Экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:28, курс лекций

Описание работы

Настоящее издание представляет собой конспект лекций по дисциплине «Экономика предприятия», подготовленный в соответствии с государственным стандартом и содержащий всю необходимую информацию для подготовки к экзамену или зачету в предельно сжатые сроки. Издание содержит основные понятия, знакомит с экономическими законами, основами функционирования предприятия, рынком.

Содержание работы

ЛЕКЦИЯ 1. Предпринимательство как основное звено рыночной экономики
1. Структура национальной экономики
2. Понятие и черты предпринимательской деятельности
3. Этапы развития предпринимательства
4. Формирование целей развития предприятия и средств их реализации
5. Функции предпринимательства
6. Сфера предпринимательства
7. Виды предпринимательской деятельности
8. Инфраструктура рынка
9. Производственное предприятие как основа экономики
ЛЕКЦИЯ № 2. Предприятие, его сущность, виды, функции
1. Классификация предприятий
2. Структура и инфраструктура предприятий
3. Внутренняя и внешняя среда предприятия
4. Организация производственного процесса на предприятии
5. Предпринимательские права и обязанности предприятия
6. Классификация участников предпринимательской деятельности в соответствии с ГК РФ
7. Коммерческие и некоммерческие организации
8. Малые и крупные предприятия, их взаимодействие
9. Предпринимательские ассоциации и союзы
ЛЕКЦИЯ № 3. Основные фонды предприятия
1. Основные производственные и непроизводственные фонды. Основной капитал предприятия
2. Виды учета и методы оценки основного капитала, показатели его использования
3. Износ и воспроизводство основных производственных фондов. Амортизация
4. Эффективность использования основного капитала
ЛЕКЦИЯ № 4. Оборотные средства предприятия
1. Сущность и структура оборотного капитала
2. Источники формирования оборотного капитала
3. Кругооборот и показатели оборачиваемости оборотных средств
4. Расчет норм и нормативов оборотных средств по основным элементам
5. Использование отходов производства
ЛЕКЦИЯ № 5. Персонал предприятия
1. Трудовые ресурсы
2. «Рабочая сила» в производстве. Структура рабочей силы
3. Рынок труда
4. Государственное регулирование рынка труда
5. Наем рабочей силы
6. Производительность труда
7. Организация, нормирование и оплата труда
8. Мотивация труда
ЛЕКЦИЯ № 6. Калькулирование себестоимости
1. Сущность себестоимости и ее экономическое значение
2. Классификация затрат, образующих себестоимость продукции, и методы их расчета
3. Постоянные, переменные и общие издержки производства
4. Определение предельных издержек производства
5. Смета затрат и калькулирование себестоимости отдельных видов продукции
ЛЕКЦИЯ № 7. Товар, деньги и ценообразование на предприятии
1. Товар. Товарная политика
2. Деньги и их функции
3. Методы ценообразования
4. Виды цен
ЛЕКЦИЯ 8. Имущество и прибыль предприятия
1. Уставный капитал и имущество предприятий
2. Финансовые ресурсы предприятия
3. Доходы и расходы предприятия
5. Сущность прибыли, ее структура
6. Источники формирования и направления использования прибыли
ЛЕКЦИЯ № 9. Инвестиции и инновации
1. Понятие инвестиций
2. Воспроизводственная структура инвестиций
3. Источники инвестиций
4. Кредитное обеспечение инвестиций
5. Расчет эффективности инвестиций
6. Понятие и классификация инноваций
7. Субъекты инновационной деятельности
ЛЕКЦИЯ № 10. Стратегия и риск на предприятии
1. Сущность стратегии, ресурсы и возможности предприятия
2. Риск в деятельности предприятия
3. Установление сильных и слабых сторон деятельности предприятия
ЛЕКЦИЯ № 11. Планирование деятельности предприятия
1. Сущность планирования
2. Виды планов
3. Нормативная база планирования
4. Теория оптимального объема выпуска продукции
5. Содержание плана производства предприятия
6. Методика и порядок планирования
7. Основные показатели плана производства
8. Разработка производственной программы предприятия. Этапы разработки производственной программы
9. Планирование производственной мощности предприятия
10. Подготовка нового производства
11. Цели разработки и структура бизнес-плана предприятия
ЛЕКЦИЯ № 12. Конкурентоспособность предприятия
1. Понятие конкуренции
2. Методы оценки конкурентоспособности
3. Понятие факторов, влияющих на конкурентоспособность, и их классификация. Внутренние и внешние факторы конкурентоспособности предприятия
ЛЕКЦИЯ № 13. Логистика на предприятии
1. Определение, понятие, задачи и функции логистики
2. Факторы и уровни развития логистики
ЛЕКЦИЯ № 14. Результативность деятельности предприятия и его экономический рост
1. Результативность деятельности предприятия и критерии ее оценки
2. Важнейшие факторы экономического роста предприятия (внешние и внутренние), организационно-экономические факторы
3. Качество, стандарты качества
ЛЕКЦИЯ № 15. Эффективность и ее оценка
1. Показатели эффективности деятельности предприятия и методика их расчета
2. Оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса
3. Пути повышения эффективности деятельности предприятия

