Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 22:18, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение вопроса эволюции денежного обращения, его особенности и перспективы развития в условиях формирования «новой экономики» России.
В соответствии с указанной целью в процессе выполнения работы необходимо определить следующие задачи:
изучить теоретические аспекты денежного обращения;
провести анализ состояния денежного оборота в условиях «новой экономики»;
выявить современные тенденции денежного обращения;
рассмотреть перспективы развития денежного обращения в условиях «новой экономики» России.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты денежного обращения 5
1.1 Понятие и законы денежного обращения 5
1.2 Структура и виды денежного обращения 9
Глава 2. Анализ денежного обращения в «новой экономике» России 14
2.1 Наличное денежное обращение 14
2.2 Безналичное денежное обращение 20
Глава 3. Перспективы развития денежного обращения в условиях формирования «новой экономике» 28
Заключение 33
Список литературы 34
Перспективы развития рынка платежных
карт следует рассматривать с
точки зрения возможности достижения
основной цели – стимулирования боле
частого использования карт в
повседневных расчетах. Так наиболее
значимыми позитивными
Развивать безналичный оборот могли бы также и программы лояльности, которые присутствуют в планах 20% участников рынка платежных карт.
В настоящее время банкам приходится осуществлять работу в условиях рецессии, что накладывает определенную меру ответственности за предпринимаемые меры. Сегодня рынок нуждается в принципиально новых банках — назовем их условно «послекризисными», — которые будут строить свой бизнес абсолютно другим образом. Банки, которые сегодня есть на рынке, это банки докризисного периода. Некоторые из них осознают, что работать нужно по-новому, что современный рынок требует абсолютно новых решений, но у них нет возможностей воплотить эти проекты в жизнь, потому что они имеют множество отягощений. Может появится сегмент банковского бизнеса, работающий в режиме «low cost», то есть в режиме низкой стоимости банковских услуг для клиентов. Это будут новые высокотехнологичные банковские проекты с принципиально новой экономической составляющей. Это относится не только к банковской системе РФ, этот процесс неизбежно коснется всего мира: люди поняли, что нужно экономить. Докризисные банки в прошлые годы занимались деятельностью по наращиванию бизнеса, оставляя без должного внимания структурную модернизацию IT. В настоящее время банки имеют отягощение в виде накопленной клиентской базы и имеющегося программного обеспечения, которое не дает быстро и эффективно провести модернизацию всего оборудования. В этом случае гораздо проще и эффективнее создавать проекты с чистого листа при наличии опыта в этом деле. Послекризисные банки — это высокотехнологичные банки. Они должны соответствовать нескольким основным требованиям.
Во-первых, такие банки должны обладать
мощными информационными
Во-вторых, необходим новый подход к обслуживанию клиентов: большинство банков представляют этот процесс исключительно в виде визита клиента в офис с обязательным обслуживанием посредством общения с операционистом. Но это всего лишь один из способов обслуживания, причем самый дорогой. Если банк стремится быть эффективным, нужно использовать все: системы интернет-банкинга, обслуживания через мобильный телефон, консультаций по icq, sms-информирование, банкоматы, терминалы и прочее. Причем задача не в том, чтобы купить большое число банкоматов, а в том, чтобы предоставлять через них максимальное количество сервисов. Задача бизнеса состоит в том, чтобы максимально использовать те способы, которые дешевле для банка, а значит, и для клиента. Такой вид обслуживания можно назвать многоканальной системой удаленного обслуживания.
В-третьих, необходимо уделить внимание внутренней оптимизации: если есть рутинная задача, которую изо дня в день выполняют специальные люди, значит, ее необходимо максимально оптимизировать. Например, система электронного документооборота в банке. Ее использование позволит кардинально изменить философию работы: все контакты задокументированы, люди не бегают по кабинетам, не ездят за подписями по городам, процессы прозрачны для руководства. К такому виду технологий нужно стремиться во всех сферах внутренней жизни: реально работающий скоринг для анализа кредитных заявок, честные тендеры, качественный риск-менеджмент и т.д. [4, 5]
Также современным банкам стоит обратить внимание на зарубежный опыт внедрения инновационных услуг клиентам. Дело в том, что там более развита система дистанционного банковского обслуживания и люди более активно пользуются этими системами.
