Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 08:09, курсовая работа
Для курсовой работы я выбрала тему о кадровом потенциале российской науки. Эта тема мне интересна по ряду причин. Ведь большинством открытий, методик и разработок научная сфера обязана молодым специалистам. Россия богата выпускниками высших учебных заведений, которые представляют источник инноваций и будущую опору всех сфер общественной жизни. И вроде государство должно непрерывно развиваться, имея в наличии такой богатый источник трудовых ресурсов. Такую молодую, перспективную машину генерации сверхновых идей и разработок. Однако можно наблюдать лишь беспокоящий спад
Введение………………………………………………………………………………………………………3
1. Особенности формирования
кадрового потенциала российской науки…………………………………………….5
2. Современное состояние научного кадрового потенциала в России….9
3. Основные проблемы кадрового потенциала российской науки,
их причины и возможные пути решения…………………………………………….12
4. Инвестиции в кадровый потенциал науки
как основная мера борьбы с существующими проблемами………………27
Заключение………………………………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы
Таким образом, согласно методике изучения кадрового потенциала научно-образовательной системы региона, к числу важнейших его компонентов относится профессорско-преподавательский состав, реализующий задачи профессиональной и научной подготовки в рамках функционирующих на данной территории различного рода средних специальных и высших учебных заведений, а также учреждений и структур повышения квалификации, в том числе аспирантур и докторантур. Вполне в соответствии с общероссийскими тенденциями численность профессорско-преподавательских кадров Республики Башкортостан неуклонно растет. Если в 1991 году в вузах республики работало в качестве преподавателей 4100 человек, то к 2001 году их количество существенно возросло и составило 5200 человек. Причем, более 800 преподавателей еще и по совместительству были заняты в образовательном процессе. В числе штатного ППС вузов доля специалистов с учеными степенями составляет более 60 процентов. За последнее десятилетие на порядок вырос квалификационный уровень преподавателей высших учебных заведений. В 1991 году среди них было 215 докторов и 2153 кандидатов наук, а в 2001 году эти ученые степени имели соответственно 625 и 2556 преподавателей. Количество профессоров увеличилось более чем в 2 раза (с 208 до 512), а доцентов — на 30 с лишним процентов (с 1278 до 1670). В средних специальных учебных заведениях работают 4,8 тысячи штатных преподавателей. По сравнению даже с прошлым годом численность этой категории ППС возросла на 200 человек. На то обстоятельство, что в последнее десятилетие образовательная система в целом и научно-образовательная в частности, характеризуются, по крайней мере, экстенсивным наращиванием своего кадрового потенциала, указывает и рост численности работников, занятых в образовании: в 1994 году — 185,1 тысячи, в 2000 году — 189,2 тысячи человек.
Непосредственная подпитка рассматриваемого кадрового потенциала, его обновление и накопление осуществляются путем научно-квалификационной подготовки в аспирантурах и докторантурах. Последние годы характеризуются активным увеличением количества аспирантов и докторантов как в России, так и в ее регионах. Численность докторантов в вузах России в 1992 году составляла 1128 человек, а в 1998 году — 3228 человек. В Республике Башкортостан с 1991 по 2000 год их количество возросло с 7 до 94. При этом по отраслям наук они распределяются следующим образом: по техническим наукам — 30; по наукам о земле — 15; по социологическим наукам — 13; по физико-математическим — 8; по педагогическим — 7; по химическим и историческим — по 3. Любопытно отметить, что до 1997 года не было ни одного докторанта по педагогическим, химическим и историческим наукам, а до 2000 года — по наукам о земле.
В республике из года в год растет и количество аспирантов. В 1991 году их было 569, а в 2000 году в аспирантурах обучалось уже 2025 человек. При этом с отрывом от производства учились в 1991 году 62 процента, а в 2000 году — 68 процентов из общей численности аспирантов. К сожалению, не очень радуют показатели эффективности функционирования этой системы подготовки научно-преподавательских кадров. Общее число аспирантов в 1997 году равнялось 1346, а их выпуск в течение последующих 3 лет составил лишь 1061 человек. Таким образом, более 20 процентов обучающихся по разным причинам либо отсеиваются из аспирантуры, либо не заканчивают ее в планово определенный срок. Кроме того, не все выпускники завершают учебу в аспирантуре защитой кандидатской диссертации, тем самым не оправдывая ни своих надежд на приобретение научной квалификации, ни общественных затрат на их обучение. В 2000 году лишь 47 процентов выпуска аспирантур сопровождалось защитой диссертаций (в 1991 году всего 26 процентов).
