Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:28, курс лекций
Настоящее издание представляет собой конспект лекций по дисциплине «Экономика предприятия», подготовленный в соответствии с государственным стандартом и содержащий всю необходимую информацию для подготовки к экзамену или зачету в предельно сжатые сроки. Издание содержит основные понятия, знакомит с экономическими законами, основами функционирования предприятия, рынком.
ЛЕКЦИЯ 1. Предпринимательство как основное звено рыночной экономики
1. Структура национальной экономики
2. Понятие и черты предпринимательской деятельности
3. Этапы развития предпринимательства
4. Формирование целей развития предприятия и средств их реализации
5. Функции предпринимательства
6. Сфера предпринимательства
7. Виды предпринимательской деятельности
8. Инфраструктура рынка
9. Производственное предприятие как основа экономики
ЛЕКЦИЯ № 2. Предприятие, его сущность, виды, функции
1. Классификация предприятий
2. Структура и инфраструктура предприятий
3. Внутренняя и внешняя среда предприятия
4. Организация производственного процесса на предприятии
5. Предпринимательские права и обязанности предприятия
6. Классификация участников предпринимательской деятельности в соответствии с ГК РФ
7. Коммерческие и некоммерческие организации
8. Малые и крупные предприятия, их взаимодействие
9. Предпринимательские ассоциации и союзы
ЛЕКЦИЯ № 3. Основные фонды предприятия
1. Основные производственные и непроизводственные фонды. Основной капитал предприятия
2. Виды учета и методы оценки основного капитала, показатели его использования
3. Износ и воспроизводство основных производственных фондов. Амортизация
4. Эффективность использования основного капитала
ЛЕКЦИЯ № 4. Оборотные средства предприятия
1. Сущность и структура оборотного капитала
2. Источники формирования оборотного капитала
3. Кругооборот и показатели оборачиваемости оборотных средств
4. Расчет норм и нормативов оборотных средств по основным элементам
5. Использование отходов производства
ЛЕКЦИЯ № 5. Персонал предприятия
1. Трудовые ресурсы
2. «Рабочая сила» в производстве. Структура рабочей силы
3. Рынок труда
4. Государственное регулирование рынка труда
5. Наем рабочей силы
6. Производительность труда
7. Организация, нормирование и оплата труда
8. Мотивация труда
ЛЕКЦИЯ № 6. Калькулирование себестоимости
1. Сущность себестоимости и ее экономическое значение
2. Классификация затрат, образующих себестоимость продукции, и методы их расчета
3. Постоянные, переменные и общие издержки производства
4. Определение предельных издержек производства
5. Смета затрат и калькулирование себестоимости отдельных видов продукции
ЛЕКЦИЯ № 7. Товар, деньги и ценообразование на предприятии
1. Товар. Товарная политика
2. Деньги и их функции
3. Методы ценообразования
4. Виды цен
ЛЕКЦИЯ 8. Имущество и прибыль предприятия
1. Уставный капитал и имущество предприятий
2. Финансовые ресурсы предприятия
3. Доходы и расходы предприятия
5. Сущность прибыли, ее структура
6. Источники формирования и направления использования прибыли
ЛЕКЦИЯ № 9. Инвестиции и инновации
1. Понятие инвестиций
2. Воспроизводственная структура инвестиций
3. Источники инвестиций
4. Кредитное обеспечение инвестиций
5. Расчет эффективности инвестиций
6. Понятие и классификация инноваций
7. Субъекты инновационной деятельности
ЛЕКЦИЯ № 10. Стратегия и риск на предприятии
1. Сущность стратегии, ресурсы и возможности предприятия
2. Риск в деятельности предприятия
3. Установление сильных и слабых сторон деятельности предприятия
ЛЕКЦИЯ № 11. Планирование деятельности предприятия
1. Сущность планирования
2. Виды планов
3. Нормативная база планирования
4. Теория оптимального объема выпуска продукции
5. Содержание плана производства предприятия
6. Методика и порядок планирования
7. Основные показатели плана производства
8. Разработка производственной программы предприятия. Этапы разработки производственной программы
9. Планирование производственной мощности предприятия
10. Подготовка нового производства
11. Цели разработки и структура бизнес-плана предприятия
ЛЕКЦИЯ № 12. Конкурентоспособность предприятия
1. Понятие конкуренции
2. Методы оценки конкурентоспособности
3. Понятие факторов, влияющих на конкурентоспособность, и их классификация. Внутренние и внешние факторы конкурентоспособности предприятия
ЛЕКЦИЯ № 13. Логистика на предприятии
1. Определение, понятие, задачи и функции логистики
2. Факторы и уровни развития логистики
ЛЕКЦИЯ № 14. Результативность деятельности предприятия и его экономический рост
1. Результативность деятельности предприятия и критерии ее оценки
2. Важнейшие факторы экономического роста предприятия (внешние и внутренние), организационно-экономические факторы
3. Качество, стандарты качества
ЛЕКЦИЯ № 15. Эффективность и ее оценка
1. Показатели эффективности деятельности предприятия и методика их расчета
2. Оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса
3. Пути повышения эффективности деятельности предприятия
Методика и порядок планирования состоят из ряда этапов, следующих друг за другом.
