Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 02:13, контрольная работа
Экономика – от древнегреческого «ойкономия» - «ойкос» - дом, хозяйство; «номос» - правило, закон.
Расшифровывалось как наука о правилах ведения домашнего хозяйства (домоводство).
Ввел в оборот Ксенофонт, живший в IV-III веках до н. э.
Первое значение слова «экономика» – категория обозначающая специфическую деятельность человека по ведению хозяйства.
Экономика в широком смысле слова – совокупность отношений, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.
Одна из проблем рыночной экономики – неравенство доходов.
Для измерения дифференциации доходов используют следующие способы подсчета:
1) концентрация доходов
у отдельных групп населения:
доля в общей численности
2) характеристика неравенство
доходов в обществе через
71. Социальная политика
государства в условиях
Социальная политика отражает взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения, составляющих его классов, слоев, социальных групп.
Социальная политика направлена на решение следующих задач:
1) стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;
2) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;
3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов
4) развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).
Таким образом, политика доходов представляет собой составную часть социальной политики государства. Последняя направлена, в частности, на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.
Социальная политика в переходный период отличается не столько набором своих направлений, функций и целей сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами. В условиях переходной экономики действует объективное противоречие между целями и средствами. С одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на расширение социальных программ, с другой — решение этой задачи наталкивается на крайне скудные и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества (сокращение ВВП, снижающаяся собираемость налогов и др.).
Как уже отмечалось, для переходной экономики характерно резкое увеличение дифференциации доходов населения. В дополнение к различиям в степени адаптации к рыночным условиям отдельных групп населения неравенство в доходах усиливается трансформационным спадом, высокой инфляцией, массовой вынужденной безработицей, которые вызывают значительное снижение уровня жизни преобладающей части населения, особенно в самом начале переходного периода.
В этих условиях государство вынуждено (даже вопреки объективной логике сокращения государственного вмешательства в экономику) активно участвовать в перераспределении доходов. Как говорилось выше, главными средствами перераспределения доходов населения являются прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Однако возможности государства в этот период весьма ограниченны. Во-первых, приватизация объективно ведет к сокращению государственных доходов. Во-вторых, значительное повышение налоговых ставок ослабляет стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям. В-третьих, резкий рост социальных трансфертов ослабляет стимулы к труду. Поэтому социальная политика в переходный период призвана сократить разрыв в доходах различных категорий населения, не подорвав при этом заинтересованности в труде, включая предпринимательскую деятельность.
Социальная политика государства включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме социального партнерства, которое предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами «общественного договора» в области экономической и социальной политики.
Социальное партнерство активно используется в промышленно развитых и переходящих к рыночной экономике странах для выработки и проведения политики доходов. Инструментом такого взаимодействия являются трехсторонние комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов, которые ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику заработной платы и некоторых социальных выплат. Соглашения о социальном партнерстве регламентируют деятельность работодателей (своевременная выплата и индексация заработной платы, создание новых рабочих мест, соблюдение техники безопасности) и наемных работников (соблюдение технологической дисциплины и др.).
72. Теории экономических циклов. Концепции антициклической политики государства.
Экономический цикл (деловой цикл):
– периодический взлет и падение деловой активности, как результат сложения колебаний различных показателей макроэкономической активности (общий объем продаж продукции; общий уровень цен; уровень безработицы или занятости; загрузки производственных мощностей; уровень процентной ставки и т.д.), представленный в итоге уровнем реального ВНП;
– промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономической конъюнктуры.
Выделяют две группы теорий, объясняющих цикличность экономического роста.
1. Теории, которые объясняют циклическое изменение экономики внешними воздействиями (экзогенными факторами) называют экстернальными теориями: войны, революции, освоение новых территорий, новые открытия.
2. Теории,
которые объясняют цикл
Левые теории: частная форма собственности не позволяет государству в полной мере регулировать экономику.
Антициклическая политика.
Циклическое развитие экономики вызывает колебания основных макроэкономических показателей – национального дохода, занятости, инфляции и др. Эти колебания неблагоприятно влияют прежде всего на население страны, которое выступает в роли потребителей, наемных работников или предпринимателей. Для того чтобы смягчить негативные последствия и сгладить циклические колебания государство проводит стабилизационную политику. Ее суть заключается в том, чтобы сдерживать экономику в фазе подъема, не допускать перегрева, а также поддерживать экономику на стадии спада и не давать ей «упасть» слишком глубоко.
Основными инструментами стабилизационной программы являются:
Монетарная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Следует отметить, что монетарная политика воздействует, прежде всего, на совокупный спрос, поскольку она оказывает влияние на решения индивидов о потреблении и сбережении и на решения фирм об инвестициях. Рост денежной массы увеличивает номинальные доходы населения, стимулирует совокупный спрос и может привести к инфляции. И наоборот, сокращение денежной массы снижает совокупный спрос и инфляцию.
