Этико-правовое регулирование поведения государственных служащих: задачи, формы, методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить этические и правовые нормы, регулирующие поведение государственного служащего.
Задачи работы:
Определить содержания понятия «государственный служащий».
Проанализировать этические и правовые нормы, регулирующие поведение государственного служащего в России.
Разработать рекомендации по совершенствованию этических и правовых норм, регулирующих поведение государственного служащего в России.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты этико-правового регулирования поведения государственных служащих 6
1.1. Содержание понятия «государственный служащий» 6
1.2. Этико-правовые аспекты регулирования поведения служащих: задачи, формы, методы 10
2. Анализ этических и правовых норм, регулирующих поведение государственных служащих в России 17
2.1. Несостоятельность этических и правовых норм, регулирующих поведение государственных служащих в России 17
2.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию этико-правового регулирования поведения государственных служащих в России 26
Заключение 32
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

etiko-pravovoe_regulirovanie_povedenia.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

 

Возникает парадоксальная ситуация: общество в целом не проявляет достаточной гражданской воли, чтобы успешно бороться с коррупцией в органах власти, государство проявляет явную слабость и ограниченность в средствах контроля и наказания провинившихся чиновников, а сами государственные служащие оказываются в положении выбора – честность или материальное благополучие.

Если признать нереальной возможность в ближайшее время значительно улучшить материальное благосостояние всего общества, в том числе и таких его специфических социальных групп, какой являются государственные служащие, то остается только одна возможность – апеллировать к гражданскому самосознанию государственных служащих, принимать все возможные меры для его активизации.

Приведенные социологические данные и аналитические выводы www.ranepa.ru не являются только предметом научного анализа. Как показывает практика политического государственного управления, вопросы морального соответствия государственных служащих своему месту и роли в жизни общества, различного рода отклонений от этических норм и правил в их деятельности стоят в ряду первоочередных проблем, требующих постоянного внимания и регулирования со стороны институтов государства и гражданского общества.

Таким образом, в глазах населения государственный и муниципальный служащий олицетворяет собой государство и этичность его должностного поведения для обычных граждан имеет большое значение. В обыденном сознании часто именно нравственные, а не профессиональные и деловые качества представителей государственной и муниципальной службы более всего определяют отношение населения к оценке работы государственных органов управления.

В организации государственной службы и её функционировании есть много специфических моментов, которые действуют в противоречии с требуемыми от госслужащего моральными качествами. Наиболее опасной и острой проблемой в нашей стране остаются бюрократизм и коррупция. Это деструктивные феномены, являющиеся одновременно следствием и причиной утраты обществом базовых нравственных факторов социальной самоорганизации. Сегодня они стоят в ряду первоочередных проблем, требующих постоянного внимания и регулирования со стороны институтов государства и гражданского общества.

 

 

2.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию этико-правового регулирования поведения государственных служащих             в России

 

Этические нормы в систему государственной службы невозможно внедрить директивным путем как новые правила делопроизводства, как компьютерную технику, как изменения в законодательство о государственной службе. Их невозможно ввести в употребление по плану и к определенному сроку.

 Они  закрепляются только на основе  общих укоренившихся принципах и нормах морали. Они всегда складываются двумя слоями [34]:

1. Первый слой – это привычные, обычные правила, имеющие неписаный, само собой разумеющийся характер. Их доказательства никто не ищет, они очевидны для всех.

2. Второй слой – это нормы, закрепленные документально (в конституционных актах, в политических программах, в гражданском законодательстве, в общественных манифестах, в научных исследованиях и т.п.).

 Вот  этот второй слой этических  регуляторов только формируется  в современных российских условиях. Одним из первых шагов на пути ускорения данного процесса мог бы стать этический кодекс государственного служащего в документальном оформлении.

