Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 22:10, курсовая работа
Цель работы: изучить этические и правовые нормы, регулирующие поведение государственного служащего.
Задачи работы:
Определить содержания понятия «государственный служащий».
Проанализировать этические и правовые нормы, регулирующие поведение государственного служащего в России.
Разработать рекомендации по совершенствованию этических и правовых норм, регулирующих поведение государственного служащего в России.
Введение 3
1. Теоретические аспекты этико-правового регулирования поведения государственных служащих 6
1.1. Содержание понятия «государственный служащий» 6
1.2. Этико-правовые аспекты регулирования поведения служащих: задачи, формы, методы 10
2. Анализ этических и правовых норм, регулирующих поведение государственных служащих в России 17
2.1. Несостоятельность этических и правовых норм, регулирующих поведение государственных служащих в России 17
2.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию этико-правового регулирования поведения государственных служащих в России 26
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Возникает парадоксальная ситуация: общество в целом не проявляет достаточной гражданской воли, чтобы успешно бороться с коррупцией в органах власти, государство проявляет явную слабость и ограниченность в средствах контроля и наказания провинившихся чиновников, а сами государственные служащие оказываются в положении выбора – честность или материальное благополучие.
Если признать нереальной возможность в ближайшее время значительно улучшить материальное благосостояние всего общества, в том числе и таких его специфических социальных групп, какой являются государственные служащие, то остается только одна возможность – апеллировать к гражданскому самосознанию государственных служащих, принимать все возможные меры для его активизации.
Приведенные социологические данные и аналитические выводы www.ranepa.ru не являются только предметом научного анализа. Как показывает практика политического государственного управления, вопросы морального соответствия государственных служащих своему месту и роли в жизни общества, различного рода отклонений от этических норм и правил в их деятельности стоят в ряду первоочередных проблем, требующих постоянного внимания и регулирования со стороны институтов государства и гражданского общества.
Таким образом, в глазах населения государственный и муниципальный служащий олицетворяет собой государство и этичность его должностного поведения для обычных граждан имеет большое значение. В обыденном сознании часто именно нравственные, а не профессиональные и деловые качества представителей государственной и муниципальной службы более всего определяют отношение населения к оценке работы государственных органов управления.
В организации государственной службы и её функционировании есть много специфических моментов, которые действуют в противоречии с требуемыми от госслужащего моральными качествами. Наиболее опасной и острой проблемой в нашей стране остаются бюрократизм и коррупция. Это деструктивные феномены, являющиеся одновременно следствием и причиной утраты обществом базовых нравственных факторов социальной самоорганизации. Сегодня они стоят в ряду первоочередных проблем, требующих постоянного внимания и регулирования со стороны институтов государства и гражданского общества.
Этические нормы в систему государственной службы невозможно внедрить директивным путем как новые правила делопроизводства, как компьютерную технику, как изменения в законодательство о государственной службе. Их невозможно ввести в употребление по плану и к определенному сроку.
Они закрепляются только на основе общих укоренившихся принципах и нормах морали. Они всегда складываются двумя слоями [34]:
1. Первый слой – это привычные, обычные правила, имеющие неписаный, само собой разумеющийся характер. Их доказательства никто не ищет, они очевидны для всех.
2. Второй слой – это нормы, закрепленные документально (в конституционных актах, в политических программах, в гражданском законодательстве, в общественных манифестах, в научных исследованиях и т.п.).
Вот
этот второй слой этических
регуляторов только
Деятельность государственного служащего регулируется различными нормативными правовыми актами, накладывающими обязанности и ограничения как федерального, так и областного значения, однако необходимо создать документ именно этической направленности. Он должен прописывать правила служебного поведения в качестве норм надлежащего служебного поведения, обеспечивающих добросовестное исполнение служебных (должностных) обязанностей и соблюдение установленных ограничений на основе соответствия служебного поведения общепринятым этическим нормам.
Принятие профессионально-этических правил поведения государственного служащего будет способствовать решению двух основных задач:
1) определению
целей и принципов
2) содействию построения доверительных и ответственных отношений в коллективе (органе государственного управления).
Вместе с тем, принятие подобного кодекса мера первостепенная по своей важности, но далеко не единственная. Сами по себе кодексы, если они не подкреплены действенными механизмами, которые обеспечивают соблюдение содержащихся в них норм, господствующим общим духом, а также личным примером, прежде всего руководящих работников, проблемы не решают и во многом остаются лишь словами.
Иными словами, если нормы не укоренены в культуре, то никакие указы и своды правил не будут по-настоящему действенны.
