Качество жизни населения как социально-экономический показатель развития РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование «качества жизни населения» России.
Информационная база: нормативно-правовая, периодическая, методическая, учебная и справочная литература за 2009-2015 годы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЗАКОНЧЕННАЯ.docx

— 358.93 Кб (Скачать файл)

 

    1. Направления повышения качества жизни населения

 

С целью увеличения степени существования в РФ важным обстоятельством представляется развитие высочайшей части посредственного класса. При этом недостаточно просто больших среднедушевых доходов, нужны эффективные «социальные лифты»: допуск к высококачественному профессиональному воспитанию, усиление малого и среднего бизнеса (во всех регионах страны). Только лишь при таких условиях средний класс будет на самом деле достаточно стабильным и будет общественной опорой с целью устойчивости страны. Существенное значение в создании сильного посредственного класса представляет территориальная подвижность. В этот период в РФ она мала из-за неразвитости рынка жилища и общественно-политических правил (в частности, желание любой ценой удержать экономически излишнюю  рабочую силу в депрессивных регионах - дотации и поблажки нежизнеспособным организациям). Плюс к этому – неэффективный экономный раздел с многочисленными рабочими местами и невысокой  заработной платой. Нехватка пенсионной системы, содержащийся в невысоком соотношении пенсии и заработной платы, приводит к тому, что люди пенсионного возраста выпадают из среднего класса. Для того, чтобы не случалось подобной ситуации, нужен пенсионный капитал (большие сбережения на старость на старость). Профессионалы  предлагают следующие решения: территориальная миграция, реструктурирование нежизнеспособных производств, оптимизация бюджетной сферы, поощрение пенсионных накоплений с целью включения десятков миллионов жителей России в структуру процветающего среднего класса. О значительном повышении уровня жизни, можно говорить только после создания устойчивого среднего класса., т.к. средний класс – это честные налогоплательщики со стабильным высоким доходом, а значит и постоянный  доход в бюджет страны. При  помощи выделения значимых средств из федерального бюджета возможна  реализация различных социальных программ, нацеленных  на увеличение  уровня жизни. Действенная  социальная политика обязана содержать конкретную формулировку нижних и верхних ориентиров (уровень бедности и благосостояние) указатели либо стереотипы уровня жизни населения при помощи системы генеральных или же других согласований  и коллективных договоров, законов и прочих нормативных актов, бюджетов и экономических рычагов. Общество также волнует тот факт, что невысокие темпы подъема  минимальных социально-экономических стандартов в России существенно отстают от темпов инфляции и темпов возвышения потребностей. Данная  несправедливость обязана быть  исправлена. Федеративное устройство страны требует определенного внимания к выработке общественной политики (особенно региональной), направленной на выравнивание возможностей обеспечения высокого качества и уровня жизни населения на всей территории. Поэтому при разработке социальных программ необходимо учитывать особенности страны в территориальном срезе. Повышение качества жизни граждан России –ключевой вопрос государственной политики. Эта цель реализуется с помощью национальных проектов, из которых в настоящее время выделено 4 приоритетных: современное здравоохранение, доступное и комфортное жилье, качественное образование и развитие агропромышленного комплекса. Почему именно на эти сферы определены как приоритетные? Потому что именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» –образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему. [9, с.333-340].

Подробнее о каждом из них:

I. Приоритетный национальный  проект «Современное здравоохранение». Состояние здоровья населения  в настоящее время характеризуется  низким уровнем рождаемости (10,5 случая  на 1000 населения), высоким уровнем  общей смертности (16 случаев на 1000 населения). Одной из характерных  проблем России является смертность  людей в трудоспособном возрасте. Ежегодно среди населения Российской  Федерации регистрируется более 200 миллионов различных заболеваний. Показатели здоровья отрицательно  сказываются на продолжительности  жизни, которая в 2013 году составила 66 лет, в том числе у мужчин  –59 лет, у женщин –73 года. К основным  направлениям приоритетного национального  проекта в сфере здравоохранения относятся: Развитие первичной медицинской помощи, которое предусматривает следующие мероприятия: –подготовка и переподготовка врачей; –увеличение заработной платы медицинским работникам; –дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок; введение новых программ обследования новорожденных детей. Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью: увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи; строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала». Направление средств на развитие диагностики позволяет создать такую систему, при которой снизятся затраты на лечение, так как болезнь всегда легче предупредить, чем лечить. Дорогостоящая медицинская помощь не имеет эффективных механизмов финансирования, не все граждане могут ее получить, поэтому при декларировании ориентированной на человека политики необходимо сделать ее как можно более доступной. Одним из аспектов проекта «Современное здоровье» является реализация демографической политики. Пока эта политика реализуется через систему различных выплат и небольшое количество социальной рекламы. По мнению А. И. Антонова, заведующего кафедрой социологии семьи в МГУ, таких действий недостаточно. Он отмечает, что ни одно государство еще не ставило перед собой задачу изменения ценностных ориентаций своих граждан. Из реальных мер при этом он предлагает тоже исключительно материальные –только увеличение пособий на ребенка (1000 долларов в год за каждого последующего) и продление срока выплат до 16 лет. [7, с.410-417].