Первый этап. Фирма проводит исследования внешней и внутренней среды организации, определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.
Второй этап. Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей.
Третий этап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.
Четвертый этап. Производится выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.
Пятый этап. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.
Шестой этап. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.
Седьмой этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.
Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, тем не менее определяют предпосылки для создания новых планов, которые должны учитывать:
1) что организации удалось сделать, реализуя свои планы;
2) каков разрыв между плановыми показателями и фактическим выполнением.
Планируемая номенклатура выпускаемой продукции должна в целом обеспечивать равновесие спроса и предложения, а также сбалансированность годового выпуска с производственной мощностью соответствующего подразделения или всего предприятия. Поэтому в процессе составления производственного плана необходимо правильно выбрать используемые в расчетах измерители объема выпуска продукции.
В теории и практике планирования применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители продукции.
В процессе разработки плана производства продукции все объемные расчеты ведутся по каждой номенклатурной позиции. Номенклатура – перечень или состав выпускаемой продукции по видам, типам, сортам, размерам и иным признакам.
Важными рыночными индикаторами при составлении плана служат показатели эффективности и обновляемости выпускаемых товаров.
В соответствии со своим жизненным циклом каждый вид продукции достигает в известный период предельной эффективности, и поэтому требуется периодическое обновление номенклатуры или ассортимента товаров и услуг. Коэффициент обновляемости – соотношение новой и старой продукции в годовом плане производства.
Новой в промышленном производстве считается такая продукция, которая в современных динамичных условиях рынка выпускается в течение от одного года до трех лет, но не более пяти. Коэффициент обновления продукции на многих предприятиях задается как плановый показатель в общем объеме производства и продаж. Планирование производства новой конкурентоспособной продукции должно обеспечивать высокий доход всем предприятиям и фирмам.
Это предполагает составление каждым предприятием долгосрочных и краткосрочных планов производства, обновление номенклатуры выпускаемых товаров, а также расширение использования новых плановых показателей и в первую очередь оценочных или экономических.
В планах крупных промышленных предприятий действует система базовых и оперативных показателей. К базовым показателям (или контуру долгосрочных планов) относятся:
1) объемы продаж;
2) темпы роста;
3) размер прибыли;
4) доход на акцию;
5) доля на рынке;
6) дивиденды;
7) цена акций;
8) компенсации работникам;
9) уровень качества продукции;
10) стратегия роста;
11) политика устойчивости;
12) социальная ответственность и др.
К оперативным показателям (или планам) отнесены показатели:
1) добавленной стоимости;
2) инвестиции на одного работающего;
3) показатели роста производительности труда;
4) коэффициент оборачиваемости капитала;
5) политика в области снижения издержек.
Текущие планы производства содержат следующие показатели:
1) номенклатуру и количество выпускаемой продукции в натуральных показателях;
2) объемы реализации или продажи продукции, работ и услуг в денежном выражении;
3) численность промышленно-производственного персонала предприятия;
4) фонд оплаты труда и средний уровень заработной платы персонала;
5) запасы материалов, незавершенного производства и готовой продукции;
6) объем капитальных вложений и инвестиций по отдельным направлениям деятельности;
7) основные финансовые показатели – себестоимость, прибыль, рентабельность и др.
Производственная программа – план производства и реализации продукции по объему, ассортименту и качеству.
Главная
задача при составлении плана
производства – подтвердить расчетами,
что производство в состоянии
реально производить
В плане указываются состав оборудования, поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий, условия поставки по цене, количеству и качеству.
