Качество жизни населения как социально-экономический показатель развития РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование «качества жизни населения» России.
Информационная база: нормативно-правовая, периодическая, методическая, учебная и справочная литература за 2009-2015 годы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ЗАКОНЧЕННАЯ.docx

— 358.93 Кб (Скачать файл)

В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:

-основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;

-стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;

-формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;

-цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;

-цели и приоритеты внешнеэкономической политики;

-параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

Для достижения этой цели в Концепции решаются следующие задачи:

-оценка достигнутого уровня развития российской экономики;

-характеристика целей долгосрочного социально-экономического развития, с учетом основных вызовов предстоящего периода;

-определение стратегии – способов, направлений и этапов - достижения поставленных целей;

-определение целей и приоритетов внешнеэкономической политики;

-определение параметров пространственного развития российской экономики, целей и задач территориального развития в долгосрочной перспективе.

 

 

    1. Региональные программы, направленные на повышение качества жизни

 

Практически в каждом регионе Российской федерации существуют целевые программы, направленные на улучшение качества жизни населения.

Далее приведем несколько примеров, подтверждающих этот факт.

  1. Концепция долгосрочной целевой программы "Повышение качества жизни старшего поколения Тульской области на 2011 - 2015 годы"

Современная демографическая ситуация в Тульской области, как и в целом по Российской Федерации, характеризуется тенденцией увеличения доли пожилых людей, что соответствует общемировому процессу старения населения.

В перспективе старение населения повлияет на возрастную структуру общества и приведет к дальнейшему увеличению доли пожилых людей в общей численности населения Тульской области. При этом опережающими темпами будет расти численность лиц в возрасте 80 лет и старше.

Тульская область входит в группу регионов со сложной демографической ситуацией. Демографическое развитие Тульской области характеризуется рядом неблагоприятных факторов: естественной убылью населения, высоким уровнем смертности, демографическим старением населения.

Целью Программы будет являться формирование организационных и социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищенности, предоставлению гражданам пожилого возраста доступа к услугам социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры и досуга.

Для реализации цели Программы следует решить следующие задачи:

- оптимизация, расширение сети и укрепление материально-технической базы учреждений социальной защиты населения Тульской области;

- совершенствование форм предоставления гражданам пожилого возраста социальной поддержки;

- поддержание активной жизненной позиции и социального долголетия граждан пожилого возраста.

  1. Государственная программа Омской области "Социальная поддержка населения" на 2014- 2020 год.

         Цель государственной программы - создание условий для социально-демографического развития Омской области, своевременного оказания социальной поддержки гражданам, проживающим на территории Омской области, повышения качества и доступности социального обслуживания населения Омской области.

Достижение данной цели предполагается посредством решения следующих задач государственной программы: 1) создание условий для демографического развития Омской области. Решение задачи будет обеспечено путем реализации подпрограммы "Семья и демография Омской области"; 2) профилактика семейного неблагополучия, предупреждение и предотвращение насилия в семье, оказание своевременной реабилитационной помощи детям, ставшим жертвами насилия, жестокого обращения в результате преступных посягательств. Решение задачи будет обеспечено путем реализации подпрограммы "Профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми"; 3) повышение качества жизни граждан пожилого возраста путем обеспечения доступности медицинских, социальных, образовательных и иных услуг, содействие активному участию пожилых граждан в жизни общества. Решение задачи будет обеспечено путем реализации подпрограммы "Старшее поколение"; 4) создание условий для эффективного участия социально ориентированных некоммерческих организаций в социально-экономическом развитии Омской области. Решение задачи будет обеспечено путем реализации подпрограммы "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории Омской области"; 5) выполнение государственных обязательств по социальной поддержке граждан. Решение задачи будет обеспечено путем реализации подпрограммы "Развитие социального обслуживания населения и совершенствование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан".

  1. Долгосрочная целевая программу «Семья и дети» на 2012-2015 годы в г. Новосибирск

Цель: повышение качества жизни семей с детьми путем создания комплексных условий для благополучия детей и подростков, обеспечения дружественных семье и детству общественных отношений и инфраструктуры жизнедеятельности.

Задача 1. Укрепление института семьи, поддержание престижа материнства и отцовства, развитие и сохранение семейных ценностей.

Задача 2. Развитие системы государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей.

Задача 3. Совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в различных областях интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной, спортивной, технической и спортивно-технической деятельности.

Задача 4. Повышение доступности и качества отдыха, оздоровления и занятости детей, развитие семейных форм отдыха, детского туризма.

Задача 5. Обеспечение и защита прав и законных интересов детей, создание эффективной системы мер поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации ( «Чужих детей не бывает»).

Задача 6. Улучшение качества здоровья детей. Обеспечение безопасного материнства.

Задача 7. Кадровое и информационное обеспечение реализации программы, информирование населения об услугах, предоставляемых детям и семьям с детьми.

 

 

    1. Направления совершенствования государственной политики в области занятости в Российской Федерации

Выделяют следующие основные направления совершенствования политики в области занятости .

1. Обеспечение функционирования  рынка труда и содействие трудоустройству:

- обеспечение гармонизации интересов работников, работодателей и государства при соблюдении основных трудовых и социальных прав работников;

- совершенствование мониторинга трудовой сферы и сбора информации о состоянии рынка труда, организация проведения научных исследований по проблемам занятости;

- повышение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, снижение неконтролируемого роста безработицы;

- внедрение эффективных механизмов профилирования безработных граждан и разработка соответствующих мероприятий по их трудоустройству;

- защита территориального рынка труда (регулирование использования иностранной рабочей силы).

