Эволюционный путь к рыночной экономике (на примере Китая)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Данная работа рассматривает эволюционный путь Китая к рыночной экономике, устанавливает его характер и сравнивает с экономикой Казахстана и другими постсоветскими государствами.

Содержание работы

Введение
3
1.Теоретические основы переходной экономики
4
Переходный период и его анализ
4-5
Суть переходной экономики
6-7
2.Эволюционный путь к рыночной экономике на примере Китая
8
2.1.Плюсы и минусы эволюционного перехода Китая к рынку
8-15
2.2.Путь к рыночной экономике Китая: шок или эволюция?
16-20
3. Переходная экономика в Казахстане.
21-30
Заключение
31-32
Список литературы
33

Файлы: 1 файл

Эволюционный путь Китая к рыночной экономике.docx

— 63.91 Кб (Скачать файл)

Развитие сельского хозяйства  требовало капиталовложений. Однако государство неохотно отвлекало  ограниченные ресурсы из сферы промышленности. Оно приняло стратегию, которая  позволила сельскому хозяйству  не конкурировать с промышленностью.

Ядром этой стратегии была массовая мобилизация сельского  населения для осуществления  трудоемких инвестиционных проектов, связанных с орошением, борьбой  с наводнениями и освоением земель, с повышением урожайности. Система  же вознаграждения в коллективных хозяйствах имела в основном уравнительный характер. 

Все это позволило обеспечить максимальную мобилизацию ресурсов для развития тяжелой промышленности, несмотря на дефицит капитала. Китай  сумел испытать и ядерное оружие в 1960-х г. и запустить в Космос спутник в 1970-е гг. Однако цена таких  достижений казалась слишком высокой. Экономика Китая перед экономическими реформами 1980-х гг. отличалась низкой эффективностью, низким уровнем технологии производства, отсутствием у рабочих  и руководителей серьезных стимулов к повышению производительности труда.

Начиная с 1979 г. реформы в  системах управления на низшем уровне привели к реформам в системах распределения ресурсов, что, в свою очередь, повлекло за собой реформы  на макроэкономическом уровне.

Государственным предприятиям было разрешено использовать часть  прибыли для нужд производства и  рабочих, что сразу привело к  росту прибыли, или снижению потерь, на 12%. Самостоятельность предприятий  в сфере управления постепенно расширялась  благодаря введению системы ответственности  за выполнение контрактов, при которой  государственные предприятия соглашались  на отчисление государству заранее  определенных поступлений, а затем благодаря замещению этой системы ответственности современной корпоративной системой, при которой государство имеет право на получение дивидендов от своих предприятий.

Параллельно с реформой в области управления государственными предприятиями была осуществлена деколлективизация сельского хозяйства, которая заменила систему коллективного производства системой семейной ответственности. 

После выполнения заданий  по обязательным поставкам государственным  предприятиям были разрешены: реализация дополнительно полученной продукции  на рынке по рыночным ценам и приобретение на рынке средств производства для  повышения производительности труда  и расширения своих производительных возможностей.

Реформы создали два благоприятных  условия для быстрого расширения численности таких предприятий: увеличение вследствие реформы системы  семейной ответственности, которые  было разрешено использовать для  реализации местных инвестиционных инициатив; расширение доступа к  основным материалам, оборудованию и  рынкам. Если в 1978 г. объем местного производства составлял 7,2% от общего объема промышленного производства в Китае, то уже к 1996 г. доля местных предприятий  в общем объеме производства увеличилась  до 31,1%. 
Негосударственные предприятия, однако, были вынуждены считаться со строгими бюджетными ограничениями. При низкой производительности они зачастую не выживали. Тем не менее их развитие оказало сильное влияние на предприятия государственного сектора и политику государства, направленную на совершенствование управления государственными предприятиями.

Несмотря на значительный рост производительности труда, прибыльность производства на государственных предприятиях после реформы 1979 г. существенно  снизилась. В настоящее время  более 40% государственных предприятий  убыточно, хотя получают крупные суммы  косвенных субсидий в виде займов под низкие проценты и защищены другими  протекционистскими мерами. Сокращение прибыльности государственных предприятий  частично объясняется и утратой  ими монопольной ренты. Резкое повышение  заработной платы и других дополнительных выплат работникам - также одна из важных причин. Среднегодовой рост фонда  заработной платы в государственном  секторе в 1978-1996 гг. составил 16%, а среднегодовой рост объема производства 7,6%. 

