Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:45, курсовая работа
Данная работа рассматривает эволюционный путь Китая к рыночной экономике, устанавливает его характер и сравнивает с экономикой Казахстана и другими постсоветскими государствами.
Введение
3
1.Теоретические основы переходной экономики
4
Переходный период и его анализ
4-5
Суть переходной экономики
6-7
2.Эволюционный путь к рыночной экономике на примере Китая
8
2.1.Плюсы и минусы эволюционного перехода Китая к рынку
8-15
2.2.Путь к рыночной экономике Китая: шок или эволюция?
16-20
3. Переходная экономика в Казахстане.
21-30
Заключение
31-32
Список литературы
33
Развитие сельского хозяйства
требовало капиталовложений. Однако
государство неохотно отвлекало
ограниченные ресурсы из сферы промышленности.
Оно приняло стратегию, которая
позволила сельскому хозяйству
не конкурировать с
Ядром этой стратегии была массовая мобилизация сельского населения для осуществления трудоемких инвестиционных проектов, связанных с орошением, борьбой с наводнениями и освоением земель, с повышением урожайности. Система же вознаграждения в коллективных хозяйствах имела в основном уравнительный характер.
Все это позволило обеспечить
максимальную мобилизацию ресурсов
для развития тяжелой промышленности,
несмотря на дефицит капитала. Китай
сумел испытать и ядерное оружие
в 1960-х г. и запустить в Космос
спутник в 1970-е гг. Однако цена таких
достижений казалась слишком высокой.
Экономика Китая перед
Начиная с 1979 г. реформы в системах управления на низшем уровне привели к реформам в системах распределения ресурсов, что, в свою очередь, повлекло за собой реформы на макроэкономическом уровне.
Государственным предприятиям
было разрешено использовать часть
прибыли для нужд производства и
рабочих, что сразу привело к
росту прибыли, или снижению потерь,
на 12%. Самостоятельность предприятий
в сфере управления постепенно расширялась
благодаря введению системы ответственности
за выполнение контрактов, при которой
государственные предприятия
Параллельно с реформой в области управления государственными предприятиями была осуществлена деколлективизация сельского хозяйства, которая заменила систему коллективного производства системой семейной ответственности.
После выполнения заданий по обязательным поставкам государственным предприятиям были разрешены: реализация дополнительно полученной продукции на рынке по рыночным ценам и приобретение на рынке средств производства для повышения производительности труда и расширения своих производительных возможностей.
Реформы создали два благоприятных
условия для быстрого расширения
численности таких предприятий:
увеличение вследствие реформы системы
семейной ответственности, которые
было разрешено использовать для
реализации местных инвестиционных
инициатив; расширение доступа к
основным материалам, оборудованию и
рынкам. Если в 1978 г. объем местного
производства составлял 7,2% от общего объема
промышленного производства в Китае,
то уже к 1996 г. доля местных предприятий
в общем объеме производства увеличилась
до 31,1%.
Негосударственные предприятия, однако,
были вынуждены считаться со строгими
бюджетными ограничениями. При низкой
производительности они зачастую не выживали.
Тем не менее их развитие оказало сильное
влияние на предприятия государственного
сектора и политику государства, направленную
на совершенствование управления государственными
предприятиями.
Несмотря на значительный
рост производительности труда, прибыльность
производства на государственных предприятиях
после реформы 1979 г. существенно
снизилась. В настоящее время
более 40% государственных предприятий
убыточно, хотя получают крупные суммы
косвенных субсидий в виде займов
под низкие проценты и защищены другими
протекционистскими мерами. Сокращение
прибыльности государственных предприятий
частично объясняется и утратой
ими монопольной ренты. Резкое повышение
заработной платы и других дополнительных
выплат работникам - также одна из важных
причин. Среднегодовой рост фонда
заработной платы в государственном
секторе в 1978-1996 гг. составил 16%, а
среднегодовой рост объема производства
7,6%.
Когда в конце 1970-х гг.
Китай начал переход к рыночной
экономике, государство по существу
не задавалось вопросом о состоятельности
или несостоятельности
В настоящее время более
70% займов от четырех государственных
банков идут к государственным
Дотируя государственные
предприятия, китайское руководство
искусственно занижало цены на сельскохозяйственную
продукцию и минеральное сырье.
