В 1992 году в России начало действовать
новое пенсионное законодательство, принятое
в пору пребывания РСФСР в составе СССР.
Главной его особенностью являлась
более выраженная социальная направленность:
1.унификация для всех
категорий занятых, включая священнослужителей,
творческих работников и т.п.;
2.расширение списка льготных
категорий для более раннего
выхода на пенсию;
3.введение социальных
пенсий для лиц, не имеющих
трудового стажа;
4. установление размера
пенсий в равной степени, зависящего
от предыдущего заработка и
трудового стажа, а также многое
другое связанное с формой
расчетов пенсионных выплат.
Однако главное новшество заключалось
в том, что была введена выплата полного
размера пенсий всем работающим пенсионерам
без исключения. В результате к настоящему
времени все пожилое население России
находится на содержании государства.
В связи с либерализацией цен
реальный размер пенсионных выплат в первые
месяцы 192 года упал более чем в 2 раза.
Началась открытая высокая инфляция. Тем
самым, появилась необходимость, во-первых,
в компенсации потерь пенсионеров, и во-вторых,
регулярной индексации пенсионных выплат.
Правительство РФ приняло решение
и установило в начале 1992 года одинаковый
размер для всех получателей размер трудовой
песни в размере 342 рубля в месяц, а затем
индексировало данную величину. Главным
принципом, на котором строилось государственное
регулирование пенсий в жестких макроэкономических
и финансово-бюджетных условиях, являлась
попытка предотвращения падения среднего
уровня пенсий ниже прожиточного минимума
пенсионера.
Таким образом, в постсоветский
период пенсионное обеспечение осуществлялось
в форме обязательного государственного
социального страхования трудового населения
страны. Новшеством стало создание Пенсионного
фонда РФ, где аккумулировались денежные
средства на выплату пенсий. Законопроектами
предлагалось утверждение пенсионного
возраста, механизм исчисления пенсий,
в полной мере учитывающий стаж работы
и размер материального вознаграждения
за вложенный труд.
1.2. Пенсионная система: сущность,
структура
Проблема социальной защиты
людей, утративших трудоспособность в
связи с возрастом, особенно вопросы их
пенсионного обеспечения, актуальны не
только в России, но и во всем мире.
Современная пенсионная система
представляет собой сложный организм,
объединяющий экономические и правовые
институты, предназначенные для удовлетворения
интересов различных слоев общества.
Пенсионная система - это совокупность
создаваемых государством правовых, экономических,
организационных институтов и норм, предусматривающих
предоставление гражданам материального
обеспечения в виде пенсий.
Пенсия (от латинского слова
pension – платеж)- регулярная денежная выплата
(в расчете на месяц), которая производится
в установленном законом порядке определенным
категориям лиц из специальных фондов
и других источников, предусмотренных
для этих целей.
Основаниями для пенсионного
обеспечения по российскому праву являются
достижение соответствующего пенсионного
возраста, наступление инвалидности, а
для нетрудоспособных членов семьи кормильца
– его смерть; для пенсионного обеспечения
отдельных категорий - длительное выполнение
профессиональной деятельности.
К основным институтам пенсионной
системы относятся: социальное страхование;
социальные пенсии, предоставляемые государством;
частная страховая инициатива и корпоративные
пенсии, финансируемые предприятиями.
Неправомерно их противопоставление,
поскольку в развитых рыночных экономиках
каждый из этих четырех институтов пенсионной
системы выполняет свою функцию и обеспечивает
определенный уровень социальной защиты.[9]
Социальное страхование является
формой социальной защиты экономически
активного населения от различных рисков,
связанных с потерей работы, трудоспособности
и доходов, на основе коллективной солидарности
возмещения дохода.
Современная пенсионная система
Российской Федерации имеет следующую
структуру:
1.Обязательное пенсионное страхование;
2. Государственное
пенсионное обеспечение;
3.Негосударственное (дополнительное)
пенсионное обеспечение.
