Экономика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 17:49, контрольная работа

Описание работы

11)Объективные основы, принципы и особенности ВЭД РБ?
22)Проблемы стратегии и тактики экономической реформы промышленного комплекса (ПК) РБ.
23)Какими способами, методами, механизмами следует осуществлять реформирование экономики ПК РБ в настоящее время?
28)Назовите основные направления государственной поддержки малого предпринимательства.
43)Современное состояние кредитных организаций РБ
59)Личное подсобное хозяйство

Файлы: 1 файл

Экономика рб.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Из мероприятий, стимулирующих  взаимодействие банков с реальным сектором экономики, необходимо выделить следующие:

 

 Сегодня очень важно для  банков республики содействовать  реализации мероприятий Федеральной  целевой программы социально-экономического  развития Республики Башкортостан, утвержденной Правительством Российской  Федерации и в рамках которой намечены приоритетные направления финансирования, т.к. на финан­сирование проектов программы за счет банковских кредитов намечается большой объем. Кроме этого, для повышения эффективности взаимодействия банков с реальным сектором экономики планируется создание реально действующего ипотечного рынка, что предполагает активизацию рынка ипотечных ценных бумаг, внесение поправок в законодательные акты, регулирующие сферу ипотеки, а также развитие сети строительно-сберегательных касс.

 

 В заключение Р.Х.Марданов призвал руководителей кредитных организаций переосмыслить свою деятельность в текущих условиях, пригласил к конструктивному диалогу и содействию при подготовке предложений по реализации мер по вышеозначенным вопросам, учитывая то, что руководство Банка России оперативно реагирует на предложения от банковского сообщества и территориальных учреждений. Президент и Кабинет Министров Республики Башкортостан придают большое значение развитию банковской системы для экономики, именно поэтому была принята республиканская Программа развития банковской системы. Ее возможности далеко не исчерпаны, и в рамках программы, а также вне ее рамок есть возможность реализовать гораздо больший круг мероприятий, и необходимо придать развитию объединяющий толчок.

 

 Тему взаимодействия банков и реального сектора экономики продолжил заместитель Премьер-министра Республики Башкортостан С.П.Ефремов. Он отметил позитивные тенденции в развитии промышленности республики. В текущем году объем промышленного производства достиг 132,8 млрд. рублей, индекс физического объема составил 102,3%. Основными положительными факторами явились благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, увеличение инвестиционного спроса.

 

 Отмечены положительные тенденции  в машиностроении, металлообрабатывающей  промышленности, цветной и чер­ной металлургии. По итогам 9 месяцев текущего года объем инвестиций в промышленность составил 9 млрд.. 844 млн. рублей, почти 90% из них обеспечено собственными средствами предприятий.

 

 Правительством РФ одобрена  Федеральная целевая программа "Социально-экономическая политика Республики Башкортостан до 2006 г.", которой суждено стать новым этапом развития республики и ее взаимоотношений с федеральным центром. С.П.Ефремов отметил, что успешное выполнение программы зависит от слаженной работы всех звеньев, в том числе и кредитной системы. Согласно программе общая сумма финансирования составляет 172 млрд. рублей, из которых 20% будет выделено из федерального бюджета, 16,5% - из бюджета республики; доля финансирования собственными средствами предприятий и организаций составит 30%, заемными средствами - в объеме более 23%.

 

 Величина необходимых  банковских кредитов варьируется  по различным разделам программы.  Так, по предприятиям машиностроения, оборонно-промышленного комплекса, металлургии, связи, лесопромышленного комплекса, текстильной и медицинской промышленности на кредиты банков приходится свыше 47% от стоимости всех инвестиционных проектов программы.

 

 Однако многие предприятия не имеют достаточных средств на финансирование проектов, для многих нереальны и банковские кредиты. В связи с этим особую важность приобретают условия предоставления кредитов банками.

 

 Основной целью  большинства инвестиционных проектов  является приобретение нового оборудования, реконструкция и техническое перевооружение предприятий. Срок их окупаемости во многом зависит от специфики предприятия, производственного цикла.

 

 Отрадно, что ряд  банков уже участвует в финансировании  проектов, подчеркнул С.П.Ефремов. Вырабатывается практика формирования синдицированного обеспечения кредитов группой деловых партнеров, заинтересованных в проекте. При этом некоторые перспективные проекты остаются недофинансированными, несмотря на их несомненную привлекательность и перспективность. Вице-премьер РБ призвал банковские структуры при рассмотрении вопросов финансирования проектов отнестись к ним не только с позиции выгоды для банков, а также банковских инструкций и ограничений, а как к социально значимым проектам.

