Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 22:10, курсовая работа
Цель работы: изучить этические и правовые нормы, регулирующие поведение государственного служащего.
Задачи работы:
Определить содержания понятия «государственный служащий».
Проанализировать этические и правовые нормы, регулирующие поведение государственного служащего в России.
Разработать рекомендации по совершенствованию этических и правовых норм, регулирующих поведение государственного служащего в России.
Введение 3
1. Теоретические аспекты этико-правового регулирования поведения государственных служащих 6
1.1. Содержание понятия «государственный служащий» 6
1.2. Этико-правовые аспекты регулирования поведения служащих: задачи, формы, методы 10
2. Анализ этических и правовых норм, регулирующих поведение государственных служащих в России 17
2.1. Несостоятельность этических и правовых норм, регулирующих поведение государственных служащих в России 17
2.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию этико-правового регулирования поведения государственных служащих в России 26
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Таким образом, государственным служащим является гражданин РФ, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации порядке включенную в штат должность в структуре государственной администрации (исполнительной, законодательной и судебной власти), имеющий классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, заключивший с государственным органом служебный контракт (принявший присягу на верность Российской Федерации), осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия (в том числе и государственно-властные), получающий денежное содержание (заработную плату) и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус.
Государственный служащий имеет определенное правовое положение (правовой статус). Для него определены особые условия поступления на государственную службу, прохождения и прекращения службы. Государственный служащий реализует предоставленные ему полномочия и функции как внутри государственной администрации, так и по отношению к внешним субъектам права (гражданам, другим организациям и т. д.). Правовой статус государственных служащих представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственность служащих, установленных законодательством и гарантированных государством. Правовой статус государственных служащих регулируется многими федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ, а также другими нормативными правовыми актами [33].
В круг общих (основных) обязанностей государственного служащего входят [15, c.124].
1. Обеспечение поддержки
2. Добросовестное исполнение
3. Обеспечение соблюдения и
4. Исполнение приказов, распоряжений
и указаний вышестоящих в
5. Поддержание уровня
6. Соблюдение норм служебной этики.
7. Хранение государственной
8. Своевременное рассмотрение в
пределах своих должностных
Этико-правовые основы власти – это система общепризнанных норм морали (добросовестность, честность, отзывчивость, исполнение долга) и нравственно-правовых принципов – основных ключевых идей, регулирующих поведение властных субъектов [29, c.970].
Нормы морали, как «работают» в качестве самостоятельных регуляторов, так и аккумулируются в нравственно-правовых принципах гуманизме, справедливости, законности, равноправии, приоритете конституционных прав и свобод граждан, уважении достоинства личности. В этом проявляется функциональное взаимодействие права и морали. Это отражают и вышеуказанные обязанности государственных служащих.
Моральные нормы и нравственно-правовые принципы могут, как закрепляться в конкретных юридических нормах, так и логически выводиться из их совокупности. Нормативное закрепление принципов позволяет более полно представить структуру, функции государственного аппарата, а также внести конкретность и устойчивость в управленческую среду.
В своей совокупности принципы обеспечивают единство, согласованность и общественно необходимое содержание деятельности всего государственного аппарата. Поэтому можно говорить о том, что основными задачами этико-правового регулирования поведения государственных служащих является [24, c.32]:
– определение целей и принципов деятельности, формулирование норм этичного поведения, которыми должны руководствоваться государственные служащие;
– содействие построению доверительных и ответственных отношений в коллективе (органе государственного управления) и общества в целом.
Легитимность как отражение социокультурных особенностей государственности является одним из важных показателей взаимодействия правовых и нравственных начал в деятельности власти.
Легитимность и эффективность государственной власти напрямую зависят от [21, c.69]:
– уровня компетентности властных структур;
– соответствия их действий законодательству;
– доступности, демократизма государственной власти;
– ее уровня ответственности перед народом;
– от взаимовлияния власти и общества друг на друга.
Государственная власть в представлениях граждан вправе требовать соблюдения в обществе моральных и правовых норм, если она выполняет интересы этого общества, а не бюрократии и властных элит.
