Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 14:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование «качества жизни населения» России.
Информационная база: нормативно-правовая, периодическая, методическая, учебная и справочная литература за 2009-2015 годы
В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:
-основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;
-стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;
-формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;
-цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;
-цели и приоритеты внешнеэкономической политики;
-параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.
Для достижения этой цели в Концепции решаются следующие задачи:
-оценка достигнутого уровня развития российской экономики;
-характеристика целей долгосрочного социально-экономического развития, с учетом основных вызовов предстоящего периода;
-определение стратегии – способов, направлений и этапов - достижения поставленных целей;
-определение целей и приоритетов внешнеэкономической политики;
-определение параметров пространственного развития российской экономики, целей и задач территориального развития в долгосрочной перспективе.
Практически в каждом регионе Российской федерации существуют целевые программы, направленные на улучшение качества жизни населения.
Далее приведем несколько примеров, подтверждающих этот факт.
Современная демографическая ситуация в Тульской области, как и в целом по Российской Федерации, характеризуется тенденцией увеличения доли пожилых людей, что соответствует общемировому процессу старения населения.
В перспективе старение населения повлияет на возрастную структуру общества и приведет к дальнейшему увеличению доли пожилых людей в общей численности населения Тульской области. При этом опережающими темпами будет расти численность лиц в возрасте 80 лет и старше.
Тульская область входит в группу регионов со сложной демографической ситуацией. Демографическое развитие Тульской области характеризуется рядом неблагоприятных факторов: естественной убылью населения, высоким уровнем смертности, демографическим старением населения.
Целью Программы будет являться формирование организационных и социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищенности, предоставлению гражданам пожилого возраста доступа к услугам социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры и досуга.
Для реализации цели Программы следует решить следующие задачи:
- оптимизация, расширение сети и укрепление материально-технической базы учреждений социальной защиты населения Тульской области;
- совершенствование форм предоставления гражданам пожилого возраста социальной поддержки;
- поддержание активной жизненной позиции и социального долголетия граждан пожилого возраста.
Цель государственной программы - создание условий для социально-демографического развития Омской области, своевременного оказания социальной поддержки гражданам, проживающим на территории Омской области, повышения качества и доступности социального обслуживания населения Омской области.
Достижение данной цели предполагается посредством решения следующих задач государственной программы: 1) создание условий для демографического развития Омской области. Решение задачи будет обеспечено путем реализации подпрограммы "Семья и демография Омской области"; 2) профилактика семейного неблагополучия, предупреждение и предотвращение насилия в семье, оказание своевременной реабилитационной помощи детям, ставшим жертвами насилия, жестокого обращения в результате преступных посягательств. Решение задачи будет обеспечено путем реализации подпрограммы "Профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми"; 3) повышение качества жизни граждан пожилого возраста путем обеспечения доступности медицинских, социальных, образовательных и иных услуг, содействие активному участию пожилых граждан в жизни общества. Решение задачи будет обеспечено путем реализации подпрограммы "Старшее поколение"; 4) создание условий для эффективного участия социально ориентированных некоммерческих организаций в социально-экономическом развитии Омской области. Решение задачи будет обеспечено путем реализации подпрограммы "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории Омской области"; 5) выполнение государственных обязательств по социальной поддержке граждан. Решение задачи будет обеспечено путем реализации подпрограммы "Развитие социального обслуживания населения и совершенствование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан".
Цель: повышение качества жизни семей с детьми путем создания комплексных условий для благополучия детей и подростков, обеспечения дружественных семье и детству общественных отношений и инфраструктуры жизнедеятельности.
Задача 1. Укрепление института семьи, поддержание престижа материнства и отцовства, развитие и сохранение семейных ценностей.
Задача 2. Развитие системы государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей.
Задача 3. Совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в различных областях интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной, спортивной, технической и спортивно-технической деятельности.
Задача 4. Повышение доступности и качества отдыха, оздоровления и занятости детей, развитие семейных форм отдыха, детского туризма.
Задача 5. Обеспечение и защита прав и законных интересов детей, создание эффективной системы мер поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации ( «Чужих детей не бывает»).
Задача 6. Улучшение качества здоровья детей. Обеспечение безопасного материнства.
Задача 7. Кадровое и информационное обеспечение реализации программы, информирование населения об услугах, предоставляемых детям и семьям с детьми.