2. Специальные мероприятия  содействия занятости населения:

- временное трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, путем частичной компенсации расходов работодателям на организацию их труда (организация занятости выпускников образовательных учреждений, многодетных и одиноких родителей, инвалидов, длительно безработных граждан и лиц предпенсионного возраста, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, лиц, освобожденных из мест лишения свободы);

- совершенствование организации общественных и временных работ на основе повышения их социального статуса с учетом ситуации на рынке труда, запросов граждан и потребностей работодателей;

- содействие предпринимательству посредством финансовой и организационно-методической поддержки безработных граждан, решивших создать собственное дело; поддержка малого предпринимательства.

3. Повышение качества рабочей силы:

- совершенствование системы профессионального обучения и профессиональной ориентации населения, в том числе безработных граждан и незанятого населения, с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда;

- повышение мотивации незанятых граждан к трудовой деятельности и формирование их активной позиции, ориентированной на самостоятельный поиск работы;

4. Социальная поддержка  граждан при безработице:

- своевременное начисление пособий по безработице;

- оказание материальной и иной помощи безработным и членам их семей;

- обеспечение оформления и выплаты досрочных пенсий безработным гражданам предпенсионного возраста, получившим право выхода на досрочную пенсию при отсутствии возможности их трудоустройства;

- обеспечение выплаты стипендий гражданам, обучающимся по направлению службы занятости.

В ближайшем будущем нужно более активно работать в таких направлениях как: освещение в средствах массовой информации проблемы трудовой занятости населения, целесообразно вести специальную рубрику в изданиях, посвященную безработице и проблемам, связанным с ней; увеличения количества методической литературы, по вопросам организации трудоустройства населения, в том числе юридической литературы;

Также существует потребность в полноценной и объективно предоставляемой информации, которая диктует необходимость в упорядочивании информационных потоков и создании систематизированных баз данных. Существует необходимость в выстраивании высокоэффективной схемы взаимодействия между всеми ведомствами, заинтересованными в проведении правильной и целенаправленной политики занятости.

Политика занятости является областью экономического и социального регулирования, цели которого выходят далеко за рамки простого смягчения последствий безработицы – трудоустройства безработных, их профессиональной ориентации, переобучения, выплаты, им пособий. Ведущую, системообразующую роль достижения целей политики занятости играет государство. Проведение государственной политики занятости требует координации деятельности целого ряда органов государственного управления – службы занятости, органов управления профессиональным образованием, общественных организаций, включая профсоюзы, государственных и коммерческих предприятий, учреждений, фирм.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прогнозирование и повышение уровня жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.

Исходя из анализа уровня жизни населения, можно сказать, что в целом наметилась тенденция к повышению уровня жизни населения. Государство все больше внимания уделяет этому вопросу, принимает конкретные меры по повышению уровня жизни, и в этом направлении достигнуты определенные положительные результаты. С помощью эффективных национальных проектов, возможно достигнуть реального повышения уровня и качества жизни населения. Социальная политика в целом становится более эффективной, но не всегда с ее помощью достигаются поставленные цели, поэтому нужно стремиться к повышению результативности социальной поддержки государства и более тщательной разработки социальных программ.

Экономический рост российской экономики позволяет повысить реальные доходы населения, то же позволяет и профицитный бюджет, однако правительство РФ остерегается мер по повышению заработных плат и пособий ввиду предполагаемого роста инфляции. И даже в настоящее время рост потребительских цен по-прежнему опережает рост заработной платы –это, в свою очередь, снижает значение повышения прожиточного минимума в России.

 

 

 

 

Библиографический список

    1. Андросова Г.А. Уровень жизни населения: сущность, показатели, динамика: Учебное пособие. –СПб.:ТЭИ, 2006. – 300 с.
    2. Бюджетная обеспеченность самых бедных регионов РФ  / Новости// «Экономика и жизнь» / №36 (9352).– 23 с.
    3. Голуб Л.А. Социально-экономическая статистика. – М.: Владос. – 2003. – 155 с.
    4. Еловиков Л.А. Социальная политика (доходы и заработная плата): Учебное пособие.- Омск: ОмГУ, 2002.- 288 с
    5. Качество жизни: сущность, оценка, стратегия формирования: Учеб. Пособ. / под редакцией Л.А. Кузьмичева, М.Ф. Федорова, Е.Е. Зедесенца – М.:ВНИИТЭ, 2000 – 67 с.
    6. Коленникова О. Население как субъект оценивания системы неравенств// Свободная мысль. –. - №5. –с.92-101.
    7. Крюков Р.В. Государственное регулирование национальной экономики: [Текст]: Учебник / под редакцией Р.В. Крюков – М.:Приор-издат., 2005 – 98 с.
    8. Платонов О.А. Повышение качества трудовой жизни. Опыт США. – М.: Культурно-производственный центр «Рада», 1992. (гл. 2).
    9. Потуданская В.Ф. Качество трудовой жизни как индикатор социально-экономического положения региона. // Актуальные проблемы труда и социальной политики: Материалы региональной научно-практической конференции. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. – 132 с.
    10. Рынок труда. Учебник. / Под ред. проф. В.С. Буланова и         проф. Н.А. Волгина. – М.: «Экзамен», 2000. – 448 с.
    11. Суббето А.И. Управление качеством жизни и выживаемость человека // Стандарты и качество. 1994. № 1 [5. С. 43]
    12. Труд и заработная плата в СССР: Сл.-справ. / Под ред. З.С. Богатыренко. - 2-е изд., доп.и перераб. – М.: Экономика, 1989. – 447 с.

Информация о работе Качество жизни населения как социально-экономический показатель развития РФ