Эволюционный путь к рыночной экономике (на примере Китая)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Данная работа рассматривает эволюционный путь Китая к рыночной экономике, устанавливает его характер и сравнивает с экономикой Казахстана и другими постсоветскими государствами.

Содержание работы

Введение
3
1.Теоретические основы переходной экономики
4
Переходный период и его анализ
4-5
Суть переходной экономики
6-7
2.Эволюционный путь к рыночной экономике на примере Китая
8
2.1.Плюсы и минусы эволюционного перехода Китая к рынку
8-15
2.2.Путь к рыночной экономике Китая: шок или эволюция?
16-20
3. Переходная экономика в Казахстане.
21-30
Заключение
31-32
Список литературы
33

Файлы: 1 файл

Эволюционный путь Китая к рыночной экономике.docx

— 63.91 Кб (Скачать файл)

Трудно отказаться от догм, тем более, когда они преподносятся  как научно обоснованные выводы. Еще  труднее признать свои собственные  ошибки, приведшие к трагическим  последствиям. В сегодняшнем Китае  это сделано, и этот шаг является, пожалуй, главным достижением на пути обновления китайского общества. Реформы в Китае осуществлялись по четко разработанной программе, учитывающей менталитет китайского социума и реальные возможности  страны. Приступая к ним, китайские  реформаторы и само китайское  общество ответило на главные вопросы: на каком историческом этапе развития находится китайское общество, в  каком направлении оно планирует  развиваться, насколько быстро могут  и должны осуществляться реформы, что  нужно сделать на каждом этапе  реформ и какими средствами следует  решить эту задачу. Вопросы отнюдь не праздные, поскольку обеспечивают хоть какие-то гарантии от постоянных «шараханий», а следовательно –  политическую стабильность.

Китай благодаря осуществлению  политики реформ и открытости по совокупной экономической мощи вышел на 6-е  место в мире. Среднегодовые темпы  экономического роста в Китае  с 1978 по 2002 год составили 9,3%. Таким образом, ВВП удваивался каждые 7,5 лет! В 2002 году объем ВВП (по КНВ) превысил $1,1 трлн, после чего хозяйство страны поднялось до качественно нового уровня развития. В тоже время ВВП (по ППС) составлял 5, 84 трл. За время реформ производство ВВП на душу населения в Китае возросло в 4,4 раза, производительность труда - в 3,6 раза. За этот период в стране покончено с дефицитом товаров, в основном завершен процесс совмещения плановой экономики и экономике рыночного типа (что и являлось главной задачей). Значительно увеличились доходы китайских семей, повысился уровень образования, средняя продолжительность жизни достигла 71,4 года. Валютные резервы Китая превысили $250 млрд, увеличившись за последние 13 лет более чем в 45 раз. В области сельского хозяйства КНР сейчас лидирует по объему производства зерновых, мяса, хлопка, земляных орехов, фруктов, а в промышленной сфере - по производству стали, угля, цемента, химических удобрений и телевизоров.

Сформулированная в общем  виде цель превращения Китая в  могучую и процветающую державу, которая стала подлинной общенациональной мобилизующей идеей, была конкретизирована в программе "Четырех модернизаций" — промышленности, сельского хозяйства, национальной обороны, науки, техники и образования. Осуществление программы разбивалось на три этапа, которые охватывают период до середины XXI в. 

Поэтапность – основа реформ. Неотъемлемой чертой курса китайских экономических реформ является постепенность и осмотрительность, взвешенный подход к намечаемым преобразованиям. Китай, в отличие от России, пошел по другому пути к рыночной экономике. Россия использовала подход «шоковой терапии» в 1992 г., пытаясь добиться «необратимости» реформ посредством быстрого и радикального перехода к частной собственности и свободному рынку. Рыночные реформы в Китае начались раньше — в 1978 г. — и имели постепенный и экспериментальный характер.

Суть “китайской модели”  достаточно проста. Коротко говоря, она сводится к попытке внедрения  элементов рыночной экономики в  условиях неизменной социалистической политической системы. Но эта простота кажущаяся. При более внимательном рассмотрении становится очевидным, что  программа осуществления реформ базировалась не на абстракте “необходимости перехода к рынку в одно прекрасное утро”, а, предлагая поэтапное их осуществление, учитывала реалии Китая, его традиционную культуру, формы  организации труда и особенности  привлечения к планируемым преобразованиям  всех составляющих элементов китайского социума. Россия в 1992 г. пришла к выводу, что ее политический аппарат, в частности коммунистическая партия, является помехой на пути экономических реформ; экономическим реформам предшествовали политическая реформа и демократизация. Напротив, Китай стремился к экономическим реформам под активным руководством со стороны коммунистической партии. Позиция Китая состоит в том, что разрушение политической системы приведет к нескончаемым политическим дебатам, борьбе за власть и в конечном итоге к стагнации и провалу экономических реформ.

