Экономика туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 15:22, доклад

Описание работы

Туристский рынок можно рассматривать в качестве:
• совокупности покупателей и продавцов туристского продукта;
• инструмента согласования интересов покупателей и продавцов туристского продукта;
• сферы реализации туристского продукта;

Файлы: 1 файл

Дерешева.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

 

- предоставление туристу информации  о конкретном туристический объект, необходимой и достаточной для убедительной мотивации выбора путешествия именно в эту местность и к этому объекту;

 

- достаточно комфортное и безопасное  перемещение туриста к этой  местности;

 

- размещение;

 

- питание;

 

- развлечения

 

Турист по своей природе любознательным Он хочет познать (увидеть, услышать, потрогать, попробовать и т.д.) что-то новое, неизвестное или лично убедиться в тех свойствах определенного объекта, о которых он н прямо или косвенно узнал из различных источников (книги, кино, видео, рассказы) Не все объекты или события влияют на людей положительно, некоторые генерируют острые, иногда резко и болезненно неприем ни чувства, таят в себе реальную опасность (приключенческий или экстремальный туризм) Однако даже понимая это, турист интересуется объектом и уверен в положительном завершении путешествиеожі.

 

Туристское впечатление - комплекс эмоций, в основном положительных, духовное и физическое состояние туриста, сформировавшиеся под влиянием потребления  туристических услуг, приобретение туристических товаров, потребление туристского продукта

 

Туристское впечатление возникает  во время экскурсий, созерцание живописных природных ландшафтов, посещение  аттракционов, ресторанов, проживания в гостинице и т.п. Впечатление  о туристических ресурсах и тур  Загало ом состоит из многих компонентов Поскольку основной задачей туризма является удовлетворение потребностей в отдыхе и развлечениях, то человек, покупая туристические услуги, естественно планирует получить положительные эмоции в процессе познания, оздоровления и т.д. Стоит напомнить, что некоторые виды туризма, например, деловой туризм, могут не иметь развлекательной метети.

 

 

ОТРАСЛИ

5.1. Ресурсы отрасли туризма

Определение рекреационных ресурсов приводится здесь в следующих  контекстах:

рекреационные ресурсы как результат антропогенной деятельности (воздействия человека и его деятельности на природу), которые благодаря таким свойствам, как уникальные исторические и художественные ценности, оригинальность, эстетическая привлекательность и целебно-оздоровительная значимость могут быть использованы для организованных занятий;

рекреационные ресурсы как сочетание  различных компонентов, факторов природного и антропогенных ландшафтов, создающих  благоприятные условия для разнообразных  видов и форм деятельности человека;

рекреационные ресурсы как в определенной степени трансформированные природные условия и культурно-исторические объекты, доведенные до степени технологичности под влиянием общественных потребностей и возможности прямого использования в рекреационном обслуживании.

Следовательно, к рекреационным ресурсам относятся два типа ресурсов: природные и антропогенные.

Природные рекреационные ресурсы  это территориальное сочетание  природных компонентов с функциональной, временной и территориальной  комфортностью рекреационной деятельности.

Комплексный характер рекреационной  деятельности и многообразие ее связей с природными условиями обусловливает  целесообразность рассмотрения в качестве природного рекреационного ресурса  не только территориальное сочетание  природных компонентов, но и результаты антропогенной деятельности человека (так называемый антропогенный фактор в экологии).

Рекреационные ресурсы в рекреационном  хозяйстве выступают как условия  рекреационной деятельности. Для  того чтобы природные условия  стали природными ресурсами, необходимы затраты общественного труда на их изучение, оценку и подготовку и доведение их до степени технологичности, необходимой для прямого использования в рекреационном хозяйстве.

Ресурсную базу туризма составляют туристско-рекреационные ресурсы, которые тесно связаны между собой. Под туристскими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта. Как правило, эти ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе.

Туристские ресурсы состоят  из различных природных, культурно-исторических, а также социально-экономических  объектов и явлений (на данной фазе развития общества), которые пригодны в качестве основы для предоставления туристских услуг.

