Экономико-статистический анализ производительности и оплаты труда в ОАО "Бурятмясопром"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – провести экономико-статистический анализ производительности труда ОАО «Бурятмясопром».
Исходя из поставленной цели, в курсовой работе последовательно ставятся и решаются следующие задачи:
– раскрыть понятие производительности труда;
– обозначить методы измерения производительности труда;
– проследить методику формирования средств на оплату труда;
– рассмотреть экономико-статистический анализ производительности труда ОАО «Бурятмясопром»;
– выявить обеспеченность ресурсами и эффективность их использования;
– выяснить финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия;
– провести статистическое изучение производительности труда на ОАО «Бурятмясопром»;
– определить статистическую оценку и прогнозирование состояния предприятия;
– проанализировать состав, структуру и динамику фонда оплаты труда.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 155.52 Кб (Скачать файл)

Таблица 19. Показатели динамики производительности труда, цепные

Абсолютный прирост, тыс. руб.

Темп роста, %

Темп прироста, %

2007–2008 гг.

2008–2009 гг.

2007–2008 гг.

2008–2009 гг.

2007–2008 гг.

2008–2009 гг.

1

0,51

0,49

1,277

1,208

0,277

0,208

2

353,4

434,5

1,127

1,138

0,127

0,138

3

-0,04

0

0,88

1

-0,111

0

4

782,5

135,4

1,19

1,027

0,19

0,027

5

517

4935,4

1,031

1,288

0,031

0,288

6

5337,1

2193,8

1,234

1,078

0,234

0,078

7

-0,03

-0,04

0,943

0,92

-0,056

-0,08

8

-0,2

0,17

0,809

1,2

-0,19

0,2


Таблица 20. Показатели динамики производительности труда, базисные

Абсолютный прирост, тыс. руб.

Темп роста, %

Темп прироста, %

2007–2008 гг.

2008–2009 гг.

2007–2008 гг.

2008–2009 гг.

2007–2008 гг.

2008–2009 гг.

1

0,42

0,91

1,217

1,47

0,217

0,471

2

3130,17

3564,67

1622,85

1847,97

1621,85

1846,97

3

-1,61

-1,61

0,165

0,165

-0,834

-0,834

4

4884,57

5019,97

2531,86

2602,02

2530,86

2601

5

17111,07

22046,47

8866,83

11424

8865,83

11423

6

28120,87

30314,67

14571,4

15708

14570,4

15707

7

-1,43

-1,47

0,259

0,238

-0,74

-0,761

8

-1,08

-0,91

0,4

0,528

-0,559

-0,47


Если рассмотреть данные показатели в совокупности, то можно  сделать вполне обоснованный вывод  о том, что производительность труда  на ОАО «Бурятмясопром» увеличивается, хоть и не столь прогрессивными методами.

Теперь проведем корреляционный анализ. Задача корреляционного анализа  заключается в количественной оценке степени тесноты и направления  связи между производительностью  труда (выработкой) (У) и таким фактором, как разряд рабочих (Х).

Таблица 21. Часовая выработка  и разряд рабочих ОАО «Бурятмясопром»

Показатель

Рабочие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Часовая выработка, У

61

74

78

92

77

92

57

67

107

125

Разряд рабочих, Х

4

4

3

4

3

4

2

2

5

5


 

В табл. 21 взято за основу 10 человек, т. к. этот показатель дает общую картину выработки на предприятии. По данным табл. вычисляется линейный коэффициент корреляции

r =  =   = 0,9137, (9)

Где – УХ =  =  = 302,7; У = =  = 83; Х = =  = 3,4;

sу= = =20,1494;

sх= = =1,1135; У2 = = = 7295; Х2

= =  = 12,8, N – кол-во наблюдений = 10.

Таблица 22. Исходные данные и промежуточные расчеты для  определения линейного коэффициента корреляции

Часовая выработка руб. (У)

Тарифный разряд (Х)

У2

Х2

УХ

61

2

3721

4

122

74

4

5476

16

296

78

3

6084

9

234

92

4

8464

16

368

77

3

5929

9

231

92

4

8464

16

368

57

2

3249

4

114

67

2

4489

4

134

107

5

11449

25

535

125

5

15625

25

625


Для рассматриваемого примера  линейный коэффициент корреляции равен 0,9137.

