Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 15:22, доклад
Туристский рынок можно рассматривать в качестве:
• совокупности покупателей и продавцов туристского продукта;
• инструмента согласования интересов покупателей и продавцов туристского продукта;
• сферы реализации туристского продукта;
- предоставление туристу
- достаточно комфортное и
- размещение;
- питание;
- развлечения
Турист по своей природе любознательным Он хочет познать (увидеть, услышать, потрогать, попробовать и т.д.) что-то новое, неизвестное или лично убедиться в тех свойствах определенного объекта, о которых он н прямо или косвенно узнал из различных источников (книги, кино, видео, рассказы) Не все объекты или события влияют на людей положительно, некоторые генерируют острые, иногда резко и болезненно неприем ни чувства, таят в себе реальную опасность (приключенческий или экстремальный туризм) Однако даже понимая это, турист интересуется объектом и уверен в положительном завершении путешествиеожі.
Туристское впечатление - комплекс эмоций, в основном положительных, духовное и физическое состояние туриста, сформировавшиеся под влиянием потребления туристических услуг, приобретение туристических товаров, потребление туристского продукта
Туристское впечатление
ОТРАСЛИ
5.1. Ресурсы отрасли туризма
Определение рекреационных ресурсов приводится здесь в следующих контекстах:
рекреационные ресурсы как результат антропогенной деятельности (воздействия человека и его деятельности на природу), которые благодаря таким свойствам, как уникальные исторические и художественные ценности, оригинальность, эстетическая привлекательность и целебно-оздоровительная значимость могут быть использованы для организованных занятий;
рекреационные ресурсы как сочетание
различных компонентов, факторов природного
и антропогенных ландшафтов, создающих
благоприятные условия для
рекреационные ресурсы как в определенной степени трансформированные природные условия и культурно-исторические объекты, доведенные до степени технологичности под влиянием общественных потребностей и возможности прямого использования в рекреационном обслуживании.
Следовательно, к рекреационным ресурсам относятся два типа ресурсов: природные и антропогенные.
Природные рекреационные ресурсы
это территориальное сочетание
природных компонентов с
Комплексный характер рекреационной деятельности и многообразие ее связей с природными условиями обусловливает целесообразность рассмотрения в качестве природного рекреационного ресурса не только территориальное сочетание природных компонентов, но и результаты антропогенной деятельности человека (так называемый антропогенный фактор в экологии).
Рекреационные ресурсы в рекреационном
хозяйстве выступают как
Ресурсную базу туризма составляют
туристско-рекреационные
Туристские ресурсы состоят
из различных природных, культурно-исторических,
а также социально-
Отдельные исследователи к туристским услугам относят и рекреационные ресурсы, т. е. ту часть природных и культурных ресурсов, которая обеспечивает отдых как средство поддержания и восстановления трудоспособности и здоровья людей. Они играют важную роль при реализации туристского бизнеса, который осуществляется только при наличии таких составляющих, как капитал, технологии, кадры, земля.
Это означает, что для занятий туризмом недостаточно например, иметь только первые три составляющие. Кроме них необходимо обладать туристско-рекреационными ресурсами или создавать такие ресурсы. Это одна из важнейших специфических особенностей туристского бизнеса в условиях рынка. Так как четвертая составляющая туристские ресурсы является наиболее дешевой в России (в настоящее время нет федерального налога на туристские ресурсы), то в целом это определяет высокую рентабельность туристского бизнеса. Если туризм связан с созданием туристского ресурса (а не потреблением имеющегося), то себестоимость туристского продукта резко возрастает (по статистике в Российской Федерации на конец 2000 г. туристские рекреационные ресурсы экономически оценивались в размере примерно 2 % национального богатства страны 180 260 млрд руб.).
Под ресурсами в широком смысле этого слова понимают:
• экологические ресурсы совокупность средообразующих компонентов, обеспечивающих экологическое равновесие в биосфере и ее подразделяющих;
• культурные и исторические ресурсы объекты и комплексы объектов (включая людей), которые обеспечивают общество информацией о его происхождении и развитии;
• природные ресурсы природные
объекты и явления, используемые
в настоящее время (использовались
в прошлом и будут
• трудовые ресурсы количество, образовательно-культурный уровень и состояние здоровья людей или части населения, занятой общественно-полезным трудом;
• информационные ресурсы совокупность воздействий и сведений, воспринимаемых человеком через органы чувств и интеллектуально обрабатываемых, в том числе с помощью специальных приборов;
• эстетические ресурсы особо благоприятное сочетание природных факторов, положительно воздействующих на человека через органы чувств; это часть природных и информационных ресурсов;
• антропогенные ресурсы явления, условия и факторы, необходимые для существования людей.
