Качество жизни населения как социально-экономический показатель развития РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование «качества жизни населения» России.
Информационная база: нормативно-правовая, периодическая, методическая, учебная и справочная литература за 2009-2015 годы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЗАКОНЧЕННАЯ.docx

— 358.93 Кб (Скачать файл)

                                                                             

 

ВВЕДЕНИЕ

Под качеством жизни общества в современных концепциях качества понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.

Качество жизни населения и развитие человека – эти понятия составляют содержательную характеристику современных подходов к проблемам экономического роста и развития общества. Постановка этих проблем не является новой. В разные периоды развития научная мысль вновь и вновь обращалась к ним.

В литературе понятия “качество жизни” и “уровень жизни” нередко переплетаются и подменяют друг друга, что не вполне корректно. При этом уровень жизни определяется как показатель, характеризующий количество и качество товаров и услуг, потребляемых в стране.

Говоря о качестве жизни, нередко легко переходят к таким количественным характеристикам уровня жизни, как потребительская корзина. Данное понятие в современном словаре рыночных терминов означает набор товаров-представителей в заданных количествах с фиксируемыми ценами. Определяя уровень жизни, к потребительской корзине добавляют показатели смертности населения, общеобразовательный уровень и т.п., решая фактически частные проблемы качества жизни, и не давая четкого определения самому понятию.

Целью курсовой работы является исследование «качества жизни населения» России.

Информационная база: нормативно-правовая, периодическая, методическая, учебная и справочная литература за 2009-2015 годы

Методы исследования: аналитический, моделирования, метод анализа и синтеза, метод наблюдения.

  1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

 

    1. «Качество жизни» как социально-экономическая категория

 

         Среди огромного количества работ, посвященных специальному рассмотрению понятия качества жизни населения и различных его сторон, до настоящего времени нет единого подхода к рассмотрению понятия качества жизни как социально-экономической категории. С одной стороны, встречается предельно расширенное объяснение данной категории, которое, по существу, включает в себя все процессы жизнедеятельности человека и общества. С другой, в показатели качества жизни включается только узкая часть процессов жизнеобеспечения и жизнедеятельности людей [1, с.23-27].

Экономисты, использующие в качестве синонима термин «уровень жизни», больше ориентируются на экономическую, материальную сторону жизни населения. В первую очередь, речь идет об оценке здоровья населения, демографической ситуации, о материальном и социальном обеспечении, уровне образования, структуре потребностей различных социальных групп и степени их удовлетворения. Имеет место и противоположная точка зрения, в соответствии с которой качество жизни является максимально интегрированным социальным показателем, включающим в себя в качестве составляющих признаков уровень жизни, стиль жизни, уклад жизни. Мнения о качестве жизни не сходятся и у зарубежных исследователей. Например,

Дж. Ван Гиг  рассматривает качество жизни населения предельно широко, понимая его как состояние благополучия общества.  Показательно, что он эту категорию самым тесным образом связывает с целями, определяющими государственную политику, направленными на удовлетворение социальных, экономических и иных потребностей, повышение общего благосостояния населения, поддержание таких условий, в которых человек и природа могли бы вести гармоничное сосуществование.

А.И. Субетто определяет качество жизни как  «систему качеств духовных, материальных, социокультурных, экологических и демографических  компонентов жизни» [11, c.43].

Т.М.Дризе, не давая определения категории "качество жизни",  рекомендует использовать при его оценке такие показатели, как диапазон выбора, доступность для человека средств решения жизненно важных проблем; состояние социальных коммуникаций и социальных взаимодействии; комфортность и освоенность среды обитания и т.п.

Зарубежные исследователи предлагают более широкую трактовку оценки условий жизни населения, включая в рассмотрение такие факторы, как свобода выбора, основные права и свободы, политическая и социальная стабильность и безопасность [1, с. 25-29].

Таким образом, исходя из вышесказанного, качество жизни - это системное понятие, определяемое единством его компонентов: самого человека как биологического и духовного существа, его жизнедеятельности и условий, в которых она протекает. Отсюда следует, что номенклатура показателей качества жизни должна включать как объективные характеристики самого человека (или социума), его жизнедеятельности и условий жизни, так и субъективные оценочные характеристики, отражающие отношение субъекта к реалиям его жизни [7, с. 6].

