Экономика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 17:49, контрольная работа

Описание работы

11)Объективные основы, принципы и особенности ВЭД РБ?
22)Проблемы стратегии и тактики экономической реформы промышленного комплекса (ПК) РБ.
23)Какими способами, методами, механизмами следует осуществлять реформирование экономики ПК РБ в настоящее время?
28)Назовите основные направления государственной поддержки малого предпринимательства.
43)Современное состояние кредитных организаций РБ
59)Личное подсобное хозяйство

Файлы: 1 файл

Экономика рб.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

 

2) установление в качестве  оценки эффективности, направленности  экономических реформ системы  социальных индикаторов: среднедушевых  реальных доходов на одного  жителя; гарантированных минимальных уровней пенсий, пособий, заработной платы и их отношения к величине прожиточного минимума; уровня занятости населения, безработицы; максимально допустимого уровня дифференциации доходов и имущества;

 

3) решительный переход  от политики разрушения существовавшей административно-плановой экономики к приоритетному решению задач созидания, строительства конкурентной, системно-организованной рыночной экономики;

 

4) переориентация умонастроений  людей, общества в направлении  от выживания к росту, от иждивенчества к самостоятельности и предприимчивости, от рвачества и господства сиюминутных интересов к курсу на перспективные цели, жизненные мотивы и общечеловеческие ценности.

 

В соответствии с этими  базовыми принципами должна осуществляться новая стратегия и тактика экономической реформы. При этом необходимо выделить основные этапы и направления ее реализации, охватывающие текущие, среднесрочные и долгосрочные цели и проблемы.

 

В перспективе такими приоритетными задачами являются:

 

1) предотвращение дальнейшего падения жизненного уровня населения, недопущение массовой безработицы, экономически и социально неоправданной дифференциации в доходах, повышение уровня социальных гарантий;

 

2) разрешение платежного  кризиса на основе принятия  всеобъемлющих комплексных мер от развития рынка ценных бумаг до внедрения нового налогового кодекса;

 

3) закрепление наметившейся  тенденции к стабилизации производства, все более полное укрепление  ее предпосылок к экономическому  росту путем эффективной структурной  модернизации промышленного комплекса;

 

4) создание по всей  территории республики малых  и средних фирм, генерирующих  конкурентную, динамично развивающуюся  рыночную среду, а также обеспечение  благоприятных условий для улучшения  деятельности в рыночных условиях  крупным предприятиям;

 

5) обеспечение инвестиционной  активности в сфере материального  производства и на этой основе  переход к прогрессивным структурным  преобразованиям.

 

Нужно создать благоприятные  экономические, административные, правовые предпосылки и механизмы для ускорения адаптации всех предпринимательских структур к современным условиям.

 

Для успешного решения  этих задач необходимо полнее учитывать  прогнозы структурных сдвигов в  отраслях промышленного комплекса.

 

Топливно-энергетический комплекс. В прогнозируемый период, в соответствии с программой социально-экономического развития, следует ожидать достаточно активных процессов по перепрофилированию части предприятий и отдельных производств, закрытию эксплуатирующих устаревшее оборудование, отсталые технологии, неспособных обеспечить должный уровень рентабельности. В связи с этим, а также по причине постоянного роста стоимости энергетических ресурсов особого внимания будут требовать вопросы снижения энергоемкости выпускаемой продукции.

 

Ожидаемый рост потребления электроэнергии в народном хозяйстве обусловлен, на наш взгляд, следующими факторами:

 

• оживлением производства;

 

• вводом значительного  количества жилья;

 

• углублением механизации  производственных процессов;

 

• переносом части  предприятий, осуществляющих переработку промышленной продукции, особенно лесного и аграрного секторов, непосредственно в места добычи;

 

• созданием и расширением  мелких производств (промыслов), использующих высокоэффективные технологии и  местное сырье.

 

В сложившихся к настоящему времени условиях функционирования электроэнергетики, для обеспечения надежного снабжения потребителей электрической энергией на уровне прогнозных величин возможны два стратегических направления в энергетической политике Республики Башкортостан: первое - ориентация на сохранение энергетической самостоятельности, предусматривающая увеличение объемов продаж электроэнергии за пределы республики за счет развития и модернизации собственных (внутриреспубликанских) энергоисточников; второе - с минимальными затратами произвести необходимую реконструкцию действующих предприятий энергетики и выйти только на энергетическую самообеспеченность республики.

