Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 11:45, курсовая работа
Данная работа рассматривает эволюционный путь Китая к рыночной экономике, устанавливает его характер и сравнивает с экономикой Казахстана и другими постсоветскими государствами.
Введение
3
1.Теоретические основы переходной экономики
4
Переходный период и его анализ
4-5
Суть переходной экономики
6-7
2.Эволюционный путь к рыночной экономике на примере Китая
8
2.1.Плюсы и минусы эволюционного перехода Китая к рынку
8-15
2.2.Путь к рыночной экономике Китая: шок или эволюция?
16-20
3. Переходная экономика в Казахстане.
21-30
Заключение
31-32
Список литературы
33
Социалистические методы хозяйствования
в советской модели исполнения оказались
чуждыми для предприимчивых людей.
Отсутствие необходимой заинтересованности
в результатах своего труда, запретные
меры в отношении свободы мысли
и действий не способствовали росту
производительности общественного
труда. Экономической основой
Теория советской
Необходимость и неизбежность изменений в структуре производственных отношений вызваны объективными потребностями общественного развития. Экономика дореволюционной России, в том числе ее национальных окраин, нуждалась в коренных преобразованиях, и отмеченная выше потребность выдвинула решение проблемы различными путями. В реальной жизни был избран единственный вариант революционных переворотов всех сторон общественной жизни по заранее намеченной схеме уничтожения частной собственности и утверждения принципов огосударствленного социализма. Трудно определить верный, наиболее оптимальный путь общественного развития, когда политическая власть придерживается только одной линии, заглушая голоса ученых и общественных деятелей. Так было в советское время, когда монополия партии утверждала повсеместно конъюнктурный подход приспособленчества. В этих условиях экономическая теория находилась в плену различных догм, несмотря на их явную несостоятельность. Так, например, в советской экономической науке существовала теория о несовместимости категории рынка, закономерностей товарно-денежных отношений с практикой строительства социализма. Теоретическая догма нашла отражение в экономической политике, всячески тормозившей естественный ход экономического развития. Это обстоятельство послужило одним из решающих факторов, приведших к неэффективности советской экономики и соответственно к развалу СССР. Анализируя причины развала Советского Союза, Президент Казахстана Н.А.Назарбаев назвал ряд факторов, содействовавших этому неминуемому процессу. Речь идет, в частности, о гонке вооружений, истощавших материальные ресурсы и отвлекавших значительное число квалифицированных кадров. В конце 80-х годов активная часть основных фондов Советского Союза составляла 40%, а пассивная - 60%. В развитых странах, наоборот, один американский рабочий за одну смену производил столько продукции, сколько двое наших; один американский фермер - столько же, сколько пятеро наших колхозников. В начале 80-х годов примерно 40 млн.человек в СССР были заняты ручным трудом, во второй половине 80-х годов - уже около 50 млн., а в сельском хозяйстве - вообще более 80 процентов. На одно рабочее место в это время в Советском Союзе приходилось примерно около 1 процента компьютерной оснащенности рабочего места в передовых странах (1). Таким образом, развалу СССР способствовало стратегическое отставание страны от развитых стран мира. В развале советской империи не менее важную роль сыграл просчет в теории и практике национальных отношений. Следовательно, развал Союза, просуществовавшего более чем 70-летний период, не может считаться результатом субъективных действий руководства страны. В общественном сознании до сих пор бытует идея о том, что развал огромной страны предопределен действиями М.Горбачева и его приближенных. То, что Горбачев потерял в последние годы президентства бразды правления страной, - очевидный факт; неумение, отсутствие политической воли, слабость в области теоретических знаний, неумение прислушиваться к голосу крупных ученых не позволили ему удержаться у власти. Поэтому-то власть оказалась в одно время в руках путчистов, пытавшихся свергнуть страну в русло прежних отношений тоталитаризма. Последующие события развивались по другому сценарию: Россия стала самостоятельным государством, бывшие республики получили суверенитет, и в рамках свободных независимых государств осуществляют демократические преобразования на рыночных принципах. Итак, переход от административной системы к рынку начался во всех республиках бывшего Советского Союза. Иногда возникает вопрос: могли ли раньше предвидеть происходившие за последнее десятилетие события, сопровождаемые неимоверными трудностями и противоречиями, резким падением жизненного уровня населения, безудержным ростом инфляции, дальнейшим углублением глобального кризиса, охватившим все стороны общественной жизни. То, что процесс кризисной ситуации развивается неумолимо, что страна переживает неимоверные