Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 22:10, курсовая работа
Цель работы: изучить этические и правовые нормы, регулирующие поведение государственного служащего.
Задачи работы:
Определить содержания понятия «государственный служащий».
Проанализировать этические и правовые нормы, регулирующие поведение государственного служащего в России.
Разработать рекомендации по совершенствованию этических и правовых норм, регулирующих поведение государственного служащего в России.
Введение 3
1. Теоретические аспекты этико-правового регулирования поведения государственных служащих 6
1.1. Содержание понятия «государственный служащий» 6
1.2. Этико-правовые аспекты регулирования поведения служащих: задачи, формы, методы 10
2. Анализ этических и правовых норм, регулирующих поведение государственных служащих в России 17
2.1. Несостоятельность этических и правовых норм, регулирующих поведение государственных служащих в России 17
2.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию этико-правового регулирования поведения государственных служащих в России 26
Заключение 32
Список использованной литературы 35
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
2013
Содержание
Актуальность работы обусловлена тем, что развитие и упрочение демократических институтов способствовало вовлечению миллионов граждан России в общественно-политическую деятельность. В настоящее время происходит реформирование государственной службы России, ее становление как социального института. Несмотря на значительный массив законодательных актов, теоретических концепций по вопросам организации и функционирования института государственной службы, существует ряд проблем, требующих глубокого осмысления. Одной из таких проблем является профессиональная деятельность государственных служащих, которая зависит от многих слагаемых, в том числе от нравственного потенциала представителей властных структур, степени этичности и правомерности их поведения.
Тема этико-правового поведения личности достаточно многоаспектна, она включает в себя разные теоретические и методологические направления. В связи с чем, можно говорить о ее недостаточной разработанности.
Хотя, нужно отметить, изучению вопроса о нравственном поведении личности в рамках государства и общества, о взаимоотношении личностных и общественных нравственных категорий, о нравственной культуре управленческого работника были посвящены работы многих исследователей в 70-80-х годах: работы Е.А. Ануфриева, З.А. Бербешкиной, A.A. Гусейнова, А.И.Ореховского, В.М. Шепеля и др.
В среде государственной службы формируются специфические нравственные нормы поведения лиц, занимающих государственные и политические должности, которые способствуют разрешению сложных ситуаций в процессе осуществления ими должностных полномочий. Сегодня остается открытым вопрос о содержании правового регулирования профессиональной этики представителей властных структур. В настоящее время слабо работают механизмы прямого общественного воздействия на формирование должной морали государственных служащих. Вышеперечисленные аспекты подтверждают актуальность дальнейшего изучения поставленной проблемы.
Объектом исследования является поведение государственного служащего.
Предметом исследования являются этические и правовые нормы, регулирующие поведение государственного служащего.
Цель работы: изучить этические и правовые нормы, регулирующие поведение государственного служащего.
Задачи работы:
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды следующих авторов: Атаманчук Г.В., Аюпов В.Ш., Бахрах И.Н., Малаконова О.А., Костин В.И., Поярков С.Ю. и др., а также статьи периодической печати и ресурсы сети Интернет.
В исследовании проблемы автор опирался на методологические принципы системного подхода, единства теоретического и прикладного анализов, сравнительного подхода.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновываются актуальность изучаемой темы, характеризуется степень теоретической разработанности поставленного вопроса, определяются цели и задачи данной работы, объект и предмет исследования, раскрываются методологические основы исследования, его база и т.п.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам этико-правового регулирования поведения служащих. Здесь раскрывается содержание понятия «государственный служащий» и этико-правовые аспекты регулирования поведения государственных служащих.
Во второй главе проводится анализ этических и правовых норм, регулирующих поведение государственного служащего в России, а также разрабатываются рекомендации по их совершенствованию.
В заключение обобщаются выводы по проведенному исследованию.
Список литературы содержит 35 источников.
В литературе государственная служба определяется как деятельность, связанная
с профессиональным осуществлением по
поручению государства обществе
В российском законодательстве нет единого нормативного акта, содержащего общее понятие служащего. Такое положение обусловлено многообразием социальных функций, выполняемых служащими и множеством законодательных и иных правовых актов, регулирующих отдельные виды службы, что не позволяет установить единый критерий в определении понятия служащего.
Можно дать следующие определение: служащим признается гражданин, занимающий должность в какой-либо организации и осуществляющий управленческую деятельность или социально-культурное обслуживание (преподаватель, врач) за вознаграждение [28, c.25].