II. Приоритетный национальный  проект «Качественное образование». К основным направлениям в  области образования относятся  стимулирование работы педагогов, в высшей школе –объединение учебы и науки, развитие инновационного образования. Из федерального бюджета с января 2006 года финансируется дополнительное вознаграждение учителей за классное руководство (1000 рублей). Такую меру посчитали необходимой, так как классный руководитель –тот человек, который в большей мере стимулирует своих учеников к получению знаний. Ежегодно путем открытого конкурса и общественной экспертизы будут выбираться 10 тыс. наиболее достойных поощрения учителей. Число победителей распределяется по регионам пропорционально количеству городских и сельских школьников. Размер поощрения составит 100 тыс. рублей. Ежегодно помощь от государства (1 миллион рублей) будут получать 3 тысячи общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы. Средства будут направлены в форме субсидий из федерального в региональные бюджеты. Финансовая поддержка предназначена для приобретения лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизации материально-технической и учебной базы, повышения квалификации и переподготовки работников общеобразовательных учреждений. Инновационное образование –это образование, не столько ориентирующееся на передачу знаний, сколько позволяющее овладеть базовыми компетенциями для самостоятельного получения знаний, так как информация все время устаревает. Инновационное образование тесно связано с практикой. Сегодня традиционное образование как система получения знаний отстает от реальных потребностей современной науки и производства. Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний, за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. В 2007 году предполагалось выбрать 30 ВУЗов, использующих обучение по инновационным программам. «Система образования в инновационном вузе должна быть открыта современным научным исследованиям и современной экономике. В учебном плане такого вуза должны присутствовать такие формы, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно-исследовательских организациях. Технологическое оснащение учебного процесса должно соответствовать уровню, достигнутому в европейских и американских университетах». ВУЗы отбирались по двум критериям: 1. Качество и результативность представленной на конкурс инновационной программы. Инновационный потенциал самого ВУЗа (в динамике за последние три года) •эффективность научной и инновационной деятельности; •состояние подготовки кадров; •интеллектуальный потенциал вуза; •обеспеченность инновационной деятельности материальной и информационной базой. Полученные ВУЗами по этой программе средства предполагалось направлять целевым образом на реализацию инновационных образовательных программ: переподготовку и повышение квалификации преподавателей, приобретение лабораторного оборудования, программного обеспечения и модернизацию учебных классов. Разработку прочих реформ в сфере образования предлагается поручать педагогическому сообществу, дабы избегнуть непродуманных реформ.

III. Приоритетный национальный  проект «Доступное и комфортное  жилье». Основные направления реализации  национального проекта – развитие  рынка ипотечного кредитования, предоставление льгот и субсидий  на приобретение жилья молодым  семьям, субсидирование местных  властей для стимуляции строительства. Сегодня основная проблема на  рынке ипотечного кредитования  –большие объемы и малые сроки возврата кредита. У банков не хватает собственных долгосрочных ресурсов, для того чтобы выдавать ипотечные кредиты на срок больше 15 лет. В мировой практике эта проблема решается через выпуск банками долгосрочных ипотечных облигаций, позволяющий им привлечь средства частных инвесторов. Чем больше денег окажется у банка, тем больше он сможет выдать кредитов под более низкие проценты. Другой вариант решения проблемы –рефинансирование ипотечных кредитов. Требования по ипотечным кредитам перенаправляются в другой финансовый институт, который сам выпускает ипотечные ценные бумаги и размещает их на фондовом рынке. Правительством РФ был создан собственный оператор вторичного рынка со 100-процентным государственным капиталом – ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК). Эта организация обеспечивает рефинансирование ипотечных кредитов в большом объеме, благодаря чему появляется возможность развивать ипотеку. Претендовать на субсидии при покупке жилья могут молодые семьи. Молодой считается семья, «возраст супругов в которых не превышает 30 лет, либо семьи, состоящие из одного родителя в возрасте до 30 лет и одного и более детей, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий. По оценкам экспертов, этот проект не соответствует современной реальности. «Возраст» семьи, принимающей решение о рождении первого ребенка, в последнее время вырос. Л. В. Пепеляева предлагает повысить возраст «молодой» семьи до 35 лет, тем самым увеличив количество семей, которые смогут поучаствовать в проекте и получить субсидии. Темпы строительства в среднем по России остаются низкими из-за нехватки земельных участков. К строительству остается неподготовленной коммунальная инфраструктура. Обычно средства на ее создание привлекаются из кармана строительных компаний. В результате растут цены на жилье. Новый Градостроительный кодекс обязал городские власти предоставлять под застройку участки уже со всей необходимой инфраструктурой. Эта норма вступила в действие с 1 октября 2005 года и должна была помочь развернуть массовое строительство. Но на такое строительство очень часто не оказывается денег в местном бюджете. В рамках национального проекта местным властям частично субсидируются процентные ставки по кредитам на оснащение земельных участков коммунальной инфраструктурой. По мнению Председателя Комитета общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления В. Л. Глазычева, создание рынка ЖКХ –мощнейший импульс для развития всей экономики.