Выделяют следующие основные направления совершенствования политики в области занятости .
1. Обеспечение функционирования рынка труда и содействие трудоустройству:
- обеспечение гармонизации интересов работников, работодателей и государства при соблюдении основных трудовых и социальных прав работников;
- совершенствование мониторинга трудовой сферы и сбора информации о состоянии рынка труда, организация проведения научных исследований по проблемам занятости;
- повышение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, снижение неконтролируемого роста безработицы;
- внедрение эффективных механизмов профилирования безработных граждан и разработка соответствующих мероприятий по их трудоустройству;
- защита территориального рынка труда (регулирование использования иностранной рабочей силы).
2. Специальные мероприятия содействия занятости населения:
- временное трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, путем частичной компенсации расходов работодателям на организацию их труда (организация занятости выпускников образовательных учреждений, многодетных и одиноких родителей, инвалидов, длительно безработных граждан и лиц предпенсионного возраста, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, лиц, освобожденных из мест лишения свободы);
- совершенствование организации общественных и временных работ на основе повышения их социального статуса с учетом ситуации на рынке труда, запросов граждан и потребностей работодателей;
- содействие предпринимательству посредством финансовой и организационно-методической поддержки безработных граждан, решивших создать собственное дело; поддержка малого предпринимательства.
3. Повышение качества рабочей силы:
- совершенствование системы профессионального обучения и профессиональной ориентации населения, в том числе безработных граждан и незанятого населения, с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда;
- повышение мотивации незанятых граждан к трудовой деятельности и формирование их активной позиции, ориентированной на самостоятельный поиск работы;
4. Социальная поддержка граждан при безработице:
- своевременное начисление пособий по безработице;
- оказание материальной и иной помощи безработным и членам их семей;
- обеспечение оформления и выплаты досрочных пенсий безработным гражданам предпенсионного возраста, получившим право выхода на досрочную пенсию при отсутствии возможности их трудоустройства;
- обеспечение выплаты стипендий гражданам, обучающимся по направлению службы занятости.
В ближайшем будущем нужно более активно работать в таких направлениях как: освещение в средствах массовой информации проблемы трудовой занятости населения, целесообразно вести специальную рубрику в изданиях, посвященную безработице и проблемам, связанным с ней; увеличения количества методической литературы, по вопросам организации трудоустройства населения, в том числе юридической литературы;
Также существует потребность в полноценной и объективно предоставляемой информации, которая диктует необходимость в упорядочивании информационных потоков и создании систематизированных баз данных. Существует необходимость в выстраивании высокоэффективной схемы взаимодействия между всеми ведомствами, заинтересованными в проведении правильной и целенаправленной политики занятости.
Политика занятости является областью экономического и социального регулирования, цели которого выходят далеко за рамки простого смягчения последствий безработицы – трудоустройства безработных, их профессиональной ориентации, переобучения, выплаты, им пособий. Ведущую, системообразующую роль достижения целей политики занятости играет государство. Проведение государственной политики занятости требует координации деятельности целого ряда органов государственного управления – службы занятости, органов управления профессиональным образованием, общественных организаций, включая профсоюзы, государственных и коммерческих предприятий, учреждений, фирм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прогнозирование и повышение уровня жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.
Исходя из анализа уровня жизни населения, можно сказать, что в целом наметилась тенденция к повышению уровня жизни населения. Государство все больше внимания уделяет этому вопросу, принимает конкретные меры по повышению уровня жизни, и в этом направлении достигнуты определенные положительные результаты. С помощью эффективных национальных проектов, возможно достигнуть реального повышения уровня и качества жизни населения. Социальная политика в целом становится более эффективной, но не всегда с ее помощью достигаются поставленные цели, поэтому нужно стремиться к повышению результативности социальной поддержки государства и более тщательной разработки социальных программ.
Экономический рост российской экономики позволяет повысить реальные доходы населения, то же позволяет и профицитный бюджет, однако правительство РФ остерегается мер по повышению заработных плат и пособий ввиду предполагаемого роста инфляции. И даже в настоящее время рост потребительских цен по-прежнему опережает рост заработной платы –это, в свою очередь, снижает значение повышения прожиточного минимума в России.
Библиографический список
Информация о работе Качество жизни населения как социально-экономический показатель развития РФ