Когда в конце 1970-х гг. Китай начал переход к рыночной экономике, государство по существу не задавалось вопросом о состоятельности  или несостоятельности господствующей экономической системы, а лишь пыталось повысить уровень заинтересованности государственных промышленных и  коллективных сельскохозяйственных предприятий  в эффективном производстве, предоставляя им некоторую самостоятельность. Но такая попытка оказалась успешной. Предоставление частичной самостоятельности  на нижнем уровне управления экономикой первоначально создало лишь небольшую  трещину в господствующей экономической  системе и вместе с тем позволило  предпринимателям, получая частичный  контроль над распределением вновь  созданных материальных ресурсов, увеличивать  доходность производства, используя  сравнительные преимущества экономики. Потоки материальных ресурсов начали поступать в более прибыльные ее сектора, развитие которых ранее  сдерживалось. Доля материальных ресурсов, распределяемых по плановым ценам, начала сокращаться. И когда цены на товары "были освобождены", шок оказался гораздо менее значительным, чем  можно было ожидать. Подход к решению  задач, связанных с переходом  экономики на рыночные "рельсы", оказался успешным в том смысле, что динамично развивающиеся  негосударственные компании, поощряемые государством, способствовали развитию традиционно дискриминируемых хозяйственных  секторов. В то же время удалось  предотвратить развал господствующей экономической системы благодаря  обеспечению необходимой поддержки  нежизнеспособным государственным  предприятиям. Издержками же этого  подхода стали резко увеличившийся  объем "недействующих" кредитов четырех  крупных банков, находившихся в собственности  государства, широкое распространение  коррупции и уже упомянутое неравенство  в доходах в отдельных регионах Китая.

В настоящее время более 70% займов от четырех государственных  банков идут к государственным предприятиям, но многие государственные предприятия  не в состоянии возвратить полученные средства. К тому же, стремясь поддержать эти предприятия, государство ограничивает частному предпринимательству выход  в некоторые сектора экономики. Соответственно распространенным явлением становится поиск льготных кредитов или лицензий для выхода на рынок (это способствует повсеместному  распространению коррупции).

Дотируя государственные  предприятия, китайское руководство  искусственно занижало цены на сельскохозяйственную продукцию и минеральное сырье. Это не только привело к сохранению нежизнеспособных государственных  предприятий, но и к дифференциации экономических регионов по уровню доходов, так как в восточных регионах страны концентрируются предприятия  обрабатывающих отраслей промышленности, в центральном Китае - сельскохозяйственные предприятия, в западном - предприятия  по добыче минерального сырья, природных  ресурсов. В рыночной экономике восточные  регионы добились громадного прогресса  в развитии обрабатывающей промышленности, воспользовавшись благоприятной конъюнктурой рынка, а также существенно возросшим  объемом импорта дешевой сельскохозяйственной продукции и минерального сырья  из центрального и западного регионов. В других же регионах растет число  проблем, обусловленных неравенством их положения в экономике.

Если китайское руководство  не найдет путей, чтобы успешно реформировать  государственные предприятия, переход  Китая к рыночной экономике не может быть реализован полностью. 
Помимо существования проблемы жизнеспособности многих государственных предприятий у них возникают и проблемы в социальной сфере.

В плановой экономике государство  несло ответственность за обеспечение  городского населения рабочими местами  и даже нанимало несколько рабочих  на одно место, создавая избыток рабочей  силы на государственных предприятиях, использовало бюджетные ассигнования для выплаты зарплаты, пенсий, других социальных выплат. Теперь государственные  предприятия сами отвечают за выплату заработной платы и начисление пенсии по старости.

Проблему жизнеспособности можно назвать "стратегическим бременем" государственных предприятий, их дополнительные затраты, проистекающие из избытка  рабочей силы и расходов на выплату  пенсий, - их "социальным бременем".

В совокупности это "бремя экономической политики" в отношении предприятий. В настоящее время государство принимает меры для увольнения с государственных предприятий лишних рабочих и создает полностью финансируемую систему социального обеспечения, которая возьмет на себя заботу и о рабочих, увольняемых с государственных предприятий.

Проблема же жизнеспособности государственных предприятий может  быть решена с учетом характера выпускаемой  ими продукции, в связи с чем  можно выделить четыре их категории. В первую категорию входят главным  образом предприятия оборонного комплекса и связанные с ним  предприятия. Для выживания этой группы госпредприятий необходимы прямые финансовые ассигнования; государство  должно напрямую осуществлять текущий  контроль за ходом производства и  производимой продукцией. Вторая группа государственных предприятий - это  предприятия таких отраслей, как  телекоммуникационная связь и автомобильная  промышленность.

