Этико-правовое регулирование поведения государственных служащих: задачи, формы, методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить этические и правовые нормы, регулирующие поведение государственного служащего.
Задачи работы:
Определить содержания понятия «государственный служащий».
Проанализировать этические и правовые нормы, регулирующие поведение государственного служащего в России.
Разработать рекомендации по совершенствованию этических и правовых норм, регулирующих поведение государственного служащего в России.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты этико-правового регулирования поведения государственных служащих 6
1.1. Содержание понятия «государственный служащий» 6
1.2. Этико-правовые аспекты регулирования поведения служащих: задачи, формы, методы 10
2. Анализ этических и правовых норм, регулирующих поведение государственных служащих в России 17
2.1. Несостоятельность этических и правовых норм, регулирующих поведение государственных служащих в России 17
2.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию этико-правового регулирования поведения государственных служащих в России 26
Заключение 32
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

etiko-pravovoe_regulirovanie_povedenia.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, государственным служащим является гражданин РФ, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации порядке включенную в штат должность в структуре государственной администрации (исполнительной, законодательной и судебной власти), имеющий классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, заключивший с государственным органом служебный контракт (принявший присягу на верность Российской Федерации), осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия (в том числе и государственно-властные), получающий денежное содержание (заработную плату) и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус.

 

 

    1. Этико-правовые аспекты регулирования поведения служащих: задачи, формы, методы

 

Государственный служащий имеет определенное правовое положение (правовой статус). Для него определены особые условия поступления на государственную службу, прохождения и прекращения службы. Государственный служащий реализует предоставленные ему полномочия и функции как внутри государственной администрации, так и по отношению к внешним субъектам права (гражданам, другим организациям и т. д.). Правовой статус государственных служащих представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственность служащих, установленных законодательством и гарантированных государством. Правовой статус государственных служащих регулируется многими федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ, а также другими нормативными правовыми актами [33].

В круг общих (основных) обязанностей государственного служащего входят [15, c.124].

1. Обеспечение поддержки конституционного  строя и соблюдения Конституции  РФ, реализации федеральных законов  и законов субъектов РФ, в том  числе регулирующих сферу его  полномочий.

2. Добросовестное исполнение должностных  обязанностей; соблюдение установленных в государственном органе правил служебного распорядка, порядка обращения со служебной информацией; выполнение должностных инструкций. Государственный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

3. Обеспечение соблюдения и защиты  прав и законных интересов  граждан.

4. Исполнение приказов, распоряжений  и указаний вышестоящих в порядке  подчиненности руководителей, отданных  в пределах их должностных  полномочий, за исключением заведомо  незаконных (или неправомерных) поручений.

5. Поддержание уровня квалификации, достаточного для исполнения  своих должностных обязанностей.

6. Соблюдение норм служебной  этики.

7. Хранение государственной тайны  и иной охраняемой законом  тайны, а также неразглашение  ставших известными государственному служащему в связи с исполнением им своих должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан.

8. Своевременное рассмотрение в  пределах своих должностных обязанностей  обращений граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принятие по ним решений в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ.

Этико-правовые основы власти – это система общепризнанных норм морали (добросовестность, честность, отзывчивость, исполнение долга) и нравственно-правовых принципов – основных ключевых идей, регулирующих поведение властных субъектов [29, c.970].

Нормы морали, как «работают» в качестве самостоятельных регуляторов, так и аккумулируются в нравственно-правовых принципах гуманизме, справедливости, законности, равноправии, приоритете конституционных прав и свобод граждан, уважении достоинства личности. В этом проявляется функциональное взаимодействие права и морали. Это отражают и вышеуказанные обязанности государственных служащих.

Моральные нормы и нравственно-правовые принципы могут, как закрепляться в конкретных юридических нормах, так и логически выводиться из их совокупности. Нормативное закрепление принципов позволяет более полно представить структуру, функции государственного аппарата, а также внести конкретность и устойчивость в управленческую среду.

В своей совокупности принципы обеспечивают единство, согласованность и общественно необходимое содержание деятельности всего государственного аппарата. Поэтому можно говорить о том, что основными задачами этико-правового регулирования поведения государственных служащих является [24, c.32]:

– определение целей и принципов деятельности, формулирование норм этичного поведения, которыми должны руководствоваться государственные служащие;

– содействие построению доверительных и ответственных отношений в коллективе (органе государственного управления) и общества в целом.

Легитимность как отражение социокультурных особенностей государственности является одним из важных показателей взаимодействия правовых и нравственных начал в деятельности власти.

Легитимность и эффективность государственной власти напрямую зависят от [21, c.69]:

– уровня компетентности властных структур;

– соответствия их действий законодательству;

– доступности, демократизма государственной власти;

– ее уровня ответственности перед народом;

– от взаимовлияния власти и общества друг на друга.

 Государственная власть в  представлениях граждан вправе требовать соблюдения в обществе моральных и правовых норм, если она выполняет интересы этого общества, а не бюрократии и властных элит.

