Категория «экономика» и сферы ее применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 02:13, контрольная работа

Описание работы

Экономика – от древнегреческого «ойкономия» - «ойкос» - дом, хозяйство; «номос» - правило, закон.
Расшифровывалось как наука о правилах ведения домашнего хозяйства (домоводство).
Ввел в оборот Ксенофонт, живший в IV-III веках до н. э.
Первое значение слова «экономика» – категория обозначающая специфическую деятельность человека по ведению хозяйства.
Экономика в широком смысле слова – совокупность отношений, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.

Файлы: 1 файл

Ekonomika (1).docx

— 4.27 Мб (Скачать файл)

Финансовая система – совокупность механизмов и учреждений, при помощи которых общество образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения тех или иных задач каждым субъектом экономики.

Структура финансовой системы состоит из 2х частей:

1. Централизованные или государственные финансы, которые включают в себя такие элементы как: бюджетная система; бюджет социального страхования; бюджет имущественного и личного страхования, а также внебюджетные фонды.

2. Децентрализованные финансы, финансы коммерческих и некоммерческих предприятий, организаций.

Функции централизованных финансов:

  1. Финансирование, производство общественных благ, товаров.
  2. Перераспределение доходов через трансфертные платежи – односторонние выплаты государства (пособия всевозможные).
  3. Макроэкономическое регулирование.

 

Основу системы гос. финансов составляет бюджетная система, а в ней – государственный бюджет.

Государственный бюджет – эту категорию надо рассматривать с 2х сторон:

  1. бюджетом называют основной централизованный фонд денежных ресурсов, которым распоряжается Правительство страны. Это самая большая сумма денег, которая имеется в стране. Структурно бюджет определяется государственным устройством страны. В РФ бюджет 3х звеньев: Федеральный бюджет, субъектов РФ, местного уровня. Все звенья располагаются на одной линии.
  2. бюджет – основной финансовый план формирования использования данного централизованного денежного фонда государства. Это документ, который отражает структуру расходов и доходов гос. бюджета.

Расходная часть бюджета показывает направления и цели бюджетных ассигнований (разрешение на использование). Она включает в себя все невозвратные платежи независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными.

Государственные расходы в странах с рыночной экономикой как правило строятся по следующим направлениям:

1) на финансирование отраслей экономики (промышленность, с/х, рыболовство, строительство, транспорт, связь и др.);

2) на финансирование социально-культурного развития и науки;

3) на содержание органов гос. власти и правоохранительных органов;

4) расходы на национальную оборону, считается оптимальным в современных странах;

5) расходы на внешнеэкономическую деятельность;

6) расходы, связанные с обслуживанием внешнего долга.

Другая часть бюджета – доходы гос. бюджета. Это обязательные безвозвратные платежи в пользу бюджета, материальной основой всех доходов гос. бюджета является перераспределение национального дохода. При этом налоги, займы и другие инструменты являются орудиями такого перераспределения. Через бюджет и фонды социального страхования распределяется от 1/3 до 2/3 национального доходы или национального продукта. В соответствии с принятой классификацией (бюджетной классификацией) доходы гос. бюджета в РФ подразделяются на 2 группы:

1) текущие доходы, в том числе:

а) налоговые – обязательные безвозмездны невозвратные платежи, в том числе и штрафы и пенни за нарушение налогового законодательства (90-95%);

б) неналоговые – это доходы от использования имущества, дивиденды по акциям и иным ценным бумагам и штрафы, не связанные с нарушениями налогового законодательства. Доходы от продажи излишнего гос. имущества и конфискация товаров.

2) капитальные доходы – доходы от продажи основных фондов гос. запасов и гос. резервов земли.

К доходам гос. бюджета относят также и гранты (кроме грантов на научные исследования).

Гранты – безвозмездные перечисления иностранных государств или международных организаций для поддержания бюджета или иных целей, связанных с реализацией государством своих функций.

Формирование и исполнение гос. бюджета в РФ осуществляется на основании Бюджетного кодекса РФ. Федеральный закон №159 с 1 января 2009г.

Бюджетным Кодексом предусмотрено 2 метода формирования и использования бюджетных средств: бюджетный и кредитный.

Бюджетный – изъятие части денежных доходов предприятий и населения и одновременно предоставление финансовых ресурсов для расходования носят безвозмездный характер. Бюджетный метод обязывает каждого гражданина, организацию поделиться с государством части своего дохода в виде налогов и сборов в казну государственную, из которых, в основном, и формируется гос. бюджет.