В отличие от России в Китае считают, что план и рынок совместимы. Другими словами, в Китае поступили так, как поступают рачительные хозяева: не стали ломать старый дом, пока не построили новый. Китай идет, сверяя каждый следующий шаг в углублении реформ с практикой их осуществления и социальными ожиданиями народа.

Эта логика предопределила как основные приоритеты, так и  степень радикализма предполагавшихся социально-экономических и политических реформ. В Китае, в отличие от Советского Союза, начали с экономики, причем с  экономики деревни, где проживало  более 80% населения. В 1984 г. эксперимент  был распространен на города, и  только совсем недавно он начал охватывать финансово-банковскую и частично политическую сферы. Постепенность и поэтапность в проведении реформ как раз и послужила одним из основных условий, обеспечивших их успех.

Отечественное предприятие  и благосостояние народа – база реформ. Китай защищал существование и развитие своих государственных предприятий и одновременно поощрял создание конкурирующих частных предприятий.

Важнейшим условием успеха китайских реформ является то, что  государство на всех этапах сохраняло  контроль за рыночными процессами в  стране. И ныне в арсенале государства  остаются методы и прямого, и косвенного регулирования, и чисто административного  воздействия. Под его влиянием находятся  практически все элементы создаваемой  рыночной инфраструктуры. 

Смысл мероприятий, которые  планировалось осуществить на начальном  этапе реформ, диктовался самой жизнью: отказ от чрезмерной централизации  управления со стороны государства  и расширение хозяйственных прав предприятий; сочетание плановых начал с механизмом рыночного регулирования, усиление дееспособности рыночных рычагов (цены, налоги, кредиты); переход от управления главным образом через административные органы и с помощью административных мер к управлению через хозяйственные органы с помощью экономических рычагов с установлением четкой юридической ответственности должностных лиц.

Главное в этих преобразованиях  заключалось в развитии многоукладности, предоставлении предприятиям статуса  юридического лица и расширении их оперативной самостоятельности, введении системы хозяйственных договоров, повышении инициативы и ответственности  производственных и хозяйственных  единиц и занятых непосредственно  в производственной сфере трудящихся с предоставлением им соответствующих  льгот со стороны государства.

Успех Китая на пути рыночных преобразований связан с тем, что  сначала там создавали товарную экономику, единственным “институтом” которой является национальное предприятие, способное наращивать выпуск продукции  и повышать ее качество. Лишь спустя длительное время – после нахождения способов балансирования между спросом, ценами и предложением, интересами предприятия и общества – в  Китае заговорили о рыночном хозяйстве.

Именно ориентация на отечественного производителя и отечественное  производство при попутном решении  задач привлечения иностранных  капиталов, товаров и инвесторов заложили основу не только экономического роста, но и, что наиболее важно, привели  к одобрению политики реформ большинством населения. Не приняло китайское руководство и так называемую “шоковую терапию”. Логика его действий была иной – то, что надлежит сделать прежде всего, должно отвечать интересам развития отечественного производства и повышения уровня благосостояния народа, базироваться на созданных в предшествующий период социально-экономических и материально-психологических условиях и наличии соответствующей законодательной базы.

В Китае с самого начала осуществления преобразований поняли главное: стратегическая цель реформирования любого общества – не реформы ради самих реформ, а реформы, преследующие целью повышение уровня благосостояния населения. Причем не какой-то одной  малочисленной его части, а большинства  населения. Поняли и другое: в том  случае, когда во главу угла ставится принцип “цель оправдывает средства”  и не учитывается количество летящих  при рубке леса щепок, за спиной реформатора  остаются моря крови и слез, общество поляризуется. Чтобы избежать такого результата, необходимо заранее договориться о границах допускаемой цены, превышение которой является абсолютным и беспрекословным  требованием смены курса.