Государственные служащие – один из видов служащих. Они составляют большинство в общей массе служащих нашей страны.
В зависимости от государственной организации, в которой занимает должность служащий, понятие «государственный служащий» следует понимать в широком и узком смысле по аналогии с классификацией государственной службы.
Государственный служащий в широком смысле – лицо, занимающее должность в государственной организации (органе государственной власти, на предприятии, в учреждении), в узком смысле – лицо, занимающее должность в государственном органе [20, c.46].
Должность – это часть организационной структуры государственной организации (штатная единица), которой соответствует часть компетенции государственной организации, предоставляемой лицу, занимающему эту штатную единицу. Должность определяет права, обязанности и ответственность государственного служащего, требования к его профессиональной подготовке, содержанию выполняемой работы, что может быть сформулировано в должностных инструкциях [4, c.59].
Специальным актом, регламентирующим государственную службу, является Положение о федеральной, государственной службе, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г.
Положение ввело понятие федерального государственного служащего как гражданина РФ, занимающего в порядке, предусмотренном этим Положением, оплачиваемую государственную должность. В данном контексте под государственной должностью понимается должность в федеральных государственных органах, организациях, служба в которых определяется названным Положением.
Государственных служащих по характеру полномочий делят на должностных лиц, оперативный состав, технический и вспомогательно-обслуживающий состав.
Должностные лица – государственные служащие, которые имеют право в пределах своей компетенции совершать властные действия с юридическими последствиями (издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия и т. д.). К ним относятся также служащие, не совершающие подобных действий, но руководящие деятельностью подчиненных им работников и уполномоченные предъявлять к ним обязательные для исполнения требования (например, руководители структурных подразделений органов управления) [10, c.68].
Особый правовой статус среди должностных лиц имеют представители административной власти, которые наделены правом предъявлять юридически властные требования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия в отношении лиц и организаций, им не подчиненных (главные санитарные врачи, работники милиции, другие должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные функции).
Оперативный состав – это государственные служащие – специалисты государственных органов, наделенные полномочиями в сфере выполнения государственно-властных функций. Они не имеют права совершать юридически властные акты в отношении граждан. Это служащие, которые работают над подготовкой проектов различных решений (юристы, экономисты и др.) [12, c.124].
Технический и вспомогательно-обслуживающий состав – государственные служащие, служебная деятельность которых не связана с выполнением действий, влияющих на решения этого органа (например, технические секретари) [31, c.42].
Согласно ст. 21 закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальными служащими являются «лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления». В уставе муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральными законами определяются правовое регулирование муниципальной службы, в том числе и требования к должностям, правовой статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление муниципальной службой [9, c.33].
Понятие «государственный служащий» определяется следующими признаками [5,13,17,19].
Во-первых, государственный служащий – это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям, установленным соответствующим федеральным законом. Государственный служащий является одной из сторон государственно-служебного правоотношения.
Между государственным органом и служащим заключается трудовой договор, согласно которому служащий выполняет полномочия государственного органа, государственные функции, решает специальные задачи для достижения определенной цели государственного строительства, а государство (государственный орган), в свою очередь, имеет обязанности перед служащим: устанавливает и обеспечивает его права и интересы, социально-правовые гарантии, ответственность, обязуется выплачивать денежное содержание и т. д.
Во-вторых, государственный служащий должен отвечать требованиям законодательства о государственной службе, т. е. положениям конкретного закона о соответствующем виде государственной службы.
В-третьих, государственный служащий занимает оплачиваемую должность государственной службы в установленном законом порядке. Специальные федеральные законы определяют содержание деятельности служащего, его правовое положение, цели, задачи и основные направления деятельности, права, обязанности, ограничения, запреты, ответственность, гарантии и т. д. Должности государственной службы могут занимать только государственные служащие.
В-четвертых, государственному служащему присваивается в установленном законом порядке классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание.
В-пятых, государственный служащий выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (финансовая деятельность государства, развитие культуры, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, борьба с правонарушениями, внутренние дела, внешнеполитическая деятельность и т. д.).
В-шестых, государственный служащий совершает во многих случаях действия (например, принимает управленческие решения, налагает взыскания), которые вызывают определенные юридические последствия.
В-седьмых, деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и деятельность трудовых коллективов.