Отдельные исследователи к туристским услугам относят и рекреационные ресурсы, т. е. ту часть природных и культурных ресурсов, которая обеспечивает отдых как средство поддержания и восстановления трудоспособности и здоровья людей. Они играют важную роль при реализации туристского бизнеса, который осуществляется только при наличии таких составляющих, как капитал, технологии, кадры, земля.

Это означает, что для занятий  туризмом недостаточно например, иметь  только первые три составляющие. Кроме  них необходимо обладать туристско-рекреационными ресурсами или создавать такие ресурсы. Это одна из важнейших специфических особенностей туристского бизнеса в условиях рынка. Так как четвертая составляющая  туристские ресурсы  является наиболее дешевой в России (в настоящее время нет федерального налога на туристские ресурсы), то в целом это определяет высокую рентабельность туристского бизнеса. Если туризм связан с созданием туристского ресурса (а не потреблением имеющегося), то себестоимость туристского продукта резко возрастает (по статистике в Российской Федерации на конец 2000 г. туристские рекреационные ресурсы экономически оценивались в размере примерно 2 % национального богатства страны  180  260 млрд руб.).

Под ресурсами  в широком смысле этого слова понимают:

• экологические ресурсы  совокупность средообразующих компонентов, обеспечивающих экологическое равновесие в биосфере и ее подразделяющих;

•    культурные и исторические ресурсы  объекты и комплексы  объектов (включая людей), которые  обеспечивают общество информацией о его происхождении и развитии;

•  природные ресурсы  природные  объекты и явления, используемые в настоящее время (использовались в прошлом и будут использоваться в будущем) для прямого и непрямого  потребления, способствующие созданию материальных богатств, воспроизводству трудовых ресурсов, поддержанию условий существования человечества, и повышающие качество жизни;

•    трудовые ресурсы  количество, образовательно-культурный уровень  и состояние здоровья людей или  части населения, занятой общественно-полезным трудом;

•    информационные ресурсы  совокупность воздействий и сведений, воспринимаемых человеком через  органы чувств и интеллектуально  обрабатываемых, в том числе с  помощью специальных приборов;

•    эстетические ресурсы  особо благоприятное сочетание природных факторов, положительно воздействующих на человека через органы чувств; это  часть природных и информационных ресурсов;

•    антропогенные ресурсы  явления, условия и факторы, необходимые  для существования людей.

Туристские ресурсы имеют следующие основные отличительные признаки:

•    доступность и аттрактивность (привлекательность);

•    климатические условия;

•    степень изученности;

•    экскурсионная значимость;

•    пейзажные и экологические  характеристики;

•    социально-демографические  характеристики;

•    потенциальный запас;

•    способ использования.

Туристско-рекреационные ресурсы  используются в оздоровительных, туристских, спортивных и познавательных целях  и условно подразделяются на две  группы: природные и инфраструктурные. Динамичное развитие туристского бизнеса требует наличия обеих групп. Даже при высоких аттрактивных свойствах природных ресурсов (без наличия коммуникаций, средств связи, памятников культуры, искусства и др.) туристский бизнес для широкого круга потребителей невозможен. При этом, несмотря на свою социально-гуманную роль, туризм видоизменяет экологию. Снижение ущерба от воздействия индустрии туризма на экологию регулируется на государственном и международном уровнях за счет: экологического просвещения, ограничения туристско-рекреационной нагрузки на природные ресурсы, налогового регулирования.

При рассмотрении туристско-рекреационных  ресурсов чаще всего используются два  вида оценок: качественная и количественная.

Количественная оценка включает в  себя:

1)    показатели объема запасов, необходимых для определения потенциальной емкости территориальных рекреационных систем, оптимизации нагрузок;

2)    показатели площади  распространения ресурсов, благоприятных  для рекреационного использования,  установления границ санитарных округов;

3)    продолжительность комфортного  сезона использования рекреационных  ресурсов, определяющих сезонность  использования и развития туризма.

Качественная оценка рекреационных  ресурсов включает в себя степени  благоприятных свойств для определенного  вида или цикла рекреационных занятий: выразительность, контрастность, величественность, способность природных рекреационных ресурсов пробуждать положительные эмоции.

