Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 02:13, контрольная работа
Экономика – от древнегреческого «ойкономия» - «ойкос» - дом, хозяйство; «номос» - правило, закон.
Расшифровывалось как наука о правилах ведения домашнего хозяйства (домоводство).
Ввел в оборот Ксенофонт, живший в IV-III веках до н. э.
Первое значение слова «экономика» – категория обозначающая специфическую деятельность человека по ведению хозяйства.
Экономика в широком смысле слова – совокупность отношений, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.
Финансовая система – совокупность механизмов и учреждений, при помощи которых общество образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения тех или иных задач каждым субъектом экономики.
Структура финансовой системы состоит из 2х частей:
1. Централизованные или государственные финансы, которые включают в себя такие элементы как: бюджетная система; бюджет социального страхования; бюджет имущественного и личного страхования, а также внебюджетные фонды.
2. Децентрализованные финансы, финансы коммерческих и некоммерческих предприятий, организаций.
Функции централизованных финансов:
Основу системы гос. финансов составляет бюджетная система, а в ней – государственный бюджет.
Государственный бюджет – эту категорию надо рассматривать с 2х сторон:
Расходная часть бюджета показывает направления и цели бюджетных ассигнований (разрешение на использование). Она включает в себя все невозвратные платежи независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными.
Государственные расходы в странах с рыночной экономикой как правило строятся по следующим направлениям:
1) на финансирование отраслей экономики (промышленность, с/х, рыболовство, строительство, транспорт, связь и др.);
2) на финансирование социально-культурного развития и науки;
3) на содержание органов гос. власти и правоохранительных органов;
4) расходы на национальную оборону, считается оптимальным в современных странах;
5) расходы на внешнеэкономическую деятельность;
6) расходы, связанные с обслуживанием внешнего долга.
Другая часть бюджета – доходы гос. бюджета. Это обязательные безвозвратные платежи в пользу бюджета, материальной основой всех доходов гос. бюджета является перераспределение национального дохода. При этом налоги, займы и другие инструменты являются орудиями такого перераспределения. Через бюджет и фонды социального страхования распределяется от 1/3 до 2/3 национального доходы или национального продукта. В соответствии с принятой классификацией (бюджетной классификацией) доходы гос. бюджета в РФ подразделяются на 2 группы:
1) текущие доходы, в том числе:
а) налоговые – обязательные безвозмездны невозвратные платежи, в том числе и штрафы и пенни за нарушение налогового законодательства (90-95%);
б) неналоговые – это доходы от использования имущества, дивиденды по акциям и иным ценным бумагам и штрафы, не связанные с нарушениями налогового законодательства. Доходы от продажи излишнего гос. имущества и конфискация товаров.
2) капитальные доходы – доходы от продажи основных фондов гос. запасов и гос. резервов земли.
К доходам гос. бюджета относят также и гранты (кроме грантов на научные исследования).
Гранты – безвозмездные перечисления иностранных государств или международных организаций для поддержания бюджета или иных целей, связанных с реализацией государством своих функций.
Формирование и исполнение гос. бюджета в РФ осуществляется на основании Бюджетного кодекса РФ. Федеральный закон №159 с 1 января 2009г.
Бюджетным Кодексом предусмотрено 2 метода формирования и использования бюджетных средств: бюджетный и кредитный.
Бюджетный – изъятие части денежных доходов предприятий и населения и одновременно предоставление финансовых ресурсов для расходования носят безвозмездный характер. Бюджетный метод обязывает каждого гражданина, организацию поделиться с государством части своего дохода в виде налогов и сборов в казну государственную, из которых, в основном, и формируется гос. бюджет.
Кредитный – часть бюджета формируется и используется на кредитной основе через внутренние и внешние займы.
Проблема дефицита бюджета. Теоретически бюджетный процесс предполагает балансировку (выравнивание) гос. расходов и гос. доходов. Но в большинстве стран рыночные системы хозяйства имеет место значительное превышение гос. расходов над гос. доходами. Вследствие этого возникает проблема дефицита гос. бюджета.
Причины возникновения дефицита гос. бюджета:
Концепции по поводу этой проблемы:
1. Концепция недопустимости гос. бюджета (надо ежегодно балансировать доходы и расходы государства). Стремление к балансированию гос. бюджета может отрицательно сказаться в будущем (повышение налогов, снижение расхода во имя баланса приводит к падению совокупного спроса АО, а за ним упадет и объем производства, а затем и доходы, т.е. падение поступлений в бюджет).
2. Концепция автоматического сбалансированного бюджета в ходе экономического цикла.
3. Концепция – дефицит бюджета не может служить показателем, характеризующим экономическое состояние страны. Бездефицитный бюджет не означает вовсе экономического благосостояния страны. Экономический рост может быть достигнут и достигается и в условиях бюджетного дефицита.
Источники покрытия гос. бюджета:
1) эмиссия денег;
2) займы в частном секторе внутри страны;
3) внешние источники;
4) сокращение расходов на соц. нужды.
Последствия источников покрытия:
1) гос. займы стали в современных условиях хроническим явлением;
2) возникает проблема государственного долга как внутреннего, так и внешнего.
