Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 02:13, контрольная работа
Экономика – от древнегреческого «ойкономия» - «ойкос» - дом, хозяйство; «номос» - правило, закон.
Расшифровывалось как наука о правилах ведения домашнего хозяйства (домоводство).
Ввел в оборот Ксенофонт, живший в IV-III веках до н. э.
Первое значение слова «экономика» – категория обозначающая специфическую деятельность человека по ведению хозяйства.
Экономика в широком смысле слова – совокупность отношений, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.
4. Собственность общественных организаций (объединений) – формы экономических отношений, возникающих в государстве между юридическими лицами, имеющими право полного хозяйственного ведения или право оперативного управления закрепленным за ними имуществом. Общественные организации (профсоюзы и др.) могут иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства, акции и т.д.
Общественные организации могут заниматься предпринимательской деятельностью.
42. Организационно-правовые формы
предприятий в рыночной
Фирма – институт рыночной экономики, предназначенный для координации решений, которые принимают владельцы производственных ресурсов.
Фирма (предприятие) – организация в экономике, которая владеет одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товаров и услуг.
Каждое предприятие характеризуют с двух сторон:
а) социально-экономическая сторона
Оно характеризуется определенным уровнем:
1) профессионально-
2) социально-психологического климата;
3) трудовой дисциплины.
б) технико-экономическая сторона
Оно характеризуется специфическим уровнем технического развития, особенностями технологии и организации производства, назначением своей готовой продукции, специфическим оборудованием.
Характеристика предприятия предполагает определение его основных черт. Такими чертами являются:
1) производственно-техническое единство, предполагающее общность процессов производства, капитала, технологии;
2) организационное единство. Предприятие – это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления;
3) экономическое единство, выражающееся в общности материальных, финансовых, технических ресурсов, а также экономических результатов работы.
Экономические функции производственного предприятия:
1. Получение доходов владельцами.
2. Изготовление продукции для производственного и личного потребления в соответствии с профилем предприятия.
3. Продажа продукции на рынке в соответствии со спросом или поставка ее в соответствии с договором.
4. Послепродажное обслуживание.
5. Управление и организация труда персонала на предприятии.
6. Материально-техническое обеспечение производственного процесса.
7. Создание рабочих мест для населения.
8. Соблюдение
действующих стандартов и
9. Обеспечение персоналу нормальных условий труда и своевременная выплата зарплаты.
10. Своевременная уплата налогов и платежей в бюджет.
11. Недопущение сбоев в работе предприятия.
12. Охрана окружающей среды.
Организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта — признаваемая законодательством той или иной страны форма хозяйствующего субъекта, фиксирующая способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели деятельности.
У нас понятие фирмы используется:
1. Для обозначения хозяйственного субъекта со сложной структурой производственного и непроизводственного профиля.
2. Для
общего наименования
По законам РФ предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке установленным законом для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Предприятия делятся на коммерческие и некоммерческие.
Независимо от форм собственности предприятие работает на условиях коммерческого расчета, т.е. осуществляет сделки, операции, получает прибыль и несет убытки. За счет прибыли оно обеспечивает стабильное финансовое положение, реализует социально-экономические интересы трудового коллектива.
Если организация преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, ее называют коммерческой. Организации, не нацеленные на извлечение прибыли, называются некоммерческими организациями.
Хотя законодательство каждой страны конкретизирует правовые формы предприятий по-разному, их экономическое содержание в основном одинаковое.
Коммерческие организации могут создаваться в виде хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, акционерных обществ, хозяйственных кооперативов и унитарных предприятий.
Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) уставным капиталом.
Однако в товариществах все или часть учредителей несут ответственность по обязательствам товарищества всем принадлежащим им имуществом. В первом случае товарищества называют полными, во втором – товариществами на вере.
Наиболее распространены в России общества с ограниченной ответственностью (ООО), участники которых не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах своих вкладов в уставный фонд, т.е. их ответственность – ограниченная долевая.
Участники общества с дополнительной ответственностью несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов.
Все акционерные общества подобны ООО в том, что участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном фонде.
Акционерное общество, участники которого могут продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым (ОАО).
Акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или заранее определенного круга лиц, признается закрытым (ЗАО).
Государственные и муниципальные предприятия создаются в России в виде унитарных предприятий. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между его работниками. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Унитарные предприятия могут быть основаны на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. В первом случае учредивший его государственный или муниципальный орган не отвечает по обязательствам предприятия. Во втором случае РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам унитарного предприятия. Такие предприятия называют казенными.
В РФ некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, обществ и религиозных организаций, учреждений и благотворительных фондов.