Обязательное пенсионное страхование
- это система создаваемых государством
правовых, экономических и организационных
мер, направленных на компенсацию гражданам
заработка (выплат, вознаграждений в пользу
застрахованного лица), получаемого ими
до установления обязательного страхового
обеспечения. Предусматривает выплату
трудовых пенсий в зависимости от страхового
(трудового) стажа, суммы взносов, финансируется
как за счет текущих поступлений в Пенсионный
фонд РФ, так и счет федерального бюджета,
финансируемые за счет страховых взносов
работодателя.
Законодательство РФ об
обязательном пенсионном страховании
состоит из Конституции Российской Федерации,
законодательства Российской Федерации
о налогах и сборах, федеральных законов
« Об обязательном пенсионном страховании»,
« Об основах обязательного социального
страхования», «О трудовых пенсиях в РФ»,
«Об индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе обязательного пенсионного
страхования».
Субъектами обязательного пенсионного
страхования являются федеральные органы
государственной власти, страхователи,
страховщик и застрахованные лица.
Страховщиком в системе обязательного
пенсионного страхования является Пенсионный
Фонд России (ПФР), который является самостоятельным
финансово-кредитным учреждение, образованным
в целях государственного управления
финансами пенсионного обеспечения в
РФ или организация, производящая страхование
и принимающая на себя обязательства возместить
страхователю или другим лицам, участвующим
в страховании, ущерб или выплатить страховую
сумму.
Страхователями в системе обязательного
пенсионного страхования являются:
1.лица, производящие выплаты
физическим лицам, в том числе
организации, индивидуальные предприниматели,
физические лица;
2.лица, самостоятельно обеспечивающие
себя работой.
Застрахованное лицо - это лицо,
на которое распространяется обязательное
пенсионное страхование, а также занятое
на рабочем месте с особыми (тяжелыми и
вредными) условиями труда, лицо, за которое
уплачиваются страховые взносы на финансирование
трудовой пенсии.
2. ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ
РЕФОРМЫ В РОССИИ
2.1 Основные проблемы в пенсионной
системе РФ на современном этапе
В новой модели расчета пенсий
заработная плата работника будет учитываться
в полном объеме и на протяжении всего
трудового стажа. Новая модель, оставаясь
распределительной, дополняется персонифицированным
учетом и накоплением пенсионных прав
гражданина и пенсионных обязательств
государства. Старая система в основе
своей являлась не столько распределительной,
сколько перераспределительной – между группами с различным уровнем дохода;
Индивидуальный (персонифицированный)
учет – это организация и ведение учета
сведений о каждом застрахованном лице
для реализации пенсионных прав в соответствии
с действующим законом.
Новая пенсионная модель в большей
мере является страховой моделью, в которой
размер пенсии зависит от размера заработной
платы;
Новая модель, так же как и старая,
основана на принципе солидарности поколений.
Но в отличие от старой она основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером. При этом на счетах граждан будут накапливаться не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих будут поступать в Пенсионный фонд России и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, будут направляться на выплаты пенсий нынешним пенсионерам;
Новым пенсионным законодательством
установлены и новые нормы по трудовому
стажу. Минимальный стаж для получения
базовой пенсии будет составлять 5 лет.
В существующей модели отработанными
годами определялось, какой процент от
учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник.
Согласно новой модели, основным показателем,
который будет определять размер пенсии
- будет сумма рублей на лицевом счете.
Сумма эта будет во многом зависеть от
количества отработанных лет. Чем больше
лет, тем больше пенсионный капитал, тем
больше пенсия;
В новой пенсионной модели предложена
принципиально новая схема индексации
пенсий. В основе ее – прогноз темпов инфляции
и роста заработной платы на планируемый
год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых
доходов пенсионной системы и будет определяться
размер индексации на год, утверждаемый
в бюджете ПФР. [12]
Индексация пенсий — это увеличение
размера соответствующих частей пенсий
на основании постановлений Правительства
РФ в целях компенсации снижения покупательной
способности пенсии в связи с инфляцией
и ростом цен.
Стратегия долгосрочного развития пенсионной
системы Российской Федерации (далее -
Стратегия) разработана в соответствии
с Указом Президента Российской Федерации
от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по
реализации государственной социальной
политики"
Необходимость подготовки Стратегии
обуславливается экономическими и демографическими
вызовами, стоящими перед отечественной
системой пенсионного страхования (далее
- пенсионная система).
