Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 01:18, контрольная работа
Описание работы
Объектом исследования данной работы является Пенсионная система Российской Федерации. Пенсионное обеспечение является сферой жизненно важных интересов всего населения нашей страны. Устройство пенсионной системы во многом определяет уровень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития. Пенсионная система России за последнее время претерпела существенные изменения, связанные с введением принципов пенсионного страхования.
Объектом исследования данной
работы является Пенсионная система Российской
Федерации.
Пенсионное обеспечение является
сферой жизненно важных интересов всего
населения нашей страны. Устройство пенсионной
системы во многом определяет уровень
согласия в обществе, устойчивость и динамику
экономического и социального развития.
Пенсионная система России
за последнее время претерпела существенные
изменения, связанные с введением принципов
пенсионного страхования. Поэтому одна
из важных задач в настоящее время - адаптировать
систему пенсионного обеспечения к новым
отношениям между работодателями, работниками
и обществом.
Гарантировать приемлемый уровень
пенсионного обеспечения в условиях падения
реальной заработной платы, отсутствия
зависимости между размерами заработка
и пенсий практически невозможно. Складывающаяся
демографическая ситуация также будет
оказывать влияние на экономку: увеличится
количество пенсионеров относительно
численности работающего населения, что
приведет к значительным структурным
изменениям в хозяйстве.
Экономическая система вполне
может справиться с задачей содержания
большого числа пенсионеров и обеспечить
достаточно высокий уровень их жизни,
если будет создана соответствующая материально-вещественная
база для содержания пенсионеров.
Процесс реформирования пенсионной
системы в России продолжается, и за прошедший
период в пенсионном законодательстве
и деятельности Пенсионного Фонда Российской
Федерации появилось много нового. Этот
касается вопросов обязательного пенсионного
страхования, назначения и индексации
пенсий, взаимодействия органов Пенсионного
фонда со страхователями и застрахованными
лицами, инвестирования пенсионных накоплений,
работы с обращениями граждан.
Решить поставленные задачи
представляется возможным с помощью создания
накопительной системы, суть которой -
в открытии каждому застрахованному лицу
персонифицированных счетов в Пенсионного
фонде, который накапливает не только
суммы целевых отчислений, но и доход от
размещения средств, временно используемых
на выплату пенсий. У физических лиц появилась
возможность уплачивать страховые взносы
в добровольном порядке, в том числе в
размере, превышающем минимальный размер
фиксированного платежа.
Актуальность исследования выбранной мною
темы определяется тем, что в условиях
рыночной экономики главным институтом
защиты человека является социальное
страхование, в частности пенсионное обеспечение.
В период социально-экономических реформ
общество оказалось не готовым к осмыслению
задач в области пенсионного обеспечения
в условиях развития экономики.
Попытки реформирования в области
пенсионного обеспечения в Российской
Федерации предпринимались с начала 90-х
годов. Фактически эти попытки сводились
к осовремениванию заработка, выплатам
компенсаций и прочим весьма непопулярным
мерам. Однако наличие достаточно низкого
пенсионного возраста, большого числа
льготников и северян, возможность получения
пенсии после достижения пенсионного
возраста, соотношение числа активно работающего
населения к числу пенсионеров, резкое
снижение плательщиков взносов по сравнению
с числом получателей пенсий при проводимых
мерах не могло привести к значительному
изменению уровня социальной защищенности
неработающего населения.
Цель исследования: проанализировать
развитие пенсионной системы Российской
Федерации на современном этапе.
На основании изучения сложившейся
практики назначения пенсий лицам, имеющим
право на пенсию, законодательных, социально-экономических,
психологических источников, определен
основной вывод исследования: новая пенсионная
система Российской Федерации должна
соответствовать главной цели - повышению
уровня пенсионного обеспечения и дифференциации
размеров пенсий с учетом трудового вклада
граждан.
В соответствии с этой целью
были определены следующие задачи:
Проанализировать этапы развития
(эволюцию) пенсионной системы;
Раскрыть сущность, структуру
пенсионной системы России;
Проанализировать сущность
и деятельность Пенсионного Фонда Российской
Федерации;
Оценить необходимость и проблемы
реализации пенсионной реформы в России.