Наличие зависимости между  результативным признаком и фактором в однофакторной регрессионной  модели линейной формы выражается уравнением регрессии

У = а0 + а1Х (10)

Где – У – результативный признак;

– Х – факторный признак;

– а0 – свободный член регрессионного уравнения;

– а1 – коэффициент регрессии, показывающий, как изменяется У, если Х увеличится на единицу своего натурального выражения. При отыскании параметров а0 и а1 должно выполнятся условие:

= min (11)

Где –  – сумма квадратов отклонений Уj от Уj (j = 1,…, N), Уj и Уj – соответственно расчетное и фактическое значение Уj.

Тогда

= min (12)

= min (13)

Определим частные производные:

 

;   (14)

Исходя из частных производных, составляется система нормальных уравнений:

 (15)

Система нормальных уравнений  для рассматриваемого примера имеет  вид:

Определим параметры а0 и а1 с помощью метода последовательного исключения неизвестных (метода Гаусса). Для исключения из системы нормальных уравнений параметра а0 мы первое уравнение умножим на коэффициент при а0 во втором уравнении с противоположным знаком, второе уравнение – на коэффициент при а0 первого уравнения:

=> 

N∑YX – ∑Y∑X = a1(N∑X2 – (∑X)2

a1 =  , a0 =  ,

=> 

205 = 12,4 a1, => a1 = 16,532; a0 =  = 26,790

Регрессионная модель линейной формы, характеризующая зависимость  часовой выработки рабочего от тарифного  разряда, имеет вид У = 26,790 + 16,532 Х.

Таблица 23. Данные о распределении  рабочих ОАО «Бурятмясопром» по разрядам

Разряд (хi)

Число рабочих (fi)

xifi

xi – х

|xi – х|

|xi – х|2

|xi – х| fi

|xi – х|2 fi

2

2

4

-1,6

1,6

2,56

3,2

5,12

3

2

6

-0,6

0,6

0,36

1,2

0,72

4

4

16

0,4

0,4

0,16

1,6

0,64

5

2

10

1,4

1,4

1,96

2,8

3,92

Итого

10

36

     

8,8

10,4


х =  = 36/10 = 3,6;

Дисперсия s2 =   = 10,4/10 = 1,04 – характеризует вариацию признака по совокупности,

Среднее квадратическое отклонение =  =  = 1,02,

Коэффициент вариации =  х 100% = 28,3% – данная совокупность однородна. Теперь вычислим аналитические индексы. Данные индексы помогают определить изменения средней производительности труда по 2-м (и возможно более) предприятиям.

 

Таблица 24. Выпуск продукции, затраты труда и часовая выработка  на 2-х предприятиях за 2 года

Предприятие

Выпуск продукции, тонн

Затраты труда, чел.-час

Часовая выработка

Условный выпуск продукции  за отчетное время по прошлогодней выработке, тонн W0T1

2008 г. q0

2009 г. q1

2008 г. T0

2009 г. T1

2008 г. W0

2009 г. W1

БМП

10988

11130

1707715

1452183

0,006

0,008

8713

ИМК

15247

16587

1698745

1425789

0,009

0,012

12832

Итого:

26235

27717

3406460

2877972

0,008

0,01

21545


IW перемен. сост = W1: W0 = 0,01 / 0,008 = 1,25, т.е. часовая выработка на двух предприятиях повысилась на 25%.

IW пост. сост. = W1: Wуслов = 0,01 / (21545 / 2877972) = 1,34 – выработка на предприятиях повысилась на 34%.

IW стр. сдв = Wуслов: W0 = 0.0075 / 0.008 = 0.94 – наблюдается снижение в общих трудовых затратах доли предприятия ИМК на 6%.

И наконец, факторный анализ.

Таблица 25. Влияние использования  рабочего времени на производительность труда

Показатель

По годам

2007

2008

2009

Абсол-е

Относ-е

Абсол-е

Относ-е

Абсол-е

Относ-е

1

Влияние изменения доли рабочих  ∆Wd

88,7

1,01

57,5

1,005

-264,6

0,986

2

Продолжительность рабочего месяца ∆Wс

3963,5

1,45

-843,41

0,93

-9340,6

0,48

3

Изменение ПРД ∆Wb

-168,5

0,99

-105,84

0,99

1584,2

1,18

4

Среднечасовой уровень производительности труда ∆Wа

12602,7

0,97

6998,3

1,62

2117,2

1,21


Для абсолютных значений:

 

∆W1 = ∆Wа + ∆Wb + ∆Wc + ∆Wd (16)

∆W1 = 16186,4; ∆W2 = 6106,6; ∆W3 = -5903,8.