И такая практика дала свои положительные результаты. Во всяком случае, данные социально-экономического развития КНР за период реформ показывают, что имеющийся потенциал использовался  достаточно эффективно и прирастал  за счет как внутренних, так и  зарубежных инвестиций. При этом Китай, являясь одним из крупнейших потребителей иностранных инвестиций в Азии, не угодил в долговую яму. Напротив, с  учетом Гонконга его золотовалютные резервы достигли гигантской суммы, уступая в Азиатско-Тихоокеанском  регионе лишь Японии. Социальные показатели улучшились, а уровень жизни народа значительно повысился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Переходная экономика  в Казахстане.

Экономика Республики Казахстан переживает переход от одного состояния в  качественно другое состояние. Продолжительность  переходного периода определяется как объективными, так и субъективными  факторами. Переход, как показывает мировая практика цивилизации, носит  преимущественно эволюционный характер, хотя не исключена возможность и  революционного пути развития. Казахстан, как и другие республики бывшего Советского Союза, оказался в эпицентре переходной экономики. Если окинуть взором историю развития Казахстана, то он на протяжении жизни одного поколения переживает переход от патриархально-феодальных отношений к государственному социализму и, начиная с середины 80-х годов XX столетия, трансформируется от командно-распределительной системы к свободной рыночной экономике. Для теоретической экономики представляет несомненный интерес переход от патриархально-феодальных производственных отношений с преобладанием кочевого животноводческого хозяйства на значительных просторах Центральной Азии к огосударствленной командной системе. При осуществлении этого процесса в свое время была выдвинута теория перехода ранее отсталых народов к социализму, минуя капиталистическую стадию с помощью победившего пролетариата передовой страны. Реализация этой теории оказалась в конечном счете пагубной для миллионов людей, безвинно пострадавших из-за жесткого насилия, репрессивных методов, осуществленных под благими намерениями индустриализации и коллективизации, а также культурной революции. Революционные, кавалерийские атаки большевиков на мирных жителей привели к огромной потере людских производительных сил, хотя обездоленная часть выжившего населения продолжала трудиться во имя светлого будущего. Казалось, что переходный период, как утверждала официальная наука, закончился еще в середине 30-х годов в течение 10-15 лет. Представляется, что в реальной жизни своеобразный переходный период продолжался до середины 80-х годов и начался новый этап, связанный с теорией перестройки. Итак, Казахстан, став на путь суверенного государства, трансформируется в рыночную систему.

Каковы исходные теоретические  и методологические предпосылки  этого перехода? Совместимы ли переходные процессы с классическими принципами политической экономии? Переход от государственного социализма к рыночной системе оказался абсолютно несовместимым с марксистским учением об общественно-экономических формациях, перспективах товарно-рыночных отношений и т.д. В первые годы перестроечных отношений было трудно сразу же отказаться от известных постулатов да и никто, по-видимому, этого не хотел в силу устоявшихся представлений о путях дальнейших преобразований советской экономики. Поэтому на начальном этапе перестройки были попытки восстановления ленинских принципов строительства социализма, придание социализму человеческого лица и т.д. В этих чрезвычайно сложных условиях, когда экономика огромной империи все глубже и глубже попадает в тиски кризиса и в то же время попытки реформирования командной системы не дают никаких результатов, делаются первые робкие шаги развертывания рыночных отношений в жестко монополизированной системе на путях развития кооперативного движения, арендных отношений. Вместе с тем получает все большее распространение теория относительно широкой либерализации экономики, её определенной демонополизации при одновременном сохранении некоторых элементов государственного регулирования.

В конце 80-х—начале 90-х годов начинается отход от социалистических советских  методов хозяйствования. Широкий  простор этому процессу дан в  результате распада Советского Союза  и других социалистических стран  Восточной Европы. Распад Советского Союза явился результатом объективного процесса постепенного крушения некогда  сверхмощной империи, основанной на принципах жестко монополизированной, огосударствленной системы, приведшей  к огромной потере производительных сил при отсутствии естественных регуляторов рыночных отношений. В этой системе рыночные категории, по существу, были заменены централизованно-распределительными отношениями, что, естественно, тормозило нормальное функционирование экономики. В последней трети XX столетия основные устои командной системы рухнули под давлением прежде всего экономических факторов, обусловленных глубоким кризисом экономики, нежизнеспособностью политических и общественных структур и соответствующих государственных институтов. Создалась ситуация, когда верхи не могли управлять, низы постепенно утрачивали интерес к общественному труду, созданию необходимых предпосылок для обеспечения своей жизнедеятельности. На протяжении десятилетий внедрялось в сознание людей мифическое представление о государстве как неком благодетеле всех членов общества независимо от его места и роли в системе общественного разделения труда.

Информация о работе Эволюционный путь к рыночной экономике (на примере Китая)