В
основу кодекса должен быть
положен дух «общественного
Необходимость этического кодекса для российской государственной службы была достаточно убедительно обоснована в целом ряде публикаций 90-х гг. Отмечалось, что профессиональная этика государственного служащего обладает существенной спецификой, как и любая корпоративная этика. Однако многие служащие имеют весьма смутное или искаженное представление об этих нормах или же относятся к ним с пренебрежением. Это можно оценить как проявление недостаточно высокой общей и профессиональной культуры. Поэтому представляется крайне важным разработать такой документ, который, не обладая юридически обязывающим характером, задавал бы, тем не менее, систему нравственных ориентиров, давал бы рекомендации по нравственному поведению в тех или иных «щекотливых» ситуациях и, с другой стороны, ясно обозначал бы область нравственных «табу» для служащего.
В профессиональной культуре субъектов власти аккумулируются правовая, нравственная, политическая, этическая, религиозная и иные виды культуры. Здесь значительное место должно отводиться кропотливой воспитательной работе. Необходима четко выстроенная государственная программа повышения уровня правовой культуры в сфере власти. Направления повышения нравственно-правовой культуры могут быть следующими:
– осуществление судебной и административной реформы;
– совершенствование законодательства и правоприменительной практики;
– правовая пропаганда;
– переподготовка и повышение квалификации государственных служащих с упором в преподавании юридических дисциплин на их аксиологическую (ценностную) составляющую.
Этические нормы, сведенные в Кодекс поведения государственных служащих, следует внедрять на государственной службе в форме нормативных правовых актов. Наверное, на данном этапе развития российской системы государственной власти невозможен иной вариант. Административная этика для нас – новая область, а любое новое сначала «внедряется» сверху. Исходя из этого отечественные авторы придерживаются точки зрения, что кодифицированные моральные нормы действуют эффективнее, если они сближаются с правом, то есть право и мораль применяются одновременно, причем праву отдается явный приоритет.
Полезность внедрения подобного кодекса доказана практикой западных стран. Однако не следует видеть в таком кодексе панацею. Необходима общая стабилизация обстановки в стране, разработка и принятие других форм контроля за взаимоотношениями между политикой, бизнесом и государственной службой. Так, следовало бы последовать примеру Великобритании или Франции и издать ряд законов, препятствующих обмену кадрами между государственной службой и бизнесом.
В основу данного кодекса должен быть положен принцип гуманизма как важнейший принцип современного этикета, конкретизированный в требованиях вежливости, скромности, точности, ответственности, доброжелательности и т.д. имеет глубокую нравственную основу. Вытекающие из него конкретные правила поведения выступают внешним проявлением уважения к человеку.
В целях реализации норм этических кодексов необходимо создание в органах власти комиссий по этике, которые могли бы рассматривать дела о нравственных проступках, выносить общественное порицание (недоверие), проводить этическую экспертизу и, что не менее важно, рекомендовать меры поощрения за высоконравственное поведение.
Таким образом, можно обобщить все вышеуказанные рекомендации:
Данные рекомендации могут стать эффективным способом преодоления существующих проблем в сфере этико-правового регулирования поведения государственных служащих.
Государственный служащий в широком смысле – лицо, занимающее должность в государственной организации (органе государственной власти, на предприятии, в учреждении), в узком смысле – лицо, занимающее должность в государственном органе.
Государственным служащим является гражданин РФ, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации порядке включенную в штат должность в структуре государственной администрации (исполнительной, законодательной и судебной власти), имеющий классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, заключивший с государственным органом служебный контракт (принявший присягу на верность Российской Федерации), осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия (в том числе и государственно-властные), получающий денежное содержание (заработную плату) и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус.
В своей деятельности государственный служащий должен опираться не только на нормативно-правовые акты, регламентирующие его поведение, но и на этические устои и правила морали, принятые в обществе. Этико-правовые аспекты регулирования поведения государственных служащих – эта основа, которая должна быть отправной точкой в решениях, принимаемых людьми, работающих в государственных структурах.
Этико-правовые основы власти – это система общепризнанных норм морали (добросовестность, честность, отзывчивость, исполнение долга) и нравственно-правовых принципов – основных ключевых идей, регулирующих поведение властных субъектов.
В России действуют нормативные акты, регламентирующие деятельность государственных служащих. Среди них Закон об основах государственной службы, Общие принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденные Указом Президента РФ от 12.08.2002 № 885, а также ведомственные нормативные акты, устанавливающие правила поведения сотрудников в профессиональной и внеслужебной деятельности. Основными являются принципы ответственности, законности, гуманизма и т.д.
Практика показывает, что соблюдаются они далеко не всегда. Основными причинами этого зачастую являются: социальная незащищенность государственного служащего, его зависимость от начальства, низкий уровень правовой культуры, неустойчивость личностных ценностей. Наиболее опасной и острой проблемой в нашей стране остаются бюрократизм и коррупция. Это подтверждает несостоятельность сегодняшних этических и правовых норм, регулирующих поведение государственных служащих в России.