Характеризуя сущность категории «качество жизни» как социально-экономического понятия необходимо выделить целый ряд ее особенностей:

[10, c. 111-114]

Во-первых, качество жизни более широкое понятие, чем «уровень жизни». Это категория, далеко выходящая за пределы экономики. Это, прежде всего социологическая категория, охватывающая все сферы общества, поскольку все они заключают в себе жизнь людей и ее качество.

Во-вторых, качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную. Критерием объективной оценки качества жизни служат научные нормативы потребностей и интересов людей, по соотношению, с которыми можно объективно судить о степени удовлетворения этих потребностей и интересов.

С другой стороны, потребности и интересы людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты. Они не фиксируются какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей и, соответственно, в их личных мнениях и оценках.

Оценка качества жизни выступает в двух формах:

- степень удовлетворения научно-обоснованных потребностей и интересов;

- удовлетворенность качеством жизни самих людей.

В-третьих, качество жизни не является категорией, отделенной от других социально-экономических категорий, но объединяет многие из них, включает в себя их в качественном аспекте.

Компонентами качества жизни является и образ жизни, и уровень жизни, и окружающая среда, обогащенные качественными оценками. Например, характеризуя качество жизни, нельзя ограничиваться оценкой питания по его питательной ценности (калорийность, содержание в граммах белков, жиров). Нельзя обойти таких качеств питания, как его регулярность, разнообразие, вкусовые свойства. Характеризуя качество трудовой жизни, нельзя ограничиться показателями занятости, безработицы, продолжительности рабочего дня, недели, года, уровнем производственного травматизма, но необходимы оценки соответствия интересам работников содержания и характера труда, его интенсивности, взаимоотношений внутри трудового коллектива и др.

 

    1. Показатели качества жизни населения и их классификация. Оценка качества жизни

 

Для оценки качества жизни населения применяется система общих и частных показателей. К ним можно отнести:

-общие (на душу населения): национальный доход, фонд потребления продукции народного хозяйства, потребительский фонд национального богатства (объем накопленного потребительского имущества – жилищных и культурно-бытовых зданий, предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения)

-частные: уровень и способы потребления, условия труда, обеспеченность жильем и благоустроенность быта, уровень культурно-бытового обслуживания, условия воспитания детей, социальное обеспечение.

Следующая классификация: стоимостные и натуральные показатели. Стоимостные: ВВП, национальный доход, фонд потребления, совокупный доход населения. Натуральные показатели: объем потребления конкретных материальных благ и услуг (потребление продуктов питания, объем личного имущества)

Самостоятельные показатели характеризуют пропорции и структуру потребления населения (распределение по доходам, дифференциация доходов).

Количественные и качественные показатели. Количественные: объем потребления конкретных материальных благ и услуг. Качественные показатели отражают качественную сторону благосостояния населения: структура потребления, уровень образования, обеспеченность предметами длительного социально-культурного назначения (машинами, собственным жильем).

Статистические показатели. В настоящее время используется 284 показателя. Сведенных в 20 тематических групп: 1) социальная структура общества, 2) занятость населения, 3) участие трудящихся в управлении государством, 4) доходы населения, 5) денежные сбережения населения, 6) оплата труда, 7) общие фонды потребления, 8) социальное и бытовое обслуживание населения, 9) потребление материальных благ и услуг населением, 10) имущество населения, 11) бюджет семьи, 12) бюджет времени, 13) моральная статистика (преступность, административные и правовые нарушения и т.д. [1, с. 33-35].

В рекомендациях ООН в качестве комбинированного показателя уровня жизни предложен показатель «индекс качества жизни» (ИКЖ), включающий характеристики, определяющие состояние здравоохранения; уровень образования; среднюю продолжительность жизни; степень занятости населения; платежеспособность населения; доступ к политической жизни.

В ноябре 1980 года “ Совет Организации Экономического Сотрудничества и Развития”(ОЭСР) утвердил Список социальных индикаторов, установление которых имело целью оценить некоторые фундаментальные аспекты индивидуального благосостояния в странах ОЭСР (табл. 1)[5, c.26].

