Эволюция плана счетов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение исторического аспекта данной проблемы, которое позволит учесть и оценить прошлый опыт, проанализировать недостатки и успехи в развитии плана счетов на определенных этапах хозяйственного строительства. Ведь, как сказал профессор Я.В. Соколов, "история - это наша современность, ибо те, кто пришел до нас, оставили нам сокровищницу идей; наша современность - это история тех, кто придет после нас"1.

Содержание работы

Введение 3
Глава № 1 Планы счетов 1925-1926 г.г. 5
1.1 Различия между дореволюционной системой счетов и планами счетов 1925 и 1926 г.г. 5
1.2 План счетов 1926 г. в период с 1928 по 1934 г.г. 8
Глава № 2 Планы счетов 1940-1959 г.г. 11
2.1 Унифицированный план счетов 1940 г. 11
2.2 Счета в годы Великой Отечественной войны 13
2.3 Планы счетов 1946-1957 г.г.. Новые тенденции в их построении 14
2.4 План счетов 1959 г. 16
Глава № 3 Действующий план счетов и инструкция к его применению 19
3.1 План счетов 1991 года 19
3.2 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению от 31 октября 2000 г. 22
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

2.4 План счетов 1959 г.

 

До 1960 г. в народном хозяйстве СССР применялись типовые  планы счетов, предназначенные для отдельных его отраслей и видов деятельности: для основной деятельности промышленных предприятий, капитального строительства и основной деятельности подрядных организаций, снабженческих и сбытовых организаций, автотранспортных хозяйств, отделов рабочего снабжения и т. п. Хотя все эти планы утверждались Министерством финансов СССР, в них не было должного единства.

Нередко для  одних и тех же операций в разных отраслях устанавливался  различный   порядок   счетного   отражения.   Более того, промышленные министерства вводили в типовые планы свои поправки, далеко не всегда оправданные отраслевыми особенностями их хозяйств.

Такой разнобой стал особенно ощутим с организацией многоотраслевых хозяйств совнархозов.

Единый план счетов, рассчитанный на государственные предприятия разных отраслей — промышленности, строительства, сельского хозяйства, заготовок и др. и обязательный для предприятий различных форм подчинения — союзного, республиканского, местного, был утвержден Министерством финансов СССР с согласия ЦСУ СССР в сентябре 1959 г..

Введение единого  плана счетов сделало возможным  и целесообразным создание вместе с  тем типовой, в какой-то мере общеобязательной формы счетоводства.

План счетов 1959 г. в части, касающейся основной деятельности промышленных предприятий, принципиально не отличается сколько-нибудь заметно от сокращенного плана счетов 1957 г. Число счетов главной книги в нем несколько больше — 52 вместо 42; восстановлены счета Топлива, Переоценки материальных ценностей,. Полуфабрикатов собственного производства, Прочих денежных средств, Расчетов с бюджетом, Увеличено и число предусмотренных планом субсчетов9.

Некоторые изменения  ранее действовавшего порядка учета  отдельных операций были предусмотрены  инструкцией по применению нового плана счетов.

В план 1959 г. по разным поводам вносились некоторые дополнения.

 В связи  с постепенным переводом предприятий  на новую систему планирования  и экономического стимулирования Министерство финансов СССР по согласованию с ЦСУ СССР в мае 1968 г. внесло в план счетов ряд изменений. Уточненный план введен в действие с 1 января 1969 г. Наиболее существенным изменением является расчленение бывшего счета Цеховых расходов на два синтетических счета: счет Расходов по содержанию и эксплуатации оборудования и счет Общецеховых расходов.

Расчленение счета  Цеховых расходов на два в известной мере было предопределено новыми методами распределения расходов, связанных с использованием оборудования, а также накладных расходов цехов и заводоуправлений, которые были рекомендованы в 1964 г. новой отраслевой инструкцией по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях машиностроения. Теперь эти методы распределения приняты и в «Основных положениях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях», утвержденных Госпланом, Министерством финансов, Государственным комитетом цен и ЦСУ СССР в июле 1970 г.