 

 Директор Федеральной  целевой программы социально-экономического  развития Республики Башкортостан  Д.В.Шаронов был единодушен с  предыдущим докладчиком и также  пригласил кредитные организации  к сотрудничеству и диалогу.  Он отметил, что настоящая дирекция создана для координации работы по выполнению программы. Министерству экономики совместно со всеми заинтересованными структурами, в большей части кредитными организациями, предстоят поиски источников и путей финансирования имеющихся проектов. Успешное завершение программы в 2006 году зависит от слаженной совместной работы.

 

 С итогами деятельности  банковской системы республики  за 10 месяцев того года выступил  заместитель Председателя Национального  банка Р.Ш.Ганеев В своем выступлении  он отметил, что банковская система республики развивается в целом позитивно, и основными тенденциями стали существенное увеличение темпов роста большинства показателей деятельности кредитных организаций по сравнению с 2001 годом: если за 9 месяцев 2001 года динамика роста не превышала 20%, то в текущем году - 30-50%; выход всех кредитных организаций банковского сектора в область финансовой устойчивости, приемлемого уровня ликвидности; проявление так долго ожидаемого факта все более активного влияния банков на процессы в реальном секторе экономики. Однако, как отметил докладчик, есть ряд задач, которые необходимо решить в ближайшее время. Среди них: проведение банками всестороннего анализа своей деятельности с учетом новых требований законов, нормативных актов, подходов Банка России к «чистоте» уставного капитала, прозрачности структуры собственников и всей деятельности в целом, подготовке к переходу на МСФО; совершенствование системы управления рисками, внутреннего контроля и в целом приведение системы корпоративного управления в КО в соответствие с международными требованиями, отказ от схем искусственного управления нормативами вместо реального управления ликвидностью; повышение эффективности деятельности, что потребует реструктуризации технологии организации банковского бизнеса, исключения неэффективных, непроизводительных затрат, оптимизации численности и повышения профессионального уровня банковских специалистов, проведения серьезной работы по увеличению портфеля работающих активов; необходимо внести коррективы в бизнес-планы, учитывая, что банкам, находившимся в стагнации, целесообразно кардинально пе­ресмотреть свое отношение к размерам банковского бизнеса - без экономии издержек на масштабах будет крайне трудно удерживать конкурентные позиции.

 

 Также Р.Ш.Ганеев  отметил, что заблаговременная подготовка к отчетно-выборным процедурам по окончании финансового года должна проходить в контексте стандартов корпоративного управления. При этом необходимо учитывать изменения в квалификационных требованиях к руководителям кредитных организаций, членам Совета директоров, длительность процедуры качественной юридической экспертизы предполагаемых изменений в Устав. Р.Ш.Ганеев подробно остановился на задаче по выстраиванию нового характера взаимоотношений Банка России и кредитных организаций. Он отметил, что в этой связи Национальный банк Республики Башкортостан будет участвовать в двух экспериментальных проектах Банка России.

 

 В текущем году  Банком России определены новые  подходы, связанные с разработкой  принципов и форм органи­зации  института кураторов кредитных организаций. В то же время, институт кураторства, который предлагает внедрить Банк России, в определенной мере используется в Национальном банке не первый год. Национальный банк подключился к эксперименту Банка России. Нельзя не отметить имеющуюся проблему непроработанности правовой базы. Вместе с тем, через практику работы на основе проекта Положения о кураторе, будут сформулированы предложения по изменению банковского законодательства. В этой связи Национальный банк разработал и 7 кредитных организаций уже подписали Соглашение "Об основах организации банковского надзора с участием кураторов в рамках проведения эксперимента Банка России". Обобщенное мнение шести оставшихся сводится к просьбе дополнительно разъяснить цели и задачи заключения Соглашения.

 

 По мнению Р.Ш.Танеева,  необходимо, чтобы банки увидели  связь между реализацией принципов  качественного осуществления надзора  оценки их деятельности, общей  степенью открытости кредитных  организаций и перспективами  их участия в системе страхования вкладов, а по сути прохождения процедуры перелицензирования.

 

 Основной целью  является разработка принципов  и подходов к организации рискфокусированного  надзора, отказ от формального  надзора по отклонениям. Это  позволит для кредитных организаций снизить бремя отвлечения финансово устойчивых, прозрачных кредитных организаций на поднадзорные процедуры, для Банка России с наибольшим эффектом достичь цели финансовой стабильности банковской системы. Знание Банка России обо всех существенных аспектах деятельности банка, в том числе об оптимальности системы управления рисками позволит выстроить адекватную систему отношений, исключающую неоправданное формальное надзорное вмешательство.

 

 Национальный банк  Республики Башкортостан также  приступил к проведению плотного проекта по расширению сферы практического использования результатов программы Банка России "Мониторинг предприятий и их спроса на банковские услуги". Кредитным организациям будет предложено использование указанных результатов в качестве элемента системы принятия решений по расширению своего бизнеса. Национальный банк намерен в качестве помощи кредитным организациям доводить результаты мониторинга предприятий в виде конъюнктурных обзоров и показателей, характеризующих банковские услуги для их практического использования в бизнес-планировании.