Допускается объединение коммерческих и/или некоммерческих организаций в форме ассоциаций (союзов), которые по своему статусу также являются некоммерческими организациями.
Все некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.
43. Приватизация государственной и муниципальной собственности в РФ. Сущность, этапы, способы проведения.
Приватизация в России — приватизация, процесс передачи государственного имущества Российской Федерации (ранее РСФСР) в частную собственность, который осуществлялся в России с начала 1990-х годов (после распада СССР) и сопровождался исключительным уровнем насилия, коррупции и разгулом преступности. Приватизацию обычно связывают с именами Е. Т. Гайдара и А. Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.
Приватизация часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства и их родственниками. С приватизацией связывают появление в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение населения России. Значительная часть населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную. В народе даже её стали называть «прихватизация».
Особенности российского процесса приватизации.
1. Директивность. Решения о приватизации принимались не трудовыми коллективами или руководителями (менеджерами), знавшими специфику финансового и технического состояния предприятий, а Госкомимуществом.
2. Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было превращение государственной собственности в частную.
3. Приоритет социально-политических целей над экономическими. Российская модель приватизации не учитывала критериев экономической эффективности, что привело к расточительности.
Этапы российской приватизации.
1. Доваучерная приватизация в форме выкупа арендованного имущества охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры (торговлю, бытовое обслуживание, общественное питание и др.).
2. Ваучерный (чековый) этап приватизации. Его основой стали преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа малых предприятий.
3. Послечековый (денежный) этап приватизации. Его основным содержанием была продажа самих предприятий и их акций.
4. Залоговые аукционы. Государство с целью покрытия дефицита госбюджета отдает в залог под кредиты коммерческим банкам пакеты акций крупных предприятий.
Приватизация в России началась после принятия Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» в 1988 году. На этом этапе она осуществлялась в отсутствие необходимой нормативной базы. При этом реальные её масштабы оставались неизвестными. По оценкам ОЭСР(Организация экономического сотрудничества и развития ) к лету 1992 года (начало осуществления программы приватизации) более 2000 предприятий были приватизированы «стихийно». Только в 1991 году началась разработка законодательства о приватизации Законом РФ от 3/7/1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» (с изменениями от 5/7/1992).
С ноября 1991 г. начался этап форсированной приватизации. Государственная программа приватизации на 1992 год была принята Верховным Советом РФ в июне 1992 года. Она провозглашала следующие цели:
– повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;
– создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
– привлечение иностранных инвестиций, социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;
– содействие процессу финансовой стабилизации РФ;
– создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации в 1993—1994 гг.
В РФ Программа приватизации предусматривала ваучерную, денежную и «малую» приватизацию.
Согласно законодательно принятой программе малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях. Крупные же предприятия должны были быть обязательно акционированы до приватизации. Корпоратизация средних предприятий до их разгосударствления оставалась на решение самих предприятий.
Ваучерная приватизация проводилась в 1992—1994 гг. Ей предшествовали законодательные акты Верховного Совета РСФСР, принятые летом 1991 года, которые предусматривали выкуп государственных предприятий и их преобразование в акционерные общества. Для упорядочения приватизации был принят закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР», согласно которому каждый гражданин России получал именной приватизационный счёт, на который должны были зачисляться денежные суммы, предназначенные для оплаты приватизируемого государственного имущества. Закон не разрешал продажу приватизационных вкладов другим лицам. Этот закон, однако, не был осуществлён, и вместо него была проведена ваучерная приватизация.
Летом 1992 г. были введены ваучеры (приватизационные чеки), которые не бесплатно раздавались населению. За каждый ваучер необходимо было заплатить 25 рублей, независимо от того, кто получал ваучер взрослый человек или ребёнок. Номинальная стоимость ваучера составляла 10 тысяч рублей. Имущество предприятий страны было оценено в 1400 миллиардов рублей, и на эту сумму были изданы ваучеры.
Залоговые аукционы были предприняты в 1995 году с целью пополнения государственной казны за счет кредитов под залог государственных пакетов акций нескольких крупных компаний (таких как «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть»). Правительство не возвратило кредиты, таким образом пакеты акций перешли в собственность кредиторов.
В результате залоговых аукционов появились олигархи-миллиардеры (Березовский, Ходорковский, Абрамович и другие)
В докладе Счётной палаты России «Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993—2003 годы», опубликованном в 2004 году, перечислены нарушения, произошедшие при проведении залоговых аукционов, и делается вывод, что «в результате проведения залоговых аукционов отчуждение федеральной собственности было произведено по значительно заниженным ценам, а конкурс фактически носил притворный характер».
Информация о работе Категория «экономика» и сферы ее применения