Кредитный – часть бюджета формируется и используется на кредитной основе через внутренние и внешние займы.

Проблема дефицита бюджета. Теоретически бюджетный процесс предполагает балансировку (выравнивание) гос. расходов и гос. доходов. Но в большинстве стран рыночные системы хозяйства имеет место значительное превышение гос. расходов над гос. доходами. Вследствие этого возникает проблема дефицита гос. бюджета.

Причины возникновения дефицита гос. бюджета:

  1. невозможность мобилизовать доходы в результате снижения производства в стране (кризиса в экономике).
  2. высокий уровень затрат.
  3. низкая производительность труда.
  4. чрезвычайные обстоятельства экономического и природного характера.
  5. неэффективность гос. управления.

Концепции по поводу этой проблемы:

1. Концепция недопустимости гос. бюджета (надо ежегодно балансировать доходы и расходы государства). Стремление к балансированию гос. бюджета может отрицательно сказаться в будущем (повышение налогов, снижение расхода во имя баланса приводит к падению совокупного спроса АО, а  за ним упадет и объем производства, а затем и доходы, т.е. падение поступлений в бюджет).

2. Концепция автоматического сбалансированного бюджета в ходе экономического цикла.

3. Концепция – дефицит бюджета не может служить показателем, характеризующим экономическое состояние страны. Бездефицитный бюджет не означает вовсе экономического благосостояния страны. Экономический рост может быть достигнут и достигается и в условиях бюджетного дефицита.

Источники покрытия гос. бюджета:

1) эмиссия денег;

2) займы в частном секторе внутри страны;

3) внешние источники;

4) сокращение расходов на соц. нужды.

Последствия источников покрытия:

1) гос. займы стали в современных условиях хроническим явлением;

2) возникает проблема государственного долга как внутреннего, так и внешнего.

 

 

 

69. Принципы налогообложения и  налоговая система. Сущность и  виды фискальной политики государства.

 

Налоги – одна из форм финансовых отношений, которая осуществляется в виде обязательных платежей, взимаемых государством с физических и юридических лиц с целью перераспределения национального дохода.

Сбор гос. налогов называют фискальной политикой.

Принципы налогообложения:

1) обязательная уплата всеми налогов;

2) удобство и дешевизна взимания налогов;

3) налог должен быть четко определен по сроку, размеру и способу изъятия;

4) размер  налога не должен наносить вреда налогоплательщику;

5) налоги берут с дохода, а не с капитала.

На практике такие принципы реализуются в государственной налоговой системе.

 

Налоговая система — совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

 Элементы налоговой системы:

  1. Налоги.

Классификация налогов

  1. По объектам налогового обложения: а) налог на доходы; б) налог на имущество; в) налог на расходы.
  2. По способам взимания: а) прямые; б) косвенные.
  3. По способам определения размера налога: а) пропорциональные; б) прогрессивный; в) регрессивные.
  4. По субъектам налогообложения: а) налоги на физических лиц; б) налоги с юридических лиц
  5. По субъектам – получателям налога: а) общенациональные; б) региональные; в) местные.
  6. По порядку использования: а) общие; б) целевые.
  7. Налогоплательщики – субъекты, на которых законом возлагаются обязанности платить налоги.
  8. Объекты налогообложения – предметы, подлежащие обложению.
  9. Источник налога – доход субъекта (зарплата, процент, прибыль, рента, из которого выплачивается налог).
  10. Единица обложения – единица измерения объекта налога.
  11. Налоговая ставка или величина налога на единицу обложения. Различают: а) твердые ставки – устанавливаются в абсолютной сумме денежной на единицу объекта обложения; б) долевые ставки (квоты) – устанавливаются в определенных долях объекта обложения и выступают в трех видах: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
  12. Налоговые льготы. Полное или частичное освобождение субъекта от налога в соответствии с действующим законодательством.
  13. Налогополучатель – уровень государственной системы, на который поступают налоговые отчисления.
  14. Способы взимания: а) кадастровый (лист, реестр) на основе поземельного, промыслового; б) изъятие налога до получения владельцем дохода; в) изъятие налога после получения дохода владельцем – на основании декларации по доходам.

Цели налогов: обеспечить государственный бюджет, стимулирование размера предпринимательства.