Осуществляемые в обществе социально-экономические преобразования сказались и на распределении общего числа аспирантов по отраслям науки. К 2000 году в этом отношении в республиканской системе аспирантской подготовки сложилась следующая ситуация. В общей численности аспирантов специализацию по техническим наукам имели 472, по экономическим — 297, по химическим — 193, по филологическим — 145, по физико-математическим — 125 человек. Последующие позиции по этому показателю занимали соответственно биологические, юридические, педагогические, философские, исторические, социологические и медицинские науки. Из анализа динамики изменения численности аспирантов по отраслям наук видно, что в области технических наук этот показатель в течение последнего десятилетия, за исключением 2000 года, устойчиво возрастал. Экономические науки по количеству аспирантов поднялись на второе место, начиная лишь с 1996 года, и в дальнейшем число аспирантов данной специализации стабильно росло. Если в 1995 году таковых было всего 76 человек, то к 2000 году их насчитывалось 297. Отрасли химических, филологических, физико-математических и биологических наук из года в год устойчиво наращивали численность своих аспирантов. Юридические же науки по рассматриваемому показателю заняли седьмую ступень лишь с 2000 года, в то время как еще в 1999 году были на двенадцатой, уступая также и медицинским, педагогическим, социологическим, философским и историческим наукам. Некоторое уменьшение количества аспирантов наблюдается в последние годы по отраслям социологических и медицинских наук. Только с 1997 и 1998 годов соответственно функционируют аспирантуры по искусствоведению и культурологии. Аспиранты же по наукам о земле стали отдельно выделяться в статистических данных лишь с 2000 года (179 человек).
Анализируя кадровый
потенциал научно-
Комплектация новыми и перспективными кадрами трудовых коллективов, а в нашем случае и контингента обучающихся в аспирантурах осуществляется преимущественно за счет выпускников средних специальных и высших учебных заведений. В Республике Башкортостан в плане расширения резервной основы кадровой составляющей научно-образовательного потенциала в течение последних десяти лет стали прослеживаться некоторые положительные тенденции. Общая численность студентов средних специальных учебных заведений с 1991 года по 2001 год выросла с 63,6 тысячи до 82 тысяч, то есть почти на 30 процентов. Причем, половина из них обучается сегодня в учебных заведениях, обладающих статусом колледжа, в то время как десять лет тому назад такой уровень профессиональной подготовки получали лишь 2800 студентов (всего 4,4 процента обучающихся в ссузах). Существенно расширился за этот период общий контингент студентов высших учебных заведений республики. Их численность возросла на 67 процентов и составила к 2000 году 89 тысяч человек, что, в основном, детерминировано введением платного образования и открытием коммерческих вузов и отделений при государственных высших учебных заведениях. Только в сети негосударственных учебных заведений обучаются сегодня около 10 тысяч студентов.
Выпуск специалистов вузами составил в 2001 году 11,1 тысячи человек против 7,5 тысячи в 1991 году. При этом, в соответствии с общероссийскими тенденциями, в республике осуществляется постепенная перестройка структуры подготовки кадров с увеличением доли специалистов гуманитарного и экономического профилей. Только за 2000 год в средних специальных учебных заведениях, колледжах и вузах открыто более 20 новых специальностей и направлений в области менеджмента, юстиции, финансов, права, психологии и т.д. Таким образом, воспроизводство кадрового потенциала в республике носит не только чисто экстенсивный характер и сопровождается лишь количественными изменениями, а направлено и на удовлетворение специфических потребностей общества в соответствующих специалистах в условиях перехода к рыночной экономике. Перестройка структуры подготовки кадров на вузовском уровне повлекла за собой существенное изменение характера и направлений развития науки и системы научного образования, что наглядно подтверждается анализом динамики роста численности аспирантов по некоторым отраслям науки. При этом в настоящее время в вузах республики проводится большая работа по реализации многоуровневой подготовки кадров, в том числе и научных.