Для гражданского служащего установлены запреты, связанные с гражданской службой. Отметим лишь некоторые из них. Гражданскому служащему, например, запрещается [7,16,18]:
– получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Указанный запрет не лишает возможности получения государственными служащими символических знаков внимания в соответствии с общепризнанными нормами вежливости и гостеприимства, символических сувениров при проведении протокольных или других официальных мероприятий;
– выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц;
– использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
– разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
– использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений.
Формы регулирования поведения государственных служащих могут быть следующими [33]:
3) Правовое нормирование в интересах функционирования системы государственной службы традиционно сложившегося принципа следования образцу поведения лидера обусловливает законопослушность.
Следует отметить, что в мировой практике для обеспечения реализации этических принципов в деятельности государственных служащих используются и положительно себя зарекомендовали такие методы, как этические кодексы, комитеты по этике, тренинги, социальные аудиты.
Еще одним механизмов, используемым для решения этических проблем в государственных организациях, являются специальные службы по урегулированию этических претензий. Работники данных служб рассматривают жалобы по этическим вопросам, поступающие как со стороны, так и от работающих в данной организации лиц. Для решения задач по урегулированию этических коллизий может быть организована специальная служба горячей линии (электронная почта) [26, c.185].
В некоторых зарубежных странах, таких как Япония, США, Англия и др., в целях поддержания необходимого уровня этичности в организации используется метод социальных ревизий. Его особенность заключается в том, что в годовых отчетах и ежегодных обзорах в государственных и негосударственных средствах массовой информации публикуется «социальное разоблачение» - список наиболее и наименее уважаемых организаций, для оценки которых используются, в числе других, индекс «ответственность перед обществом и средой обитания» в качестве совокупной схемы ранжирования [32, c.214].
Вообще принято выделять три основных способа правового регулирования [34].
Первый способ – предоставление участнику правовых отношений субъективных прав. Он выражается в делегировании комплекса дозволений лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).
Второй способ – обязывание как предписание совершить какие-то действия (так, собственник жилого дома обязывается платить налоги).
Третий способ – запрет, т.е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).
К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. В частности, нормы Уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений. Сюда же можно отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т.е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (за изобретательскую, рационализаторскую деятельность). Именно эти способы могут стать первостепенным инструментом для реализации действенного механизма этико-правового регулирования поведения государственных служащих.
Таким образом, все это подтверждает то, что в своей деятельности государственный служащий должен опираться не только на нормативно-правовые акты, регламентирующие его поведение, но и на этические устои и правила морали, принятые в обществе. Этико-правовые аспекты регулирования поведения государственных служащих – эта основа, которая должна быть отправной точкой в решениях, принимаемых людьми, работающих в государственных структурах.
В конце можно сделать следующие выводы: государственный служащий в широком смысле – лицо, занимающее должность в государственной организации (органе государственной власти, на предприятии, в учреждении), в узком смысле – лицо, занимающее должность в государственном органе.
Этико-правовые основы власти – это система общепризнанных норм морали (добросовестность, честность, отзывчивость, исполнение долга) и нравственно-правовых принципов – основных ключевых идей, регулирующих поведение властных субъектов.
Для повышения эффективности деятельности государственных органов в различных странах разрабатываются концепции государственного управления, в которых значительное место уделяется этике государственной службы.
В России действуют нормативные акты, регламентирующие деятельность государственных служащих. Среди них Закон об основах государственной службы, Общие принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденные Указом Президента РФ от 12.08.2002 № 885, а также ведомственные нормативные акты, устанавливающие правила поведения сотрудников в профессиональной и внеслужебной деятельности.
Специфика такого рода профессиональной деятельности, как государственная служба, особенности социально-правового статуса государственного служащего и вытекающих из него соответствующих служебных ситуаций, позволяют говорить об этикете государственных служащих как о совокупности специфических правил, регламентирующих внешние проявления взаимоотношений между людьми в процессе их профессиональной деятельности во всём многообразии форм служебного общения [11, c.19].
На государственной службе, где отношения строятся на основе субординации, каждый вид общения (подчинённого и начальника, коллег, чиновника и посетителя) обладает достаточной спецификой и подчинён своим, выработанным практикой правилам этикета, ориентированного на честь и достоинство как высшую ценность.