 

Априори необходимо придерживаться первого направления стратегии  развития электроэнергетики Республики Башкортостан. Острой проблемой является дефицит собственных топливных ресурсов в РБ, который в настоящее время составляет примерно 25% и может возрасти до 50% к 2005 г.

 

В обеспечении природным  газом следует ожидать ужесточения  условий газоснабжения действующих  ТЭС, а также усложнения выделения лимитов природного газа для новых электростанций и отдельных блоков, в том числе для вновь сооружаемых.

 

Снижение доли газа ведет  к использованию непроектных  видов топлива - в первую очередь  к росту доли топочного мазута для ТЭС и котельных, что приводит к повышенному износу оборудования, ухудшению экологической обстановки в регионе.

 

В условиях падения объемов  добычи нефти и некоторой стабилизации добычи газа в республике и в целом  по России необходимо определить возможности использования других видов энергии, прежде всего за счет возобновляемых энергоресурсов - гидроресурсов.

 

Основные положения  топливной стратегии для энергетики Республики Башкортостан на дальнейшую перспективу:

 

• энерго- и ресурсосбережение;

 

• разработка технологий и проведение мероприятий по облагораживанию используемого органического топлива: обессеривание мазута (на предприятиях топливной промышленности и нефтепереработки);

 

• максимально эффективное  использование выделенных объемов  природного газа путем технического перевооружения существующих электростанций с применением современных газотурбинных и парогазовых технологий;

 

• экономия дорогостоящего дизельного топлива за счет вооружения объектов малой гидроэнергетики  в труднодоступных и малонаселенных пунктах Башкортостана, обеспеченных водными ресурсами;

 

• проработка альтернативных вариантов топливоиспользования на электростанциях с целью высвобождения  природного газа для расширения ТЭЦ  газотурбинными и парогазовыми установками;

 

• кооперирование с «нефтепереработчиками» и «газовиками» в области создания и использования современных технологий и производств, представляющих взаимный технологический и экономический интерес, например, на правах совместного владения.

 

Вопрос 28.

арактеризуя современный  этап развития банковской системы, Председатель Национального банка Республики Башкортостан Р.Х.Марданов отметил, что развитие банковской системы характеризуется на нынешнем этапе положительными изменениями, преодолены негативные последствия кризиса 1998 года, повышается устойчивость банковской системы. Достигнуты следующие объемные показатели развития банковской системы: уровень монетизации валового регионального продукта близок к 25%, объем предоставляемых экономике кредитов составляет порядка 12% валового регионального продукта, объем располагаемого банковской системой капитала - 3,5% валового регионального продукта. Однако при нынешнем сложившемся характере институциональных ограничений, базе законодательных и нормативных актов, регламентирующих деятельность, эти показатели являются предельными. Достигнутые рубежи в настоящее время не могут в полной мере удовлетворить как саму банковскую систему, так и основных потребителей банковских услуг, экономику в целом.

 

 Поэтому проводимые  и планируемые Правительством Российской Федерации и Банком России работы по модер­низации банковской системы направлены на то, чтобы она соответствовала предъявляемым к ней высоким требованиям. Это было подчеркнуто на Общероссийском межрегиональном совещании-семинаре, посвященном вопросам совершенствования банковского регулирования и надзора, в Анапе и на III Всероссийском банковском форуме «Банки и реальный сектор» в Нижнем Новгороде.

 

 Р.Х.Марданов выделил  основные приоритеты модернизации  банковской системы на современном  этапе: меропри­ятия по развитию банковской системы; мероприятия по укреплению банковского надзора; мероприятия, стимулирующие взаимодействие кредитных организаций с реальным сектором экономики.

 

 Мероприятия по  развитию банковской системы  должны включать в себя следующие направления:

 

 Во-первых, это укрепление  доверия к банковской системе,  которое возможно через внедрение  системы страхования вкладов  и повышение надзорных требований  к банкам, привлекающим вклады  населения. Для этого необходимо  скорейшее принятие закона о страховании вкладов и введение его в действие. Банки, желающие участвовать в системе страхования, должны соответствовать самым высоким требованиям надежности. Критерии отбора банков разрабатываются, но этот процесс требует очень точного подхода, который позволил бы освободить банковскую систему от неустойчивых и не выдерживающих конкуренции банков. Для достижения этой цели требуются жесткие действия со стороны надзорного органа. Определен и период укрепления банковской системы - 2-3 года.