трудности, что попытки реформирования советской экономики не дают положительных результатов, было известно и раньше, еще в начале 60-х годов. Однако субъективный фактор - политические руководители того времени, получившее название застойного, не смогли осуществить кардинальные меры по коренной ломке устоявшихся догм, представлений и сложившейся системы производственных отношений, не считавшихся с потребностями социально-экономического развития. Рано или поздно объективные потребности пробивают себе дорогу. И, несмотря на наличие многих противодействующих факторов, началась перестройка, правда, без достаточных теоретических обоснований. В конце 80-х— начале 90-х годов интенсивно шло разрушение традиционных структур; рыночный механизм еще не сформирован; нарастали центробежные силы сепаратизма. Все это вело к тому, что почти полностью потеряна управляемость экономики. События августа 1991 г. коренным образом изменили социально-политическую и экономическую обстановку в стране; бывшие союзные республики стали суверенными, теперь уже изменилось отношение к ним со стороны Российской федерации. Таковы реальные факты жизни, произошедшие за каких-нибудь 5-6 лет после начала перестроечных процессов. Теперь уже стали очевидными, необходимость определенного переходного периода и последовательность его этапов. Вместе с тем переход должен быть не кратковременной кампанией, а относительно продолжительным периодом, ибо трансформация от одной социально-экономической системы к другой, по сути противоположной, не может быть скоротечной. Отсюда следует, что переход от командной экономики к рыночной требует прохождения неизведанных путей в экономике. Поэтому оказалась чрезвычайно сложной разработка концепции перехода от огосударствленного социализма к рыночной системе. Некоторые авторы пишут о том, что в Казахстане отсутствовала концепция перехода от командной экономики к рыночной (2). Думается, что подобное утверждение не соответствует действительности, ибо в нашей республике, как и в других постсоветских государствах, были намечены и реализовывались на практике некоторые основные направления перестроечного процесса.
Следует заметить, что заранее невозможно предвидеть все детали перехода, да в этом, думается, и нет надобности, ибо жизнь вносит свои коррективы, и в каждой стране переход совершается с учетом местных особенностей. Кроме того, не всякая сверху данная установка с точностью реализуется на практике, более того, происходит искажение или механическое исполнение директив.
Итак, переходная экономика, как это
явствует из практики прошедших лет,
предполагает, во-первых, реализацию теории
многоукладности экономики, что
связано с формированием
Какие уклады характерны для Республики
Казахстан? Для всех постсоветских
стран, вступающих на путь рыночных преобразований,
неотъемлемой частью экономики переходного
периода остается мелкотоварный
уклад, всемерное развитие малого и
среднего бизнеса. Второй уклад - коллективно-кооперативный
в сфере производства, торговли,
сбыта, снабжения и т.д. Третий уклад
- акционерные общества, и четвертый
- государственные, акционерные предприятия.
В нашей республике получает распространение
пятый уклад - совместные предприятия,
в том числе предприятия
Субординация укладов —
Некоторые предприятия, как Соколовско-Сарбайский
ГОК, Павлодарский алюминиевый завод,
переданные под управление, пока дают
положительные результаты. Однако,
как считают А.Есентугелов, К.Турысов,
это скорее исключение, чем закономерность
(3). С подобным утверждением трудно
не согласиться, ибо многочисленные
факты говорят о том, что, несмотря
на приватизацию государственной собственности
с участием иностранных структур,
экономическое положение- отсталых
отраслей, производящих экспортную продукцию:
нефтяной и нефтехимической
Рассматривая некоторые
В канун третьего тысячелетия в
Казахстане происходит коренная модернизация
и реконструкция экономики. В
этих условиях первостепенное значение
приобретает обеспечение
Наряду с эффективным
Учитывая общие закономерности переходного периода, Республика Казахстан реализует собственную модель экономического роста.
Заключение
В данной курсовой работе автор рассмотрел путь Китая от плановой к рыночной экономике.Но прежде была рассмотрена теория перехода к рыночной экономике.
Переходная экономика — экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития.
Был выяснен характер перехода Китая к рыночной экономике. Он носил и носит эволюционный характер.
Можно выделить следующие общие черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике.
1. Государство на основе
долгосрочной стратегии реформ
последовательно, шаг за шагом
заменяет механизмы
рыночными отношениями. Так, в Китае продолжается с 1979 г.
2. Начало реформы связывается
с установлением динамического
равновесия на потребительском
рынке, причем не только с
помощью более гибкой системы
цен, но и прежде всего
Информация о работе Эволюционный путь к рыночной экономике (на примере Китая)