Основные цели и задачи развития пенсионной
системы
Основными целями развития пенсионной
системы являются:
- гарантирование социально приемлемого
уровня пенсионного обеспечения;
- обеспечение сбалансированности
и долгосрочной финансовой устойчивости
пенсионной системы.
Задачами развития пенсионной системы
являются:
- обеспечение коэффициента замещения
трудовой пенсией по старости
утраченного заработка до 40% при
нормативном страховом стаже
и средней заработной плате;
- достижение приемлемого уровня
пенсий для среднего класса
за счет участия в корпоративных
и частных пенсионных системах;
- обеспечение совокупного минимального
дохода пенсионера на уровне
не ниже величины прожиточного
минимума пенсионера, а также
среднего размера трудовой пенсии
по старости не менее 2,5 - 3 прожиточных
минимумов пенсионера;
- поддержание приемлемого уровня
страховой нагрузки для субъектов
экономической деятельности с
единым тарифом страховых взносов
для всех категорий работодателей;
- обеспечение сбалансированности
формируемых пенсионных прав
с источниками их финансирования;
- развитие трехуровневой пенсионной
системы для групп с разными
доходами (для средне - и высокодоходных
категорий - с опорой на добровольное
пенсионное страхование и негосударственное
пенсионное обеспечение);
- повышение эффективности накопительной
составляющей пенсионной системы.
Для достижения этих целей должна быть
осуществлена модернизация основных институтов
действующей пенсионной системы. При этом
необходимо обеспечивать преемственность
и сохранить социально-страховой принцип
функционирования данной системы, согласно
которому трудовая пенсия представляет
собой компенсацию части заработной платы
работника в случаях достижения пенсионного
возраста, наступления инвалидности, а
также в связи со смертью кормильца (применительно
к нетрудоспособным членам семьи умершего
работника).
Пенсионная система должна базироваться
на трехуровневой модели:
1-й уровень - трудовая пенсия (государственная
пенсия) в рамках государственной
(публичной) системы обязательного
пенсионного страхования, формируемая
за счет страховых взносов
и межбюджетных трансфертов из
федерального бюджета, в случаях,
предусмотренных действующим законодательством;
2-й уровень - корпоративная пенсия,
формируемая работодателем при
возможном участии работника
на основании индивидуального
трудового и (или) коллективного
договоров либо отраслевого тарифного
соглашения;
3-й уровень - частная пенсия, формируемая
работником (физическим лицом).
Направления реализации Стратегии
Основными направлениями реализации
Стратегии являются:
- совершенствование тарифно-бюджетной
политики;
- реформирование института досрочных
пенсий;
- реформирование института накопительной
составляющей пенсионной системы;
- развитие корпоративного пенсионного
обеспечения;
- совершенствование системы формирования
пенсионных прав;
- совершенствование системы управления
обязательным пенсионным страхованием;
Ожидаемые результаты
- Реализация предлагаемых мер
позволит обеспечить достойный
уровень пенсий гражданам на
основе принципа социальной справедливости.
- Будет создана понятная и
прозрачная пенсионная система,
позволяющая гражданам выбирать
наиболее приемлемую для них
пенсионную стратегию.
При этом предусматривается:
- достижение коэффициента замещения
трудовой пенсией по старости
до 40% утраченного заработка при
нормативном страховом стаже
и средней заработной плате;
- достижение приемлемого уровня
пенсий для среднего класса
за счет участия в корпоративных
и частных пенсионных системах;
- обеспечение среднего размера
трудовой пенсии по старости
на уровне 2,5 - 3 прожиточных минимумов
пенсионера;
- достижение максимально возможной
сбалансированности пенсионной системы
[13].
2.2 Предложения по совершенствованию
законодательства ПФР ,новая пенсионная
формула
С 1 января 2015 года в России планируется
ввести новый порядок формирования пенсионных
прав граждан и расчета размеров пенсии
в системе обязательного пенсионного
страхования.
Новый порядок разработан Правительством
РФ в рамках реализации Стратегии долгосрочного
развития пенсионной системы Российской
Федерации, утвержденной распоряжением
Правительства РФ от 25 декабря 2012 года
№2524-р.
Порядок формирования пенсионных
прав граждан и расчета размеров пенсии
в системе обязательного пенсионного
страхования одобрены Правительством
РФ. Соответствующий проект федерального
закона одобрен Правительством РФ и внесен
Правительством РФ в Федеральное собрание
РФ на рассмотрение.