69. Принципы налогообложения и
налоговая система. Сущность и
виды фискальной политики
Налоги – одна из форм финансовых отношений, которая осуществляется в виде обязательных платежей, взимаемых государством с физических и юридических лиц с целью перераспределения национального дохода.
Сбор гос. налогов называют фискальной политикой.
Принципы налогообложения:
1) обязательная уплата всеми налогов;
2) удобство и дешевизна взимания налогов;
3) налог должен быть четко определен по сроку, размеру и способу изъятия;
4) размер налога не должен наносить вреда налогоплательщику;
5) налоги берут с дохода, а не с капитала.
На практике такие принципы реализуются в государственной налоговой системе.
Налоговая система — совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Элементы налоговой системы:
Классификация налогов
Цели налогов: обеспечить государственный бюджет, стимулирование размера предпринимательства.
Фискальная политика государства – системное регулирование экономики при помощи государственных расходов и налогов.
Физический смысл: манипулирование налогами и гос. расходами.
Цели:
1) сглаживание
колебаний экономического
2) обеспечение
устойчивого экономического
3) достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.
Типы фискальной политики:
1. Дискреционная (активная) – её осуществление связано с принятием новых законодательных актов
Основные инструменты:
А) изменение ставок налогообложения;
Б) проекты общественных работ;
В) трудоустройство населения, создание дополнительных рабочих мест.
Когда дискреционная фискальная система политики применяется в целях сглаживания экономического цикла, то ее подразделяют на 2 типа:
1) экспансионистская (стабилизирующая) – связана с увеличением гос. расходов и (или) снижением налогов. В краткосрочном периоде такая политика сокращает производство за счет дефицитного финансирования.
2) рестрикционная (контрактивная) – сдерживающая, связанная с увеличением налогов и снижением гос. расходов (или и то и другое). Проводится с целью ограничения инфляционного роста в экономике.
2. Недискреционная (автоматическая). Особенность: не требует специальных государственных (правительственных) решений. Действие основано на применении так называемых встроенных стабилизаторов (или автоматизмов) – экономических механизмов, автоматически реагирующих на изменения экономической конъюнктуры.
В качестве встроенных стабилизаторов выступают:
- прогрессивный, подоходный налог;
- пособие по безработице;
- пособие по бедности;
- различные субсидии
С помощью этих стабилизаторов и сглаживаются колебания экономической конъюнктуры, но не исчезают.
70. Доходы и их распределение в рыночной экономике
Распределение – одна из фундаментальных категорий в экономической науке и практике, отражающая очень сложный комплекс как экономических, так и социально-экономических отношений. Эти отношения связаны с распределением результатов общественного производства между членами общества.
Богатство – запас активов/имущества, имущественных прав физ. и юрид. лиц, наличных денег, зданий, сооружений, орудий труда. Чтобы национальное богатство росло, нужно обеспечить постоянный приток дохода.
Доход в широком смысле слова – доля созданного в обществе, национального дохода, которую субъект экономики получает в зависимости от степени своего участия в национальном производстве, т.е. каждый субъект, отдельное лицо является участником создания национального дохода. И зарплата является основанием претензии на долю национального дохода.
Доход в узком смысле слова – поток денежных поступлений субъекта экономики в единицу времени (обычно считают либо за месяц, либо за год).
Особенность распределительных отношений: доходы формируются не одномоментно, а растянуто их формирование во времени.
Можно разбить формирование дохода на два этапа:
1. Формирование первичных
2. Перераспределение доходов.
Отсюда и два аспекта рассмотрения перераспределения доходов:
1. Функциональный аспект – деление денежного дохода в соответствии с функцией, выполняемой получателем дохода. Совокупный доход распределяется на: заработную плату, ренту, процент, прибыль.
2. Персональный аспект – личное распределение дохода – деление денежного дохода общества между отельными домохозяйствами.
Первичные (факторные) доходы – доходы, образующиеся в процессе создания и распределения результатов производственной деятельности.
Виды и источники первичных доходов:
1) заработная плата – труд
2) прибыль – капитал (в производственной форме)
3) процент – капитал (в денежной форме)
4) рента – природные ресурсы и другие естественные факторы
Маржиналистский подход – в чистой рыночной экономике распределение доходов совершается исключительно на рынках различных факторов производства.
Источник дохода – торговля, при этом участники торга свои решения принимают на основе сопоставления дополнительных затрат и дополнительных выгод.
Доходы всех владельцев факторов производства формируются на основе законов спроса и предложения этих факторов, плюс к этому предельная производительность этих факторов.
Выводы:
1. Поэтому считается совершенно справедливым низкий доход лиц, низко квалифицированных.
2. Рыночный механизм не дает гарантированного уровня благосостояния.
3. Доходы в виду этого должны анализироваться и рассматриваться на уровне семьи домашнего хозяйства.
Современное распределение доходов зависит не только от выше указанных факторов, но и от организованности работающих по найму, силы профсоюзов, от социальной ответственности предпринимателей, от действенности государственного регулирования экономики.
Информация о работе Категория «экономика» и сферы ее применения