Растущий успех Интернет - аукционов привел к появлению провайдеров платежных услуг, которые позволяют совершать платежи типа физическое лицо — физическое лицо с использованием Интернета. Как правило, эти программы в целом называются персональными онлайн - платежами. Эти программы работают подобно банковским вкладам, то есть клиенты открывают счета у провайдера платежных услуг, после чего денежные средства на этих счетах могут использоваться для совершения платежей с использованием Интернета. Для финансирования специализированных счетов они используют существующие платежные инструменты (например, платежи по кредитным картам или кредитовые переводы). Главными инновациями этих программ являются использование электронной почты и веб - сайта провайдера платежных услуг для обмена данными между провайдером платежных услуг и пользователями и простота, с которой в этих системах открываются новые счета [ 10 ].
Согласно положениям о банковской деятельности в Европейском союзе платежными средствами, используемыми данными программами, должны быть деньги коммерческих банков или электронные деньги. Это значит, что в Европейском союзе требуется банковская лицензия или лицензия ELMI (Института электронных денег).
Аналогичный подход применяется в отношении скрэтч- карт, когда для совершения операций с их использованием необходимо стереть защитный слой. В рамках этих программ предоплаченные счета пополняются плательщиком с использованием карт, которые продаются в киосках и магазинах. Предоплаченные счета находятся на отдаленных серверах, а не хранятся на ПК пользователей или смарт-картах. Эти программы также позволяют совершать анонимные платежи, так как регистрации клиента не требуется, а банковская информация или информация о кредитных картах клиента через Интернет не направляется.
Появились программы для инициирования
платежей с использованием мобильных
телефонов — мобильные платежи.
Текущие программы в области
мобильных платежей главным образом
предлагают новый платежный инструмент
для осуществления кредитовых переводов
или прямого списания денежных средств
(деньги коммерческих банков) в финансовом
учреждении. Некоторые программы
предлагают предоплаченные продукты со
счетами, доступ к которым можно
получить посредством использования
мобильного телефона. Денежные средства
на таких счетах (электронные деньги
или деньги компании) используются
для оплаты продуктов и услуг.
Мобильные устройства для этого
хорошо подходят, поскольку они
Деньги являются неотъемлемой частью жизни всего человечества. Денежное обращение – один из важнейших процессов в экономике, обуславливающий движение денег от продавца к покупателю и наоборот. Развитие экономики, переход ее к так называемой «новой», «умной» экономики способствует эволюции денежного обращения. Развитие информационных систем и их проникновение во все сферы жизни, в том числе и в экономическую, обуславливает появление новых форм и видов денежного обращения.
В условиях развития микрохозяйственных связей происходит процесс интеграции экономик отдельных государств и развития платежных систем, в частности, направлении развития безналичных форм расчетов, которые, в свою очередь, нашли широкое применение в современном мире. Одним из инструментов безналичных расчетов является пластиковая карта.
Благодаря стремительному технологическому
прогрессу и быстрому развитию финансового
рынка в последние годы получил
развитие ряд инновационных продуктов,
предназначенных для
В процессе выполнения курсовой работы были изучены теоретические аспекты денежного обращения, был проведен анализ наличного и безналичного денежного обращения России в условиях формирования «новой экономики». Были обозначены основные направления и перспективы развития «электронных денег» и платежных систем, которые являются частью безналичного денежного оборота нашей страны.
1 Н.Н. Думная, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой "Микроэкономика" Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации
2 Семенюта О.Г. Деньги, кредит, банки в РФ. Учебное пособие. – М.: «Контур», 1998. стр.41
3 Деньги, кредит, банки: учебник / кол. авторов; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. – 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. стр. 134.
Информация о работе Эволюция денежного обращения в условиях формирования «новой экономики»