Цель Стратегии - определение направлений
и задач по обеспечению развития в Российской
Федерации пенсионной системы.
Стратегия направлена на совершенствование
пенсионной системы, которая должна быть
адекватной современному экономическому
развитию Российской Федерации и соответствовать
международным стандартам. Стратегия
определяет на период до 2030 года социальные
приоритеты и ориентиры, а также механизмы
государственной политики в сфере пенсионного
страхования на отдельных этапах ее реализации.
Основные итоги функционирования пенсионной
системы
В Российской Федерации в течение последних
10 лет проводились мероприятия, направленные
на совершенствование пенсионной системы,
по итогам которых достигнуты следующие
результаты:
- Установление гарантированного
минимального уровня материального
обеспечения пенсионера не ниже
величины прожиточного минимума
пенсионера в субъекте Российской
Федерации. Так, средний размер трудовой
пенсии по старости в Российской
Федерации в 2012 году составил 9706
рублей. С 2002 года он увеличился
в 6,5 раз в номинальном размере
и более чем в 2,8 раза в реальном.
- Отношение трудовой пенсии
по старости к прожиточному
минимуму пенсионера постоянно
увеличивалось и составило в 2002
году - 108,4%, в 2007 году - 110,4% и в 2012 году
- 179,8%.
- Отношение среднего размера
трудовой пенсии по старости
к среднему размеру заработной
платы по экономике в 2002 году
составляло 34%, к 2007 г. оно снизилось
до 25% ввиду вызванного объективными
причинами отставания темпов
индексации трудовой пенсии от
темпов роста заработной платы,
а к 2012 году увеличилось до 36,8%
в результате роста базовой
части трудовой пенсии в 2008 - 2009
годах и проведения в 2010 году валоризации
пенсионных прав за советский период.
Таким образом, проводимая пенсионная
политика была направлена на обеспечение
социально приемлемого уровня пенсий.
Вместе с тем в рамках пенсионной системы
не достигнуты долгосрочная финансовая
устойчивость и сбалансированность бюджета
Пенсионного фонда Российской Федерации.
Инерционный сценарий развития пенсионной
системы (сохранение существующей модели)
в условиях действующего пенсионного
законодательства неизбежно приведет
к следующим социально-экономическим
последствиям:
- невозможность поддержания размера
пенсий на социально приемлемом
уровне и увеличение численности
низкодоходных групп среди пенсионеров.
Так, повышение уровня жизни пенсионеров
затормозится, и к 2030 году средний размер
трудовой пенсии по старости может не
достигнуть минимального целевого уровня
в 2,5 прожиточного минимума пенсионера,
и отношение среднего размера трудовой
пенсии по старости к среднему размеру
заработной платы по экономике будет снижаться;
- обострение проблемы обеспечения
приемлемого уровня пенсионных
прав для средне - и высокодоходных
категорий граждан;
- нарастание рисков, связанных
с недостаточной финансовой устойчивостью
негосударственных пенсионных фондов;
- отсутствие источника и механизма
обеспечения сохранности пенсионных
накоплений, в том числе с учетом
их возрастающих объемов;
Причинами сложившейся ситуации являются
внешние по отношению к пенсионной системе
экономические и демографические факторы:
макроэкономические параметры, структура
занятости, показатели производительности
труда, инфляция и размер заработной платы;
большой объем теневой занятости и скрытой
заработной платы; рост демографической
нагрузки и высокий уровень смертности
в трудоспособном возрасте.
Кроме того, в пенсионной системе сохраняются
значительные внутренние негативные факторы:
остается нерешенной проблема досрочных
пенсий; не установлен сбалансированный
тариф страховых взносов для самозанятых
граждан; пенсия в значительной мере утратила
функцию страхования потери заработка
в связи с достижением пенсионного возраста;
несоответствие тарифов страховых взносов
и обязательств по выплате трудовой пенсии.
Накопительная составляющая пенсионной
системы требует существенной модернизации,
в том числе в части, касающейся обеспечения
финансовой устойчивости негосударственных
пенсионных фондов и гарантий исполнения
ими в полном объеме обязательств по выплате
пенсий, создания эффективной системы
контроля за инвестированием, а также
расширения перечня финансовых институтов
и инструментов.