Однако, несмотря на стабильное увеличение общего контингента студентов в вузах республики, по мнению некоторых исследователей и специалистов, опасность кадрового дефолта пока еще сохраняется, и, прежде всего, по той причине, что более двух третей выпускников не работают по специальности. Кроме того, согласно данным последней микропереписи населения, проведенной в России в 1994 году, на 1000 человек в Республике Башкортостан приходилось 126, в том время как по России в целом 133 человека с высшим образованием. Особенно тревожна тенденция ухудшения значений этого показателя в возрастном его преломлении. Среди молодых людей доля лиц с высшим образованием была существенно ниже, чем среди тех, кому исполнилось 60 и более лет. Еще более проигрышным было это сравнение с возрастной категорией 70 лет и старше. Если относительное преобладание лиц с начальным и неполным средним образованием среди лиц старшего поколения объяснимо и, в какой-то мере, обусловлено исторически, то отмеченное относительное сокращение численности людей с высшим образованием в среде молодежи может характеризоваться не иначе, как негативное социальное явление. Тем более, что в общероссийском масштабе в этом плане просматривалась тогда же прогрессивная тенденция: количество лиц с высшим образованием было относительно больше в возрастных группах менее 50 лет. Следовательно, на уровне России до середины 90 годов контингент молодых специалистов с высшим образованием, хотя бы количественно, восполнялся более активно, чем на уровне Республики Башкортостан. Если в России в целом шел процесс количественного накопления рассматриваемого потенциала, то в Башкортостане наблюдалось его убывание, образно говоря, его естественное изживание. Возможно, некоторое улучшение ситуации в регионе произойдет вследствие роста численности студентов в высших учебных заведениях, имевшего место за последние пять лет. Однако, Башкортостан вряд ли сможет в ближайшее время подняться на более высокие позиции по данному показателю, так как среди регионов Приволжского федерального округа по численности студентов в государственных вузах даже к 2000 году республика занимала предпоследнее место наряду с Пермской областью, опережая лишь Кировскую. Но, в то же время, в целях более полной характеристики уровня образования населения РБ, следует отметить, что по региону показатель численности лиц со средним специальным и общим образованием на 1000 человек был в 1994 году существенно выше, чем в среднем по России (см. таблицу).
На состояние и движение кадрового потенциала системы научного образования существенное и определяющее воздействие оказывают социальные отношения и социально-психологический климат, сложившийся как вокруг, так и в рамках научно-образовательных сообществ.
В условиях переживаемых в переходной период трудностей, экономика России и ее регионов не характеризуется высокой нуждаемостью в ученых, научно-исследовательских и научно-педагогических кадрах. По мнению экспертов и аналитиков, без специального государственного стимулирования как инноваций в научно-образовательной системе, так и процесса ее модернизации эти специалисты в ближайшем будущем вряд ли будут активно востребованы экономикой страны, и, соответственно, не смогут рассчитывать на достойное вознаграждение за свой высококвалифицированный труд. В современных условиях российского бытия кандидаты и доктора наук обречены либо осуществлять свою трудовую деятельность в ВУЗах или НИИ на заработную плату, в среднем эквивалентную 80-100 долларам, и находиться в постоянном поиске стороннего заработка, либо работать где-нибудь не по своей специальности. В том и другом случае оказывается достаточно низкой их научная и научно-педагогическая отдача, слабо реализуется их профессиональный потенциал.
Кроме того, в связи с тем, что уровень доходов и содержание образа жизни различного рода бизнесменов и политиков напрочь затмевают те мерки, на которые могут рассчитывать в этом отношении российские ученые, в сознании представителей молодого поколения, в том числе и студентов, за последние десять лет сформировался крайне негативный образ ученого. Этим социально-экономически и социально-политически детерминируемым обстоятельством, если не полностью, то в основном, перечеркиваются надежды на скорое насыщение молодыми и талантливыми кадрами сферы науки и научного образования. Неблаговидный имидж российских ученых и науки отталкивает энергичных и наиболее интеллектуально одаренных и способных молодых людей. В результате, среди тех, кто идет в аспирантуры, доля действительно перспективных лиц, реально претендующих на фактическое повышение своей научной квалификации и на самостоятельную выдачу научной продукции, оказывается намного меньше удельного веса руководствовавшихся стремлением избежать призыва в армию или обеспечить себе относительно вольготную и менее беспокойную жизнь за период обучения. Наряду с этим, немалая часть и успешно защитившихся аспирантов и докторантов в последующем находят достойное свое применение в коммерческих и других ненаучных структурах, низводя тем самым значимость диплома кандидата и доктора наук до уровня всего лишь сертификата, подтверждающего интеллектуальную доброкачественность этих специалистов.
Вполне естественно, что вышеотмеченные явления и их последствия резко негативно отражаются на состоянии и развитии кадрового потенциала науки и системы научного образования. Следовательно, особенности процесса формирования и накопления кадровой составляющей научно-образовательного потенциала России и ее регионов исходно определяются содержанием и тенденциями, присущими его деятельностному («социальные отношения») и духовно-психологическому компонентам.