Для гражданского служащего установлены запреты, связанные с гражданской службой. Отметим лишь некоторые из них. Гражданскому служащему, например, запрещается [7,16,18]:

– получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Указанный запрет не лишает возможности получения государственными служащими символических знаков внимания в соответствии с общепризнанными нормами вежливости и гостеприимства, символических сувениров при проведении протокольных или других официальных мероприятий;

– выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц;

– использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

– разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

– использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений.

Формы регулирования поведения государственных служащих могут быть следующими [33]:

  1. Аттрактивная мотивация государственного служащего, основанная на стремлении следовать нормам и ценностям (а не рациональная, предполагающая стремление к выгоде), стимулирует инициативность и способствует повышению технологической дисциплины (которая в свою очередь обусловливает рациональное планирование деятельности).
  2. Коллективизм как способ взаимоотношений российских индивидов, обусловливает современный механизм управления персоналом (с его системой классных чинов, квалификационных разрядов и т.п.), что раскрывает проявление таких поведенческих черт государственных служащих, как добросовестность, профессионализм, скромность.

3) Правовое нормирование в интересах функционирования системы государственной службы традиционно сложившегося принципа следования образцу поведения лидера обусловливает законопослушность.

Следует отметить, что в мировой практике для обеспечения реализации этических принципов в деятельности государственных служащих используются и положительно себя зарекомендовали такие методы, как этические кодексы, комитеты по этике, тренинги, социальные аудиты.

Еще одним механизмов, используемым для решения этических проблем в государственных организациях, являются специальные службы по урегулированию этических претензий. Работники данных служб рассматривают жалобы по этическим вопросам, поступающие как со стороны, так и от работающих в данной организации лиц. Для решения задач по урегулированию этических коллизий может быть организована специальная служба горячей линии (электронная почта) [26, c.185].

В некоторых зарубежных странах, таких как Япония, США, Англия и др., в целях поддержания необходимого уровня этичности в организации используется метод социальных ревизий. Его особенность заключается в том, что в годовых отчетах и ежегодных обзорах в государственных и негосударственных средствах массовой информации публикуется «социальное разоблачение» - список наиболее и наименее уважаемых организаций, для оценки которых используются, в числе других, индекс «ответственность перед обществом и средой обитания» в качестве совокупной схемы ранжирования [32, c.214].

Вообще принято выделять три основных способа правового регулирования [34].

Первый способ – предоставление участнику правовых отношений субъективных прав. Он выражается в делегировании комплекса дозволений лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

Второй способ – обязывание как предписание совершить какие-то действия (так, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Третий способ – запрет, т.е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. В частности, нормы Уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений. Сюда же можно отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т.е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (за изобретательскую, рационализаторскую деятельность). Именно эти способы могут стать первостепенным инструментом для реализации действенного механизма этико-правового регулирования поведения государственных служащих.

Таким образом, все это подтверждает то, что в своей деятельности государственный служащий должен опираться не только на нормативно-правовые акты, регламентирующие его поведение, но и на этические устои и правила морали, принятые в обществе. Этико-правовые аспекты регулирования поведения государственных служащих – эта основа, которая должна быть отправной точкой в решениях, принимаемых людьми, работающих в государственных структурах.

В конце можно сделать следующие выводы: государственный служащий в широком смысле – лицо, занимающее должность в государственной организации (органе государственной власти, на предприятии, в учреждении), в узком смысле – лицо, занимающее должность в государственном органе.

Этико-правовые основы власти – это система общепризнанных норм морали (добросовестность, честность, отзывчивость, исполнение долга) и нравственно-правовых принципов – основных ключевых идей, регулирующих поведение властных субъектов.

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ этических и правовых норм, регулирующих поведение государственных служащих в России

 

2.1. Несостоятельность этических и правовых норм, регулирующих поведение государственных служащих в России

 

Для повышения эффективности деятельности государственных органов в различных странах разрабатываются концепции государственного управления, в которых значительное место уделяется этике государственной службы.

В России действуют нормативные акты, регламентирующие деятельность государственных служащих. Среди них Закон об основах государственной службы, Общие принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденные Указом Президента РФ от 12.08.2002 № 885, а также ведомственные нормативные акты, устанавливающие правила поведения сотрудников в профессиональной и внеслужебной деятельности.

Специфика такого рода профессиональной деятельности, как государственная служба, особенности социально-правового статуса государственного служащего и вытекающих из него соответствующих служебных ситуаций, позволяют говорить об этикете государственных служащих как о совокупности специфических правил, регламентирующих внешние проявления взаимоотношений между людьми в процессе их профессиональной деятельности во всём многообразии форм служебного общения [11, c.19].

На государственной службе, где отношения строятся на основе субординации, каждый вид общения (подчинённого и начальника, коллег, чиновника и посетителя) обладает достаточной спецификой и подчинён своим, выработанным практикой правилам этикета, ориентированного на честь и достоинство как высшую ценность.

Информация о работе Этико-правовое регулирование поведения государственных служащих: задачи, формы, методы