Для уменьшения циклических колебаний следует сокращать денежную массу в период подъема (снижая совокупный спрос) и увеличивать ее в период спада (стимулируя совокупный спрос).
Фискальная политика предполагает воздействие на фазы экономического цикла с помощью изменения государственных расходов и налогов. Изменение государственных расходов также влияет на сдвиг кривой совокупного спроса, изменение же налогов воздействует на совокупное предложение. В фазе подъема следует проводить сдерживающую политику – сокращать государственные расходы и увеличивать налоги, в фазе спада стимулирующую — увеличивать госрасходы и снижать налоги.
73. Мировое хозяйство: сущность, структура и основные тенденции развития.
Мировое хозяйство – совокупность национальных хозяйств отдельных стран, связанных между собой международным разделением труда и системой международных экономических отношений.
Структура мирового хозяйства неоднородна и существуют разные критерии ее выделения:
1. Уровень мирового хозяйства:
а) высокоразвитые индустриальные страны (ВВП свыше 10 тыс. долларов на душу населения) – входит знаменитая семерка стран
б) новоиндустриальные (от 3 до 10 тыс. долларов на душу населения)
в) развивающиеся (от 1 до 3 тыс. долларов)
2. Географический:
а) США и Канада
б) Западная Европа
в) Восточная Европа
г) Тихоокеанские страны
д) Африка
3. Уровень открытости экономики:
а) большая открытая экономика;
б) закрытая экономика (автаркия)
4. Социально-экономический тип хозяйства:
а) мировая капиталистическая система
б) мировая система социализма
в) страны 3-го мира
Процессы развития экономики:
Международное разделение труда (МРТ) – исторически сложившаяся система общественного разделения труда.
Осуществляется на трех уровнях:
1) общее разделение труда – затрагивает крупные сферы
2) частное разделение труда – по отраслям
3) единичное разделение труда – осуществляется на внутрифирменном уровне
Значение разделения труда:
1. Значительная экономия овеществленного труда.
2. Повышение производительности живого труда.
3. Обеспечивает более полное удовлетворение потребностей общества
Встречный процесс – международное кооперирование (кооперация – добровольное объединение людей для совместной производственной деятельности).
Формы взаимодействия:
1. Международная или мировая торговля (самая древнейшая)
2. Международные валютные отношения
3. Международная миграция капитала
4. Международная миграция рабочей силы
5. Международный научно-
6. Создание и совместная эксплуатация элементов инфраструктуры мирового хозяйства
Тенденции, которые сопровождают развитие мирового хозяйства:
1. Рост взаимозависимости отдельных частей, который ведет к экономической интеграции.
Экономическая интеграция – высшая ступень международно-экономического сотрудничества. Особенность экономической интеграции – взаимное переплетение хозяйственной деятельности отдельных частных предприятий, образование так называемых международных компаний (ТНК – транснациональные корпорации – однонациональная, сфера деятельности – разные страны. МНК – международно-национальные компании – межгосударственные).
На макроэкономическом уровне проводится согласованная политика на уровне государств (создание для этого наднациональных органов (институтов) управления и интеграции) – ЕС – типичный образец.
Виды интеграционных экономических группировок:
а) Зона свободной торговли. Смысл – отмена таможенных барьеров во взаимной торговле.
б) Таможенный союз – свободное перемещение товаров внутри плюс – единый таможенный тариф по отношению к третьим странам
в) Общий рынок – ликвидируются барьеры не только в торговле, но и при перемещении рабочей силы.
г) Экономический союз – первые три пункта плюс – единая экономическая политика (1957 г. – создан был Евросоюз).
2. Общая тенденция к выравниванию общего уровня экономического развития тех стран, которые входят в группировку.
3. Сохранение элементов соперничества в борьбе за рынки сбыта, за условия и т.д.
4. Усиливается необходимость установления нового экономического порядка в мире, т.е. (стоимость единицы сырья и единицы готовой продукции 1/10) необходимость новых переговоров.
5. Глобальные проблемы, имеющие общемировое значение. В таких условиях возникает надобность развития и дальнейшего усовершенствования.
74. Международные экономические
отношения и формы их
Международные экономические отношения включают в себя многоуровневый комплекс экономических отношений между отдельными странами, их региональными объединениями и субъектами, а также отдельными предприятиями (транснациональными, многонациональными) корпорациями в системе мирового хозяйства. При рассмотрении международных экономических отношений с точки зрения науки, объектом изучения становится не экономика зарубежных стран, а особенности их экономических отношений, причем только наиболее часто повторяющиеся, типичные, характерные, определяющие отношения.
В изучение международных экономических отношений входят два аспекта:
1) собственно международные
Информация о работе Категория «экономика» и сферы ее применения