Заслуживает одобрения  также расчленение счета Внутриведомственных  расчетов на два счета: счет Внутриведомственных расчетов по перераспределению оборотных средств, контрарно-дополняющий к счету Уставного фонда, и счет Внутриведомственных расчетов по текущим операциям — расчетный, дебиторско-кредиторский счет, и тем более разделение счета Отвлеченных средств на три счета: счет Отвлеченных средств за счет прибыли — контрпассивный к счету Прибылей, счет Прочих отвлеченных средств — контрпассивный к счету Уставного фонда и счет Использования кредитов банка за счет прибыли и фондов — парный к счету Долгосрочных кредитов банка.

Обобщая изложенное, можно сказать, что развитие системы  счетов промышленного учета в  основном было связано:

    • с состоянием калькуляционного дела — кругом затрат, включаемых в себестоимость промышленной продукции, и их группировкой;
    • организацией финансов промышленности — порядком распределения прибыли, образования и использования специальных фондов и т. п.;
    • изменением самой техники счетной регистрации — внедрением журнальных форм ведения счетов10.

 

Глава № 3 Действующий план счетов и инструкция к его применению

3.1 План счетов 1991 года

 

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности предприятий и Инструкция по его применению были утверждены Приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56. Этот План счетов на территории Российской Федерации применяли с 1992 г. все организации (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущие учет методом двойной записи.

План разрабатывался с участием экспертов транснациональных корпораций ООН. Специалисты международных организаций были привлечены для разработки плана счетов и новой методологии бухгалтерского учета с целью привести отечественный учет в соответствие с международными правилами.

Для учета специфических операций организации могли по согласованию с Минфином России (или другими органами) вводить при необходимости в план счетов дополнительные синтетические счета (первого порядка), используя свободные коды счетов. Субсчета, перечисленные в Плане счетов, использовались исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Организации могли уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять их. Организации не обязаны были использовать все синтетические счета, приведенные в плане счетов.

Порядок ведения  аналитического учета устанавливался организацией, исходя из положений  Инструкции по применению плана счетов и нормативных актов по отдельным  разделам учета.

Структура Плана  счетов 1991 г. заметно отличалась от Плана счетов, введённого в действие 1 января 1986 г..11 Дело в том, что в последнем плане наблюдается неравномерное  количество синтетических счетов в каждом разделе, что нельзя сказать о Плане счетов 1991 г..

Однако в  Плане счетов 1986 г. появляются изменения, которые не утратили свою силу и в Плане счетов 1991 г..

Структура Плана  счетов бухгалтерского учета производственно-хозяйственной  деятельности объединений, предприятий  и организаций и Инструкция по его применению 1985 г. были утверждены по согласованию с ЦСУ СССР Приказом Минфина СССР от 28.03.1985 N 40 и вводились в действие с 1 января 1986 г. Раздел VII данного плана был назван "Финансовые результаты и использование прибыли", в который включены счета 80 "Прибыли и убытки", 81 "Использование прибыли", 83 "Доходы будущих периодов" и 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей", а раздел VII "Отвлеченные средства", VIII "Недостачи и потери" и XI "Финансовые результаты" были исключены.

Уточнения эти  производились на основании экономического анализа процессов, происходящих в хозяйственном механизме.

После 1986 г. в  стране происходили глубокие изменения  в управлении экономикой, внедрение  и освоение новых методов хозяйствования. Нужно было решать многие проблемы планирования, ценообразования, материально-технического обеспечения, финансов и кредита, организации и оплаты труда. С перестройкой всей экономики остро встал вопрос совершенствования бухгалтерского учета, одним из первых шагов в этом направлении оказался переход на новый план счетов.

Раздел I был переименован в "Основные средства и другие долгосрочные вложения", раздел VIII - в "Капитал и резервы". Количество забалансовых счетов увеличилось, они не имели нумерации раздела.

В раздел I были включены новые счета для отражения  имущества, созданного в процессе научно-технического прогресса и новых экономических отношений: 03 "Доходные вложения в материальные ценности"; 04 "Нематериальные активы", 05 "Амортизация нематериальных активов"; 06 "Долгосрочные финансовые вложения". Счет 08 "Капитальные вложения" перенесен из раздела III, и в нем изменены субсчета.

Раздел III дополнен счетом 36 "Выполненные этапы по незавершенным работам". В счетах реализации были выделены счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" и 48 "Реализация прочих активов". Для учета ценных бумаг вводился счет 58 "Краткосрочные финансовые вложения".

В разделе VI появились  счета 75 "Расчеты с учредителями" с субсчетами по вкладам в уставный капитал и по выплате доходов (необходимость в его образовании возникла при создании в стране предприятий различных форм собственности - акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью); 78 "Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами"; субсчета счета 61 стали самостоятельными счетами первого порядка.

