Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 14:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование «качества жизни населения» России.
Информационная база: нормативно-правовая, периодическая, методическая, учебная и справочная литература за 2009-2015 годы
Уровень рождаемости в России снижался, но и смертность в России снижалась значительно, благодаря этому был стабильный естественный прирост населения. Динамика естественного прироста в расчете на 1000 человек населения, видна в таблице 3.
Таблица 3
Показатели |
2012 год |
2013 год |
Темп роста,% |
Отклонения (+,-) |
2014 год
|
Темп роста, % |
Отклонения (+,-) |
Естественный прирост, убыль населения, ‰ |
-0,03 |
0,2 |
-667 |
+0,23 |
0,23 |
115 |
+0,03 |
Рождаемость, ‰ |
13,27 |
13,3 |
100,2 |
+0,03 |
13,31 |
100 |
+0,01 |
Смертность, ‰ |
13,30 |
13,1 |
98,5 |
-0,2 |
13,08 |
100 |
-0,02 |
Из
таблицы видно, что на протяжении
3-х лет наблюдается прирост
населения, то есть рождаемость
не на много превышает
Рис.2. Естественный прирост (убыль) населения в России
Показатель естественного прироста есть разность двух величин — числа рождений и числа смертей.
2.2. Величина прожиточного минимума в России
Прожиточным минимумом принято называть минимальный уровень дохода, которого гарантированно хватит, чтобы обеспечить определённый уровень жизни. Разумеется, в каждой отдельной стране этот минимум рассчитывается по-разному, равно как и минимальные потребности, которые принято удовлетворять, тоже могут сильно отличаться. Так, прожиточный минимум в развивающейся стране обычно ниже, нежели в стране развитой.
Величина прожиточного минимума в России измеряется исходя из суммарной стоимости набора товаров и услуг, необходимых для нормального жизнеобеспечения гражданина РФ, сохранения его здоровья и трудоспособности. Этот набор товаров и услуг, включающий продовольственные и непродовольственные товары, оплату тепло-, электро-, водообеспечения и обязательные сборы, называется потребительской корзиной.
Состав потребительской корзины, на основании которого определяется величина прожиточного минимума, изменяется и пересматривается не реже, чем 1 раз в 5 лет для всех основных социально-демографических групп РФ. По социально-демографической составляющей прожиточный минимум подразделяется на следующие категории:
- прожиточный минимум для трудоспособных лиц;
- прожиточный минимум для детей;
- прожиточный минимум для пенсионеров;
- средний прожиточный минимум на душу населения.
Таблица 4
Величина прожиточного минимума в России
Год |
В среднем на душу населения, руб. |
Для трудоспособного населения, руб. |
Для пенсионеров, руб. |
Для детей, руб. |
2012 |
6705 |
7263 |
5281 |
6432 |
2013 |
7306 |
7871 |
5998 |
7022 |
2014 |
8050 |
8683 |
6617 |
7752 |
Отклонения 2013 от 2012 |
+601 |
+608 |
+717 |
+590 |
Темп роста 2013 от 2012 |
109 |
108,4 |
113,6 |
109,2 |
Отклонения 2014 от 2013 |
+744 |
+812 |
+619 |
+730 |
Темп роста 2014 от 2013 |
110,2 |
110,3 |
110,3 |
110,4 |
Так, размер прожиточного минимума имеет тенденцию к увеличению. Наибольший темп роста прожиточного минимума наблюдается в 2013 году среди всех категорий населения. В 2014 году уровень увеличения данного показателя также высок.
Сумма прожиточного минимума для населения трудоспособного возраста несколько больше, чем для детей и пенсионеров. Однако, прожиточный минимум для детей растет немного большими темпами, нежели остальных категорий.
Для сравнения прожиточного минимума по отношению к России в целом, рассмотрим динамику прожиточного минимума в Сибирском Федеральном округе.