Для относительных значений составляется мультипликативное уравнение  связи:

IW = W1 / W0 = IW x IW x IW x IW. (17)

IW = 1,4; IW = 1,5; IW = 0,68.

Полученные индексы характеризуют  динамику производительности труда. Т.е. мы видим, что с 2007 по 2008 гг. наблюдался рост производительности труда, а в 2009 г., по сравнению с 2008 г. производительность труда уменьшилась практически вдвое. В числовом выражении производительность уменьшилась на 5903,8 единиц.

3.2 Статистическая оценка и прогнозирование  состояния рынка мясопродуктов

Рынок мясных продуктов является одним из крупнейших рынков продовольственных  товаров. Наметилась тенденция роста  потребления мясной продукции на душу населения (в 2007 г. потребление составило 39 кг., в 2008 г. – 41,2 кг., в 2009 г. – 45 кг.).

Согласно прогнозам правительства, в ближайшие годы предполагается рост доходов населения. Таким образом, наиболее обоснованным прогнозом будет  умеренный рост потребления мясопродуктов, при этом прогнозируется, что потребление  колбасных изделий и полуфабрикатов будет расти более высокими темпами, нежели потребление мяса, т. к. усиливается тенденция изменения структуры потребления в сторону продуктов быстрого приготовления или уже готовой к употреблению продукции. Угрозой для развития отрасли являются возможный дефицит сырья, повышение затрат на доставку и хранение сырья (в связи с ростом цен на энергоносители).

ОАО «Бурятмясопром» работает над расширением товарного ассортимента, позволяющего полнее удовлетворять возникающие запросы покупателей, заполняя товарные ниши на рынке Республики Бурятия и соответственно наращивая объемы производства и продаж.

В 2007–2008 гг. было разработано и включено в ассортиментный перечень: 14 наименований полуфабрикатов, 11 наименований колбасной и деликатесной продукции, 13 наименований мясных и мясорастительных консервов. Товарооборот по новым наименованиям составил 23% от общего товарооборота ОАО «Бурятмясопром».

Основная концепция маркетинговой  политики Общества вбирает в себя несколько подходов, их можно определить следующим образом:

– производственная концепция  – направленная на достижение эффективности  производства, снижение издержек стоимости  и массовое распределение производимой продукции;

– товарная – концентрация сил на производстве высококачественной продукции, и ее постоянном совершенствовании, с учетом мнения конечного потребителя;

– ориентация на продажи  – достижение максимальной эффективности  системы сбыта (четкое определение  целевого рынка, рекламная поддержка  продукции, изучение потребителей, интенсивное  продвижение продукции на рынке).

Координация всех производственных цехов и отделов предприятия  направлена на интересы потребителей и позволяет ежегодно наращивать объемы и качество продаж. Стратегическое планирование является одним из основных инструментов маркетинговой политики ОАО «Бурятмясопром». Оно позволяет: повышать контролируемые доли рынка мясопродуктов, предвидеть требования потребителей, налаживать выпуск наиболее качественной продукции, конкурировать по ценам и поддерживать репутацию ОАО «Бурятмясопром», как надежного поставщика качественной продукции.

Основными целями стратегического  развития ОАО «Бурятмясопром» являются:

– улучшение качества продукции, увеличение сроков ее хранения;

– уменьшение себестоимости  продукции за счет снижения издержек производства;

– увеличение доли продукции  ОАО «Бурятмясопром» не только на местном, но и на региональном уровне;

– расширение географии  сбыта;

– улучшение имиджевого восприятия продукции ОАО «Бурятмясопром», завоевание и удержание доверия конечного потребителя.

Ниже выявлена основная тенденция  развития производительности труда  в ОАО «Бурятмясопром».

Таблица 26. Расчет параметров уравнения прямой

Года

Производительность, тыс. руб., у

t

t2

ty

yt

2005 г.

554,6

-2

4

-1109,2

597,78

2006 г.

596,05

-1

1

-596,05

658,325

2007 г.

780

0

0

0

718,87

2008 г.

1016,7

1

1

1016,7

779,415

2009 г.

647

2

4

1294

839,96

3594,35

0

10

605,45

3594,35

2010 г.

 

3

9

 

900,505

Информация о работе Экономико-статистический анализ производительности и оплаты труда в ОАО "Бурятмясопром"