Деятельность государственного служащего регулируется различными нормативными правовыми актами, накладывающими обязанности и ограничения как федерального, так и областного значения, однако необходимо создать документ именно этической направленности. Он должен прописывать правила служебного поведения в качестве норм надлежащего служебного поведения, обеспечивающих добросовестное исполнение служебных (должностных) обязанностей и соблюдение установленных ограничений на основе соответствия служебного поведения общепринятым этическим нормам.

Принятие профессионально-этических правил поведения государственного служащего будет способствовать решению двух основных задач:

1) определению  целей и принципов деятельности  организации, формулированию норм  этичного поведения, которыми должны  руководствоваться работники организации;

2) содействию  построения доверительных и ответственных отношений в коллективе (органе государственного управления).

Вместе с тем, принятие подобного кодекса мера первостепенная по своей важности, но далеко не единственная. Сами по себе кодексы, если они не подкреплены действенными механизмами, которые обеспечивают соблюдение содержащихся в них норм, господствующим общим духом, а также личным примером, прежде всего руководящих работников, проблемы не решают и во многом остаются лишь словами.

Иными словами, если нормы не укоренены в культуре, то никакие указы и своды правил не будут по-настоящему действенны.

 В  основу кодекса должен быть  положен дух «общественного служения». Например, принятие присяги о  верности принципам этого кодекса  перед поступлением на государственную  службу будет предостерегать чиновника от неэтичных поступков если не все время его службы, то, во всяком случае, довольно длительное время. Известно, что такие символы имеют значительное влияние на поведение человека.

Необходимость этического кодекса для российской государственной службы была достаточно убедительно обоснована в целом ряде публикаций 90-х гг. Отмечалось, что профессиональная этика государственного служащего обладает существенной спецификой, как и любая корпоративная этика. Однако многие служащие имеют весьма смутное или искаженное представление об этих нормах или же относятся к ним с пренебрежением. Это можно оценить как проявление недостаточно высокой общей и профессиональной культуры. Поэтому представляется крайне важным разработать такой документ, который, не обладая юридически обязывающим характером, задавал бы, тем не менее, систему нравственных ориентиров, давал бы рекомендации по нравственному поведению в тех или иных «щекотливых» ситуациях и, с другой стороны, ясно обозначал бы область нравственных «табу» для служащего.

В профессиональной культуре субъектов власти аккумулируются правовая, нравственная, политическая, этическая, религиозная и иные виды культуры. Здесь значительное место должно отводиться кропотливой воспитательной работе. Необходима четко выстроенная государственная программа повышения уровня правовой культуры в сфере власти. Направления повышения нравственно-правовой культуры могут быть следующими:

– осуществление судебной и административной реформы;

– совершенствование законодательства и правоприменительной практики;

– правовая пропаганда;

– переподготовка и повышение квалификации государственных служащих с упором в преподавании юридических дисциплин на их аксиологическую (ценностную) составляющую.

Этические нормы, сведенные в Кодекс поведения государственных служащих, следует внедрять на государственной службе в форме нормативных правовых актов. Наверное, на данном этапе развития российской системы государственной власти невозможен иной вариант. Административная этика для нас – новая область, а любое новое сначала «внедряется» сверху. Исходя из этого отечественные авторы придерживаются точки зрения, что кодифицированные моральные нормы действуют эффективнее, если они сближаются с правом, то есть право и мораль применяются одновременно, причем праву отдается явный приоритет.

Полезность внедрения подобного кодекса доказана практикой западных стран. Однако не следует видеть в таком кодексе панацею. Необходима общая стабилизация обстановки в стране, разработка и принятие других форм контроля за взаимоотношениями между политикой, бизнесом и государственной службой. Так, следовало бы последовать примеру Великобритании или Франции и издать ряд законов, препятствующих обмену кадрами между государственной службой и бизнесом.

 В  основу данного кодекса должен быть положен принцип гуманизма как важнейший принцип современного этикета, конкретизированный в требованиях вежливости, скромности, точности, ответственности, доброжелательности и т.д. имеет глубокую нравственную основу. Вытекающие из него конкретные правила поведения выступают внешним проявлением уважения к человеку.