 

 Во-вторых, необходимо создать благоприятные условия для банковского бизнеса. Эта работа возможна только при активном участии кредитных организаций. По их предложениям уже оптимально снижены требования к кассовым узлам и банкоматам. Национальный банк участвовал в этом, в том числе и по поручению Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. Результатом станут сокращение издержек банков и развитие сети банковских офисов по республике, что вписывается в реализацию республиканской программы развития банковской системы. Требуется освободить банки от несвойственных им функций по проверке кассовой дисциплины и валютному контролю, что на нынешнем этапе усложняет отношения банков с клиентурой. Планируются мероприятия по упрощению техники кредитования малого бизнеса и потребительского кредитования, ибо при растущем спросе на этот вид услуг существующие механизмы кредитования не позволяют удовлетворять его в полной мере, возникает конкуренция со стороны небанковских учреждений.

 

 Важной задачей  является создание системы сбора и распространения информации о рынке банковских услуг. На сегодняшний день существует проблема подготовки банками бизнес-планов с точки зрения дефицита информации у них о состоянии рынка и его перспективах, особенно в разрезе территорий республики. В связи с этим возможно использование банками таких инструментов, как программа Банка России «Мониторинг предприятий и их спроса на банковские услуги» и создание объединенного информационного веб-портала «Банки Республики Башкортостан».

 

 В этом русле,  отметил Р.Х.Марданов, будет продолжаться и работа по созданию кредитных бюро. К сожалению, эту инициативу Национального банка поддержали не все банки.

 

 В-третьих, вступление России  во Всемирную торговую организацию  и переход на международные  стандарты фи­нансовой отчетности (МСФО) требуют новых подходов к банковской деятельности. Так, созданы всероссийская и республиканская комиссии по обеспечению вступления России в ВТО, в которых участвуют Банк России и Национальный банк Республики Башкортостан. В целях защиты интересов российской банковской системы Банк России планирует осуществить ряд регламентирующих мероприятий, как тот запрет на трансграничную поставку банковских услуг (т.е. предоставление услуг из-за границы), обеспечение присутствия банков на территории России только в форме юридического лица и наложение квоты на участие иностранного капитала в капитале банков.

 

 В-четвертых, становится очевидным  поощрение самоорганизации банковского  сообщества. Так, по инициативе  Ассоциации российских банков  планируется подписание соглашений о сотрудничестве банковских ассоциаций и Банка России. В соответствии с этим проектом возможно создание ассоциаций разного уровня, а также будет определена степень взаимодействия их деятельности с Банком России. В Республике Башкортостан также требуется активизация объединительных движений банков, т.к. на сегодняшний день единого, реально действующего общественного органа, выражающего интересы банков республики, нет.

 

Мероприятия по укреплению банковского  надзора, направленные на формирование другого уровня взаимодей­ствия банков и Банка России, повышение устойчивости банков, содержат следующие положения. Как уже говорилось, необходим переход от формального надзора к содержательному, т.е. отход от формальных процедур надзора за деятельностью банков к их качественному анализу. В рамках этого направления важно принятие новой редакции закона о банкротстве кредитных организаций, который позволил бы более эффективно проводить процедуры банкротства с меньшими потерями для кредиторов и клиентов банков. Актуальной проблемой является выявление и предотвращение «раздувания» банками своего капитала - сейчас разработаны механизмы выявления схем обманного увеличения капиталов. Важным элементом является и укрепление системы противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма. Р.Х.Марданов выразил благодарность банкам республики за активное участие в этой работе. Благодаря совместным усилиям Россия была исключена из «черных списков» FATF.

 

 Эффективный надзор невозможен  без качественной информации, получаемой от банков, поэтому требуется совершенствование системы информации. В основу этого будет положен иной тип взаимоотношений между Банком России и кредитными организациями - теперь они рассматриваются как элементы единой банковской системы, обеспечивающей экономику деньгами. В связи с этим, отметил Р.Х.Марданов, и вводятся новые требования к банковскому надзору. В международном сообществе они выразились в своде документов «Базель-2». В России также ведется эта работа и в ближай­шее время будет введен институт кураторов кредитных организаций, что в итоге приведет к упорядочению надзорных процедур и реорганизации инспекционной деятельности.

Информация о работе Экономика Республики Беларусь