Туристские ресурсы имеют
• доступность и аттрактивность (привлекательность);
• климатические условия;
• степень изученности;
• экскурсионная значимость;
• пейзажные и экологические характеристики;
• социально-демографические характеристики;
• потенциальный запас;
• способ использования.
Туристско-рекреационные
При рассмотрении туристско-рекреационных ресурсов чаще всего используются два вида оценок: качественная и количественная.
Количественная оценка включает в себя:
1) показатели объема запасов, необходимых для определения потенциальной емкости территориальных рекреационных систем, оптимизации нагрузок;
2) показатели площади
распространения ресурсов, благоприятных
для рекреационного
3) продолжительность комфортного
сезона использования
Качественная оценка рекреационных
ресурсов включает в себя степени
благоприятных свойств для
Стоимость рекреационных ресурсов, как и природных, в целом должна определяться такими же образом, как стоимость национального богатства страны, причем необходимо делать поправку на рекреационную стоимость территории. Экономические параметры продукции рекреационной деятельности и экономическая оценка рекреационных ресурсов тесно связаны с видом ресурса, его качеством, расстоянием от района спроса, технологии использования, состояния окружающей среды. Следовательно, экономическая оценка рекреационных ресурсов должна представлять собой систему показателей, отражающих экономические результаты рекреационной деятельности с учетом их качественных свойств.
Многогранная роль туризма в жизни современного общества (особенно растущая экономическая эффективность отрасли) выдвинула в число главных задач научного исследования рекреационных ресурсов разработку методики их всесторонней (в том числе и экономической) оценки.
Цель экономической оценки необходимость объективно отразить, что теряет народное хозяйство и общество в целом при уничтожении рекреационного ресурса или отказе от его использования на территории, где этот ресурс предназначен для другой хозяйственной деятельности.
Ответить на этот вопрос очень сложно: во-первых, потому, что этот ресурс может быть уникальным и его качества и ценность нельзя возместить; во-вторых, в ряде случаев интересы общества и* индивида не совпадают, что может привести к безвозвратной потере ресурса как части национального богатства.
В связи с этим общество в целом каждый раз оказывается перед выбором: как эффективней использовать ту или иную территорию независимо от ее насыщенности рекреационными ресурсами; какой из форм хозяйственного использования территории следует отдать предпочтение; какие отрасли лучше всего дополняют друг друга при использовании одной и той же территории; какое сочетание отраслей недопустимо с точки зрения использования рекреационных ресурсов, поскольку ведет к значительному сокращению экономического эффекта?
Выбор в пользу развития рекреационного хозяйства предпочтителен в том случае, если другие формы хозяйственного использования данной территории имеют меньший экономический эффект, или же развитие других форм на данной территории невозможно из-за непомерных или длительных сроков возвращения капиталовложений, либо развитие туризма (как главной отрасли народного хозяйства на этой территории) не отвечает стратегическим задачам развития региона. При ситуации, когда шансы нескольких отраслей равны, предпочтения часто определяются на основе уникальности и аттрактивности данной территории, показанной в системе «затраты выпуск» с учетом социального заказа общества. Однако это всего лишь теория. В практической жизни чаще всего выбор отрасли-доминанты диктуется потребностями общества на соответствующем этапе социально-экономического развития и исходит из тех преимуществ той или иной отрасли, которая обеспечит наиболее быстрое решение возникающих социально-экономических проблем.
Экономический эффект рекреационной деятельности проявляется, с одной стороны, в результативности функционирования учреждений лечения, отдыха и туризма, а с другой в развитии народного хозяйства страны в целом. В связи с этим на практике в зависимости от цели применяются два основных вида оценок: отраслевая (с позиции рекреационной отрасли) и народнохозяйственная (с позиции всего общества). Отраслевая оценка строится на сопоставлении затрат и доходов отрасли, а народнохозяйственная на основе общественных издержек и выигрыша общества от использования рекреационных ресурсов.
На сегодняшний день предложены
десятки различных методик