В раздел VII внесен счет 82 "Оценочные резервы" для  учета резервов по сомнительным долгам и резервов под обесценение вложений в ценные бумаги.

Раздел VIII дополнен счетами 86 "Резервный капитал", 87 "Добавочный капитал" (суммы  прироста стоимости при переоценке; эмиссионный доход от реализации ценных бумаг; стоимость безвозмездно полученных средств - учитывалась до 01.01.2000 г.); 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"; счет 85 "Уставный фонд" стал называться "Уставный капитал".

И наконец, раздел IX включил счета 94 "Краткосрочные  займы" и 95 "Долгосрочные займы"; 97 "Арендные обязательства" (не применяется  с 01.01.1997 г.).12

В забалансовые счета добавлены счета 003 "Материалы, принятые в переработку", 004 "Товары, принятые на комиссию", 008 и 009 – обеспечения обязательств и платежей полученные и выданные, 014 и 015 - счета износа, 021 "Основные средства, сданные в аренду"13.

План счетов бухгалтерского учета 1991 г. изменялся  Приказами Минфина России от 28.12.1994 г. N 173; от 28.07.1995 г. N 81; от 27.03.1996 г. N 31 и от 17.02.1997 г. N 15. После всех изменений в Плане счетов имелось 22 резервных кода плюс 77 заполненных. Практически хозяйствующие субъекты использовали 60 счетов; 31 счет содержал фиксированную структуру субсчетов и на 5 счетах содержание и название субсчетов уточнялись предприятиями. В плане было задействовано 6 регулирующих счетов.

Формально План счетов 1991 г. почти ничего не изменил - ликвидировали 19 счетов и ввели 17 новых, связанных с особенностями рыночной экономики. Новыми же для бухгалтерского учета стали следующие моменты:

- возможная  в ряде случаев оценка имущества  собственниками;

- ликвидация  дублирования (износа и амортизации) - сохраняется только амортизация,  называемая износом; 

- альтернативность списания общехозяйственных расходов на счета "Основное производство" или "Реализация";

- введение совершенно  новых для наших бухгалтеров  учетных объектов (нематериальные  активы, финансовые вложения, долгосрочные  финансовые вложения и др.);

- признание отгрузки ценностей моментом их реализации.

3.2 План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению от 31 октября 2000 г.

 

В настоящее  время в стране действуют План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, которые были утверждены Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, принятой Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 г. N 283. План счетов введен в действие с 1 января 2001 г.

Факторами, вызвавшими пересмотр плана счетов, послужили:

- развитие рыночных  отношений в экономике; 

- совершенствование методики бухгалтерского учета;

-гармонизация российских правил бухгалтерского учета с международной бухгалтерской практикой.

Рыночные отношения  предъявляют новые требования к  процессу формирования финансовой информации о деятельности хозяйствующего субъекта. В центре внимания оказываются проблемы обеспечения полезности результативной информацией бухгалтерского учета: достоверности и объективности данных о финансовом положении организации, изменениях в нем и финансовых результатах. Для решения этих задач требуется рационализация систематизации и накапливания информации, т.е. совершенствование процесса отражения фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета.

Ярким примером влияния этого фактора служит порядок отражения на счетах прибыли организации. Предусмотренный предыдущим Планом счетов порядок не обеспечивал системного формирования отчета о прибылях и убытках. Сальдо счета прибылей и убытков, полученное по правилам предыдущего плана, не характеризовало величину чистой прибыли отчетного года, нераспределенной прибыли. Оно являлось по существу лишь промежуточным показателем. Для того чтобы удовлетворить потребности акционеров в информации о действительной величине прибыли, нужны были множественные корректировки.

С развитием рыночной экономики у предпринимателей повышается интерес к управленческой информации, для удовлетворения которого требуется создать систему счетов для управленческого учета. Значительно меняются и представления о многих объектах бухгалтерского учета, что приводит к пересмотру его правил и методик, в которых определяются новые способы оценки активов и обязательств и их классификации. Происходит стабилизация законодательства, совершенствуется практика, следовательно, уточняется характеристика различных учетных объектов. Это вызывает необходимость изменения состава и содержания синтетических счетов и субсчетов в Плане счетов.

Информация о работе Эволюция плана счетов в России