Перед разработчиками новой
пенсионной формулы были поставлены следующие
условия:
1.гарантировать приемлемый
уровень пенсионного обеспечения граждан;
2. создать необходимые условия
для сбалансированности пенсионной
системы, в том числе в части
страховых пенсий;
3.сохранить приемлемый уровень
страховой нагрузки на работодателей
и нагрузки на федеральный бюджет;2 Информационные
материалы по новой пенсионной формуле
и по реформированию накопительного компонента.
13.05.2014
4. обеспечить минимальные гарантии
пенсионного обеспечения гражданина на
уровне не ниже величины прожиточного
минимума пенсионера;
5. обеспечить адекватность
пенсионных прав заработной плате; повысить
роль стажа при формировании пенсионных
прав и расчете размера пенсии.
Планируется, что новый порядок
формирования пенсионных прав и расчета
размера пенсии будет введен с 1 января
2015 года.
При этом в целях адаптации
к условиям нового порядка формирования
пенсионных прав и расчета размера пенсии
будущих пенсионеров и работодателей,
которые платят за них страховые взносы
в ОПС, предусматриваются переходные положения:
- повышение минимально
требуемого стажа для получения
права на пенсию с 6 лет в 2015 году до15
лет и минимально требуемого количества
индивидуальных пенсионных коэффициентов
с 6,6 в 2015 году до 30 – к 2025 году.
- повышение облагаемой
страховыми взносами зарплаты
до уровня 2,3 от среднероссийской зарплаты
и соответствующее увеличение максимального
значения индивидуального годового пенсионного
коэффициента с 7,39 в 2015 году до 10 - к 2021
году. Страховая пенсия в полном объеме
будет формироваться по новым правилам
у граждан, которые начнут работать в 2015
году. У будущих пенсионеров, имеющих страховой
стаж до 2015 г., все сформированные пенсионные
права фиксируются, сохраняются и гарантированно
будут исполняться. В 2014 году будет произведена
их конвертация в индивидуальные пенсионные
коэффициенты – нового инструмента учета
пенсионных прав гражданина.
При расчете страховой пенсии
по новым правилам впервые вводится понятие
«годовой пенсионный коэффициент», которым
оценивается каждый год трудовой деятельности
гражданина.
Годовой индивидуальный пенсионный
коэффициент равен отношению суммы, уплаченных
работодателем (работодателями) страховых
взносов на формирование страховой части
пенсии по выбранному гражданином тарифу3
Информационные материалы по новой пенсионной
формуле и по реформированию накопительного
компонента. 13.05.2014 10% или 16%, к сумме страховых
взносов с максимальной взносооблагаемой
по закону заработной платы, уплачиваемых
работодателем по тарифу 16%, умноженной
на 10: Годовой ПК = *10
* Если гражданин откажется
от формирования пенсионных накоплений
в системе ОПС, то работодатель будет уплачивать
за него страховые взносы на формирование
его страховой части пенсии по тарифу
16%
Если гражданин выберет тариф
6% на формирование накопительной части
пенсии, то на формирование его страховой
части пенсии будет направляться страховые
взносы по тарифу 10%. ** Предельный годовой
заработок (фонд оплаты туда), с которого
работодатели уплачивают страховые взносы
в систему ОПС, ежегодно устанавливается
федеральным законом.
*** Тариф, по которому работодатели
уплачивают страховые взносы
в систему ОПС - 22% от фонда оплаты труда
работника. 6% тарифа страховых взносов
с систему ОПС идет на финансирование
фиксированной
выплаты, а 16% является индивидуальным
тарифом, уплаченные взносы по которому,
по вашему выбору, могут или полностью
направляться на формирования пенсионных
прав в страховой части пенсии, или 6% может
направляться на формирование пенсионных
накоплений гражданина, а 10%
- на формирование пенсионных
прав в страховой части пенсии.
Чем выше зарплата, тем выше
и значение годового пенсионного коэффициента!
Годовой пенсионный коэффициент при равной
зарплате всегда будет выше у гражданина,
который отказался от формирования пенсионных
накоплений[2].
При расчете годового ПК учитывается
только официальная зарплата до вычета
налога на доходы физических лиц (13%).
С 2021 года при ежегодном повышении
уровня взносооблагаемой зарплаты до
2,3 от среднероссийской зарплаты максимальное
значение годового ПК4 Информационные
материалы по новой пенсионной формуле
и по реформированию накопительного компонента.
