных реформ, связанные с приватизацией и акционированием, спадом производства при общем кризисе сбыта.
Другой важный фактор заключается в том, что взаимные неплатежи во многом также обусловлены недостатками тактики реформирования ПК. Многие факторы структурного кризиса усугубляются правовой неразберихой, коррупцией и чиновничьим произволом федерального уровня. Все это крайне усложняет реформирование экономики, порождает социальную напряженность и, как итог, неверие людей в успех преобразований.
Анализ основных технико-экономических показателей по статистическим отчетам ряда отраслей ПК РБ в динамике за шесть лет реформирования подтверждает выводы относительно неэффективности стратегических и тактических мер по реформированию экономики ПК.
В тех отраслях, где комплекс мер по реформированию экономики был стратегически определен и тактически обеспечен, результаты оказались положительными. В других отраслях из-за допущенных просчетов и серьезных недостатков по адаптации к рыночным условиям хозяйствования все еще наблюдается тенденция к падению и свертыванию производства.
Рассмотрим эти явления на примере основных отраслей промышленного комплекса РБ.
Вопрос 23.
В сложившейся ситуации все более острой становится необходимость корректировки курса реформ с учетом специфики задач сегодняшнего и будущего развития. Требуется разработать новую стратегию, ориентированную на устойчивый экономический рост. При этом важно учесть как российский, так и наш собственный опыт, обеспечивая республике более быстрое, но менее болезненное движение к полноценному рынку.
У Республики Башкортостан
имеются предпосылки для
При этом следует исходить из того, что реформы в экономической сфере будут иметь успех только тогда, когда они приведут к улучшению условии жизни людей.
Новый этап преобразований должен строиться на следующих принципах:
1) четкое определение целей дальнейшего развития курса реформ. Это - строительство в республике в рамках общего экономического пространства Российской Федерации социально ориентированного рыночного хозяйства на базе многоукладной структуры собственности, обеспечение роста благосостояния населения на основе эффективного использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов;