Категория «экономика» и сферы ее применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 02:13, контрольная работа

Описание работы

Экономика – от древнегреческого «ойкономия» - «ойкос» - дом, хозяйство; «номос» - правило, закон.
Расшифровывалось как наука о правилах ведения домашнего хозяйства (домоводство).
Ввел в оборот Ксенофонт, живший в IV-III веках до н. э.
Первое значение слова «экономика» – категория обозначающая специфическую деятельность человека по ведению хозяйства.
Экономика в широком смысле слова – совокупность отношений, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.

Файлы: 1 файл

Ekonomika (1).docx

— 4.27 Мб (Скачать файл)

Одна из проблем рыночной экономики – неравенство доходов.

Для измерения дифференциации доходов используют следующие способы подсчета:

1) концентрация доходов  у отдельных групп населения: доля в общей численности населения, и доля присваиваемого дохода.

2) характеристика неравенство  доходов в обществе через действие  кумулятивного эффекта.

 

 

71. Социальная политика  государства в условиях рыночных  отношений.

 

Социальная политика отражает взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения, составляющих его классов, слоев, социальных групп.

Социальная политика направлена на решение следующих задач:

1) стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;

2) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;

3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения  путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов

4) развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

Таким образом, политика доходов представляет собой составную часть социальной политики государства. Последняя направлена, в частности, на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной  экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

 

Социальная политика в переходный период отличается не  столько набором своих направлений, функций и целей сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами. В условиях переходной экономики действует объективное противоречие между целями и средствами. С одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на расширение социальных программ, с другой — решение этой задачи наталкивается на крайне скудные и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества (сокращение ВВП, снижающаяся собираемость налогов и др.).

Как уже отмечалось, для переходной экономики характерно резкое увеличение дифференциации доходов населения. В дополнение к различиям в степени адаптации к рыночным условиям отдельных групп населения неравенство в доходах усиливается трансформационным спадом, высокой инфляцией, массовой вынужденной безработицей, которые вызывают значительное снижение уровня жизни преобладающей части населения, особенно в самом начале переходного периода.

В этих условиях государство вынуждено (даже вопреки объективной логике сокращения государственного вмешательства в экономику) активно участвовать в перераспределении доходов. Как говорилось выше, главными средствами перераспределения доходов населения являются прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Однако возможности государства в этот период весьма ограниченны. Во-первых, приватизация объективно ведет к сокращению государственных доходов. Во-вторых, значительное повышение налоговых ставок ослабляет стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям. В-третьих, резкий рост социальных трансфертов ослабляет стимулы к труду. Поэтому социальная политика в переходный период призвана сократить разрыв в доходах различных категорий населения,       не подорвав при этом заинтересованности в труде, включая предпринимательскую деятельность.

Социальная политика государства включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме  социального партнерства,  которое предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами «общественного договора» в области экономической и социальной политики.

Социальное партнерство активно используется в промышленно развитых и переходящих к рыночной экономике странах для выработки и проведения политики доходов. Инструментом такого взаимодействия являются трехсторонние комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов, которые ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику заработной платы и некоторых социальных выплат. Соглашения о социальном партнерстве регламентируют деятельность работодателей (своевременная выплата и индексация заработной платы, создание новых рабочих мест, соблюдение техники безопасности) и наемных работников (соблюдение технологической дисциплины и др.).

 

 

 

72. Теории экономических циклов. Концепции антициклической политики государства.

 

Экономический цикл (деловой цикл):

– периодический взлет и падение деловой активности, как результат сложения колебаний различных показателей макроэкономической активности (общий объем продаж продукции; общий уровень цен; уровень безработицы или занятости; загрузки производственных мощностей; уровень процентной ставки и т.д.), представленный в итоге уровнем реального ВНП;

– промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономической конъюнктуры.

Выделяют две группы теорий, объясняющих цикличность экономического роста.

1. Теории, которые объясняют циклическое  изменение экономики внешними  воздействиями (экзогенными факторами) называют экстернальными теориями: войны, революции, освоение новых территорий, новые открытия.

2. Теории, которые объясняют цикл внутренними  факторами – называются интернальными теориями (например, монетарные теории, теории недопотребления).

Левые теории: частная форма собственности не позволяет государству в полной мере регулировать экономику.

Антициклическая политика.

Циклическое развитие экономики вызывает колебания основных макроэкономических показателей – национального дохода, занятости, инфляции и др. Эти колебания неблагоприятно влияют прежде всего на население страны, которое выступает в роли потребителей, наемных работников или предпринимателей. Для того чтобы смягчить негативные последствия и сгладить циклические колебания государство проводит стабилизационную политику. Ее суть заключается в том, чтобы сдерживать экономику в фазе подъема, не допускать перегрева, а также поддерживать экономику  на стадии спада и не давать ей «упасть» слишком глубоко.

Основными инструментами стабилизационной программы являются:

  • денежно-кредитная (или монетарная)
  • бюджетно-налоговая (или фискальная) политики.

Монетарная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Следует отметить, что монетарная политика воздействует, прежде всего, на совокупный спрос, поскольку она оказывает влияние на решения индивидов о потреблении и сбережении и на решения фирм об инвестициях. Рост денежной массы увеличивает номинальные доходы населения, стимулирует совокупный спрос и может привести к инфляции. И наоборот, сокращение денежной массы снижает совокупный спрос и инфляцию.

Для уменьшения циклических колебаний следует сокращать денежную массу в период подъема (снижая совокупный спрос) и увеличивать ее в период спада (стимулируя совокупный спрос).

Фискальная политика предполагает воздействие на фазы экономического цикла с помощью изменения государственных расходов и налогов. Изменение государственных расходов также влияет на сдвиг кривой совокупного спроса, изменение же налогов воздействует на совокупное предложение. В фазе подъема следует проводить сдерживающую политику – сокращать государственные расходы и увеличивать налоги, в фазе спада стимулирующую — увеличивать госрасходы и снижать налоги.

 

 

 

73. Мировое хозяйство: сущность, структура  и основные тенденции  развития.

 

Мировое хозяйство – совокупность национальных хозяйств отдельных стран, связанных между собой международным разделением труда и системой международных экономических отношений.

 

Структура мирового хозяйства неоднородна и существуют разные критерии ее выделения:

1. Уровень мирового  хозяйства:

а) высокоразвитые индустриальные страны (ВВП свыше 10 тыс. долларов на душу населения) – входит знаменитая семерка стран

б) новоиндустриальные (от 3 до 10 тыс. долларов на душу населения)

в) развивающиеся (от 1 до 3 тыс. долларов)

2. Географический:

а) США и Канада

б) Западная Европа

в) Восточная Европа

г) Тихоокеанские страны

д) Африка

3. Уровень открытости  экономики:

а) большая открытая экономика;

б) закрытая экономика (автаркия)

4. Социально-экономический  тип хозяйства:

а) мировая капиталистическая система

б) мировая система социализма

в) страны 3-го мира

Процессы развития экономики:

Международное разделение труда (МРТ) – исторически сложившаяся система общественного разделения труда.

Осуществляется на трех уровнях:

1) общее разделение труда – затрагивает крупные сферы

2) частное разделение труда – по отраслям

3) единичное разделение труда  – осуществляется на внутрифирменном уровне

Значение разделения труда:

1. Значительная экономия овеществленного труда.

2. Повышение производительности живого труда.

3. Обеспечивает  более полное удовлетворение потребностей общества

Встречный процесс – международное кооперирование (кооперация – добровольное объединение людей для совместной производственной деятельности).

Формы взаимодействия:

1. Международная  или мировая торговля (самая древнейшая)

2. Международные валютные отношения

3. Международная миграция капитала

4. Международная миграция рабочей силы

5. Международный научно-технический обмен

6. Создание  и совместная эксплуатация элементов инфраструктуры мирового хозяйства

Тенденции, которые сопровождают развитие мирового хозяйства:

1. Рост взаимозависимости отдельных частей, который ведет к экономической интеграции.

Экономическая интеграция – высшая ступень международно-экономического сотрудничества. Особенность экономической интеграции – взаимное переплетение хозяйственной деятельности отдельных частных предприятий, образование так называемых международных компаний (ТНК – транснациональные корпорации – однонациональная, сфера деятельности – разные страны. МНК – международно-национальные компании – межгосударственные).

На макроэкономическом уровне проводится согласованная политика на уровне государств (создание для этого наднациональных органов (институтов) управления и интеграции) – ЕС – типичный образец.

Виды интеграционных экономических группировок:

а) Зона свободной торговли. Смысл – отмена таможенных барьеров во взаимной торговле.

б) Таможенный союз – свободное перемещение товаров внутри плюс – единый таможенный тариф по отношению к третьим странам

в) Общий рынок – ликвидируются барьеры не только в торговле, но и при перемещении рабочей силы.

г) Экономический союз – первые три пункта плюс – единая экономическая политика (1957 г. – создан был Евросоюз).

2. Общая тенденция к выравниванию общего уровня экономического развития тех стран, которые входят в группировку.

3. Сохранение элементов соперничества в борьбе за рынки сбыта, за условия и т.д.

4. Усиливается необходимость установления нового экономического порядка в мире, т.е. (стоимость единицы сырья и единицы готовой продукции 1/10) необходимость новых переговоров.

5. Глобальные проблемы, имеющие общемировое значение. В таких условиях возникает надобность развития и дальнейшего усовершенствования.

 

 

 

74. Международные экономические  отношения и формы их реализации.

 

Международные экономические отношения включают в себя многоуровневый комплекс экономических отношений между отдельными странами, их региональными объединениями и субъектами, а также отдельными предприятиями (транснациональными, многонациональными) корпорациями в системе мирового хозяйства. При рассмотрении международных экономических отношений с точки зрения науки, объектом изучения становится не экономика зарубежных стран, а особенности их экономических отношений, причем только наиболее часто повторяющиеся, типичные, характерные, определяющие отношения.

В изучение международных экономических отношений входят два аспекта:

1) собственно международные экономические  отношения;

Информация о работе Категория «экономика» и сферы ее применения