 

 О роли инновационных  технологий в банках выступил  федеральный инспектор по Республике  Башкортостан И.А.Огнев, отметив,  что таким элементам управления, как бизнес-планирование и кадровая  политика, необходимо обеспечить пристальное внимание со стороны руководите лей банков. Он заметил, что банки должны финансировать не только проекты, имеющие прямую финансовую отдачу, но и проекты, связанные с обеспечением кадровыми ресурсами, например, образовательные.

 

 О необходимости информационной открытости банков и создания объединенного информационного органа выступил руководитель службы по связям с общественностью Национального банка Ш.А.Аминов. Он предложил руководителям банка принять участие в реализации проекта по созданию информационного вебпортала «Банки Республики Башкортостан», целью которого является более полное информирование общественности о деятельности банковской системы и самих банков республики. Веб-портал должен стать объективным и независимым средством информирования общественности. Он отметил, что за счет консолидированных действий при методологической поддержке со стороны НБ РБ, а также коллективно разработанных правил игры кре­дитные организации получат возможности существенной экономии на освоение и применение Интернет-технологий в своем бизнесе. Также Ш.А.Аминов пригласил кредитные организации к участию в подготовке материалов для информационно-аналитического бюллетеня «Банки и банковское дело Башкортостана».

 

Вопрос 59.

Переход на рыночные отношения внес коренные изменения в структуру экономики страны. Появились предприятия, основанные на частной, акционерной, смешанной

и других формах собственности.

В результате реформирования аграрного сектора сложились  основные формы хозяйствования: сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства, личные

подсобные хозяйства  сельских жителей и садово-огородные  участки горожан. На начало 2005 г. в  Башкортостане функционировало 756 сельскохозяйственных производственных кооперативов, 278 хозяйственных  товариществ и акционерных обществ,40 колхозов и совхозов, 4703 крестьянских (фермерских) хозяйств, более 550 тысяч семей ведут личное подсобное хозяйство.

Отметим, что с самого начала экономических реформ сельское хозяйство было оставлено на произвол судьбы. Ко многим нерешенным проблемам того времени добавились новые. В результате произошел резкий спад производства, повлекший за собой и социальную деградацию села. Здесь гораздо медленнее развивается малое предпринимательство (фермерство). По данным официальной статистики на начало

2004 г. в сельском  хозяйстве Российской Федерации  функционировало только 2% малых  предприятий от числа зарегистрированных.

На начальном этапе  перехода к рынку аграрная политика во многих регионах, в т.ч. в Башкортостане, исходила из необходимости сохранения сложившихся прежде форм хозяйствования. Это было оправданным шагом, позволившим избежать повального разрушения сельскохозяйственного производства. Однако острота рационального преобразования аграрного сектора не отпала. В настоящее время подавляющая часть хозяйств убыточна, уровень производительности труда работников крайне низок. Необходимость существенных корректив сложившейся ситуации становится неотложной. Одна из них касается личного подсобного хозяйства, вовлечения его в рыночные отношения, через интеграцию с крупными сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями. В существующих ныне условиях "бесхозности села"  личное подсобное хозяйство показало себя более жизнеспособным, чем возникшие на

развалинах прежних  колхозов и совхозов новые (ТОО, АО, ЗАО и т.п.) сельскохозяйственные образования. По данным статистики в период с 1990 по 2003 гг. в республике посевные площади сельскохозяйственных культур в крупных хозяйствах сократились в 1,5 раза, в частности, под картофелем в 11 раз, овощами в 5 раз. Соответственно сбор картофеля уменьшился в 10 раз, овощей - в 7 раз. Поголовье крупного рогатого скота в этих хозяйствах уменьшилось в 2,4 раза, свиней - в 3,4 раза, производство мяса - в 3, молока - в 2 раза. В личных подсобных хозяйствах наблюдается другая картина. Здесь за годы реформ поголовье крупного рогатого скота увеличилось в 1,4, а

свиней более чем  в 2 раза. Производство овощей возросло в 4,3 раза, мяса - на 29,4%,

молока - на 20%.

В настоящее время  в личных подсобных хозяйствах республики производится почти половина сельскохозяйственной продукции, в т.ч. 97% картофеля, 86 - овощей, 69 -мяса, 66 - молока, 43% яиц [3]. Фактически личное подсобное хозяйство сегодня является основным производителем большинства важнейших продуктов питания, обеспечивая ими по меньшей мере половину населения республики. Стихийно сложилось 67

своеобразное разделение труда: сельскохозяйственные предприятия выращивают зерновые, кормовые культуры, сахарную свеклу, подсолнечник, а личные подсобные хозяйства в основном производят картофель, овощи, животноводческую продукцию.

Информация о работе Экономика Республики Беларусь