IV. Приоритетный национальный  проект «Развитие АПК». Приоритетный  национальный проект «Развитие  АПК» включает в себя три  направления: «Ускоренное развитие  животноводства»; «Стимулирование  развития малых форм хозяйствования»; «Обеспечение доступным жильем  молодых специалистов (или их  семей) на селе». Ускоренное развитие животноводства планируется реализовать за счет: - повышения доступности долгосрочных кредитов, привлекаемых на срок до 8 лет; - роста поставок по системе федеральной аренды племенного скота, техники и оборудования для животноводства благодаря увеличению уставного капитала ОАО «Росагролизинг», снижению ставки за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и продлению срока аренды техники и оборудования для животноводческих комплексов до 10 лет; - совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования путем утверждения объемов квот и таможенных пошлин на мясо и отмены ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов. Стимулирование развития малых форм хозяйствования –увеличение объемов реализации продукции, произведенной на личных подсобных хозяйствах и крестьянских хозяйствах. Планируется снизить для них ставки по кредитам (субсидировать часть затрат на уплату процентов), развивать инфраструктуры обслуживания этих хозяйств (кооперативов) [7, с.443-460].С. Ю. Глазьев говорит о том, что «Чем успешнее будет антимонопольная политика и чем эффективнее меры по декриминализации товаропроводящей сети, тем меньше потребуется государственных субсидий». Рентабельность АПК планируется повысить в 2 раза, при этом снижая объемы государственных субсидий. Развитию бизнеса в АПК сейчас мешает еще одна проблема. Это недоприватизированность, земля сейчас не может быть использована в качестве залога, не содействует привлечению инвестиций извне. В.В. Лабинов (исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли) предлагает оценить земли в денежном выражении и распределить между пайщиками не абстрактную «землю», а уже эти средства. Полезной была бы и опосредованная поддержка сельского хозяйства со стороны государства (через госзаказы –бесплатное питание для инвалидов, молоко для школьников и т. п.). Для таких госзаказов необходимо создание единого координатора, ликвидировать межведомственную разобщенность. Например, для реализации заказа «бесплатное молоко для школьников» необходимо согласовать действия Министерства образования, Министерства сельского хозяйства и Министерства здравоохранения. Также следовало бы отметить, что качество собственной жизни может повысить каждый, с помощью таких внеэкономических операций, как использование собственного труда в домашнем хозяйстве (поддержание чистоты и порядка, ведение приусадебного хозяйства), творчество (рукоделие, дизайн интерьера своими силами). Неотъемлемой частью повышения качества жизни является самосовершенствование (существует достаточно много путей саморазвития без помощи денег). На муниципальном уровне это проведение субботников, оформление клумб, посадка деревьев.

 

  1. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ

 

    1. Численный состав населения России

 

Одним из ключевых факторов экономического и общественного развития является человеческий капитал, который включает в себя совокупность знаний, умений, навыков, которые могут быть направлены на удовлетворение потребностей, как отдельного индивидуума, так и всего общества.

Человеческий капитал тесным образом связан с численностью населения страны. Ведь именно люди являются источником формирования человеческого капитала. На 1 января 2014 года в России проживало 143,7 млн. чел. (106,6 млн. чел. или 74% населения проживали в городах, 37,1 млн. чел. или 26% в сельских поселениях).

В 2014 году численность населения России увеличилась за счет расширения территории и включения полуострова Крым в состав Российской Федерации, что обеспечивает прирост в 1,97 млн. чел. Проанализируем динамику численности населения России с 2012 по 2014 годы.

Таблица 2

Численность населения России

Показатели

      Год

Отклонения

      (+,-)

Темп роста,%

2014

 год

Отклонения

      (+,-)

Темп роста

2012

2013

       

   %

Численность населения, млн. чел.

143

143,3

+0,3

100,2

143,7

    +0,4

100,3

Городское население

105,7

106,1

+0,4

   100,4

106,6

     +0,5

100,5

Сельское население

37,8

37,2

-0,6

   98,4

37,1

     -0,1

100


 

За последние 3года численность населения увеличивалась по 300-400 тыс. человек в год. Причинами этому стал рост рождаемости за счет поколения восьмидесятников, ведь именно в тот период население выросло почти на 9 млн. чел., что является рекордом за весь период нахождения России в составе СССР. Также прирост населения обеспечивается миграцией людей из стран бывшего СССР.

Графически данную ситуацию можно представить следующим образом.

Рис.1 Динамика численности населения России

Рассмотрим показатели рождаемости и смертности в России.

Информация о работе Качество жизни населения как социально-экономический показатель развития РФ