Файлы: 1 файл

Экономика предприятия. Конспект лекций_Душенькина Е.А_2009 -85с.doc

— 796.50 Кб (Скачать файл)

3) политика привлечения новых финансовых ресурсов:

а) если есть возможность выбора, то финансирование за счет долгосрочных кредитов предпочтительнее, так как имеет меньший ликвидный риск (в то же время стоимость долга не должна быть высокой);

б) долги предприятия должны погашаться в установленные сроки;

4) управление структурой капитала предприятия:

а) структура капитала (соотношение между различными источниками средств) обеспечивает минимальную его цену (и, соответственно, максимальную цену предприятия), оптимальный для предприятия уровень финансового левереджа;

б) при принятии решений о структуре капитала (в частности, в плане оптимизации объема заемного финансирования) должны учитываться и иные критерии, например, способность предприятия обслуживать и погашать долги из суммы полученного дохода (достаточность полученной прибыли), величина и устойчивость прогнозируемых потоков денежных средств для обслуживания и погашения долгов, иные критерии;

5) уровень и динамика финансовых результатов деятельности предприятия:

а) уровень и динамика финансовых результатов позволяют судить об оптимизации деятельности предприятия (рост выручки и прибыли от реализации продукции, снижение затрат на производство продукции и др.);

б) высокая степень капитализации прибыли (условный показатель), т. е. доля прибыли, направленной на создание фондов накопления, и доля нераспределенной прибыли в чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (свидетельствует о возможном производственном развитии предприятия и росте положительных финансовых результатов в будущем);

6) имущественное положение и финансовое состояние предприятия, деловая активность и эффективность деятельности:

а) рост положительных качественных сдвигов в имущественном положении;

б) нормативные или оптимальные значения важнейших показателей финансового состояния предприятия, а также деловой активности и эффективности деятельности (установленные либо экспертным путем, либо официально).

2. Важнейшие факторы экономического роста предприятия (внешние и внутренние), организационно-экономические факторы

Экономический рост тесно связан с проблемами расширенного воспроизводства, более того, экономический  рост является концентрированным выражением и способом разрешения проблем воспроизводства.

Экономический рост – тенденция изменения совокупных показателей развития предприятия за определенный промежуток времени, обычно за год. Для характеристики экономического роста используются как общие, так и частные показатели.

Общим показателем динамики экономического роста обычно считается рост выручки, прибыли и рентабельности за определенный период времени. В качестве частных показателей используются производительность труда, эффективность производства и т. д.

Развитие  и расширение предприятия может  осуществляться двумя типами: экстенсивным и интенсивным.