Это не только привело к сохранению
нежизнеспособных государственных
предприятий, но и к дифференциации
экономических регионов по уровню доходов,
так как в восточных регионах
страны концентрируются предприятия
обрабатывающих отраслей промышленности,
в центральном Китае - сельскохозяйственные
предприятия, в западном - предприятия
по добыче минерального сырья, природных
ресурсов. В рыночной экономике восточные
регионы добились громадного прогресса
в развитии обрабатывающей промышленности,
воспользовавшись благоприятной конъюнктурой
рынка, а также существенно возросшим
объемом импорта дешевой
Если китайское руководство
не найдет путей, чтобы успешно реформировать
государственные предприятия, переход
Китая к рыночной экономике не
может быть реализован полностью.
Помимо существования проблемы жизнеспособности
многих государственных предприятий у
них возникают и проблемы в социальной
сфере.
В плановой экономике государство несло ответственность за обеспечение городского населения рабочими местами и даже нанимало несколько рабочих на одно место, создавая избыток рабочей силы на государственных предприятиях, использовало бюджетные ассигнования для выплаты зарплаты, пенсий, других социальных выплат. Теперь государственные предприятия сами отвечают за выплату заработной платы и начисление пенсии по старости.
Проблему жизнеспособности можно назвать "стратегическим бременем" государственных предприятий, их дополнительные затраты, проистекающие из избытка рабочей силы и расходов на выплату пенсий, - их "социальным бременем".
В совокупности это "бремя экономической политики" в отношении предприятий. В настоящее время государство принимает меры для увольнения с государственных предприятий лишних рабочих и создает полностью финансируемую систему социального обеспечения, которая возьмет на себя заботу и о рабочих, увольняемых с государственных предприятий.
Проблема же жизнеспособности
государственных предприятий
В интересах данной категории
госпредприятий государство может
избрать подход, смысл которого заключается
в получении доступа к
Есть два пути, чтобы достичь этой цели:
первый заключается в том, чтобы побуждать
государственные предприятия к выходу
на международный рынок ценных бумаг;
второй - в том, чтобы учреждать совместные
предприятия с иностранным участием и
тем самым получать прямой доступ к иностранным
технологиям и капиталу. "Чайна Мобайл",
"Чайна Телеком" и "Чайна Петролеум"
избрали первый путь. Многие же из производителей
автомобилей в Китае избрали путь создания
совместных предприятий. Третья категория
государственных предприятий при реализации
своей продукции ограничивается внутренним
рынком.
Чтобы решить проблему жизнеспособности,
им следует, опираясь на собственный
технологический и
К четвертой группе
относятся нежизнеспособные
Сумеет ли то или иное госпредприятие
обеспечить себе прибыль, работая на открытом,
свободном рынке, зависит от степени ответственности
его руководителей. Государство не может
долее нести эту ответственность. Не может
быть причин, по которым государство было
бы обязано продолжать дотирование и проводить
протекционистскую политику в отношении
госпредприятий, позволяя им монополизировать
рынок, сдерживать цены на сельскохозяйственные
продукты и сырье. Необходимо прекратить
государственное вмешательство в естественный
экономический процесс. Только тогда переход
от планового хозяйства к рыночной экономике
будет завершен.
2.2. Путь к рыночной
экономике Китая: шок или
«Мы всего более чем
за полвека не только изменили бедный
и отсталый старый Китай, но и построили
вполне современную промышленную систему.
За время, прошедшее с момента
образования нового Китая, валовой
внутренний продукт увеличился в 56
раз. Заметно укрепилась экономическая,
оборонная и научно-
Цзян Цземинь
Пятьдесят лет отделяет нас
от того дня, когда на площади Тяньаньмэнь
была провозглашена Китайская
Сегодня в мире к Китаю отношение неоднозначное. Некоторые аналитики предсказывают, что он будет одним из мировых лидеров в грядущем тысячелетии. Другие, напротив, убеждают, что его ожидает неизбежный экономический хаос и политический крах. Строить прогнозы в наше нестабильное время – дело неблагодарное. Лучше оперировать фактами. А факты говорят о том, что проводимая в Китае политика реформ дала конкретные результаты: Китай продемонстрировал всему миру возможность осуществления рыночных преобразований без радикального слома существующей политической системы.
Тридцать лет понадобилось
КНР, чтобы понять простые истины:
невозможно перескакивать через
исторические этапы; нельзя строить
новое общество, полагаясь лишь на
субъективные воззрения пусть даже
гениального руководителя; для перехода
от одной исторической стадии к другой
необходима подготовка соответствующих
социально-экономических и
Информация о работе Эволюционный путь к рыночной экономике (на примере Китая)