Стоимость рекреационных ресурсов, как и природных, в целом должна определяться такими же образом, как стоимость национального богатства страны, причем необходимо делать поправку на рекреационную стоимость территории. Экономические параметры продукции рекреационной деятельности и экономическая оценка рекреационных ресурсов тесно связаны с видом ресурса, его качеством, расстоянием от района спроса, технологии использования, состояния окружающей среды. Следовательно, экономическая оценка рекреационных ресурсов должна представлять собой систему показателей, отражающих экономические результаты рекреационной деятельности с учетом их качественных свойств.

Многогранная роль туризма в  жизни современного общества (особенно растущая экономическая эффективность  отрасли) выдвинула в число главных  задач научного исследования рекреационных  ресурсов разработку методики их всесторонней (в том числе и экономической) оценки.

Цель экономической оценки  необходимость  объективно отразить, что теряет народное хозяйство и общество в целом  при уничтожении рекреационного ресурса или отказе от его использования  на территории, где этот ресурс предназначен для другой хозяйственной деятельности.

Ответить на этот вопрос очень сложно: во-первых, потому, что этот ресурс может  быть уникальным и его качества и  ценность нельзя возместить; во-вторых, в ряде случаев интересы общества и* индивида не совпадают, что может привести к безвозвратной потере ресурса как части национального богатства.

В связи с этим общество в целом  каждый раз оказывается перед  выбором: как эффективней использовать ту или иную территорию независимо от ее насыщенности рекреационными ресурсами; какой из форм хозяйственного использования территории следует отдать предпочтение; какие отрасли лучше всего дополняют друг друга при использовании одной и той же территории; какое сочетание отраслей недопустимо с точки зрения использования рекреационных ресурсов, поскольку ведет к значительному сокращению экономического эффекта?

Выбор в пользу развития рекреационного хозяйства предпочтителен в том  случае, если другие формы хозяйственного использования данной территории имеют меньший экономический эффект, или же развитие других форм на данной территории невозможно из-за непомерных или длительных сроков возвращения капиталовложений, либо развитие туризма (как главной отрасли народного хозяйства на этой территории) не отвечает стратегическим задачам развития региона. При ситуации, когда шансы нескольких отраслей равны, предпочтения часто определяются на основе уникальности и аттрактивности данной территории, показанной в системе «затраты  выпуск» с учетом социального заказа общества. Однако это  всего лишь теория. В практической жизни чаще всего выбор отрасли-доминанты диктуется потребностями общества на соответствующем этапе социально-экономического развития и исходит из тех преимуществ той или иной отрасли, которая обеспечит наиболее быстрое решение возникающих социально-экономических проблем.

Экономический эффект рекреационной  деятельности проявляется, с одной  стороны, в результативности функционирования учреждений лечения, отдыха и туризма, а с другой  в развитии народного  хозяйства страны в целом. В связи с этим на практике в зависимости от цели применяются два основных вида оценок: отраслевая (с позиции рекреационной отрасли) и народнохозяйственная (с позиции всего общества). Отраслевая оценка строится на сопоставлении затрат и доходов отрасли, а народнохозяйственная  на основе общественных издержек и выигрыша общества от использования рекреационных ресурсов.

На сегодняшний день предложены десятки различных методик расчета  экономической оценки рекреационных  ресурсов. Одна из них, в частности, предложена американскими специалистами: в ней за основу принимают сумму затрат, произведенную отдыхающим. Другие берут во внимание лишь транспортные расходы рекреантов на дорогу к месту отдыха и обратно, поскольку они составляют основную часть расходов. В основе такого подхода лежит закономерность, выявленная М. Клаусом в США, подтверждающая тесную связь между расстоянием, транспортными расходами и количеством посещений туристского центра (например, увеличение транспортных затрат на 1 долл. сокращает количество посещений в расчете на каждую тысячу зрителей ближайшего к туристскому центру района с 500 до 400, из среднеудаленного  с 1200 до 800 и из дальнего района  со 100 посещений до 0). Основываясь на этой закономерности, стоимость рекреационных ресурсов данного туристского центра можно принимать как разницу между транспортными расходами на туристскую поездку к месту отдыха и обратно и его общими затратами, умноженную на число отдохнувших в течение года.

Информация о работе Экономика туризма