В целях реализации норм этических кодексов необходимо создание в органах власти комиссий по этике, которые могли бы рассматривать дела о нравственных проступках, выносить общественное порицание (недоверие), проводить этическую экспертизу и, что не менее важно, рекомендовать меры поощрения за высоконравственное поведение.

Таким образом, можно обобщить все вышеуказанные рекомендации:

  1. Проведение воспитательной работы с государственными служащими, которая включает их переподготовку с акцентированием внимания на нравственном и ценностно-ориентированном подходе, правовую пропаганду и т.п.;
  2. Отдельно хотелось бы выделить пункт – совершенствование законодательства и правоприменительной практики – без этого невозможна реализация всех остальных предложенных рекомендаций;
  3. Внедрение Этического Кодекса государственного служащего на всех ветвях власти. К сожалению, в нашей стране существует лишь проект Кодекса служебного поведения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления (Кодекс поведения государственных служащих РФ). Тем не менее, администрации различных областей разрабатывают и принимают кодексы этики государственных (муниципальных) служащих – такая практика должна стать повсеместной и обязательной.
  4. В основу кодекса должен быть положен дух «общественного служения». Например, принятие присяги о верности принципам этого кодекса перед поступлением на государственную службу будет предостерегать чиновника от неэтичных поступков если не все время его службы, то, во всяком случае, довольно длительное время. Известно, что такие символы имеют значительное влияние на поведение человека.
  5. Создание в органах власти комиссий по этике, которые могли бы рассматривать дела о нравственных проступках, выносить общественное порицание (недоверие), проводить этическую экспертизу и, что не менее важно, рекомендовать меры поощрения за высоконравственное поведение.

Данные рекомендации могут стать эффективным способом преодоления существующих проблем в сфере этико-правового регулирования поведения государственных служащих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Государственный служащий в широком смысле – лицо, занимающее должность в государственной организации (органе государственной власти, на предприятии, в учреждении), в узком смысле – лицо, занимающее должность в государственном органе.

Государственным служащим является гражданин РФ, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации порядке включенную в штат должность в структуре государственной администрации (исполнительной, законодательной и судебной власти), имеющий классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, заключивший с государственным органом служебный контракт (принявший присягу на верность Российской Федерации), осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия (в том числе и государственно-властные), получающий денежное содержание (заработную плату) и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус.

В своей деятельности государственный служащий должен опираться не только на нормативно-правовые акты, регламентирующие его поведение, но и на этические устои и правила морали, принятые в обществе. Этико-правовые аспекты регулирования поведения государственных служащих – эта основа, которая должна быть отправной точкой в решениях, принимаемых людьми, работающих в государственных структурах.

Этико-правовые основы власти – это система общепризнанных норм морали (добросовестность, честность, отзывчивость, исполнение долга) и нравственно-правовых принципов – основных ключевых идей, регулирующих поведение властных субъектов.

В России действуют нормативные акты, регламентирующие деятельность государственных служащих. Среди них Закон об основах государственной службы, Общие принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденные Указом Президента РФ от 12.08.2002 № 885, а также ведомственные нормативные акты, устанавливающие правила поведения сотрудников в профессиональной и внеслужебной деятельности. Основными являются принципы ответственности, законности, гуманизма и т.д.

Практика показывает, что соблюдаются они далеко не всегда. Основными причинами этого зачастую являются: социальная незащищенность государственного служащего, его зависимость от начальства, низкий уровень правовой культуры, неустойчивость личностных ценностей. Наиболее опасной и острой проблемой в нашей стране остаются бюрократизм и коррупция. Это подтверждает несостоятельность сегодняшних этических и правовых норм, регулирующих поведение государственных служащих в России.

Информация о работе Этико-правовое регулирование поведения государственных служащих: задачи, формы, методы