Экстенсивный экономический рост означает простое наращивание, как правило, в уже сложившихся пропорциях (соотношениях) всех факторов производства: орудий труда, предметов труда и работников. Для экстенсивного роста показательны: технический застой, консервация существующей структуры производства, его затратный характер и ограниченность ресурсов.

Интенсивный экономический рост основан на применении прогрессивной (ресурсосберегающей) техники и технологии, достижений науки, научно-технической и экономической информации, росте квалификации работников. В результате возрастает эффективность деятельности предприятия, в том числе повышаются производительность труда, ресурсосбережение, качество продукции. Интенсивный экономический рост позволяет преодолеть пределы и ограничения экстенсивного развития.

Классификация факторов экономического роста:

1) по месту возникновения – внешние и внутренние;

2) по важности результата – основные и второстепенные;

3) по структуре – простые и сложные;

4) по времени действия – постоянные и временные.

К внутренним факторам, влияющим на экономический  рост предприятия, относят:

1) отраслевую принадлежность субъекта хозяйствования;

2) структуру выпускаемой продукции (услуг), ее долю в общем платежеспособном спросе;

3) размер оплаченного уставного капитала;

4) величину издержек, их динамику по сравнению с денежными доходами;

5) состояние имущества и финансовых ресурсов, включая запасы и резервы, их состав и структуру;

6) технико-технологический уровень производства и инновационнаую активность;

7) производительность труда и режим экономии;

8) конкурентоспособность и качество продукции;

9) организационную структуру и управление производством.

Влияние этих факторов во многом зависит от компетенции и профессионализма менеджеров предприятия, их умения учитывать изменения внутренней и внешней среды.

К внешним  факторам относят:

1) законодательные акты по контролю над деятельностью предприятия;

2) политическую и экономическую стабильность;

3) развитие рыночной инфраструктуры и рыночных отношений;

4) НТП и новые технологии;

5) воздействие конкурентов и потребителей;

6) цены на сырье, тарифы, транспорт;

7) финансово-кредитную, налоговую, инвестиционную и протекционистскую политику в стране и регионе.

3. Качество, стандарты качества

Качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Согласно международному стандарту качество определяется как совокупность характеристик объекта (деятельности или процесса, продукции, услуги и др.), относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.

Свойство продукции – объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении.

Качество  продукции формируется на всех этапах ее жизненного цикла. Свойства продукции  выражаются показателями качества –  количественными характеристиками одного или нескольких свойств продукции, входящих в качество и рассматриваемых применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

В зависимости  от роли, выполняемой при оценке, различают классификационные и  оценочные показатели.

Классификационные показатели характеризуют принадлежность продукции к определенной группе в системе классификации и определяют назначение, типоразмер, область применения и условия использования продукции. Классификационные показатели используются на начальных этапах оценки качества продукции для формирования групп аналогов оцениваемой продукции. В оценке качества продукции эти показатели, как правило, не участвуют.

Оценочные показатели количественно характеризуют свойства, которые образуют качество продукции как объекта производства и потребления (эксплуатации). Они используются для нормирования требований к качеству, оценки технического уровня при разработке стандартов, проверке качества при контроле, испытаниях и сертификации. Оценочные показатели разделяют на: функциональные:

1) показатели функциональной пригодности;

2) показатели надежности;

3) показатели эргономичности продукции;

4) гигиенические показатели;

5) антропометрические показатели;

6) показатели эстетичности продукции;

7) показатели рациональность формы;

8) показатели целостность композиции.

Ресурсосберегающие показатели включают: показатели технологичности и показатели ресурсопотребления. Природоохранные показатели: показатели безопасности, показатели экологичности.

Стандартизация – деятельность по установлению норм, правил и характеристик.

Формы и методы взаимодействия предприятий и предпринимателей друг с другом, с государственными органами управления устанавливаются стандартами государственной системы стандартизации. Государственная система стандартизации РФ (ГСС РФ) включает комплекс основополагающих стандартов.

Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р) – стандарт, принятый Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, или Госстроем России.

Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией по стандартизации. Развитие международных отношений приводит к необходимости разработки и широкому применению международных стандартов. В 1946 г. была создана Международная организация по стандартизации (ISO), основным видом деятельности которой является разработка международных стандартов.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ № 15. Эффективность и ее оценка

1. Показатели эффективности деятельности предприятия и методика их расчета

Эффективность предприятия – эффективность к обновлению, когда выявляются факторы, влияющие на работу предприятия и способность к обновлению, т. е. определяется способность предприятия к освоению в текущем периоде новых изделий, требуемых рынком в последующие периоды.

Для оценки эффективной деятельности предприятия  и выявления факторов, влияющих на его работу, целесообразно использовать формулу, отражающую основные зависимости интересующих нас показателей:

Rса = Rп × О × ФР = (ЧП / РП) × (РП / А) × (А / СА) = =ЧП / СА,

гдеRса – рентабельность собственных средств, представляющая собой произведение рентабельности продаж, оборачиваемости активов и финансового рычага.

Применение  данной формулы позволяет определить экономическую эффективность с  помощью оценки:

1) прибыльности (рентабельности) предприятия, используя показатель рентабельности продаж:

Rп = ЧП / РП.

Зная  объем продаж и получаемую при этом прибыль, мы с помощью данной формулы можем прогнозировать рентабельность продаж и, конечно, вырабатывать ценовую стратегию во взаимосвязи с объемом производства для гибкого развития в момент сильных внешних возмущений среды;

2) активности предприятия на рынке, используя показатель оборачиваемости активов. Показатель оборачиваемости активов О – это еще один из коэффициентов, по которому можно судить об эффективности деятельности предприятия:

О = РП / А

3) прибыльности (рентабельности) активов предприятия, используя синтетический показатель рентабельности активов. Произведение показателей Rп и О определяет рентабельность и прибыльность активов предприятия Rа:

Rа = Rп × О = (ЧП / РП) × (РП / А) = ЧП / А

4) платежеспособности предприятия, используя показатель финансового рычага. Этот показатель используется для оценки эффективности предприятия к гибкому развитию, где показателем может служить норма прибыли, направляемая на освоение (обновление) новой продукции для рынка:

Н = ПО / ЧП,

где ПО – чистая прибыль, направляемая на финансирование новой продукции.

Стоит отметить, что чем выше значение Н, тем более эффективной будет  работа предприятия в будущем  по сравнению с другим предприятием, имеющим значение Н ниже при равных Rп, О, ФР.

Основная  формула модели оценки эффективности предприятия будет иметь следующий вид:

Г = f × (Уоб × Соб) = f × (ЧП / РП) × (РП / А) × (А / СА) × × (ПО / ЧП) × (Топ / Тпр) = f × (Rп × О ФР × Н) × (Ко × n) = = f × Уоб × N,

где Г  – показатель оценки эффективности  предприятия;

Уоб = (Rп × О × ФР × Н) – эффективность предприятия к обновлению (экономический потенциал);

Rп = ЧП / РП – рентабельность продаж;

О = РП / А – оборачиваемость активов;

ФР = А / СА – финансовый рычаг;

Н = ПО / ЧП – норма прибыли на обновление;

ЧП  – чистая прибыль;

РП  – реализованная продукция;

А –  активы;

СА  – собственные активы;

ПО  – прибыль на обновление;

Соб = Ко × n = N – способность предприятия к обновлению (расчетное число изделий, находящихся в освоении);

Ко = Топ / Тпр – коэффициент обновления;

Топ – период освоения изделия;

Тпр – период производства и реализации изделия;

n –  номенклатура изделий, производимых  предприятием.

2. Оценка эффективности хозяйственной деятельности и состояния баланса

Оценка  эффективности хозяйственной деятельности включает анализ:

Информация о работе Экономика