Фискальная политика государства – системное регулирование экономики при помощи государственных расходов и налогов.

Физический смысл: манипулирование налогами и гос. расходами.

Цели:

1) сглаживание  колебаний экономического цикла;

2) обеспечение  устойчивого экономического роста;

3) достижение  высокого уровня занятости при  умеренных темпах инфляции.

Типы фискальной политики:

1. Дискреционная (активная) – её осуществление связано с принятием новых законодательных актов

Основные инструменты:

А) изменение ставок налогообложения;

Б) проекты общественных работ;

В) трудоустройство населения, создание дополнительных рабочих мест.

 

Когда дискреционная фискальная система политики применяется в целях сглаживания экономического цикла, то ее подразделяют на 2 типа:

1) экспансионистская (стабилизирующая) – связана с увеличением гос. расходов и (или) снижением налогов. В краткосрочном периоде такая политика сокращает производство за счет дефицитного финансирования.

2) рестрикционная (контрактивная) – сдерживающая, связанная с увеличением налогов и снижением гос. расходов (или и то и другое). Проводится с целью ограничения инфляционного роста в экономике.

2. Недискреционная (автоматическая). Особенность: не требует специальных государственных (правительственных) решений. Действие основано на применении так называемых встроенных стабилизаторов (или автоматизмов) – экономических механизмов, автоматически реагирующих на изменения экономической конъюнктуры.

В качестве встроенных стабилизаторов выступают:

- прогрессивный, подоходный налог;

- пособие  по безработице;

- пособие  по бедности;

- различные  субсидии

С помощью этих стабилизаторов и сглаживаются колебания экономической конъюнктуры, но не исчезают.

 

 

 

70. Доходы и их распределение  в рыночной экономике

 

Распределение – одна из фундаментальных категорий в экономической науке и практике, отражающая очень сложный комплекс как экономических, так и социально-экономических отношений. Эти отношения связаны с распределением результатов общественного производства между членами общества.

Богатство – запас активов/имущества, имущественных прав физ. и юрид. лиц, наличных денег, зданий, сооружений, орудий труда. Чтобы национальное богатство росло, нужно обеспечить постоянный приток дохода.

Доход в широком смысле слова – доля созданного в обществе, национального дохода, которую субъект экономики получает в зависимости от степени своего участия в национальном производстве, т.е. каждый субъект, отдельное лицо является участником создания национального дохода. И зарплата является основанием претензии на долю национального дохода.

Доход в узком смысле слова – поток денежных поступлений субъекта экономики в единицу времени (обычно считают либо за месяц, либо за год).

Особенность распределительных отношений: доходы формируются не одномоментно, а растянуто их формирование во времени.

Можно разбить формирование дохода на два этапа:

1. Формирование первичных доходов.

2. Перераспределение доходов.

Отсюда и два аспекта рассмотрения перераспределения доходов:

1. Функциональный аспект – деление денежного дохода в соответствии с функцией, выполняемой получателем дохода. Совокупный доход распределяется на: заработную плату, ренту, процент, прибыль.

2. Персональный аспект – личное распределение дохода – деление денежного дохода общества между отельными домохозяйствами.

Первичные (факторные) доходы – доходы, образующиеся в процессе создания и распределения результатов производственной деятельности.

 

Виды и источники первичных доходов:

1) заработная плата –  труд

2) прибыль – капитал (в производственной форме)

3) процент – капитал (в денежной форме)

4) рента – природные  ресурсы и другие естественные  факторы

Маржиналистский подход – в чистой рыночной экономике распределение доходов совершается исключительно на рынках различных факторов производства.

Источник дохода – торговля, при этом участники торга свои решения принимают на основе сопоставления дополнительных затрат и дополнительных выгод.

Доходы всех владельцев факторов производства формируются на основе законов спроса и предложения этих факторов, плюс к этому предельная производительность этих факторов.

Выводы:

1. Поэтому считается совершенно  справедливым низкий доход лиц, низко квалифицированных.

2. Рыночный механизм не дает гарантированного уровня благосостояния.

3. Доходы в виду этого должны анализироваться и рассматриваться на уровне семьи домашнего хозяйства. 

Современное распределение доходов зависит не только от выше указанных факторов, но и от организованности работающих по найму, силы профсоюзов, от социальной ответственности предпринимателей, от действенности государственного регулирования экономики.

Информация о работе Категория «экономика» и сферы ее применения