Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 10:14, курсовая работа
Предметом исследования являются: экономическая эффективность инноваций и кадры предприятий отрасли.
Основными целями данной работы являются: обоснованно показать, в чем заключается экономическая эффективность инноваций в строительстве, и рассмотреть состав, структуру кадров и роль кадровой политики отрасли, а также решать практические задания по предмету «экономика строительства».
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- показать общую структуру инновационной деятельности,
- изучить направления инновационной деятельности в строительстве,
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ 5
1.1 Общие положения 5
1.2 Направление инновационной деятельности в строительстве 8
1.3 Классификация инноваций в строительной отрасли 10
1.4 Методы оценки эффективности Инновационных проектов 10
1.5 Анализ чувствительности критических параметров проекта к изменению внешних и внутренних факторов 12
2. КАДРЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ 13
2.1 Состав и структура 13
2.2 Кадровая политика предприятия 18
3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ 22
3.1 Задание № 5 22
3.2 Задание № 12 23
3.3 Задание № 4 (из ГОСов) 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Категория "Са" - рабочие,
непосредственно занятые
Категория "Св" - рабочие, занятые на работах, относящихся к категории "В", но непосредственно обслуживающие рабочие места рабочих категории "Са".
Категория "D" - рабочие
общезаводских служб и
Квалификация – совокупность знаний и практических навыков, позволяющих выполнять работы определенной сложности.
По уровню квалификации рабочие делятся на:
1) неквалифицированных;
2) малоквалифицированных;
3) квалифицированных;
4) высококвалифицированных.
Квалификация рабочих определяется разрядами или классом для водителей.
Административно-правовой принцип полагает различать работников по занимаемой должности: директор завода, начальник цеха, главный плановик, главный бухгалтер и т.д.
Функциональный принцип подразделяет работников управления на группы по профессиям (специальностям).
Профессия – это совокупность
специальных теоретических
Специальность – деление внутри профессии, требующее дополнительных навыков и знаний для выполнения работы на конкретном участке производства.
Деление работников по технологическими признакам работы (в зависимости от роли работника в процессе принятия решений) позволяет различить тех, кто осуществляет информационное обслуживание управления (технические исполнители):
1) руководители предприятий,
учреждений, подразделений, осуществляющих
подбор и расстановку кадров,
координацию работы отдельных
исполнителей, различных звеньев
аппарата управления, контроль и
регулирование хода
2) специалисты - научные
работники, инженеры, техники, экономисты
и др., осуществляющие разработку
и внедрение в производство
новых или усовершенствованных
видов продукции, технических
и экономических нормативов, а
также форм и методов
3) технические исполнители: учетчики, счетоводы, машинистки, чертежники, делопроизводители и т.д.
С развитием технологий на базе требований научной организации труда и современной оргтехники выработала еще один подход к делению кадров управления на категории работников по характеру труда:
1) выполняющие работы
2) выполняющие комплекс
повторяющихся работ,
3) выполняющие неповторяющиеся
работы или такие, цикл
К инженерно – техническим
работникам (ИТР) относятся специалисты,
выполняющие функции
Служащие работники –
это те люди, кто заняты счетно –
бухгалтерскими, статистическими, делопроизводственными
и административно –
Также категорию служащих представляют руководителями, специалистами и другими служащими.
Руководители распределяются по структурам и звеньям управления. По структурам управления руководители подразделяются на линейных и функциональных.
По звеньям управления руководители подразделяются на:
1) высшего (директор, генеральный директор, управляющий и их заместители);
2) среднего (руководители
основных структурных
3) низового звена (работающие
с исполнителями —
В условиях перехода к рыночной
экономике в отечественной
К младшему обслуживающему персоналу можно отнести работников, осуществляющих функции по уходу за служебными помещениями, обслуживанию рабочих, ИТР и служащих.
Сторожевая и пожарная
охраны следят за сохранностью материальных
ценностей и имущества
Соотношение перечисленных
категорий работников в общей
их численности, выраженное в процентах,
называется структурой кадров, соответствующей
применяемой технике и
2.2 Кадровая политика предприятия
Термин «политика» характеризуется как цели и задачи, методы и средства, с помощью которых достигаются эти цели, образ действий, определяющий отношения с людьми. Понятие "политика организации" включает в себя систему правил, в соответствии с которыми ведет себя система в целом и по которым действуют люди, входящие в эту систему. В политике организации выделяют финансовую политику, внешнеэкономическую политику и кадровую политику.
