Кадровый потенциал российской науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 08:09, курсовая работа

Описание работы

Для курсовой работы я выбрала тему о кадровом потенциале российской науки. Эта тема мне интересна по ряду причин. Ведь большинством открытий, методик и разработок научная сфера обязана молодым специалистам. Россия богата выпускниками высших учебных заведений, которые представляют источник инноваций и будущую опору всех сфер общественной жизни. И вроде государство должно непрерывно развиваться, имея в наличии такой богатый источник трудовых ресурсов. Такую молодую, перспективную машину генерации сверхновых идей и разработок. Однако можно наблюдать лишь беспокоящий спад

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………3
1. Особенности формирования
кадрового потенциала российской науки…………………………………………….5
2. Современное состояние научного кадрового потенциала в России….9
3. Основные проблемы кадрового потенциала российской науки,
их причины и возможные пути решения…………………………………………….12
4. Инвестиции в кадровый потенциал науки
как основная мера борьбы с существующими проблемами………………27
Заключение………………………………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

3)Курсовая.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

Когда мы говорим об инвестиционной деятельности, то подразумеваем при  этом любые формы вложения капитала, а в рамках теории "человеческого капитала" можно сделать вывод о том, что человеческие ресурсы служат основой, без которой невозможно никакое экономические и социальное развитие общества. Поэтому нами признается, что подготовка и эффективное использование кадров является тем ресурсом страны, который позволяет обеспечить модернизационный характер социально-экономических процессов.

Также следует отметить, что в условиях интеграции Российской Федерации в мировое экономическое хозяйство существенно возрастает роль менеджеров по персоналу, отвечающих за кадровое обеспечение бизнес-процессов и рост стоимости такого нематериального актива, как человеческий потенциал, что особенно важно с точки зрения привлечения инвестиций на всех уровнях.

На сегодняшний день перед Российской Федерацией стоит  задача поддержания процессов, обеспечивающих условия для внедрения и освоения новых передовых технологий в отечественную промышленность, сельское хозяйство и оборонную промышленность. Данные задачи предстоит решать руководителям "нового времени" - управленцам и менеджерам, действующим и мыслящим категориями рыночной экономики, в связи с чем видится повышенная роль служб и подразделений управления персоналом на различных уровнях: от предприятий и организаций до администраций регионов и отдельных органов местного самоуправления.

Подводя итог, еще раз  отметим важность и практическую значимость затронутой проблемы. Так, сложившаяся ситуация недостатка инвестиций в науку чревата потерей перспектив роста национальной конкурентоспособности на мировых рынках наукоемкой продукции, необратимым отставанием от ведущих мировых держав при переходе к постиндустриальному укладу экономики. Только в разработку технологий необходимо вкладывать не менее 5% ВВП в течение 5 лет, то есть в 3,5 раза больше, чем в нынешний момент. Модернизация экономики на базе отечественных технологий требует значительного роста инвестиции в науку, в том числе в обучение, подготовку и переподготовку специализированных кадров.

Скорейшее решение вопросов, связанных с финансированием  отечественной науки, будет способствовать устойчивому экономическому росту и позволит обеспечить благоприятные условия как для отдельных отраслей и предприятий, так и для всей национальной экономики в целом, в условиях международной интеграции и конкуренции на мировом рынке. При этом прогресс общества во многом определяется эффективностью профессиональной подготовки и системой управления кадрами для всех отраслей экономики, включая научно-техническую и инновационную сферы.

 

Заключение

 

В эпоху экономики  знаний неуклонно повышается роль высшей школы в обеспечении устойчивого формирования и эффективного использования научно-технического и инновационного потенциала России. В соответствии с «Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы» основные задачи сферы образования заключаются «в создании условий для повышения конкурентоспособности личности, развитии инновационной сферы, ... формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны».

Решение поставленных задач требует наличия в высшей школе России высококвалифицированных кадров, способных обеспечивать развитие научно-технического потенциала и на этой основе осуществлять обновление содержания образования, а также разработку современных образовательных технологий.

Однако социально-экономические преобразования, проводимые в России с начала 90-х годов, сопровождались значительными потерями ее научно-технического потенциала, что привело к критическому состоянию экономики, производственной сферы и существенным утратам отечественной наукой своих позиций в мировом сообществе.

В процессе форсированного перехода от плановой экономики к  рыночной сфера науки была вытеснена из числа стратегических приоритетов, с 1991 по 1998 гг.. финансирование этой сферы сократилось в 10-15 раз (по разным экспертным оценкам) при уменьшении ВВП вдвое. Наиболее опасным из негативных последствий шокового метода проведения реформ явилось интенсивно развивающееся разрушение кадрового потенциала науки, основная часть которого была сосредоточена в крупных научных центрах оборонного и гражданского секторов отраслевой и фундаментальной науки. При сокращении общей численности работающих в сфере науки почти втрое многие ведущие научные организации, особенно расположенные в специфических городах (так называемых наукоградах) понесли еще большие кадровые потери. Уменьшение численности ученых и инженеров, которое носило неуправляемый характер, привело к закрытию ряда перспективных научных направлений, распаду отдельных научных школ, а также к созданию реальной экологической опасности, связанной со сложностями в содержании экспериментальной базы.

Отдельные решения, принимаемые  на государственном уровне, пока не смогли преодолеть тенденции снижения социального статуса научного работника, престижа профессии преподавателя высшей школы и, как показывает практика, оказываются недостаточно эффективными для обеспечения сохранения и развития кадрового потенциала высшей школы и ее научного сектора.

Вместе с тем, необходимость  поддержания конкурентоспособности вузов на мировом рынке образовательных услуг требует от высших учебных заведений повышения эффективности принимаемых решений в области воспроизводства научно-педагогических кадров. В этой связи возникает необходимость поиска эффективных внутривузовских механизмов управления формированием и использованием кадрового потенциала сектора науки вуза, разработки научно-обоснованных направлений и конкретных рекомендаций, адекватных современным условиям функционирования высшей школы России.

 

Список использованной литературы

 

    1. Алфимов М., Минин В., Мирабян Л. О конкурсах, о грантах и ученых, которые их получают // Поиск. 1998. № 26 (476).
    2. Бюллетень ВАК. 1998. №3. С. 16-17.
    3. Добров Г.М. Наука о науке. Киев: Наукова думка, 1989.301 с.
    4. Иванов А.Е. Ученые степени в Российской империи. XVIII в.-1917 г. М.: ИРИ РАН, 1994. 198 с.
    5. Концепция реформирования российской науки на период 1998–2000 годов. - М.: ЦИСН, 1998.
    6. Наука России: 1994. Стат. сб. М.: ЦИСН, 1995. 200 с.
    7. Пельц Д., Энрюс Ф. Ученые в организациях. Оптимальные условия для исследований и разработок. М.: Прогресс, 1973. 469 с.
    8. Терехов А.И. Научные кадры. Статистическое исследование состояния и подготовки, математическое моделирование движения. М.: ЦЭМИ РАН, 1991. 188 с.
    9. Терехов А.И. Некоторые показатели формирования кадрового потенциала российской науки // Бюллетень ВАК. 1993. № 1/2. С. 30-37.
    10. Хастингс Н., Пикок Дж. Справочник по статистическим распределениям. М.: Статистика, 1980. 94 с.



Информация о работе Кадровый потенциал российской науки