13.05.2014 достигнет 10 с 7,39 в 2015 году. Максимальный
годовой коэффициент начисляется гражданину,
если его зарплата, с которой уплачиваются
страховые взносы, не ниже максимальной
зарплаты, с которой работодатели по закону
уплачивают страховые взносы в систему
ОПС, и гражданин отказался от формирования
пенсионных накоплений.
Стоимость пенсионного коэффициента
ежегодно определяет Правительство Российской
Федерации в соответствии с федеральным
законом.
В новых правилах расчета пенсии
засчитываются в стаж такие социально
значимые периоды жизни человека, как
срочная служба в армии, уход за ребенком,
ребенком-инвалидом, гражданином старше
80 лет. За эти, так называемые «нестраховые
периоды», присваиваются особые годовые
коэффициенты, если в эти периоды гражданин
не работал.
Так, за период срочной воинской
службы начисляется 1,8 пенсионного коэффициента
– за каждый год срочной воинской службы.
Периоды ухода за детьми (до
1,5 лет на каждого ребенка) также засчитываются
в стаж. Так, за каждого ребенка начисляются:
— 1,8 пенсионного коэффициента
за год отпуска – за первого ребенка,
— 3,6 пенсионного коэффициента
за год отпуска – за второго ребенка,
— 5,4 пенсионного коэффициента
за год отпуска – за третьего ребенка.
При расчете страховой пенсии
суммируются все годовые пенсионные
коэффициенты, в том числе особые
коэффициенты за социально значимые периоды.
Далее полученная сумма годовых пенсионных
коэффициентов умножается на коэффициент
за отложенную пенсию и стоимость годового
пенсионного коэффициента, которая ежегодно
устанавливается Правительством Российской
Федерации в соответствии с федеральным
законом[3].
К полученному значению прибавляется
фиксированная выплата, увеличенная на
размер премиального коэффициента за
обращение за назначением пенсии в более
поздние сроки после достижения пенсионного
возраста или возникновения права на пенсию
(досрочно).
Расчет страховой пенсии по
старости будет производиться по следующей
формуле:
СП = (ФВ х КПВ) + (ИПК х КПВ) х СПК5
Информационные материалы по новой пенсионной
формуле и по реформированию накопительного
компонента. 13.05.2014
где:
СП – страховая пенсия в году
назначения пенсии;
ФВ – фиксированная выплата;
ИПК – индивидуальный пенсионный
коэффициент, равный сумме всех
годовых пенсионных коэффициентов
гражданина;
СПК – стоимость одного пенсионного
коэффициента в году назначения
пенсии;
КПВ – премиальные коэффициенты
за выход на пенсию позже
общеустановленного пенсионного
возраста (имеет разные значения для ФВ
и
СП!).
Обратите внимание, что по новым
правилам выходить на пенсию позже будет
выгодно! За каждый год более позднего
обращения за пенсией страховая пенсия
будет увеличиваться на соответствующие
премиальные коэффициенты.
Еще одна особенность: в 2025 году
минимальный общий стаж для получения
пенсии по старости достигнет 15 лет (6 лет
в 2015 году он будет в течение 10 лет поэтапно
увеличиваться – по 1 году в год).
Те, у кого общий стаж к 2025 году
будет менее 15 лет, имеют право обратиться
в ПФР за социальной пенсией (женщины в
60 лет, мужчины – в 65 лет). Кроме этого,
производится социальная доплата к пенсии
до прожиточного уровня пенсионера в регионе
его проживания.
Период ожидаемой выплаты пенсии
– 228 месяцев. А если, например, обратиться
за назначением пенсии на три года позднее,
то сумма пенсионных накоплений делится
уже на 192 месяца.
Таким образом, чем выше зарплата
и продолжительнее общий стаж, тем выше
будет размер пенсии по старости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пенсионное обеспечение является базовой
и одной из самых важных социальных гарантий
стабильного развития общества, поскольку
непосредственно затрагивает интересы
нетрудоспособного населения, а оно обычно
составляет свыше 25-30 % населения любой
страны. Также этот вопрос косвенно касается
и всего трудоспособного населения. Для
России этот вопрос в данное время является
очень актуальным, так как в России проживает
в настоящий момент свыше 38,5 миллионов
престарелых, инвалидов и членов семей,
потерявших кормильца.