1. Теоретико-методологические
аспекты пенсионной системы РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Эволюция пенсионной
системы России
Государственное пенсионное
страхование в России зародилось значительно
позднее, чем в большинстве развитых стран
в начале ХХ в., и не получило широкого
распространения на все категории населения
России.
До ХVII века основными формами
материального обеспечения престарелых
и нетрудоспособных были:
1.содержание как привилегия,
предоставляемая государственным
чиновникам и военным при выходе
в отставку по возрасту или
в связи с увечьем, полученным
на войне;
2.благотворительность;
3.опека и попечительство;
4.гражданско-правове обеспечения
в рамках семейных отношений;
5.государственно призрение
для беднейших слоев населения;
6.коллегиальная взаимопомощь
внутри крестьянских общин.
Основой российского пенсионного
законодательства был «Устав о пенсиях
и единовременных пособиях государственным
(военным и гражданским) служащим», утвержденный
6 декабря 1827г. Николаем I и введенный
в действие его Указом с 1 января 1828г.
Указом и Уставом были определены
три принципиальных положения пенсионного
законодательства[6].
Во-первых, выплата пенсий и
пособий должна производится из средств
Государственного казначейства, которому
были перечислены все « пенсионные капиталы»
и суммы, накопившиеся по разным местам
« на производство пенсий и пособий». Таким
образом, в России был создан централизованный
государственный бюджетный пенсионный
фонд. Вместе с тем незначительная часть
пенсий выплачивалась и из других источников:
земских и городских сборов, войсковых
(казачьих) средств.
Во-вторых, размер пенсий должен
определяться не по окладам жалования,
а по окладам пенсий в соответствии с разрядом
должности выходящего в отставку чиновника
и продолжительности его службы. Разряды
должностей были установлены в «Расписании
окладов для определения пенсий гражданским
чиновникам по их должностям».
В-третьих, должно быть гарантировано
пенсионное обеспечение вдов и сирот гражданских
служащих.
До 1917 года случай наступления
старости не включался в сферу социального
страхования. В данный период в России,
как и в большинстве государств мира, действовала
родовая форма поддержки лиц преклонного
возраста, основанная на том, что содержание
стариков брали на себя члены его семей.
Право на государственное пенсионное
обеспечение в России имели только государственные
чиновники, и в число революционных требований
большевиков было включено требование
установления всеобщего пенсионного обеспечения.[11]
В Российской империи, как и
в других странах, становление и развитие
широкомасштабной социальной поддержки
неимущих слоев населения, в том числе
и в форме пенсионного обеспечения,
предшествовал длительный исторический
период, в течении которого государство
оказывало лишь эпизодическую помощь
нуждающимся, включая пожилых людей.
В Российской империи существовали
два вида пенсионного обеспечения:
1. государственное бюджетное,
когда пенсии выплачивались из
сумм государственного казначейства
на основе общих узаконений, Высочайших
повелений и особенных уставов
о пенсиях и пособиях некоторых
ведомств;
2. негосударственное внебюджетное,
когда пенсии выплачивались из
капиталов, принадлежащих участникам
эмеритальных и пенсионных касс
гражданских, военно- сухопутного и морского
ведомств.
В дореволюционной России исторически
сложились и развивались следующие основные
пенсионные модели: эмеритальная («эмерит»-
выслуга, заслуга), действующая в соответствии
с принципами страхования, и сберегательно-вспомогательная.
Следующим крупным шагом по
пути реформирования в Российский империи
государственной системы социального
страхования явилось принятие 23 июня 1912
года целого ряда законов:
- « О страховании рабочих
от несчастных случаев на производстве».
- « Об обеспечении рабочих
на случай болезни».
_ «Об утверждении Советов
по делам страхования рабочих».
- « Об утверждении присутствий
по делам страхования рабочих».
В завершающий период истории
Российской империи и в краткий период
существования Временного правительства
были предприняты попытки усилить роль
государства в социальной сфере. Временное
правительство учредило два министерства,
деятельность которых в других исторических
условиях могла бы играть важную роль
в развитии государственного призрения,
просуществовавшие чуть больше 5 месяцев.
Однако в условиях первой мировой
войны, углублявшегося экономического
кризиса, назревшей революции и гражданской
войны Временное правительство не смогло
наладить эффективную социальную политику
и осуществить действенные меры в социальной
сфере, в том числе направленные на помощь
неимущим и пожилым гражданам.