Таблица 5
Динамика величины прожиточного минимума в Сибирском федеральном округе
Область |
ПМ на душу населения |
Отклонения 2012-2013 (+,-) |
Темп роста 2012-2013, % |
Отклонения 2013-2014 (+,-) |
Темп роста 2013-2014, % | ||
2012 год |
2013 год |
2014 год | |||||
Омская область |
5773 |
6302 |
7253 |
+529 |
109,1 |
+951 |
115 |
Кемеровская область |
5797 |
6682 |
7569 |
+885 |
115,3 |
+887 |
113,3 |
Новосибирская область |
6930 |
7764 |
8945 |
+834 |
112 |
+1181 |
115,2 |
Таким образом, мы видим что прожиточный минимум в Омской и Кемеровской областях ниже прожиточного минимума по России в целом. В Омской области он составляет 7253, и в Кемеровской 7569, а это означает что в этих областях прожиточный минимум ниже среднего по России на 736 рублей и 420 рублей. В Новосибирской области ПМ оказался выше среднего на 956 рублей.
Прожиточный минимум в этих областях с каждым годом увеличивается на 800-1000 рублей, или на 20-23 %.
Примечательно, что в состав потребительской корзины в России, утвержденный еще в 1992 году, входит всего 156 наименований.
Согласно Федеральному закону № 227-ФЗ от 03.12.2012, потребительская корзина в России включает следующий продовольственный набор:
хлебные продукты, в пересчете на составляющие их муку, крупу и бобовые, в количестве среднего потребления в год на душу трудоспособного населения, равному 126 кг;
картофель, овощи и бахчевые, в количестве среднего потребления в год на душу трудоспособного населения, равному 215 кг;
свежие фрукты — 60 кг/год на душу трудоспособного населения;
сахар, в том числе, входящий в кондитерские изделия — 24 кг/год;
мясо и мясопродукты - 59 кг/год;
рыба, рыбные и морепродукты — 19 кг/год;
молоко, в том числе входящее в молокопродукты, масло, кондитерские изделия — 290 л/год;
яйца — 210 шт./год;
жиры, входящие в разные масла — 11 кг/год;
иные продукты (кофе, чай, пряности, соль) — 5 кг/год.
Таким образом, мы видим, что величина прожиточного минимума растет. Так, темп роста в 2014 году составил 109,3%. Это связано, прежде всего, с повышением цен на продукты питания на территории России. Резкий скачок увеличение прожиточного минимума наблюдается в 2013 году – 112,2%.
Семейный подход к формированию прожиточного минимума строится на чувствительности его составляющих к размеру и составу семьи. Он является логическим развитием действующей методологии прожиточного минимума, разработанной для отдельных социально- демографических групп населения- трудоспособных, пенсионеров и детей.
Влияние состава семьи на ее
величину прожиточного
Таблица 5
Динамика стоимости величины прожиточного минимума для семей разного состава
Состав семей |
Стоимость ПМ на семью, руб. в месяц | ||||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Отклонения 2012-13г. (+,-) |
Отклонения 2013-14 г. (+,-) | |
Семьи, состоящие из двух человек | |||||
Двое трудоспособных Двое пенсионеров Один трудоспособный и один ребенок |
14304 10282 13531 |
15882 12086 15045 |
17668 13434 16754 |
+1578 +1804 +1514 |
+1786 +1348 +1709 |
Семьи, состоящие из трех человек | |||||
Трое трудоспособных Двое трудоспособных и один ребенок Двое трудоспособных и один пенсионер Один трудоспособный и двое детей Один трудоспособный, один пенсионер и один ребенок |
19856 20683
19445 19910
19137 |
21061 22986
21925
22149
21061 |
23580 25588
24385
24674
23580 |
+1205 +2303
+2480
+2239
+1924 |
+2636 +2602
+2460
+2525
+2519 |
Семьи, состоящие из четырех человек | |||||
Двое трудоспособных и двое пенсионеров Двое трудоспособных и двое детей Двое трудоспособных, один пенсионер и один ребенок Один трудоспособный и трое детей Один трудоспособный, один пенсионер и двое детей |
20062
29968
28357
26289
26131 |
22301
30090
29089
29253
28959 |
25790
33508
32549
32594
32582 |
+2239
+112
+732
+2964
+2828
|
+3489
+3418
+3460
+3341
+3623 |
Из данных таблицы 5 видно, что в Российской Федерации ежегодно увеличивается величина прожиточного минимума на 8-13%. В семьях, состоящих из 3х человек, наиболее всего сумма прожиточного минимума увеличивается в семье с двумя трудоспособными людьми и 1 ребенком. В семье из 4х человек меньше всего мы видим увеличение там, где есть пенсионеры, т.к. их прожиточный минимум растет медленнее, нежели других категорий населения.