В интересах данной категории  госпредприятий государство может  избрать подход, смысл которого заключается  в получении доступа к международному рынку капитала, чтобы устранить  воздействие неблагоприятной структуры  внутреннего материального их обеспечения. 
Есть два пути, чтобы достичь этой цели: первый заключается в том, чтобы побуждать государственные предприятия к выходу на международный рынок ценных бумаг; второй - в том, чтобы учреждать совместные предприятия с иностранным участием и тем самым получать прямой доступ к иностранным технологиям и капиталу. "Чайна Мобайл", "Чайна Телеком" и "Чайна Петролеум" избрали первый путь. Многие же из производителей автомобилей в Китае избрали путь создания совместных предприятий. Третья категория государственных предприятий при реализации своей продукции ограничивается внутренним рынком.

Чтобы решить проблему жизнеспособности, им следует, опираясь на собственный  технологический и управленческий потенциал, переориентировать производство на трудоемкие виды продукции для  широкого удовлетворения внутреннего  спроса - продукции, которая учитывала  бы сравнительные преимущества экономики  Китая. Пример такого подхода - производство цветных телевизоров в компании "Чан-хон". Эта компания прежде производила военные радиолокаторы  устаревшего образца. Переключившись на производство цветных телевизоров, она заняла доминирующие позиции  на китайском рынке. Ее продукция  конкурентоспособна и на международном  рынке.

 К четвертой группе  относятся нежизнеспособные компании, не имеющие технологического  потенциала, неспособные выйти на  новые рынки. Таким государственным  предприятиям угрожает банкротство. 
Сумеет ли то или иное госпредприятие обеспечить себе прибыль, работая на открытом, свободном рынке, зависит от степени ответственности его руководителей. Государство не может долее нести эту ответственность. Не может быть причин, по которым государство было бы обязано продолжать дотирование и проводить протекционистскую политику в отношении госпредприятий, позволяя им монополизировать рынок, сдерживать цены на сельскохозяйственные продукты и сырье. Необходимо прекратить государственное вмешательство в естественный экономический процесс. Только тогда переход от планового хозяйства к рыночной экономике будет завершен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Путь к рыночной  экономике Китая: шок или эволюция?

«Мы всего более чем  за полвека не только изменили бедный и отсталый старый Китай, но и построили  вполне современную промышленную систему. За время, прошедшее с момента  образования нового Китая, валовой  внутренний продукт увеличился в 56 раз. Заметно укрепилась экономическая, оборонная и научно-техническая  мощь нашей страны, промышленность, сельское хозяйство, оборона, наука  и техника и многие другие области  стали одними из самых передовых  в мире. Более 1 миллиарда 200 миллионов  китайцев не только решили проблему питания, но и достигли уровня среднего достатка».                         

Цзян Цземинь

Пятьдесят лет отделяет нас  от того дня, когда на площади Тяньаньмэнь  была провозглашена Китайская Народная Республика. Трудными были эти годы, наполненные попытками применить  к Китаю научные положения  марксизма и опыт “советской модели”; “построить социализм в одно прекрасное утро”; достичь благоденствия в  рамках “народной коммуны”; преобразовать  менталитет и образ жизни китайского общества в период “культурной революции”; начать радикальные социально-экономические  реформы после “десятилетия хаоса”.

Сегодня в мире к Китаю  отношение неоднозначное. Некоторые  аналитики предсказывают, что он будет одним из мировых лидеров  в грядущем тысячелетии. Другие, напротив, убеждают, что его ожидает неизбежный экономический хаос и политический крах. Строить прогнозы в наше нестабильное время – дело неблагодарное. Лучше  оперировать фактами. А факты  говорят о том, что проводимая в Китае политика реформ дала конкретные результаты: Китай продемонстрировал  всему миру возможность осуществления  рыночных преобразований без радикального слома существующей политической системы. 

Тридцать лет понадобилось КНР, чтобы понять простые истины: невозможно перескакивать через  исторические этапы; нельзя строить  новое общество, полагаясь лишь на субъективные воззрения пусть даже гениального руководителя; для перехода от одной исторической стадии к другой необходима подготовка соответствующих  социально-экономических и политических предпосылок; бесперспективным является путь той страны, которая живет  не логикой законов, а волей отдельных  лиц. Тридцать трудных лет для трудолюбивого и добросовестного китайского народа, отказывающего себе в самых элементарных удобствах жизни во имя достижения “великой цели”, послушно идущего на сомнительные экономические и политические эксперименты.

Информация о работе Эволюционный путь к рыночной экономике (на примере Китая)