Кадровая политика обосновывает необходимость использования на практике тех или иных конкретных методов набора, расстановки и использования кадров, но не занимается детальным анализом их содержания и спецификой проведения практической работы с кадрами. Поэтому кадровую политику можно определить как систему целей, принципов и вытекающих из них форм, методов и критериев работы с кадрами, распространяемых на все категории работников.
Кадровая политика организации - это целостная стратегия работы с персоналом, объединяющая различные элементы и формы кадровой работы, имеющая целью создание высокопроизводительного и высокопрофессионального, сплоченного и ответственного коллектива, способного гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды.
Кадровую политику классифицируют по двум основным признакам:
1) по уровню осознанности правил и норм, лежащих в основе кадровых мероприятий в организации и непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию выделяют следующие типы кадровой политики:
а) пассивная - руководство не имеет программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий.
Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации и т.д.;
б) реактивная - руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтов, отсутствие квалифицированной рабочей силы, отсутствие мотивации к труду. Кадровые службы развиты, но нет целостной программы прогнозирования развития персонала;
в) превентивная - руководство имеет обоснованные прогнозы развития кадровой ситуации. Однако организация не имеет средств для влияния на нее.
В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема - разработка целевых кадровых программ;
г) активная - это рациональная
кадровая политика, когда руководство
имеет не только прогноз, но и средства
воздействия на ситуацию, а кадровая
служба способна разработать антикризисные
кадровые программы, проводить постоянный
мониторинг ситуации и корректировать
исполнение программ в соответствии
с параметрами внешней и
2) по отношению к внешней
среде при формировании
а) открытую кадровую политику,
которая характеризуется тем, что
организация прозрачна для
б) закрытую кадровую политику, которая характеризуется тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации.
Основным содержанием кадровой политики является:
1) обеспечение рабочей силой высокого качества, включая планирование, отбор и наём, высвобождение (выход на пенсию, увольнения), анализ текучести кадров и др.;
2) развитие работников, профориентация
и переподготовка, проведение аттестации
и оценки уровня квалификации,
организация продвижения по
3) совершенствование организации
и стимулирования труда,
Кадровая политика организации нацелена на:
1) безусловное выполнение
предусмотренных Конституцией
2) подчиненность всей работы
с кадрами задачам
3) рациональное использование
кадрового потенциала, имеющегося
в распоряжении предприятия,
4) формирование и поддержание
работоспособных, дружных
5) разработка критериев
и методики подбора, отбора, обучения
и расстановки
6) подготовки и повышения квалификации остальной части работающих;
7) разработка теории управления
персоналом, принципов определения
социального и экономического
эффекта от мероприятий,
Сегодня кадровая политика охватывает следующие области: сфера трудовых конфликтов и взаимоотношений с администрацией, с новыми общественными организациями в ходе решения производственных проблем, роль социальных программ, осуществляемых организацией в рыночных условиях, оказывающих влияние на производственную отдачу персонала, и т.п.
Разрабатывают кадровую политику высшее хозяйственное руководство, совет акционеров, администрация, кадровая служба. Основные моменты этой политики широко обсуждаются в коллективе и с профсоюзами, в результате чего должен быть достигнут необходимый компромисс; к разработке ее могут и должны привлекаться сторонние специалисты и даже научные организации.
Комплексное понимание кадровой политики складывается как внутреннее единство следующих мер:
1) обеспечение всех участков
производства необходимыми
2) создание мотивации персонала
на высокоэффективную трудовую
деятельность. Особенность кадровых
решений заключается в том,
что они почти всегда
В процессе разработки кадровой политики обычно формулируются следующие отдельные, но взаимосвязанные направления:
1) общая политика кадровой работы;
2) организационно-штатная
политика (определение потребности
в кадрах, получение заявок на
специалистов, оформление назначений
и перемещений персонала,
3) информационная политика (учет, обработка, распределение информации);
4) финансовая политика
по отношению к персоналу (
5) другие направления работы
(определение потребности в
Поскольку проведение активной и эффективной кадровой политики обеспечивает деятельность всего производства и конечный хозяйственный результат, эта политика становится основой деятельности аппарата управления. Как и в случае с основным капиталом организации, в кадровой сфере также необходимо заранее позаботиться о сохранении субстанции "капитала" и о повышении стоимости. Затраты при зачислении на работу, на обучение и повышение квалификации (инвестиции на образование), расходы по заработной плате, услуги социального характера и производственные расходы на создание рабочего места слишком значительны, чтобы они не принимались руководством организации в расчет при разработке планов и концепций.