План производства включает следующие этапы:
1) расчет производственной мощности. Производственная мощность – это максимально возможный годовой объем выпуска продукции при заданных номенклатуре и ассортименте и с учетом наилучшего использования всех имеющихся на предприятии ресурсов;
2) расчет численности персонала. Планирование потребности фирмы в персонале, необходимом для выполнения плана производства и реализации продукции, осуществляется в плане по труду и персоналу;
3) расчет фактической заработной платы персонала. В статье «Затраты на оплату труда» отражаются следующие положения:
а) оплата труда по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам, выплаты стимулирующего характера по положениям о системе оплаты труда; выплаты компенсирующего характера за работу в ночное время, за работу в тяжелых и вредных условиях труда, совмещение профессий;
б) оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсации за неиспользованный отпуск, льготных часов подростков, перерывов в работе кормящих матерей, выполнения государственных обязанностей;
в) стоимость продукции, выдаваемой работникам предприятия в качестве оплаты труда;
4) расчет сметы затрат на производство. Затраты, образующие себестоимость продукции в соответствии с их экономическим содержанием, группируются по следующим экономическим элементам:
а) материальные затраты;
б) амортизационные отчисления;
в) затраты на оплату труда;
г) отчисления на социальные нужды;
д) прочие затраты;
5) расчет калькуляции себестоимости продукции (услуг). Расчет калькуляции себестоимости продукции рассчитывается как сумма затрат на сырье, основные, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, энергию на технологические цели и определяются умножением норм расхода на цену их приобретения с учетом транспортно-заготовительных расходов за вычетом возвратных отходов;
6) расчет цены. Расчет цены производится по методу «средние издержки плюс прибыль» и имеет вид:
где СРЦ – свободная рыночная цена;
С – себестоимость изделия;
П – прибыль;
НДС – налог на добавленную стоимость;
НТ – торговая надбавка;
7) расчет валовой, товарной и реализованной продукции.
Валовая продукция – весь объем произведенной продукции согласно договорным обязательствам предприятия.
Товарная продукция – продукция, находящаяся на складе предприятия, готовая к реализации, и продукция, находящаяся в пути, произведенная, но не оплаченная.
Реализованная продукция – продукция, за которую на текущий расчетный счет предприятия поступила оплата.
Возможность
предприятия производить
Производственная мощность – максимально возможный годовой объем производства продукции, рассчитанный на основе полного использования всего установленного оборудования, полного использования времени его работы в течение года при применении технических норм производительности оборудования и современной организации производства и труда, т. е. при оптимальном использовании всех факторов, определяющих выпуск продукции.
Производственная мощность служит для обоснования реальной производственной программы предприятия. Производственная мощность рассчитывается только в натуральных и условно-натуральных единицах измерения.
Расчет ведется только по выпускному оборудованию основных производств (отдельно по каждому производству) для всего ассортимента.
Планирование производственной мощности основано на учете факторов, от которых зависит ее величина. При расчете мощности принимаются во внимание следующие факторы: структура и величина основных производственных фондов; качественный состав оборудования, уровень физического и морального износа; передовые технические нормы производительности оборудования, использование площадей, трудоемкости изделий, выход продукции из сырья; степень специализации; режим работы предприятия; уровень организации производства и труда; фонд времени работы оборудования; качество сырья и ритмичность поставок.
Производственная мощность – величина непостоянная. Снижение мощности происходит по следующим причинам: износ оборудования; увеличение трудоемкости изготовления изделий; изменение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции; уменьшение фонда времени работы; окончание срока лизинга оборудования.
Планирование производственной мощности заключается в выполнении комплекса плановых расчетов, позволяющих определить: входную мощность; выходную мощность; показатели степени использования мощности.
Входная мощность определяется по наличному оборудованию, установленному на начало планового периода. Выходная мощность – мощность на конец планового периода, рассчитываемая на основе входной мощности, выбытия и ввода мощности в течение планового периода.
Планирование
выпуска продукции
где Мн – производственная мощность на начало планируемого периода (года);
Му – увеличение мощности за счет организационных и других мероприятий, не требующих капитальных вложений;
Ч1, Ч2, Ч3, Ч4 – соответственно число месяцев работы мощности;
Мр – прирост мощности за счет технического перевооружения, расширения и реконструкции предприятия;
Мун – увеличение (+), уменьшение (-) мощности в связи с изменением номенклатуры и ассортимента продукции, поступлением промышленно-производственных фондов от других предприятий и передачи их другим организациям, включая лизинг;
Мв – уменьшение мощности за счет ее выбытия вследствие ветхости.
Главная задача подготовки производства – создание и организация выпуска новых изделий.
Для ее решения необходимо четко сочетать все многообразные процессы подготовки производства, рационально соединять личные и вещественные элементы процесса создания новой техники, определять экономические отношения между участниками работ по подготовке производства.
Организация процессов создания новых видов продукции охватывает проектирование, осуществление на практике и совершенствование системы подготовки производства.
Система подготовки производства – объективно существующий комплекс материальных объектов, коллективов людей и совокупность процессов технического, производственного и экономического характера для разработки и организации выпуска новой или усовершенствованной продукции.
Виды организации подготовки производства:
1) определение цели организации и ее ориентирование на достижение этой цели;
2) установление перечня всех работ, которые должны быть выполнены для достижения поставленной цели по созданию конкретных видов новой продукции;