Советская власть начала реформу
социального страхования с декларации
Народного Комиссара труда от 30 октября
1917г. О введении в России «полного социального
страхования». В основу проектируемой
реформы были заложены следующие принципы:
- распространение страхования
на всех без исключения наемных
рабочих, а также городскую бедноту;
на все виды потерь трудоспособности,
а именно: на случай болезни, увечья,
инвалидности, старости, а также
безработицы;
- все расходы по страхованию
целиком ложились на предпринимателя;
- возмещение, по меньшей
мере, полного заработка в случае
утраты трудоспособности и безработицы;
- полное самоуправление
застрахованных во всех страховых
организациях.
Действовавшая в СССР система
пенсионного обеспечения функционировала
в рамках общей системы социального обеспечения
и социального страхования, которая охватывала
не только выплаты пенсий и пособий различных
видов, но и различные формы социального
, медицинского, санаторно - курортного
обслуживания трудящихся, содержание
и обслуживание престарелых и нетрудоспособных.
Средства на государственное
пенсионное обеспечение, как и другие
средства на государственное социальное
страхование, аккумулировались в бюджете
государственного социального страхования,
который входил составной частью в государственный
бюджет страны. Таким образом, предшествовавшая
пенсионная система была основана на консолидированной
программе финансирования выплаты пенсий
и полностью зависела от сбалансированности
государственного бюджета страны.[7]
Средства на социальное обеспечение
в советский период складывались из следующих
составляющих:
взносов частных предприятий,
учреждений и отдельных работодателей;
взносов национализированных
и государственных предприятий и учреждений;
взносов подлежащих обеспечению
(в случае отсутствия работодателей- члены артели, ремесленники, сельские хозяева и т.п.);
пеней по просроченным платежам
на социальное обеспечение и штрафов;
5.доходов с имущества и капитала
учреждений социального обеспечения.
Основным источником средств
социального обеспечения были взносы
предприятий, учреждений и хозяйств, пользовавшихся
чужим трудом за вознаграждение, за всех
без исключения занятых, без каких- либо
удержаний из заработной платы. Тарифы
взносов периодически устанавливались
отделом социального обеспечения и
охраны труда Наркомтруда.
Важным этапом формирования
цивилизованной программы государственного
пенсионного страхования следует рассматривать
середину 60-х годов, когда с 1 января 1965г.
государство установило право на получение
пенсий колхозникам в период наступления
соответствующего возраста, получения
инвалидности либо по случаю потери кормильца.
В советский период пенсионная
система приобрела социальнообеспечительный,
государственно- патерналистский характер
и была ориентирована на решение текущих
задач стимулирования занятости в ведущих
отраслях народного хозяйства, вспомоществования
по случаю инвалидности и старости широких
масс населения.
С финансовой точки зрения все
усилия были направлены на обеспечение
выполнения текущих обязательств перед
пенсионерами, но непреодолимое противоречие
между постоянным расширением пенсионных
льгот и ограниченными финансовыми ресурсами
неуклонно вело к снижению уровня пенсионного
обеспечения подавляющей массы пенсионеров.
К 90-м годам ХХ века пенсионная
система сформировалась к тому виду, который
сохранился до периода демократических
реформ. Пенсионный Фонд РСФСР был образован
постановлением Верховного Совета РСФСР
от 22 декабря 1990 года. С 1 января 1991 года
вступило в действие Временное положение
о Пенсионном фонде РСФСР. В состав Правления
фонда по должности входили председатель,
первый заместитель и заместители председателя.
Одними из важнейших задач в
постсоветском периоде в сфере пенсионного
обеспечения являлись:
преодоление разрыва между
материальным положение пенсионеров и
уровнем жизни работающего населения;
формирование единого подхода
к социальному обеспечению различных
категорий и групп населения.
Законопроектами предлагалось
утверждение пенсионного возраста, механизм
исчисления пенсий, в полной мере учитывающий
стаж работы и размер материального вознаграждения
за вложенный труд..
Важным новшеством стало распространение
равного права на трудовую пенсию для
всех лиц, занятых общественно полезным
трудом.
Система пенсионного обеспечения,
сложившаяся в СССР к концу 80=х годов, после
начала радикальных экономических реформ
(19992 год) оказалась неприспособленной
к новым условиям.[8]