Социально-экономическая политика государства независимо от его политического устройства имеет целью повышение жизненного уровня населения и в первую очередь должна быть ориентирована на увеличение благосостояния и развитие людей.
Уровень жизни во многом определяется доходами населения, от размера которых главным образом и зависит степень удовлетворения личных потребностей. Денежные доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения, премии, постоянные надбавки к заработной плате и средства на командировочные расходы, пенсии, пособия и стипендии, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства, поступления из финансовой системы и прочие.
Таблица 6
Показатели уровня жизни населения России
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Темп роста, 2012-13г. % |
Темп роста, 2013-14г. % |
Отклонения 2012-13г. (+,-) |
Отклонения 2013-14г. (+,-) |
Среднедушевые денежные доходы населения, рублей в месяц |
23221 |
25522 |
33017 |
110 |
129,4
|
+2301
|
+7495 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, рублей |
25360 |
29940 |
35685 |
118 |
141 |
+4580 |
+5745 |
Средний размер назначенных месячных пенсий, рублей |
10012 |
10019 |
11599 |
100 |
116
|
+7 |
+1587 |
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения, рублей в месяц |
6705 |
7326 |
8234
|
109 |
112,4 |
+621 |
+908 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % от общей численности населения |
15,6 |
10,8 |
11,2 |
69,2 |
104
|
-4,8
|
+0,4 |
Реальные денежные доходы, в % к предыдущему году |
107 |
105,2 |
104 |
98,3 |
99 |
-1,8 |
-1,2 |
Фактическое конечное потребление домашних хозяйств, млн. рублей |
239431 |
262965 |
273562 |
110 |
104 |
+23534 |
+10597 |
Среднедушевые денежные доходы населения, за указанный в таблице период, выросли на 30%, что связано с увеличением, как заработных плат, так и пенсий. В связи с этим выросла и величина прожиточного минимума в среднем на душу населения на 19%. Так же видно, что численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума снизилась.
Долгосрочная целевая программа - комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления и показателям результативности мероприятий, направленных на решение проблем системного характера в сфере социально-экономического развития территории.
В числе приоритетных задач в 2012 году была и остается поддержка людей, оказавшихся в трудной ситуации. Проведение эффективной социальной политики, направленной на повышение качества жизни населения, обеспечение высокого уровня социальной защищенности малообеспеченных и социально уязвимых категорий жителей России являются приоритетными направлениями в социальной сфере.
Меры, направленные на повышение качества жизни населения должны носить адресный и дифференцированный характер. Принцип адресности подразумевает систему социальной защиты, которая концентрирует общественные ресурсы на предоставление помощи самым незащищенным слоям населения, вне зависимости от их принадлежности к какой-либо категории. Дифференцированный подход к определению видов социальной поддержки в зависимости от материального положения, возраста, степени трудоспособности и других конкретных жизненных обстоятельств, позволит помогать тем гражданам, которые действительно нуждаются в помощи государства.
Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются меры по повышению уровня и качества жизни населения. Повышаются пенсии, различные виды пособий и компенсаций. Однако существует необходимость принятия дополнительных мер по социальной поддержке наименее защищенных слоев населения: одиноко проживающих граждан пожилого возраста, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, неполных семей, многодетных малообеспеченных семей.
Правительством РФ принята Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
Цель разработки КДР-2020 - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
Информация о работе Качество жизни населения как социально-экономический показатель развития РФ