Таблица 1

Список социальных индикаторов

Социальные проблемы

Показатели

Здоровье, продолжительность жизни  

- продолжительность предстоящей  жизни 

- уровень материнской  смертности 

- временная нетрудоспособность 

- длительная нетрудоспособность

Образование и обучение Использование возможностей системы образования, обучение

- непрерывное образование 

- обучение взрослых 

- уровень грамотности

Занятость и качество трудовой жизни

- уровень безработицы 

- вынужденная неполная  занятость 

- отчаявшиеся искать работу

- средняя продолжительность  рабочего времени 

- время на дорогу на  работу 

- оплачиваемый ежегодный  отпуск 

- гибкий рабочий график 

- распределение заработков 

- смертность на рабочем  месте 

- нарушение нормальных  условий труда

Время и отдых

- свободное время 

- использование свободного  времени

Доступность товаров и услуг, доход     Богатство

- распределение дохода 

- низкий доход 

- материальная необеспеченность 

- распределение богатства

Физическое окружение, жилищные условия,  нарушения в окружающей среде 

- внутренняя жилая площадь 

- владение прилегающей  территорией - основные удобства 

- доступность определенных  видов услуг 

- воздействие загрязнения  атмосферы - воздействие шума

Социальная среда, социальные связи

- уровень самоубийств

Личная безопасность Подверженность риску, явная угроза

- смертельные случаи 

- серьезные травмы 

- страх за личную безопасность


 

Этот список охватывает лишь некоторые из социальных проблем и не может сам по себе быть использован для оценки качества (уровня) жизни той или иной группы населения в стране. Однако отдельные показатели могут вполне успешно выявить реальное положение дел и основные тенденции в развитии социальной сферы.

Систему количественных и качественных показателей уровня жизни в России составляют:

- общий объем потребления материальных благ и услуг;

- уровень потребления продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг;

- реальные доходы населения;

- размер заработной платы;

- доходы из других источников (пенсии, пособия, стипендии, доходы от реализации продуктов личного подсобного хозяйства, дивиденды и проценты);

- условия труда;

- продолжительность рабочего и свободного времени;

- жилищные условия;

- показатели образования;

- показатели здравоохранения и др.

Обобщающими стоимостными показателями уровня жизни населения принято считать:

  • общее потребление материальных благ и услуг – включает личное потребление населением материальных благ, платные и бесплатные услуги. Расчет этого показателя обеспечивает увязку отдельных показателей благосостояния населения. Это позволяет рассматривать уровень и структуру потребления во взаимосвязи с совокупными доходами населения и дает полную характеристику удовлетворения его личных потребностей;
  • реальные доходы населения (без учета услуг) – номинальные доходы в денежном выражении поступления средств за счет заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и других источников, скорректированных на динамику потребительских цен;
  • реальные доходы населения с учетом услуг;
  • реальная заработная плата рабочих и служащих (составная часть реальных доходов с учетом услуг);
  • денежный доход семьи;
  • совокупный доход – включает все виды денежных доходов, а также стоимость натуральных поступлений, полученных от личного подсобного хозяйства и использованных на личное (домашнее) потребление;
  • располагаемый доход – денежный или совокупный доход за минусом налогов и обязательных платежей;
  • имущественные и денежные накопления.

Многие показатели, используемые для оценки уровня жизни, применяются для расчета обобщающих показателей человеческого развития, оценки региональных различий в качестве жизни и анализа динамики развития человеческого потенциала отдельных стран, регионов [12, с.223-228].

Уровень жизни по своему содержанию является гораздо более широким понятием, чем просто материальные условия жизни населения. Общепризнано, что уровень доходов не является единственным и определяющим условием человеческого развития. Для обеспечения достойной жизни человеку требуется достаточно широкий набор благ, посредством использования которых и достигается необходимый уровень существования. Кроме того, уровень жизни оценивается не только через потребление этих благ, но и через возможности их получения.

Информация о работе Качество жизни населения как социально-экономический показатель развития РФ